Магистерский диплом на тему История плаката 1920-1940 гг. на основе материалов Курского областного краеведческого музея.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПЛАКАТА В РОССИИ 7
1.1. Предпосылки развития плаката 7
1.2. Национальный аспект развития плакатной рекламы 15
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПЛАКАТНЫХ ФОРМ В 1920-1940 ГГ. 30
2.1. Влияние первой мировой войны на плакат 30
2.2. Отражение в плакате индустриализации и коллективизации 44
ГЛАВА 3. МАТЕРИАЛЫ КУРСКОГО ОБЛАСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ 53
3.1. Описание базы исследования и характеристика музейного фонда 53
3.2. Исследование экспозиции Советского плаката 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 96
Введение:
Актуальность. Советский плакат в настоящее время является памятью прошлого. Особую страницу в истории развития плакатного искусства составляет непосредственно советский социально-политический плакат, выполнявший задачи наглядной агитации и пропаганды. Мнимая безыскусность обладает огромной силой обобщения и эмоционального воздействия. Подлинный плакат представляет собой всегда искусство. Его отличительная черта – это непосредственно тесная связь с идеологией и историей. Среди первых революционных плакатов выделялись работы Д.С. Моора, В. Маяковского, М.М. Черемных и В.Н. Дени. Каждый из этих художников своими, только ему присущими средствами и приемами создавал агитационные произведения большой выразительной силы.
Советский плакат шагал в ногу со временем. Он создавал образы наших предков, совершающих трудовые подвиги, разоблачал поджигателей войны и сражался за мир во всем мире. Независимо от того, в какое время и с какой целью они создавались, психологическая составляющая эмоционального восприятия плакатов ушедшей эпохи высока. Достаточно вспомнить известные, выдающиеся плакаты «Помоги!», «Родина-мать зовёт!», «Чем ты помог фронту?», «Воин Красной Армии спаси!», «Не болтай!» и целую серию других шедевров советского агитационного искусства. Сегодня интерес к плакату возвращается. Видимо, «привнесение красоты в повседневную жизнь» вновь актуально у российского гражданина.
Объект данного исследования: история плаката в России.
Предмет исследования: плакатный фонд курского областного краеведческого музея.
Хронологические рамки исследования: 1482 г. (зарождение плаката)-2019 год (экспозиции Советского плаката).
Географические границы исследования: Россия, г. Курск.
Степень научной разработанности темы. Исследований подобного характера ранее не проводилось, не систематизировался и не осмыслялся материал плакатной графики на протяжении существования Российского государства. Также не исследовался фонд экспонатов в Курском областном краеведческом музее. Однако следует отметить, что существуют отдельные исследования плаката по периодам (например, развитие плаката в период Первой мировой войны или Великой отечественной войны).
Цель исследования: Изучить историю плаката.
Исходя из поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить предпосылки развития плаката.
2. Рассмотреть национальный аспект развития плакатной рекламы.
3. Определить влияние первой мировой войны на плакат.
4. Изучить отражение в плакате индустриализации и коллективизации.
5. Описать базу исследования и характеристика музейного фонда.
6. Произвести исследование экспозиции Советского плаката.
Источниковая база исследования. Теме плакатной графики, преимущественно в период СССР, были посвящены исследования Н.И. Бабуриной. Е.А. Вишленкова изучала характер русского человека через социальную рекламу и плакат. М.В. Дягилев исследовал плакат в период Первой мировой войны. Исследования В.Ю. Грушиной также охватывают рамки период Первой мировой войны.
Методологическая база исследования. Методологической базой исследования является исторический период развития России с конца XIX по начало XX вв. В качестве теоретико-правовой основы исследования использованы исторические события, которые происходили на территории России.
Методы исследования: в данной работе были использованы следующие методы: общетеоретические (анализ, синтез); практические (наблюдение, контент-анализ, дискурс-анализ).
Практическая значимость исследования. Данное исследование может быть использовано в качестве методического пособия для студентов исторических и художественных факультетов, а также может являться материалом для элективных курсов в старшей школе.
Апробация результатов исследования:
Научная новизна работы. Данное исследование способствует становлению представлений о развитии плакатной графики и плаката как социального явления на территории Российского государства, а также формирует представление о социальных потребностях и тенденциях общества в различные исторические периоды.
Основные положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие новые и содержащие элементы новизны основные идеи:
— Выявлена взаимосвязь между основными элементами исследования, а именно, между историческими событиями и отбором тем в плакате; между историческими событиями и тенденциями в плакатной графике.
— Выявлены факторы, которые влияют на развитие плаката и плакатной графики как на социальное явление.
Структура исследования: введение, основная часть, включающая три главы, заключение, список литературы и источников, приложение.
Аннотация
В данной работе исследуется развитие плаката в России в период Советского Союза. На примере Курского областного краеведческого музея рассматриваются особенности экспозиций советских плакатов, их включение в общую выставочную тематику.
Annotation
This paper explores the development of a poster in Russia during the Soviet Union. On the example of the Kursk Regional Museum of Local Lore, the features of the expositions of Soviet posters and their inclusion in the general exhibition theme are examined.
Заключение:
Главные принципы рекламы в СССР: информативность, полезность, необходимый посыл — и ничего лишнего. В создании плакатов принимали участие известные люди. Например, у истоков советской рекламы стоял Владимир Маяковский, работавший в паре с художником Александром Родченко в 1920-х годах прошлого века. Авторы большинства рекламных постеров остались неизвестными, но их работы сохранились, к счастью, и до наших дней.
Советский плакат представляет собой огромный культурный пласт в истории нашей страны. Издававшиеся многомиллионным тиражом постеры были вездесущи: они окружали граждан СССР на улице, на работе, в школе, в поликлинике, доме культуры, воинской части, местах заключения и т.д. Они в значительной мере формировали общественное сознание, особенно до распространения телевидения.
При словах «советский плакат» нам представляются, прежде всего, пропагандистские рисунки с призывами защищать Родину, проявлять бдительность, крепить единство партии и народа, повышать производительность труда и надои.
Безусловно, таких было пруд пруди, но проблематика советского плаката была практически безгранична, среди них было много яркого, кративного, необычного, ломающего наши стереотипы, не утратившего актуальности и сегодня.
Так, в ходе решения первой задачи были изучены предпосылки развития плаката. Было выяснено, что человечеству плакат известен с давних времен. Впервые плакаты (а вернее, их предтечи, поскольку эти изображения нельзя в полной мере соотнести с современным понятием плаката) появились в Древнем Египте. Это было связано с господствовавшим тогда рабовладельческим строем, и тем, что иногда рабам удавалось бежать. И именно для того, чтобы разместить информацию о поимке беглых рабов, в то время применялись особые объявления, которые, с некоторой натяжкой, можно считать родоначальниками современных плакатов.
В ходе решения второй задачи был рассмотрен национальный аспект развития плакатной рекламы. Было выяснено, что основной темой являлись юбилейные торжества советских республик, прославление их дружбы и сплоченности. Эмоциональный строй плакатов был достаточно торжественным, на первый план вышли образы народной силы и молодости.
В ходе решения третьей задачи было исследовано влияние первой мировой войны на плакат. Было выяснено, что плакаты Первой мировой войны являются не только оригинальными художественными произведениями, но и своеобразными историческими документами. В то время, когда из средств массовой информации доступными были только газеты, да и то не везде, плакат был информатором событий на фронте. На плакатах нашли отражения основные сражения, подвиги, что безусловно, было важно для поднятия боевого духа и патриотизма.
В ходе решения четвертой задачи было рассмотрено отражение в плакате индустриализации и коллективизации. Было выяснено, что начало индустриализации 1920-30 годов обеспечило спрос еще на один новый вид плакатов — плакаты, посвященные технике безопасности на производстве и стройках. При просмотре советских плакатов видна еще одна интересная особенность — при изображении человека, художники редко изображали его с улыбкой, даже если речь идет о плакате рекламном. В прочем, для последних людей изображали все-таки в приятных ситуациях.
В ходе решения пятой задачи было представлено описание базы исследования и характеристика музейного фонда. Было выяснено, что Курский областной краеведческий музей хранит в фондах огромное количество экспонатов, также имеют большое количество филиалов. Проходят выставки советского творчества.
В ходе решения шестой задачи было произведено Исследование экспозиции Советского плаката. Мы рассмотрели особенности плакатов с исторических и художественных точек зрения.
Так, задачи представленного исследования выполнены.
Цель исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПЛАКАТА В РОССИИ
1.1. Предпосылки развития плаката
Плакат известен, как изображение, которое сопровождается кратким текстом и несёт в себе различные цели. Плакаты очень популярны и широко используются в обществе. Его задачей является привлечение внимание зрителей на достаточно большом расстоянии. Так же, очень важно, чтобы зрители мгновенно понимали, что несёт в себе плакат и какова его цель. Поэтому, текст на плакате должен быть кратким и понятным с первого прочтения, а задумка плаката хорошо читаема.
Человечеству плакат известен с давних времен. Впервые плакаты (а вернее, их предтечи, поскольку эти изображения нельзя в полной мере соотнести с современным понятием плаката) появились в Древнем Египте. Это было связано с господствовавшим тогда рабовладельческим строем, и тем, что иногда рабам удавалось бежать. И именно для того, чтобы разместить информацию о поимке беглых рабов, в то время применялись особые объявления, которые, с некоторой натяжкой, можно считать родоначальниками современных плакатов.
Далее, по мере развития культуры и искусства, своеобразные плакаты стали применять в Древней Греции и Риме для оповещения населения о предстоящих спектаклях и интересных торговых предложениях. Стены древних городов были сплошь покрыты надписями разного характера. В Помпеях сохранилась, например, такая: «Прохожий, пройди отсюда до двенадцатой башни. Там Саринус держит винный погребок. Загляни туда.