Юридическая деятельность в органах государственной и муниципальной власти Магистерский диплом Юриспруденция

Магистерский диплом на тему Исторический опыт конституционного развития России

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Исторический опыт конституционного развития России 8
1.1. Государственно-правовые акты и идеи в Российской империи XIX — нач. XX вв. 8
1.2. Система конституционного законодательства в советский период 20
1.3. Становление системы законодательства в эпоху «перестройки», конец 80-х годов 34
Глава 2. Конституционализм в России на современном этапе 40
2.1. Конституция Российской Федерации 1993 года, ее особенности 40
2.2. Конституционные поправки на сегодняшний день 50
2.3. Конституционная реформа и перспективы развития в России 69
Заключение 86
Библиографический список 90

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Современная либеральная система организации публичной власти, созданная в конце XX столетия, исходит из приоритета гражданского общества над государством. Органы государственной власти и их должностные лица являются подконтрольными структурами гражданского общества. При этом государство не останавливается на достигнутом уровне организации публичной власти, а постоянно находится в поиске новых путей повышения уровня доверия населения к органам государственной власти. Реалии настоящего дня диктуют необходимость пересмотра многих организационно-правовых основ деятельности органов государственной власти.
По словам Президента РФ В.В. Путина, с одной стороны зрелое, ответственное и требовательное российское общество, а с другой – отражающие интересы своих избирателей – политические силы страны. Именно зрелость политических, партийных объединений, авторитет гражданского общества позволили Президенту РФ вынести предложение о пересмотре конституционных положений в части повышения роли российского парламента и наделения его еще большей ответственностью за формирование Правительства РФ. Однако, в тоже время, такие факторы, как огромная территория Российской Федерации, ее сложное национально-территориальное устройство, многообразие культурно-исторических традиций, по словам В.В. Путина, не позволят развиваться нашему государству в форме парламентской республики, и поэтому необходимо сохранение Российской Федерации в форме сильной президентской республики.
Актуальность темы исследования. Современная либеральная система организации публичной власти, созданная в конце XX столетия, исходит из приоритета гражданского общества над государством. Органы государственной власти и их должностные лица являются подконтрольными структурами гражданского общества. При этом государство не останавливается на достигнутом уровне организации публичной власти, а постоянно находится в поиске новых путей повышения уровня доверия населения к органам государственной власти. Реалии настоящего дня диктуют необходимость пересмотра многих организационно-правовых основ деятельности органов государственной власти.
Глава государства четко обозначил ориентиры предстоящей работы, подчеркнув, что величие России заключается в гармонии сильной державы и благосостояния людей. По словам Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко, Россия располагает всеми ресурсами, необходимыми для достижения этой цели [39].
Президентом РФ внесен в Государственную Думу проект закона Российской Федерации о поправках в Конституцию Российской Федерации, которым серьезно обновляется конструкция взаимоотношений между ветвями власти и которые отвечают назревшим потребностям внутреннего развития страны, запросам гражданского общества, а также и внешним вызовам. Данными поправками не только повышается роль парламента в политической системе, но, к примеру, Совет Федерации получает новые, весьма существенные полномочия.
Не признается в настоящее время эффективной и роль нижней палаты Федерального Собрания Российской Федерации – Государственной Думы. Критике подвергается организация работы нижней палаты, несмотря на имеющиеся организационно-правовые резервы для оптимизации ее деятельности.
Целью настоящей работы является исследование исторического опыта конституционного развития России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть государственно-правовые акты и идеи в Российской империи;
— исследовать систему конституционного законодательства в советский период;
— рассмотреть становление системы законодательства в эпоху «перестройки» конец 80-х годов;
— охарактеризовать Конституция Российской Федерации 1993 года, ее особенности;
— проанализировать конституционные поправки на сегодняшний день;
— рассмотреть конституционную реформа и перспективы развития в России.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере конституционного развития России.
Предмет исследования – правовые основы конституционного развития России.
В связи с тем, что тема данного исследования носит историко-правовой характер, в первую очередь, в ходе работы использованы источниковедческий и историко-дескриптивный методы. Данные методы исследования позволяют в полной мере изучить различные источники, которые касаются данной темы, и рассмотреть вопросы более объективно по отношению к каждой точке зрения.
С правовой стороны, использованы специальные методы юридического исследования, такие как формально-юридический метод, который позволяет изучить вопрос только с правовой точки зрения, проанализировать источники права, систематизировать полученные знания. Метод комплексного анализа позволил рассмотреть действие и значение Конституции во всех отраслях права.
Теоретико-правовой основой данной работы являются работы таких ученых-юристов, как А.А. Белкина, Е.А. Лукьяновой, С.А. Авакьяна, В.Д. Зорькина и других авторов.
Структура исследования включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и библиографический список.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

При написании данной работы были обобщены, проанализированы материалы, освещающие вопросы понятия и содержания Конституции.
В научной литературе имеется широкий круг статей и монографий, посвященных вопросам конституционного развития России, правовых основ и актуальных проблем современной Конституции.
Теоретико-правовой основой данной работы являются работы таких ученых-юристов, как А.А. Белкина, Е.А. Лукьяновой, С.А. Авакьяна, В.Д. Зорькина и других авторов.
Несмотря на многочисленность научных работ о конституционном развитии России, в том числе о содержании, достоинствах и недостатков Конституции, данная тема требует дальнейшей разработки с учетом складывающихся политических, экономических, социальных условий жизни, изменений, которые вносятся в российское трудовое законодательство.
В данной работе были рассмотрены предпосылки возникновения конституционной мысли в России, попытки принятия Конституции, и, следовательно, сами конституции.
Конституции советского периода носили особый характер, и значительно отличались от современной Конституции Российской Федерации. Советские конституции, как правило, провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись.
Если говорить про Российскую Федерацию, то можно отметить достаточно реальные для исполнения принципы и задачи. В данном исследовании были рассмотрены недостатки современной Конституции, взглядам ученых-юристов на этот счет.
В 2020 г. в России состоялась конституционная реформа. Доктрине еще предстоит в полной мере ее осмыслить, однако уже сейчас можно отметить ряд ее особенностей.
Во-первых, она имела правовые предпосылки, созданные Конституционным Судом РФ, законодательством и документами стратегического планирования.
Во-вторых, реформа не прервала и не нарушила конституционной стабильности, проведена в логике ее обеспечения. Она не повлекла демонтажа правовой системы, а, напротив, стала закономерным продолжением правовой эволюции России, подтвердила преемственность в ее конституционном развитии и актуализировала конституционное регулирование политических, социальных и экономических процессов согласно их позитивной динамике.
В-третьих, реформа изменила модель Конституции без принятия нового основного закона.
В-четвертых, реформа проведена посредством как типичных, так и нетипичных правовых средств, процедур и технологий. Они были использованы для выявления потребности в конституционном регулировании и генерации правотворческих идей, проектирования поправок к Конституции, их общественной и экспертной оценки, а также придания им юридической силы.
В-пятых, она состоялась при самом широком участии граждан и институтов гражданского общества в их творческом взаимодействии с государственными органами.
По результатам исследования было предложено:
1. Конкретизировать ст. 13 п.1 Конституции РФ, который гласит, что «Российская Федерация – светское государство». Имеет смысл дополнить данную статью следующим положением: «Российская Федерация – светское государство, неограничивающее возможность религиозного устоя жизни как отдельных граждан, так и их сообществ».
2. Изменить ст. 13 Конституции РФ следующим образом:
1) В Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие с учётом базовой государственной идеологии.
2) Государственная идеология должна быть основана на патриотизме, уважении к Отечеству, стремлении к справедливости, благополучию и процветанию России. Государственной идеологии России чужды элементы индивидуализма.
3) Основы государственной идеологии закрепляются в введении к Конституции, а также излагаются в соответствующих доктринах и иных документах правительственного уровня.
Представляется, что российская идеология, содержащая в своей основе патриотические начала, привела бы к сплочению российского народа.
3. Внести в ст.15 п.4 Конституции РФ поправки следующего содержания: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры учитываются правовой системой Российской Федерации. Каждый конкретный случай расхождения норм предполагаемого международного договора Российской Федерации с нормами её Конституции подлежит рассмотрению в Конституционном суде».
На наш взгляд, конституционная реформа 2020 года заложила ряд трендов институционального развития государства и гражданского общества. Перечислим основные тезисы:
– Сместились институциональные акценты в системе государственного публичного управления: встраивание муниципальной власти в единую вертикаль. Появление и конфигурирование понятия «публичная власть» окажет в обозримой перспективе, на наш взгляд, существенное влияние на разделение полномочий во властной вертикали, в том числе в сфере бюджетно-административных полномочий.
– Конституционное закрепление в структуре власти Государственного совета: координация политики между центром и регионами. Думаем, что в перспективе данный обновленный орган даст импульс к развитию мыслительной деятельности политического истеблишмента и принятия решений для дальнейшей законодательной имплементации проводимых реформ. Государственный совет имеет все шансы стать центром притяжения изменений в области государственного управления.
– Усиление статуса традиционных институтов общества: семья, церковь, религия, основы идеологического наследия. Россия – на пороге поиска скрепы, которая могла бы определить дальнейшее развитие. Думаем, что обновленная Конституция России закладывает основы для обсуждения будущего ценностного ориентира многонационального и мультикультурного общества, который впоследствии может объединить страну для решения глобальных задач развития с учетом исторического прошлого.
– Закрепление и усиление социальной функции государства и, как следствие, развитие данной сферы. Думаем, это приоритет государства на долгие годы, что совпадает с вектором на улучшение демографической ситуации в стране.
– Укрепление суверенитета, неприкосновенность территории.
По нашему мнению, ряд дискуссионных направлений партийно-политического развития не учтены конституционной реформой 2020 года и, возможно, требуют уточнения федеральным законодательством. Обозначим их тезисно:
— снижение зависимости парламента от президента;
— возможность партиям формировать коалиционное правительство;
— создание механизма реальной конкуренции элит за власть;
— возможность создания политических блоков для участия в избирательном процессе;
— функционирование политических партий в межвыборный период.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Исторический опыт конституционного развития России

1.1. Государственно-правовые акты и идеи в Российской империи XIX — нач. XX вв.

Российский конституционализм насчитывает многовековую историю.
На первом – досоветском – этапе произошло формирование первичных идей отечественного конституционализма, нашедших воплощение в конституционных правовых актах XIX – начала XX веков. Правовым «венцом» этого этапа стали Основные законы Российской империи, принятые в 1906 году .
«Конституционализм — сложная общественно-политическая и государственно-правовая категория, основу которой составляют идеалы конституционной демократии, то есть демократии, базирующейся на наличии конституции как особого документа государства и общества, наличие определенных институтов власти, соответствующего конституции политического режима и система защиты ценностей демократии, прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя в целом» .
В каждом государстве, конституция обладает набором признаков, отличающих её от других нормативно-правовых актов. Конституция обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие, является главным источником национальной системы права.
Конституция в российском государстве взяла своё начало гораздо позднее, чем в других западных странах, в первую очередь, это связано с монархическим политическим режимом. Но всё же, первые серьезные предпосылки появились ещё в монархической России.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы