Философия Магистерский диплом Гуманитарные науки

Магистерский диплом на тему Йога. История появления. Истоки и развитие. Йога-сутры Патанджали

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Источники и причины появления духовных учений в Индии 7
1.1 Индийские духовные движения 7
1.2 Эволюция индийских духовных движений: историческая перспектива 8
2. Санкхья как теория йоги, йога как практика 23
2.1 Историческое развитие Санкхья 23
2.2 Философия Санкхьи 29
2.3 Влияние Санкхьи на другие школы йоги 33
3. Появление йога-сутр Патанджали и его различные интерпретации 37
3.1 Зарождение и природа йога-сутр Патанджали 37
3.2 Восемь ступеней Йоги по Патанджали 45
Заключение 59
Список использованной литературы 65

  

Введение:

 

Философия йоги может рассматриваться во многих отношениях. Западная форма йоги фокусируется на физической форме йоги. Многие индийские мудрецы считают это способом уменьшения своей энтропии. Йога происходит от природы. Он не фокусируется только на физическом изгибе человеческого тела, но во многом связан с управлением мыслительными процессами и спиритизмом, а не религией.
Говорят, что тот, кто испытывает это единство существования, занимается йогой и называется йогом, достигнув состояния свободы, называемого мукти, нирвана или мокша. Таким образом, цель йоги — самореализация, преодоление всех видов страданий, ведущих к «состоянию освобождения» (мокша) или «свободе» (кайвалья). Жизнь со свободой во всех сферах жизни, здоровье и гармония должны быть основными целями практики йоги.
«Йога» также относится к внутренней науке, состоящей из множества методов, с помощью которых люди могут реализовать этот союз и достичь господства над своей судьбой. Йога, широко рассматриваемая как «бессмертный культурный результат» цивилизации долины Инда Сарасвати — начиная с 2700 г. до н.э., и зарекомендовала себя как в материальном, так и в духовном подъеме человечества. Основополагающие гуманные ценности — это сама идентичность йога-садханы.
Понятие Йоги, в самом общем смысле, — это учение и метод управления психикой и психофизиологией человека в целях достижения высших психических состояний. В этом смысле йога составляет необходимую часть всех философских и религиозных систем древней и средневековой Индии, рассматривается в них как важнейшее средство реализации этических и религиозных идеалов, высшим из которых является полное освобождение человека от пут материального существования.
Философия Йоги – это альтруизм и любовь к естественной природе.
Философией йоги в широком смысле можно назвать древнее учение о духовном самосовершенствовании человека, пришедшее к нам от цивилизации ариев и развившуюся в известную сегодня форму в религиозно-философских школах древней и средневековой Индии, которое на протяжении почти двух тысячелетий является для многих почитателей индийской духовности образцом мудрости, ведущей человека к высшей из возможных целей его жизни.
Йога — это одна из даршан, шести ортодоксальных (следующих духовной традицииВед) философских школ Индии. Приступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие, все, что существует. Это Пуруша и Пракрити – духовная и материальная субстанции.
В антропологии йоги внутренний мир человека соответствует бытию внешнему. Человек рассматривается как микрокосмос, который по своей структуре идентичен внешнему для него макрокосмосу.
Философия йоги обладает следующими свойствами:
— Она духовна, т.е. ориентирована на раскрытие и постижения бытия при помощи осознания независимого и самосущего Духа личности.
— Этична, т.е. содержит в себе добродетели, главной из которых является ненасилие.
— Эмоциональна, т.е. учит о любви, доброте и других благодетельных качествах.
— Практична, т.е.предлагает способы управления телом.
— Интеллектуальна, т.е. ее методы предполагают использование сил разума, а основные положения обоснованы философскими текстами.
Йога может рассматриваться как путь освобождения сознания от ложной идентификации с конкретной физической оболочкой. Иными словами, это открытие духовного зрения, возвращающего «Я» к своей настоящей природе. Можно также сказать, что йога уничтожает экзистенциальное страдание ума, которое рождается из-за пагубной привычки отождествлять себя как индивида, обособленного от всего остального мира.
Актуальность работы определяется тем, что философия йоги дает нам план для подражания, который ведет нас к счастливой, здоровой и мирной жизни. Счастье, которое превращается в глубокое и продолжительное удовлетворение. Здоровье, которое поддерживает наше тело и разум живыми и живыми. Мир, который проявляется не только внутри нас, но и с окружающим миром. С философией йоги мы в конечном итоге создаем физическую, умственную и эмоциональную гармонию, что так необходимо в современном мире.
Есть много разных традиций йоги, и каждый человек выберет свое собственное путешествие, которое подходит именно им. Но в йоге мы все хотим достичь одной и той же цели; и это должно быть лучшим человеком.
Целью работы является изучение истории появления, истоков и развития Йоги, в особенности Йога-сутры Патанджали.
Задачи работы:
1. Рассмотреть источники и причины появления духовных учений в Индии
2. Исследовать Санкхью как теорию йоги, йогу как практику
3. Изучить появление йога-сутр Патанджали и его различные интерпретации
Объект работы — Йога в исторической перспективе и современной интерпретации.
Предмет работы — особенности, истоки и развитие Йоги, в особенности Йога-сутр Патанджали.
Теоретико-методологической основой исследования явились основополагающие работы по основам классической йоги, в частности работа «Классическая йога» авторов Е.П. Островской и В.И. Рудого. Также при написании работы использовались труды по философии Йоги, где авторы (Айенгар Б.К.С. Губин В.Д., Кочергина В. А., Мартынов Б., Коротких В. И. и другие) исследуют особенности влияния йоги на физическое и духовное здоровье людей.
Большую роль играли положения о теории хатха-йоги (Дюмулен Г., Айенгар Б. К.С., Лысенко В.Г., Воронин В. И.) и методических особенностей построения занятий с использованием элементов гимнастики хатха-йога (Аверинцев С. С., Аверинцев С. С., Лосев А. Ф., Рассел Б., Токарев С.А., Ветошкин А.П., Лосский В. Н.).
Методологическую основу работы составляет метод анализа и синтеза, индукции и дедукции, обобщения, сравнения, в работе также используется систематических подход.
Научная новизна работы определяется тем, что в современной историографии до настоящего времени не создано комплексного труда, посвященного роли о осбенностям развития Йоги как в теории, так и в практике. Настоящее исследование вводит в научный оборот новые источники, которые появились в последние годы и качественно меняют современные подходы к применению Йоги.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Древнее понятие йога обычно переводят с санскрита как «соединение», «союз» или «связь». Возникает закономерный вопрос: на какую связь или соединение указывает этимология этого слова? Крупные теоретики и практики йоги отмечали, что духовная йога предполагает соединение личного ограниченного сознания человека с безграничным космическим сознанием, которое может интерпретироваться как мировой дух, абсолютная божественная личность или Атман. Таким образом, важнейшей духовной целью йогической практики выступало достижение мистического взаимодействия человеческого сознания с высшей реальностью. В целом же можно сказать, что йога в широком смысле представляет собой практическую систему духовного совершенствования человека, основанную на этической философии, психотехнике управления сознанием и психофизических методах контроля жизненных процессов организма.
Йога как метод появилась в глубокой древности. Ее элементы использовали в Индии и Египте, возможно, и в других странах восточного мира. Ничего более определенного наука пока сказать не может. Йога как философская школа появляется примерно в I тыс. до н.э. Толчком к се развитию стала небольшая классическая работа мудреца-йога Патанджали2 «Йога- сутра». В этом произведении, выполненном в виде конспекта основных идей и тезисов, Патанджали систематизирует известные ему практические методы йоги и подводит под них философскую базу школы санкхья. Поэтому классическую йогу Патанджали иногда называют санкхья-йогой.
Основные философские положения йоги в целом соответствовали философским идеям системы санкхья и ведическому миропониманию. Вместе с тем в них просматривалась и некоторая оригинальная специфика. Это касалось представлений о сознании и проблемы освобождения.
С точки зрения философии йоги, познание человека отражает объективно существующий мир. В этом смысле йога выступает с позиций гносеологического оптимизма. Источниками познания являются: чувственный опыт, мышление (разум), авторитетные свидетельства, метафизический (сверхчувственный или духовный) опыт. Последний приобретает в йоге фундаментальное значение. На него опираются и из него вытекают многие философские выводы и утверждения. Таким образом, санкхья-йога предполагала как рациональное, так и иррациональное знание.
Патанджали был убежден, что в процессе познания сознание субъекта оперирует не идеальным образом объекта, а самим объектом. В результате субъект и объект выступают как некое взаимосвязанное целое. Каждый субъект самостоятельно формирует собственное представление об объекте, поэтому об одном объекте могут быть совершенно разные представления. Всякое познание представляет собой как бы окрашивание сознания сущностью объекта.
В онтологическом смысле вселенная классической йоги включает в себя семь уровней бытия или миров. Первый — это земной мир. Второй — мир промежуточного пространства, в котором находятся планеты, звезды и созвездия. Первый и второй миры вместе составляют физическую сферу бытия. Все остальные миры являются небесными. Они составляют духовную сферу бытия. Предполагалось, что вся эта космологическая структура заключена в мировое яйцо — некую природную силовую сферу, охватывающую все космическое пространство.
Высшим аспектом бытия считался Атман — мировая душа, или мировой дух. Нередко вместо понятия Атман в философии йоги использовался метафизический термин Пуруша, который можно интерпретировать как духовную субстанцию или духовную природу. В санкхья-йоге выделялись две основные разновидности Атмана: высший Атман, понимаемый как творец Вселенной (Бог Ишвара), и низший Атман, понимаемый как совокупность духа человеческих разумных существ, т.е. психическое множество духовных субстанций.
