Магистерский диплом на тему Климатическая политика Евросоюза
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛИМАТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЕС 9
1.1. Изменение климата как глобальная проблема 9
1.2. Становление климатической политики ЕС 26
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ ЕС В ОБЛАСТИ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА 35
2.1.Программа действий по защите окружающей среды 35
2.2. Особенности реализации стратегии в области изменения окружающей среды и климата 51
ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ КЛИМАТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОСОЮЗА 64
3.1. Влияние политики ЕС в области изменения климата на отношения с Россией 64
3.2. Тенденции современной климатической политики Евросоюза 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
Список использованных источников и литературы 93
Введение:
Актуальность исследования. Проблема изменения современного глобального климата и, прежде всего, его температурных характеристик представляется актуальной для современной науки и практики. Эта проблема определяется необходимостью прогнозирования последствий климатических изменений для природной среды и общества. Наиболее важным в проблеме исследования и прогнозирования изменений климата является вопрос о причинах, вызывающих эти изменения.
Особая актуальность проблемы связанной с изменением глобального климата определяется тем, что в настоящее время отмечаются заметные тренды в изменении приповерхностной температуры воздуха, температуры поверхности океана, в повышении его уровня, сокращении площади морских льдов, деградации горных ледников и вечной мерзлоты.
Актуальность исследования объясняется тем, что в самые последние годы наметились три опасных процесса в международной области, негативно повлиявших на состояние проблем в области международной климатической политики и безопасности:
— во-первых, обострение международной напряженности между рядом ведущих стран Запада и другими государствами мира, вызванное стремлением западных стран силовыми средствами сохранить существующие военно-политическую и финансово-экономическую системы в условиях быстрого изменения соотношения сил между разными центрами силы;
— во-вторых, нарастание остроты глобальных экологических проблем и растущее отставание в процессе подготовки и реализации принятых решений в области международной экологической безопасности;
— в-третьих, снизилась эффективность основных переговорных механизмов — ООН, ее органов и ассоциированных организаций – в результате целенаправленных попыток ряда западных стран ослабить международно-правовую и институциональную систему миропорядка.
Европейский Союз представляет собой объединение, которое проводит активную внешнюю политику по защите окружающей среды. Изучение его опыта, особенностей формирования, практической реализации в условиях необходимости выработки согласованной позиции 27 стран-участниц, представляет интерес как для научного исследования, так и для возможного заимствования опыта в условиях Российской Федерации.
Объект исследования – климатическая политика Европейского Союза.
Предмет исследования. Предметом исследования является совокупность механизмов, форм, основных направлений климатической политики Европейского Союза.
Цель работы заключается в комплексном анализе климатической политики Европейского Союза.
Задачи исследования. Достижение цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
— рассмотреть изменение климата как глобальную проблему;
— исследовать становление климатической политики ЕС;
— изучить программу действий в области защиты окружающей среды;
˗ проанализировать особенности реализации стратегии в области изменения окружающей среды и климата;
— определить влияние политики ЕС в области изменения климата на отношения с Россией;
— выявить тенденции современной климатической политики Евросоюза.
Методология и методы исследования. При работе над данной темой использовался подход историографического анализа, в рамках которого применялись историографический, хронологический, проблемно-хронологический методы для исследования динамики развития вопроса климатической политики Евросоюза.
Также, в ходе анализа применяется метод описательного линейного анализа для рассмотрения вопросов формирования стратегии ЕС по климату, разработки политики, которая сосредотачивается на динамической связи между более широким контекстом, в рамках которого осуществляется политическая деятельность.
Кроме того, при написании данной работы большое внимание уделяется структурному анализу для изучения внутренней структуры и закономерностей функционирования Европейского Союза, системному анализу, в рамках которого использовался структурно-функциональный метод для обследования угрозы, исходящей из климатической политики на региональном и международном уровнях.
Степень изученности проблемы. Климатическая политика Европейского Союза представляет собой достаточно острую, но вместе с тем, специфическую тематику. В этой связи можно отметить, что большая часть материалов по данному направлению написана в самом Евросоюзе.
Среди отечественных авторов можно выделить работы А. Гусева и А. Гусева , и Е. Матвеевой , которые посвящены в целом политике по защите окружающей среды ЕС.
Среди зарубежных работ можно отметить материалы А. Бентли , который рассматривает становление климатической политики как глобальной проблемы; Б. Сингха и О. Сингха , изучающих влияние глобального потепления на изменение климата; А. Галенович , изучающего отношения России и Евросоюза в экологической сфере.
Важную роль в исследовании сыграли материалы, опубликованные различными структурами, том числе аналитическими центрами, Европейского Союза , а также других международных и региональных структур . В них дается подробная информация и анализ климатической политики Евросоюза.
Источниковая база исследования. В процессе работы над диссертационным исследованием были использованы опубликованные письменные источники, среди которых законодательные документы, документы международных организаций, статистические источники. К законодательным документам относятся Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата , Парижское соглашение , Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата , являющиеся основными международными документами, регулирующими климатическую политику. Климатическая доктрина Российской Федерации раскрывает позицию России по вопросам изменения климата.
Важное значение имеют международные документы Европейского Союза. Среди них следует отметить комплекс директив, регулирующих те или иные аспекты защиты окружающей среды, в том числе изменения климата . Особое место занимают Шестая и Седьмая программы по защите окружающей среды, детально раскрывающие основные направления климатической политики ЕС.
Наконец, к статистическим источникам относится доклад Европарламенту о выполнении Седьмой программы по защите окружающей среды , подготовленный Комитетом по защите окружающей среды, общественного здоровья и продовольственной безопасности, который раскрывает достижении и недостатки выполнения планов в сфере климатической политики Евросоюза.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Заключение:
Глобальное потепление и изменение климата стали реальностью современного мира в качестве одной из глобальных проблем, угрожающих существованию человечества. Международное сообщество вынуждено принимать согласованные меры по смягчению последствий климатических изменений. Важными этапами развития международного сотрудничества стали Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (1992 год), Киотское соглашение (1997 год) и ныне действующее Парижское соглашение (2015 года).
С самого начала Европейский Союз стал играть ведущую ролью в глобальном управлении климатом, добиваясь принятия амбициозных международных обязательств. Будучи единственной региональной организацией, являющейся членом Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и Киотского протокола, ЕС можно считать уникальным международным субъектом в области климата.
Делясь компетенциями в области климатической политики со своими государствами-членами, присутствие ЕС в международном климатическом режиме не заменяет, а скорее дополняет присутствие его 27 членов. В результате идентичность и роль ЕС в режиме сталкивается с ограничениями, которые не распространяются ни на одну другую сторону. Поэтому для понимания участия ЕС в управлении глобальным климатом необходимо учитывать особую природу идентичности ЕС как международного субъекта или субъекта.
Современная климатическая политика в ЕС развивается с 1990 года, вводя общие меры в области выбросов парниковых газов, возобновляемых источников энергии и энергоэффективности. Основа климатической политики в масштабах ЕС была разработана, внедрена и пересматривалась с течением времени.
Программы по защите окружающей среды ЕС служат базовыми документами реализации его климатической политики. Седьмая программа ЕС формулирует три тематические цели:
— защита, сохранение и приумножение природного капитала Союза;
— превращение Союза в ресурсосберегающую, экологически чистую и конкурентоспособную низкоуглеродную экономику;
— защита граждан Союза от давления, связанного с окружающей средой, и рисков для здоровья и благополучия.
Неспособность полностью реализовать существующую политику не позволяет Союзу достичь требуемых стандартов качества. Брюссель выступает в качестве лидера экологического движения в мире, что находит отражение в принимаемых документах.
Климатическая программа IEEP затрагивает ключевые современные проблемы, в частности, международные переговоры, роль биоэнергетики, стратегии в области транспорта, финансирование и бюджет ЕС, энергосбережение и проблемы адаптации.
Изменение климата — сложная проблема, которая требует скоординированного политического реагирования. На основе выполнения Седьмой программы по защите окружающей среды, можно отметить, что противодействие процессам изменения климата возникает во всех областях работы, начиная с решения вопросов экологического руководства в связи с международными переговорами или в сельском хозяйстве.
Для сокращения выбросов парниковых газов, вызывающих глобальное повышение температуры, необходимы дальнейшие целенаправленные меры по смягчению последствий. Транспортный и энергетический секторы являются крупнейшими источниками выбросов углекислого газа (CO2) в ЕС, поэтому внимание во многом сосредоточено на политике, регулирующей эти области. Энергетический сектор имеет ключевое значение для сокращения выбросов CO2 и использования ресурсов: снижение энергопотребления должно происходить за счет управления спросом и повышения эффективности, хорошо спланированных технологий использования возобновляемых источников энергии, устойчиво внедряемой биоэнергетики и других новых технологий смягчения последствий, таких как улавливание и хранение углерода.
Седьмая программа по защите окружающей среды стала важным стратегическим руководством как для ЕС, так и для государств-членов, в реализации климатической политики. Она определяет повестку дня, которая оказывает положительное влияние на граждан и окружающую среду, и повышает ответственность. Тем не менее, существует несколько ключевых областей, в которых ее неэффективное выполнение способствует ухудшению состояния окружающей среды и создает прямые угрозы для здоровья граждан. Эти районы включают: неустойчивое землепользование и рыболовство; утрата биоразнообразия; качество воздуха; шум окружающей среды; управление отходами; и воздействие химических веществ. В первую очередь необходимы меры законодательного характера. Дальнейший прогресс в достижении целей можно достичь, сосредоточившись на трех основных темах: пробелы в знаниях, согласованность политики и финансирование.
В реализации климатической политики непосредственным приоритетом является выполнение действующего законодательства и поддерживающей политики. Широкий набор целей и лишь частичное их достижение показывают, что будущее планирование должно быть сосредоточено на вопросах, которые имеют фундаментальное значение для защиты окружающей среды и здоровья человека, а не на добавлении широкого спектра новых целей и подцелей в и без того амбициозную программу. Поэтому программы будущего должны быть проще и понятнее, сфокусированнее. Это также будет способствовать лучшему мониторингу и обратной связи.
Россия и ЕС являются стратегическими партнерами с общими экологическими проблемами и интересами на трансграничном, европейском, региональном и глобальном уровнях. Россия и ЕС сотрудничают в региональных экологических структурах. Они также являются партнерами в глобальных многосторонних природоохранных соглашениях и форумах. Россия и ЕС работают вместе над повышением эффективности использования ресурсов, устранением неустойчивых моделей потребления и производства и улучшением совместимости экологической политики с целью обеспечения высокого уровня защиты окружающей среды посредством прозрачного и последовательного применения законодательства и нормативных актов.
Краеугольным камнем отношений между Россией и ЕС является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое создало институциональную основу для диалога. Саммиты проводятся два раза в год.
Сотрудничество между Россией и ЕС ведется в рамках четырех «общих пространств». Одно из этих общих пространств охватывает экономические проблемы и окружающую среду.
Официальный экологический диалог между Россией и ЕС в рамках этого общего пространства был начат в 2006 году, когда встречи на высоком уровне в рамках Постоянный совет партнерства по окружающей среде проводились примерно каждые два года.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛИМАТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЕС
1.1. Изменение климата как глобальная проблема
Глобальное потепление и изменение климата измеряются средними глобальными температурами. Считается, что природные явления и деятельность человека являются основными причинами такого повышения температуры. Изменение климата, вызванное ростом выбросов углекислого газа транспортными средствами, заводами и электростанциями, не только повлияет на атмосферу и море, но также изменит геологию Земли. Выбросы углекислого газа в результате использования ископаемой энергии изменяют климат, и, согласно оценкам, ожидается, что температура будет расти в среднем на 2-6 градусов Цельсия в течение периода до 2100 года, что является сильнейшим показателем по сравнению с текущей средней температурой 1,7 градусов Цельсия .
Это может вызвать огромные изменения во всей человеческой цивилизации, как положительные, так и отрицательные, но общее влияние на общество в настоящее время очень неопределенно. Прогнозы показывают, что сильные штормы могут прибрежные города уже в следующем десятилетии, а некоторые страны сильно пострадают уже в среднесрочной перспективе.
Глобальное потепление вызвано прежде всего увеличением «парниковых» газов, таких как диоксид углерода (CO2), закись азота (NOX), диоксид серы (SO2), водород и т.п. Таким образом, потепление планеты приводит к изменениям климата, которые могут отрицательно влиять на погоду. Основными показателями глобального потепления являются следующие :
— температура над землей;
— горные снежные покровы и ледники;
— содержание тепла в океане;
— морской лед;
— уровень моря;
— температура морской поверхности;
— температура над океаном;
— влажность;
— тропосферная температура.
Глобальное потепление в сегодняшнем сценарии представляет угрозу или как минимум вызовы для выживания человечества. Сырая нефть, уголь и газ являются основными ресурсами для мировых поставок энергии. Как следствие, только в Индии, по оценкам, загрязнение автотранспорта возросло в восемь раз за последние два десятилетия. Один только этот источник, по оценкам, составляет около 70 процентов от общего загрязнения воздуха. Индия занимает пятое место в мире после США, Китая, России и Японии. Ожидается, что вклад Индии в мировые выбросы углерода в ближайшие годы увеличится из-за быстрых темпов урбанизации, увеличения использования автотранспорта и дальнейшего использования старых и более неэффективных угольных и топливных электростанций .
С увеличением глобальной средней температуры Земли, то есть с глобальным потеплением, различные воздействия на изменение климата создают возрастающие риски, такие как:
— угроза исчезающим видам и уникальным экосистемам;
— ущерб от экстремальных климатических явлений;
— влияние, которое в наибольшей степени падает на развивающиеся страны;
— глобальная бедность, измеряемая общими социальными, экономическими и экологическими воздействиями;
— крупномасштабные масштабные природные катастрофы и т.д.
Последствия или воздействия изменения климата могут быть физическими, экологическими, социальными, политическими и экономическими. Свидетельства наблюдаемого изменения климата включают инструментальную температурную запись, повышение уровня моря и уменьшение снежного покрова в Северном полушарии. Прогнозируется, что будущие изменения климата будут включать дальнейшее глобальное потепление (то есть тенденцию к повышению средней глобальной температуры), повышение уровня моря и вероятное увеличение частоты некоторых экстремальных погодных явлений.
Потепление климата вызвало тревогу в международном сообществе и организациях. Так, Всемирная организация здравоохранения публикует регулярные материалы по данной теме .
Первые исследования касательно текущего ситуации с климатом начались еще в 1960-е годы. В этот период климат становится объектом серьезных научных исследований. Хотя ряд ученых ранее исследовали потенциальную связь между выбросами человека и глобальным потеплением, впервые стали предприниматься попытки разработать соответствующие механизмы и модели. В этот же период получили развитие дискуссии о том, устойчивы ли тенденции к потеплению.
В 1970-е годы исследования климата проводились в основном в рамках нескольких стран. В США правительство поддержало эти исследования, но не признавало это как политическую проблему. Однако в течение этого десятилетия изменение климата привлекало все больше внимания. Большую роль сыграла Конференция ООН 1972 года в Стокгольме, а соответствующие научные доклады популяризировали экологические проблемы и повысили вероятность того, что человеческая деятельность может привести к кризису. Министерства энергетики и другие государственные органы США и стран Запада приступили к изучению этой проблемы и стали выпускать отчеты .
В 1979 году был опубликован отчет Жюля Чарни из Массачусетского технологического института, в котором предсказывалось, что удвоение выбросов CO2 приведет к глобальному потеплению на 3ºC. Это первый доклад, в котором четко указано, что изменение климата стало политической проблемой.
В течение 1980-х годов в докладах стала широко отражаться озабоченность климатическими изменениями. В Сенате США прошли первые слушания с использованием результатов проведенных научных исследований, а в 1985 году под эгидой Экологической программы ООН и Всемирной метерологической организацией проведена первая глобальная конференция. В 1988 году создана Межправительственная группа экспертов по изменению климата – организация экспертов, призванная давать оценку техногенным факторам изменения климата . Годом ранее в США был принят Закон о защите климата, который предписывал государству подготовить варианты политических решений по изменению климата. В 1988 году необычно жаркое лето катализирует политическую активность по вопросам климата в США. Климатическая научная конференция в Торонто рекомендовала 20% сокращение выбросов. В 1990 году был опубликован первый доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата.