Магистерский диплом на тему Казначейский контроль целевого использования бюджетных средств.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические аспекты деятельности федерального казначейства: его 3
роль и функция в части контроля целевого использования бюджетных 5
средств 5
1.1 Сущность, цели, задачи и принципы казначейского контроля 5
1.2 Контроль целевого использования бюджетных средств 10
1.3 Методы казначейского контроля 17
2. Исследование практики осуществления казначейского контроля 22
целевого использования бюджетных средств на примере УФК по 22
Ставропольскому краю 22
2.1. Краткая характеристика территориального органа федерального 22
казначейства 22
2.2. Основные параметры федерального бюджета по Ставропольскому 34
краю 34
2.3. Исследование организационных аспектов казначейского контроля 35
исполнения бюджета по Ставропольскому краю 35
3. Направления совершенствования казначейского контроля исполнения 39
бюджета Ставропольского края 39
3.1 Проблемы и перспективы развития казначейского контроля целевого 39
использования бюджетных средств 39
3.2. Разработка программы по развитию казначейского контроля 43
расходования бюджета 43
3.3. Оптимизация организации работы УФК по Ставропольскому краю 51
Заключение 71
Список использованных источников 78
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях глобализации экономики особенно важной для финансово-бюджетной системы Российской Федерации является способность поддерживать стабильное состояние и сбалансированность бюджетных ресурсов, сохраняя тем самым эффективность управления государственными и муниципальными финансами. В этой связи в решении задач, стоящих перед органами государственной власти РФ, особое значение приобретает управление возникающими в процессе реализации бюджетного цикла рисками, являющимися важнейшим фактором, влияющим на эффективность бюджетного процесса, и их минимизация.
Укрепление института государственного финансового контроля над использованием государственных средств является гарантом стабильности российской экономики. В условиях сложной финансовой ситуации для изыскания возможных внутренних финансовых резервов необходима реализация системного подхода в части обоснованности использования бюджетных средств, как на стадии формирования бюджетных проектировок, так и на этапе их освоения (использования) при выполнении мероприятий государственных программ и иных программ стратегического развития. Поэтому от эффективности работы органа государственного финансового контроля во многом зависит оптимизация понесенных государством бюджетных расходов, а от открытости и прозрачности результатов такого контроля растет доверие общества к государству. Это и обуславливает актуальность темы исследования.
Целью данной работы является проведение анализа целевого использования бюджетных средств и организации казначейского контроля, определение направлений его улучшения.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) рассмотреть теоретические аспекты деятельности федерального казначейства, его роль и функцию в части контроля целевого использования бюджетных средств;
2) проанализировать осуществление казначейского контроля целевого использования бюджетных средств на примере УФК по Ставропольскому краю;
3) разработать направления совершенствования казначейского контроля исполнения бюджета Ставропольского края.
Объект изучения – деятельность УФК по Ставропольскому краю.
Предмет изучения – казначейский контроль целевого использования бюджетных средств.
Исследование было построено на основе следующих методов: дедуктивный, аналитический, экспертных оценок и системно-логический. В работе также были использованы статистический, опытно-экспериментальный, прогнозный методы исследования.
Полученные результаты представлены в работе в виде конкретных выводов и рекомендаций для УФК по Ставропольскому краю.
Практическая значимость результатов работы состоит в возможности использования их в работе УФК по Ставропольскому краю.
Выводы и предложения могут быть использованы на практике в области казначейского контроля.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования для решения вопросов казначейского контроля целевого использования бюджетных средств в России.
Текст работы:
Федеральное казначейство – это единая централизованная система органов исполнительной власти, что вмещает органы по субъектам Российской Федерации и субъектам местного самоуправления. Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для ведения хозяйственных операций. Единую централизованную систему органов казначейства возглавляет начальник Главного управления Министерства финансов РФ в ранге заместителя министра.
Организует Федеральное казначейство исполнение и реализует федеральный бюджет, а при присутствии соответствующих соглашений – также бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Оно производит операции со средствами бюджета, открывает и закрывает счета для зачисления и выдачи бюджетных средств в Центральном банке и уполномоченных кредитных организациях, ведет лицевые счета распорядителей средств и бюджетополучателей. Ведет Казначейство сводный реестр главных распорядителей, получателей и распорядителей средств федерального бюджета, оно осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, финансируется деятельность которых из бюджетных средств.
За правильность исполнения федерального бюджета несет ответственность Казначейство, ведение счетов и управление бюджетными средствами, полноту и своевременность зачисления средств на счета получателей. Оно отвечает за своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета, осуществление контроля над соблюдением бюджетного законодательства. Также в сферу ответственности казначейства, не включенных в бюджетную роспись, входит финансирование расходов, а также финансирование расходов сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
В Федеральном казначействе создана внешняя информационная система, позволяющая обеспечить взаимодействие с информационной системой Счетной палаты РФ.
В рамках такого взаимодействия обеспечивается обмен информацией о планах проведения контрольных мероприятий, а также о результатах проведенных проверок, ревизий между органами внутреннего и внешнего государственного финансового контроля. Заключен целый ряд соглашений о сотрудничестве и взаимодействии Федерального казначейства с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, МВД России. Росфиннадзор, который ранее исполнял подобные полномочия по осуществлению контроля, также заключал подобные соглашения. Но такого тесного сотрудничества с правоохранительными и иными органами, которое выстроено в Казначействе и которое приносит большие результаты, не было.
Значение государственного бюджета обусловлено не только объемом средств, которые сосредоточены в нем. В непосредственной взаимосвязи с бюджетом и под его влиянием функционируют все другие звенья финансовой системы.
Наличие бюджета создает возможность для маневрирования при распределении средств на нужды общества с учетом их приоритетности в течении определенного промежутка времени.
В будущем роль государственного бюджета в социальных процессах будет расти. Обусловлено это тем, что именно бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами является финансовым основой для осуществления социальных преобразований, перехода на новый уровень социального обслуживания населения. Кроме того, государственный бюджет призван нивелировать социальные последствия расслоения граждан по их материальным состояниям.
Понятие участников бюджетного процесса, закрепленное в законодательной базе России, нечеткое, не дает возможности точно определить, кто является участником бюджетного процесса, а кто нет. К субъектам, в отношении которых это не можно однозначно утверждать, относятся также налоговые и таможенные органы, но их роль в выполнении бюджета по доходам очень важна и должна быть определена.
В бюджетном процессе задействованы органы государства и местного
самоуправления, представители бюджетных учреждений и другие, участвующие в бюджетной деятельности на всех или на любой из стадий и называются участников бюджетного процесса.
Бюджетные правоотношения по своей природе является разновидностью процессуальных правоотношений, а потому могут возникать, развиваться и прекращаться только в пределах бюджетного процесса. Поэтому участники бюджетного процесса — это участники бюджетных правоотношений.
Ежегодно Федеральным законом «О федеральном бюджете» на текущий год устанавливаются показатели, обязательные к исполнению. К таким показателям относятся и доходы государственного бюджета, которые, в свою очередь, делятся на налоговые, неналоговые поступления, доходы от операций с капиталом, трансферты. Налоговыми поступлениями признаются установленные законами о налогообложении общегосударственные налоги и
сборы, обязательные платежи и местные налоги, сборы и обязательные платежи . Про их своевременное и полное поступление в федеральную казну, то есть за выполнение установленного законом на соответствующий год бюджетного показателя доходов следит налоговая служба России.
Существует значительное количество форм и методов финансового контроля. Прежде всего, необходимо отметить, что финансовый контроль в бюджетном учреждении осуществляется государством. Порядок проведения проверок устанавливается Бюджетным кодексом, Правительством РФ, нормативными актами, определяющими функции и полномочия соответствующего финансового органа В соответствии со ст. 265 Бюджетного кодекса РФ Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю (УФК по Ставропольскому краю) является территориальным органом Федерального казначейства, созданным в границах Ставропольского края, и находится в непосредственном подчинении Федерального казначейства.
Управление является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В УФК по Ставропольскому краю управленческая деятельность происходит главным образом на уровне экстраполирования прошлых и настоящих тенденций.
Доведение принятых решений контролируется и анализируется для проведения соответствующих корректировок. Однако, можно выделить следующие минусы в управленческой деятельности УФК по Ставропольскому краю: четкого описания обязательств, касающихся реализации функции прогнозирования нет ни в одной из должностных инструкций. Как итог, такой вид управленческой деятельности происходит по остаточному принципу без должного несения ответственности за результаты этой работы.
Средняя оценка по УФК по Ставропольскому краю равна 3,9 балла, что есть предпосылкой к осуществлению оптимизации структуры системы управления. Организация структуры управления недостаточно эффективна, т.к. возникает дублирование функций, несвоевременное решение вопросов, в результате чего может возникнуть ситуация, когда исполнители четко не понимают, чьи приказы они должны исполнять.
Численность работников УФК по Ставропольскому краю на 31.12.2018 года составляла 93 единицы (мужчин – 30, женщин — 63). По факту численность работников организации в 2018 году сравнивая с плановым показателем отчетного года выросла на 2 человека, в связи с увеличением объектов контроля организации. В 2018 году Управлением Федерального казначейства по Ставропольскому краю проведено 116 контрольных мероприятий.
Объем проверенных средств составил 77 636 378,29 тыс. рублей В 2018 году направлено объектам контроля 42 представления на сумму нарушений 478 831,43 тыс. рублей, в том числе по контрольным мероприятиям 2017 года – 2 на сумму нарушений 50 488,85 тыс. рублей.
Рассмотрено объектами контроля 48 представлений на сумму нарушений 492 043,72 тыс. рублей, в том числе по контрольным мероприятиям 2017 года – 9 на сумму нарушений 65 734,62 тыс. рублей.
Должностными лицами Управления составлено 17 протоколов об административных правонарушениях. Наложено Управлением и судами штрафов за административные правонарушения на сумму 95,0 тыс. рублей, взыскано – 85,0 тыс. рублей.
С целью совершенствования деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере Казначейство России определило следующие цели по данному направлению:
– максимальная оперативность проведения контрольных мероприятий;
– максимальное качество осуществляемого контроля;
– качество оформления результатов контроля для возможности дальнейшего применения предусмотренных бюджетных мер реагирования.
Зрелая, правильно выстроенная система внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита органа государственной власти обеспечивает прозрачность взаимосвязи между стратегическими целями, организационной структурой и основными компонентами процесса управления рисками. При этом ожидается, что внутренний финансовый контроль и аудит будет способен обеспечить системную работу по устранению причин и условий реализации рисков, приводящих к нарушениям в финансово-бюджетной сфере и недостижению целевых показателей качества финансового менеджмента органа государственной власти в целом. Вследствие этого Казначейство России, как орган контроля в финансово-бюджетной сфере, определяет для себя перспективу модернизации и постепенного усиления упреждающей функции внутреннего государственного финансового контроля, что будет способствовать сокращению фактически совершаемых нарушений, а также обеспечит кардинальное сокращение временного разрыва между моментом совершения нарушений и моментом их выявления и устранения.
Реализация намеченных задач совершенствования профессиональной компетентности и трансформации системы подготовки и повышения квалификации государственных служащих невозможна без углубленной научно-психологической обработки механизмов, закономерностей, принципов, методов развития профессиональной компетентности государственных служащих, преодоление ряда противоречий между:
1) эволюционным развитием науки и практики в направлении компетентно ориентированного образования и действующей научно-ориентированной парадигмой профессиональной подготовки и повышения квалификации государственных служащих;
2) узкопрофессиональной направленностью деятельности специалиста и необходимостью всестороннего и гармоничного развития личности в сфере государственной службы;
3) требованиями общества к профессиональной компетентности государственных служащих и имеющимся уровнем ее развития;
4) динамикой современных общественных процессов, в частности в сфере государственного управления и реальным развитием профессиональной компетентности государственных служащих в системе подготовки и повышения квалификации.
Заключение:
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях глобализации экономики особенно важной для финансово-бюджетной системы Российской Федерации является способность поддерживать стабильное состояние и сбалансированность бюджетных ресурсов, сохраняя тем самым эффективность управления государственными и муниципальными финансами. В этой связи в решении задач, стоящих перед органами государственной власти РФ, особое значение приобретает управление возникающими в процессе реализации бюджетного цикла рисками, являющимися важнейшим фактором, влияющим на эффективность бюджетного процесса, и их минимизация.
Укрепление института государственного финансового контроля над использованием государственных средств является гарантом стабильности российской экономики. В условиях сложной финансовой ситуации для изыскания возможных внутренних финансовых резервов необходима реализация системного подхода в части обоснованности использования бюджетных средств, как на стадии формирования бюджетных проектировок, так и на этапе их освоения (использования) при выполнении мероприятий государственных программ и иных программ стратегического развития. Поэтому от эффективности работы органа государственного финансового контроля во многом зависит оптимизация понесенных государством бюджетных расходов, а от открытости и прозрачности результатов такого контроля растет доверие общества к государству. Это и обуславливает актуальность темы исследования.
Целью данной работы является проведение анализа целевого использования бюджетных средств и организации казначейского контроля, определение направлений его улучшения.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) рассмотреть теоретические аспекты деятельности федерального казначейства, его роль и функцию в части контроля целевого использования бюджетных средств;
2) проанализировать осуществление казначейского контроля целевого использования бюджетных средств на примере УФК по Ставропольскому краю;
3) разработать направления совершенствования казначейского контроля исполнения бюджета Ставропольского края.
Объект изучения – деятельность УФК по Ставропольскому краю.
Предмет изучения – казначейский контроль целевого использования бюджетных средств.
Исследование было построено на основе следующих методов: дедуктивный, аналитический, экспертных оценок и системно-логический. В работе также были использованы статистический, опытно-экспериментальный, прогнозный методы исследования.
Полученные результаты представлены в работе в виде конкретных выводов и рекомендаций для УФК по Ставропольскому краю.
Практическая значимость результатов работы состоит в возможности использования их в работе УФК по Ставропольскому краю.
Выводы и предложения могут быть использованы на практике в области казначейского контроля.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования для решения вопросов казначейского контроля целевого использования бюджетных средств в России.
Список литературы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА: ЕГО РОЛЬ И ФУНКЦИЯ В ЧАСТИ КОНТРОЛЯ ЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Сущность, цели, задачи и принципы казначейского контроля
Федеральное казначейство – это единая централизованная система органов исполнительной власти, что вмещает органы по субъектам Российской Федерации и субъектам местного самоуправления. Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для ведения хозяйственных операций. Единую централизованную систему органов казначейства возглавляет начальник Главного управления Министерства финансов РФ в ранге заместителя министра.
Рис. 1.1 – Федеральное казначейство РФ
Довольно значительна роль Федерального казначейства в бюджетном процессе, так как от него зависит исполнение бюджета, а так же оно производит управление доходами и расходами федерального бюджета и другими централизованными финансовыми ресурсами, существующих в ведении Правительства, распоряжение средствами, находящимися на счетах в банках.
Представляют органы казначейства сторону государства и тем самым выдвигают под контроль функционирование других участников бюджетного процесса. Теряют возможность управлять финансовыми потоками главные распорядители бюджетных средств и оставляют за собой только ограниченные права, касающиеся распределения лимитов ассигнований о подведомственным получателям. На банковских счетах возрастает контроль за движением бюджетных средств, счета федерального бюджета изымаются из коммерческих банков. Эффективность и целевое использование финансовых ресурсов контролируют территориальные органы казначейства на уровне отдельных бюджетополучателей. Права региональных органов власти ограничиваются по определению направлений использования средств федерального бюджета, полученных в форме дотаций, трансфертов, кредитов и займов, и др.
Организует Федеральное казначейство исполнение и реализует федеральный бюджет, а при присутствии соответствующих соглашений – также бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Оно производит операции со средствами бюджета, открывает и закрывает счета для зачисления и выдачи бюджетных средств в Центральном банке и уполномоченных кредитных организациях, ведет лицевые счета распорядителей средств и бюджетополучателей. Ведет Казначейство сводный реестр главных распорядителей, получателей и распорядителей средств федерального бюджета, оно осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, финансируется деятельность которых из бюджетных средств.
При обнаружении нарушений оно передает распорядителям средств, бюджетополучателям и банковским учреждениям представления с требованием об их устранении, обеспечивает контроль над выполнением этих требований . Обладает Казначейство и правом взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по целевому назначению, приостанавливать операции по лицевым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств. Оно может налагать штрафы в пределах своей компетенции.
Рис. 1.2 – Функции и полномочия Федерального казначейства
Осуществляется исполнение федерального бюджета органами казначейство на счетах, открытых для учета доходов и средств в Центральном банке и его учреждениях (расчетно-кассовых центрах, главных управлениях). Федеральному казначейству принадлежит право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима; открывать или закрывать бюджетные счета без соответствующего его решения нельзя.
За правильность исполнения федерального бюджета несет ответственность Казначейство, ведение счетов и управление бюджетными средствами, полноту и своевременность зачисления средств на счета получателей. Оно отвечает за своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета, осуществление контроля над соблюдением бюджетного законодательства. Также в сферу ответственности казначейства, не включенных в бюджетную роспись, входит финансирование расходов, а также финансирование расходов сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
С 2016 г. в связи с упразднением Росфиннадзора, полномочия по контролю в финансово-бюджетной сфере реализует Федеральное казначейство. Это был переходный период и период становления внутреннего государственного финансового контроля в новом качестве. В целях выстраивания работы по государственному финансовому контролю еще в 2016 г. Федеральным казначейством был принят целый ряд документов, регламентирующих этапы планирования, организации и проведения контрольных мероприятий.
Рис. 1.3 – Контрольные полномочия Федерального казначейства в соответствии с Бюджетным кодексом РФ
Надо отметить, что Федеральное казначейство как орган, осуществляющий санкционирование оплаты, безусловно, обладает мощной базой данных по всем получателям бюджетных средств. А в совокупности с созданными в Казначействе информационными системами, позволяющими отследить всю цепочку финансовых операций, это дает огромные возможности для осуществления контроля. В частности, ревизоры получили прямой доступ к информации о финансировании объекта контроля, об оплате заключенных контрактов, об оплате всех дополнительных договоров и к другим необходимым данным. Такой возможности у Росфиннадзора не было.
Это позволило не только провести предварительный анализ и осуществить подготовку к запланированной проверке, но и выявлять отдельные нарушения, не совершая при этом контрольные действия. Так, были выявлены многочисленные нарушения принятия объектами контроля финансовых обязательств, т.е. заключения государственных контрактов, которые превышали доведенные лимиты бюджетных обязательств. Таким образом, от решения о возложении полномочий по осуществлению контроля на Федеральное казначейство возможностей для его организации и проведения стало значительно больше.
Следует отметить также, что в Федеральном казначействе создана внешняя информационная система, позволяющая обеспечить взаимодействие с информационной системой Счетной палаты РФ. В рамках такого взаимодействия обеспечивается обмен информацией о планах проведения контрольных мероприятий, а также о результатах проведенных проверок, ревизий между органами внутреннего и внешнего государственного финансового контроля. Заключен целый ряд соглашений о сотрудничестве и взаимодействии Федерального казначейства с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, МВД России. Росфиннадзор, который ранее исполнял подобные полномочия по осуществлению контроля, также заключал подобные соглашения. Но такого тесного сотрудничества с правоохранительными и иными органами, которое выстроено в Казначействе и которое приносит большие результаты, не было.