Предполагалось, что духовная природа в своем высшем аспекте (Атман или Пуруша) существует вечно. Материальная природа (Пракрити) однажды проявляется из Атмана и со временем в нем растворяется. У нее три главных свойства материальности (гуны): тамас (инертность), раджас (движение), саттва (равновесие). Материальная природа изменчива и непостоянна в отличие от вечного бытия Атмана, она вечно трансформируется и преобразуется. Таким образом, вечное бытие духовной природы противопоставляется вечной изменчивости (но не бытию) природы материальной.
Как уже отмечалось выше, в классической санкхья-йоге признавалось существование Бога. Бог здесь понимался теистически, т.е. как абсолютная всемогущая личность, которая находится в высшей реальности над человеческими личностями. Иногда Бог трактовался и более абстрактно — как вечный, совершенный и вездесущий дух или безличное духовное сознание.
Таким образом, индивидуальное сознание имеет глубокую диалектическую природу. С одной стороны, оно выступает субъектом по отношению к внешним объектам. С другой стороны, оно есть объект рефлексии по отношению к деятельности мирового духа. Человек в философии йоги есть существо, через которое проявляется и действует мировой дух. Фактически в своей духовной основе человек сам и есть этот трансцендентный дух. Однако основная масса людей отождествляет свою сущность с телом или мыслящей душой и не понимает этой метафизической истины.
Антропологическая структура человека в санкхья-йоге рассматривается как сложная комбинация духа, тонких тел (связанных с чувствами, умом и личным эго) и физического тела. Йога в целом разделяла ведическое учение о сансаре, карме и постоянных перерождениях человеческой духовной сущности. Поэтому духовной целью жизни человека здесь также считалось достижение освобождения.
Необходимо отметить, что такое освобождение от власти кармы и сан- сары в йоге расценивалось как важная, но все же поверхностная или промежуточная цель, за которой скрывалась другая, еще более высокая и трансцендентная. Освобождение сознания, полагали гуру йоги, не может считаться высшей целью человека, так как индивидуальное сознание не является самостоятельным (автономным) субъектом действия. Оно существует не для себя и не ради себя, а для неких метафизических целей таинственного высшего существа. Это существо или сущность есть абсолютный мировой дух. Его цель — получение опыта воплощенного материального бытия, а затем полное освобождение от власти материи и материального существования.
Путь освобождения индивидуального сознания в философии йоги предполагал глубокое осознание истины, что подлинное духовное Я человека стоит выше тела, чувств, ума, счастья и несчастья личного эго, выше пространства, времени и физического бытия. Это осознание себя как абсолютного духа, пребывающего над изменениями, страданиями, злом и смертью. Система йоги предлагала специальные практические методы достижения полного освобождения.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Источники и причины появления духовных учений в Индии
1.1 Индийские духовные движения
«Йога» — это древнее санскритское слово, которое всего в двух слогах охватывает весь объем духовных переживаний и экспериментов десятков тысяч реализованных мастеров. Эти Мастера открыли Предельную Реальность, Сат, и в своем бесконечном Каруне, сострадании, тщательно обозначили путь для других.
Йога так же стара, как и Вселенная, потому что это и Путь, и Цель. Целью является реализация врожденной природы Вселенной, Высшего Существа: Атман, Пуруша, Шива, Деви, Сат … любое слово, которое мы хотим использовать, чтобы описать его сущность. В Санкхье и Йоге это Высшее Существо называется Пуруша, а проявление Духа в мире материи и чувств называется Пракрити. Именно благодаря опыту в Пракрити, или проявленном мире, Джива, индивидуальная душа, возвращается к Параматману, или Универсальной Душе. Следовательно, Пуруша и Пракрити — одно и то же: Пуруша — это Цель, а Пракрити — путь к этой Цели [11].
Слово «йога» часто называют «союзом». Это подразумевает, что индивид соединяется со Вселенной, личность со Вселенной. Корнем слова «йога» является санскритское биджа «юй», что означает «объединиться». Английское слово ‘yoke» происходит от санскритского слова «юй». На самом деле, английское слово «Union» имеет звук, похожий на «Yuj». Возможно, правильнее было бы сказать, что йога — это «воссоединение». Упанишада говорит: «То, что было Единым, стало множеством». Через Пракрити Пуруша раскрылся во множественном материальном творении. Наука йоги ускоряет «возвращение многих к Единому», воссоединение Пуруши и Пракрити, Шивана и Шакти, Рам и Ситы. Таким образом, йога — это и цель (пуруша), и путь к этой цели (пракрити).
В этой Космической Драме, Игре, Лила, чувство Dwaitam, чувство отделенности выросло. Из этого Dwaitam (двойственность, двойственность) возник Bhayam, страх. Упанишада говорит: «Там, где их двое, там и страх». Этот изначальный страх, возникающий из чувства отделенности, является коренной причиной всех человеческих страданий. Этот изначальный страх может быть уничтожен, когда снова будет достигнуто Высшее Чувство Единства. Мудрецы называют это «воссоединением», мокша, самадхи, кайвалья, дживана мукта. Это истинная цель йоги.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы