Магистерский диплом на тему Исследование проявлений лидерства в девиантных подростковых группах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Лидерство в девиантных подростковых группах 7
1.1 Особенности подросткового возраста 7
1.2. Социально-психологические особенности неформальных подростковых групп 18
1.3. Девиантные подростковые группы 24
1.4. Лидерство в подростковых группах 36
Выводы 49
Глава 2. Эмпирическое исследование проявлений лидерства в девиантных подростковых группах 53
2.1. Организация исследования 53
2.2. Методы исследования 54
2.3. Анализ и интерпретация полученных данных 60
2.4 Программа социально-педагогической коррекции девиантного поведения подростков 79
Выводы 108
Заключение 109
Библиография 112
Приложения 120
Введение:
Актуальность исследования. Социализация молодого поколения в условиях глубинных трансформаций российского общества, происходит на фоне сложных социально-экономических реформ и потрясений, ослабление воспитательного потенциала не только семьи, школы, но и других общественных институтов, кризиса пересмотра ценностных ориентиров, социально-экономической поляризации населения, провоцирует возникновение поведенческих девиаций в обществе в целом, и молодежи в частности.
Актуальность исследуемого вопроса связана с тем, что поле ненормативного поведения в последнее время существенно расширилось за счет новых форм девиаций, асоциальных и противоправных действий подростков: алкоголизации, наркомании, токсикомании, игромании, интернет-зависимости и др. Социальная незрелость, несформированность правовых установок часто приводит к правовому нигилизму молодежи, сознательного игнорирования требований закона, отрицание социальной ценности права и семейных ценностей, проявляется в различных формах девиантного поведения. В связи с этим одной из центральных проблем теории и практики воспитания становится разработка эффективной профилактической методики, направленной на нейтрализацию негативных социальных влияний и формирования позитивной направленности молодых людей, становление их нравственно-правовой культуры. Особое значение приобретает определение педагогических условий развития способности подростков к нравственно-правовой оценке собственных потребностей и средств их удовлетворения, формирования умений самоконтроля, готовности самостоятельно находить конструктивный выход в ситуациях конфликтной борьбы мотивов, выработки иммунитета против деструктивных воздействий социального окружения.
В современной социологической, психологической и педагогической литературе проблеме отклоняющегося поведения молодежи уделяется значительное внимание. В системе отечественного социально-гуманитарного знания сформировалось несколько направлений ее исследования. Психолого-педагогический аспект возникновения поведенческих девиаций раскрыт в трудах Н.А. Алемаскина, И.С. Демина, А.В. Киричука, А.И. Кочетова и др. Социально-педагогическому аспекту девиантного поведения посвящены исследования А.Н. Александровской, А.В. Беспалько, А.И. Капской, Л. Б. Шнейдер. Социально-психологический аспект девиантного поведения молодежи нашел отражение в трудах И.С. Кона, Н.Ю. Максимовой, Т.С. Яценко. Медицинский (психобиологического) аспект девиантного поведения представлен в трудах А.А. Александрова, В. М. Астапова, В. В. Ковалева, А.А. Когана, А.Е. Личика.
Методологические основы превентивной педагогики, рассматривает теорию и практику педагогической профилактики и коррекции отклонений в поведении несовершеннолетних, раскрыты в исследованиях В.А. Татенко, Т.М. Титаренко и др. Достаточно всесторонне и системно изучены общие принципы профилактики девиантного поведения в молодежной среде (Л. Габора, Н.И. Кравченко, Е.П. Лозинский, Л.А. Ткаченко) средства коррекции и перевоспитания подростков с девиантным поведением (Т.А. Андронюк, М.А. Архангельский, С.П. Татарова), социокультурные факторы и средства профилактики девиантного поведения подростков в различных образовательных учреждениях (В. Бабич, А. И. Ворона, Т.С. Каткова, Л.П. Коноваленко.
Для совершенствования методики профилактики девиантного поведения учащихся в социально-воспитательном среде общеобразовательной школы особое значение имеют исследования ценностных ориентаций современной молодежи и молодежного досуга (И. Бестужев-Лада, В.Ю. Вишневский, В.Т. Лисовский) механизмов трансформации ценностных ориентаций и социализации личности (А.И. Вишняк, Ю.Г. Волков, И. Л. Савченко, В. А. Шаповалов, Т.М. Трегубова).
Объект исследования: лидерство в девиантных подростковых группах.
Предмет исследования: особенности проявления лидерства в девиантных подростковых группах.
Цель исследования: выявить особенности проявления лидерства в девиантных подростковых группах.
Гипотеза исследования: существуют особенности проявления лидерства, в частности, яркие лидерские способности будут проявляться у подростков обычных групп, чем у подростков девиантных групп.
Задачи исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Проанализировать сущность девиантного поведения подростков, определить критерии, показатели и уровни ее проявления.
3. Выявить личностные характеристики подростков – лидеров в девиантных и про-нормальных группах.
4. Разработать методику профилактической работы в социально-воспитательном среде общеобразовательной школы, направленную на предупреждение девиантного поведения подростков.
Методы исследования: наблюдение, диагностическая беседа, анкетирование («Анкета на определение мотивации обучения в школе», «Семейные ценностные ориентации молодежи (адаптированный)», тестирование («Дом. Дерево. Человек.», «Шкала самооценки (Дембо-Рубенштейн)», тест-опросник «Самооценка форм девиантного поведения (Басса-Дарки)», методика «Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий) [45].
Научная новизна исследований: на основании анализа научно-информационных источников обобщены и систематизированы современные модели лидерства, проведен сравнительный анализ этих моделей по ценностным основаниям у подростков девиантных групп; обоснована востребованность организации коррекции девиантного поведения, что способствует проявлению и развитию лидерского потенциала подростков.
Практическое значение результатов исследования заключается в создании методики педагогической профилактики девиантного поведения подростков в социально-воспитательном среде общеобразовательной школы. Материалы и результаты исследования могут найти применение в системе профилактической работы с учащимися подросткового возраста.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГБОУ «Школа 1257» города Москва. Всего в исследовании на разных этапах приняли участие 78 учеников в возрасте 13-16 лет, из них 38 подростков, состоящих на внутришкольном учете по причинам антиобщественного поведения в школе и за ее пределами, и являющимися участниками девиантных групп, и 40 человек, участники про-групп. В каждой категории исследовались по 5 групп.
Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографии и приложений. Основное содержание диссертации изложено на 80 страницах.
Заключение:
Целью исследования являлось разработка и теоретическое обоснование комплекса занятий по развитию лидерских качеств подростков в общеобразовательной организации.
Анализ научно-методической литературы позволил сделать следующие теоретические выводы. Возрастной период, характерный для подростков это старший подростковый возраст и ранняя юность. Социальная сторона развития в данном периоде характеризуется завершающимся детством, началом практической самореализации, процессом самоопределения, выбором профессии и формой ее получения. Психологические новообразования: готовность к личностному и профессиональному самоопределению; потребность самоопределения и самореализации; жизненные планы; идентичность; ценностные ориентации; внутренняя позиция мужчины (или женщины); мировоззрение, избирательное отношение к учебным предметам; встреча «Я-идеальное» и «Я-реальное». Ведущей деятельностью является учебно-профессиональная деятельность, учебный процесс рассматривается с точки зрения его пользы в дальнейшей профессиональной деятельности; профессиональное самоопределение. Социальная активность личности – сознательная, добровольная, инициативно-творческая деятельность, направленная на грамотное преобразование окружающей среды и самой личности. Соответственно данный возраст можно считать сенситивным периодом для формирования и развития лидерских качеств.
Лидерскими качествами личности являются следующие. Системные: видение, целеполагание, настойчивость, гибкость. Коммуникативные: коммуникабельность, умение мотивировать и вдохновлять, организованность, поддержка. Внутренние: внутренняя целостность, уверенность, проактивность, самообладание.
В результате корреляционного анализа была установлено, что у подростков существует взаимосвязь между уровнем развития лидерских качеств и показателями школьной мотивации, уровнем агрессивность, тревожности и самооценкой. Так у подростков экспериментальной группы была выявлена пряма взаимосвязь между показателем «негативное отношение к школе» и уровнем развития лидерских качеств (0,397). Полученные данные свидетельствуют о том, что чем выше уровень лидерских качеств, тем больше у подростков проявляется негативное отношение к школе. У подростков контрольной группы между данными показателями обратная взаимосвязь (-0,491). Полученные данные свидетельствуют о том, что у данных подростков, чем выше показатели развития лидерских качеств, тем выше уровень школьной мотивации.
Также было выявлено, что между уровнем тревожности и лидерскими качествами также есть взаимосвязь. У подростков экспериментальной группы данная взаимосвязь прямая (0,298), то есть чем выше уровень развития лидерских качеств, тем выше у подростков с девиантным поведением уровень тревожности. У подростков контрольной группы была выявлена обратная взаимосвязь между данными показателями (-0,441). Таким образом у подростков контрольной группы чем выше уровень проявления лидерских качеств, тем ниже уровень тревожности.
Учитывая специфику подросткового возраста, мы разработали социально-педагогическую программу, которая направлена на создание условий, необходимых для реализации социально-педагогической деятельности, направленной на коррекцию девиантного поведения подростков.
Разработанная программа состоит из двух частей (основную и вариативную). Основную часть составляют три блока (диагностический, мотивационный, тренинговый), вариативная часть содержит такие формы социальной работы: игру, квест, выставку коллажей Форум-театр. Целью диагностического блока программы является определение наличия или отсутствия девиантного поведения у ребенка, причин девиантного поведения, форм проявлений, знаний и установок подростков, находящихся в центрах социально-психологического реабилитации, по такого поведения. Мотивационный блок предусматривает проведение мотивационной беседы с подростком с целью определения уровня мотивации для участия в Программе, формирование или повышение мотивации для изменения поведения. Тренинговый блок состоит из группового и индивидуального компонента, каждый из которых содержит по одиннадцать занятий. Целью тренингового блока является предоставление социально-психологической помощи подросткам, склонным к агрессивному поведению, в преодолении девиантного стиля общения, приобретении навыков контроля агрессии и гнева, эффективной коммуникации и партнерского взаимодействия в социальном окружении.
Вариативная часть содержит формы работы, направленные на закрепление умений и навыков, приобретенных на тренинговых занятиях. Так, настольная просветительско-профилактическая игра «Стоп насилию» направлена на закрепление информации относительно негативных последствий агрессии и насилия; квест «Знаю, умею, могу» — отработка навыков эффективного общения, проявления эмоций безопасным путем, выставка коллажей «Вовремя распознать» помогает подросткам отработать навыки распознавания ситуаций проявлений агрессии и предложить альтернативы агрессивном поведении; форум-театр обеспечивает визуализацию моделей поведения в различных конфликтных ситуациях.
Комплексная программа коррекции положительно влияет на общие поведенческие ориентации подростков, способствует изменению их негативных установок, повышает осведомленность подростков и обеспечивает отработку необходимых умений и навыков преодоления девиантного поведения и развития лидерских качеств.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Лидерство в девиантных подростковых группах
1.1 Особенности подросткового возраста
Границы подросткового возраста приблизительно совпадают с обучением ребят в 5-8 классах средней школы и охватывают возраст от 11-12 до 14-15 лет, но фактическое наступление подросткового возраста может не совпадать с переходом в 5 класс и происходить на год раньше или позднее.
Успех учебно-воспитательной работы с учениками зависит от знания, понимания и учета их возрастных психологических особенностей. Подростковый возраст связан с перестройкой психических процессов, деятельности и личности школьника и вследствие этого требует решительных (хотя и постепенных) перемен в формах отношений, организации работы, управления со стороны взрослых, в частности педагогов [11].
Подростковый возраст является более сложным для обучения и воспитания, чем младший и старший. По-видимому, сам процесс превращения ребенка во взрослого труден, ведь он связан с серьезной перестройкой психики и ломкой старых, сформировавшихся форм отношений с людьми, изменением условий жизни и деятельности.
Проблемы, связанные с обучением и воспитанием учеников подросткового возраста, в том и состоят, что очень важно понять необходимость поменять старые способы обучения и воспитания, изменить успешные в прошлом формы воздействия и влияния на подростков, в частности формы контроля и помощи в их жизни и деятельности.
В данном возрасте многие зарубежные специалисты по психологии и педагогике самым главным считают проявление подсознательного стремления к самоутверждению.
С общим ростом более осознанного отношения к действительности у подростков заметно повышается сознательное отношение к учению.