Магистерский диплом Педагогика/Психология Английский язык (педагогическое образование)

Магистерский диплом на тему Использование средств наглядности при развитии навыков устой речи на английском языке у взрослых слушателей.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты обучения говорению взрослых 7
1.1. Виды речевой деятельности: говорение как вид речевой деятельности 7
1.1.1. Специфика обучения аудированию как виду речевой деятельности 7
1.1.2. Чтение как вид речевой деятельности 12
1.1.3. Навык письма как коммуникативная составляющая 14
1.1.4. Говорение как вид речевой деятельности 16
1.2. Психологические и педагогические особенности обучения иностранному языку взрослых 21
1.3. Методы обучения взрослых устной речи на занятиях английского языка 28
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Специфика применения наглядности в процессе развития навыков иноязычной устой речи у взрослых слушателей 37
2.1. Подходы к определению наглядности в обучении английскому языку 37
2.2. Анализ учебно-методических комплексов по английскому языку для обучения взрослых относительно специфики обучения устной речи и использования наглядности 40
2.2. Система работы по развитию навыков устной речи при обучении английскому языку у взрослых слушателей с применением наглядности 51
Выводы по второй главе 65
Глава 3. Методика развития навыков устной речи на английском языке у взрослых слушателей через использование наглядности 67
3.1. Планирование практического эксперимента 67
3.2. Разработка упражнений с использованием средств наглядности 70
3.3. Реализация эксперимента и оценка данных 79
Выводы по третьей главе 82
Заключение 84
Список использованных источников 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 92

  

Введение:

 

В связи с интенсивным развитием нашего государства в стране постоянно растет спрос на изучение иностранных языков, и в первую очередь английского языка как наиболее значимого и распространенного среди всех языков международного общения, который приобрел статус планетарного, или глобального языка. Этот спрос удовлетворяется государственными, коммунальными и частными учебными заведениями – общеобразовательными школами, лицеями, колледжами и вузами, а также коммерческими школами и центрами иностранных языков.
В современных условиях наибольший интерес в обучении взрослых представляют навыки иноязычной устной речи, ориентированные на активную деятельность. При этом отметим, что современная педагогическая наука, в том числе и андрогогика, постоянно развивается и прогрессирует. Меняются взгляды на педагогический процесс, методы и средства обучения и воспитания становятся более гуманными и эффективными. Отличительной особенностью изменений, которые происходят в образовании России, является переход к направленному формированию у субъектов обучения способности творчески действовать, применять знания и опыт на практике. Изменение целей обучения определяет необходимость корректировки содержания и методик обучения, направленного на обеспечение формирования мировоззрения, ценностных ориентаций, умение самостоятельно учиться, критически мыслить, пользоваться современными средствами информационно-коммуникационных технологий, в частности персональным компьютером способности к самопознанию и самореализации личности в различных видах творческой деятельности.
Принцип наглядности является дидактическим принципом обучения, относится к числу основных. Его необходимость обосновывается диалектикой перехода от чувственного восприятия к абстрактному мышлению в процессе познания. В соответствии с принципом наглядности, обучение строится на конкретных образах, которые непосредственно воспринимаются взрослыми учащимися.
В современной методике преподавания английского языка существуют различные классификации наглядных пособий и разные взгляды относительно их роли и использования в учебном процессе (С. Баранов, Н. Волкова, В. Евдокимов, А. Зильберштейн, А. Маслов, М. Моро, А. Савченко, Л. Скаткин, И. Харламов, и др.). Одни ученые подчеркивают необходимость использования средств наглядности на каждом уроке при рассмотрении нового понятия (Л. Занков, А. Пышкало и др.), другие – соблюдение меры в применении средств наглядности на уроках (Л. Скаткин и др.), так как чрезмерно длительное использование одинаковых средств приводит к задержке развития у учащихся абстрактного мышления, третьи подчеркивают, что нужно уметь обеспечить постепенный, но своевременный переход от использования одних видов наглядного материала на уроках английского языка к другим – от конкретных к менее конкретным (М. Моро и др.).
Актуальность дипломной работы обусловлена тем, что в российской методике недостаточно разработаны научные, теоретические и практические обоснования развития навыков устной речи у взрослых слушателей через использование средств наглядности; а также тем, что все большее количество взрослых людей стремится изучать английский язык, который им нужен для реализации собственного потенциала.
Научная новизна данной проблемы заключается в рассмотрении наглядности как средства развития навыков устной речи на английском языке.
Объектом работы является процесс обучения устной речи слушателей.
Предметом работы является применение средств наглядности при развитии навыков устой речи на английском языке у взрослых слушателей.
Цель данной работы заключается в выявлении особенностей использования наглядности для развития навыков устной речи у взрослых слушателей.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Описать виды речевой деятельности и раскрыть сущность понятия говорения как вида речевой деятельности.
2. Дать характеристику психологическим и педагогическим особенностям обучения взрослых иностранному языку.
3. Описать методы обучения взрослых устной речи на занятиях английского языка.
4. Провести анализ учебно-методических комплексов по английскому языку для обучения взрослых относительно специфики обучения устной речи и использования наглядности.
5. Разработать систему работы по развитию навыков устной речи при обучении английскому языку у взрослых слушателей с применением наглядности
6. Провести экспериментальное исследование по развитию навыков устой речи на английском языке у взрослых слушателей через использование наглядности.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что использование средств наглядности способствует развитию навыков устной речи на английском языке у взрослых слушателей.
Методами исследования были определены следующие: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; эксперимент.
Теоретической основой данной работы послужили исследования таких зарубежных ученых в области методики обучения иностранному языку как Дж. Хармер, М.С. Ноулз и др. Среди отечественных ученых, чьи работы легли в основу данного исследования, можно отметить С.Г. Вершиловский, Г.А. Китайгородская, Е.И. Пассов, И.В. Стародуб, С.Ф. Шатилов и др.
Структура работы определена поставленной целью и задачами работы и включает в себя введение, три главы, выводы по главам, заключение и список использованной литературы.
Защищаемые положения:
1. В процессе обучения иностранному языку взрослых слушателей должны быть реализованы требования андрогогической модели обучения. Иначе говоря, в обучение иностранному языку в целом, и в обучение навыкам устной речи в частности должны быть включены активные формы обучения, к которым относятся: групповые дискуссии, ролевые игры, работа в парах, совместное приготовление презентаций и пр. Важное место отводится применению интерактивных технологий.
2. Обучение взрослых англоязычной устной речи – это сложный процесс, который требует тщательного отбора методов обучения и учебного материала. Методы обучения должны реализовыватьпринцип наглядности в работе со взрослыми слушателями через использование различных аудиоматериалов, видеоматериалов, схем, таблиц и пр.
3. Обучение взрослых слушателей навыкам устной речи должно реализовываться при соблюдении следующих условий: 1) направление педагогического воздействия преподавателя на повышение уровня мотивации слушателя к интенсивной учебной деятельности; 2) наличие четкой организации учебного процесса; 3) учета основных возрастных и психологических особенностей обучения взрослых;4) использование наглядности.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранный нами материал можно использовать для дальнейших разработок данной проблемы, а также для составления курсов английского языка для взрослых с целью развития у них иноязычной устной речи.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Выделение психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективное обучение взрослых навыкам устной речи на английском языке, позволяет достичь продуктивных результатов в учебной деятельности по развитию иноязычной компетентности взрослых, наметить пути оптимизации и интенсификации учебного процесса.
Повышенный интерес сегодня вызывает такая отрасль педагогики, как андрагогика. Основным положением андрагогического подхода в обучении иностранным языкам является развитие и актуализация субъективного в человеке во время его обучения. Знания, полученные взрослым человеком, приобретают ценность тогда, когда они помогают в решении реальных жизненных и профессиональных проблем, способствуют личностному самоопределению и самореализации.
Основными педагогическими принципами организации обучения взрослых является приоритет самостоятельного обучения, принцип совместной деятельности, опора на опыт; индивидуализация; системность обучения; актуализация результатов обучения и тому подобное.
Эффективное обучение навыкам устной речи на английском языке взрослых слушателей требует использования методик на основе коммуникативного подхода, а также применения наглядности в учебном процессе.
На основе анализа современных исследований мы выделили те положения, которые должны быть положены в основу методики формирования иноязычной устной речи у взрослых слушателей: развитие у обучающихся мышления, внимания, воображения, восприятия, основных психологических механизмов (речевое слух, оперативная, долговременная память, вероятно прогнозирования и т.п.); расширение словарного запаса и обеспечение понимания грамматических структур; целенаправленное развитие учебно-стратегической компетентности взрослых обучающихся, формирование эффективных стратегий говорения, в т.ч. аффективных для создания позитивного настроения и преодоления психологических барьеров; развитие автономии обучающихся, формирование у них рефлексивных умений; активность процесса говорения; интегрированное обучение говорению с другими видами речевой деятельности: чтением, письмом, аудированием; конкретизацию навыков устной речи, которыми должны овладеть взрослые обучающиеся; индивидуализация обучения в соответствии с уровнем развития психических процессов и механизмов, сформированности навыков устной речи путем использования различных видов наглядности; применение проблемных задач; научное обоснование критериев отбора учебного материала и его тщательный отбор.
Предложенная нами методика обучения взрослых навыкам устной речи на английском языке обеспечит максимальное усвоение большого по объему учебного материала и формирование навыков и умений использовать его за минимальный отрезок времени в системе таких педагогических условий: 1) направление педагогического воздействия преподавателя на повышение уровня мотивации взрослого слушателя к интенсивной учебной деятельности; 2) наличие четкой организации учебного процесса; 3) учет основных возрастных и психологических особенностей обучения взрослых слушателей.
Последовательность и необходимость использования описанных в работе методов, принципов, форм обучения взрослых слушателей, условий использования наглядности в учебном процессе.
Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена: использование средств наглядности способствует развитию навыков устной речи на английском языке у взрослых слушателей.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты обучения говорению взрослых
1.1. Виды речевой деятельности: говорение как вид речевой деятельности
1.1.1. Специфика обучения аудированию как виду речевой деятельности

Аудирование является органической составляющей учебного процесса и неотъемлемым компонентом устной речи.
Аудирование является пониманием устной речи, воспринятой на слух. С точки зрения психофизиологии аудирование представляет собой перцептивную умственную мнемическую деятельность, так как: во-первых, предполагает осуществление перцепции / восприятия; во-вторых, предполагается связь с такими основными мыслительными операциями, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстрагирование, конкретизация; в-третьих, предполагает выделение и усвоение информативных признаков языковых и речевых единиц, реформирование образа и узнавание как результат сопоставления с эталоном, который хранится в памяти [31].
Большое значение в обучении аудированию отводится различным способам мышления и представления учащихся (в виде звуковых, зрительных и тактильных образов). В соответствии с подходом нейролингвистического программирования (англ.: neuro-linguistic programming), применяемого в сегодня в практической психологии и изучающего закономерности субъективного опыта людей через раскрытие механизмов и способов моделирования поведения и передачи выявленных моделей другим людям [55], процесс мышления – это комбинация внутренних образов (визуальная репрезентативная система), звуков (аудиальная репрезентативная система), ощущений (кинестетическая репрезентативная система). Использование теории нейролингвистического программирования в обучении аудированиюповышает эффективность формирования аудитивной компетенции учащихся-визуалов и учащихся-кинестетиков.
Психофизиологические механизмы аудирования – механизмы восприятия речи (круглосуточно) и в частности механизм антиципации или вероятного прогнозирования смыслового содержания – определяют его структуру [16]. Она состоит из трех уровней: побудительно-мотивационного; аналитико-синтетического; исполнительного.
На первом, побудительные-мотивационном, уровне мотивом для аудирования является познавательная деятельность [19, стр. 66-67], а функция этого уровня – обеспечение оптимальных условий для формирования вероятного прогнозирования, первичной антиципации. На данном уровне в понимании информации в акустическом коде главная роль отведена установкам, как важному регулятору процесса восприятия аудиотекста. Установки влияют на то, какие именно объекты, детали будут учащимися воспринятым.
Второй, аналитико-синтетический, уровень осуществляется в несколько подэтапов обработки информации, воспринимаемой на слух в ходе аудирования [9, стр. 83]: смысловое прогнозирование; вербальное сопоставление; установление внутрипонятийных соответствий (между синтагмами, словами и другими лексико-грамматическими звеньями); смыслоформулирование; принятие смыслового решения на основе анализа и синтеза [8, стр. 255-258].
На следующем подэтапе аналитико-синтетического уровня (смыслообразование) происходит обобщение перцептивно-мыслительной деятельности в ходе аудирования, перекодирование информации при взаимодействии мышления и памяти. Принимая смысловое решение, реципиент отражает понимание речевого сообщения, что реализуется в ответе, адекватном действии или изменении психического состояния. Это происходит только в том случае, когда раскрыты и установлены связи предметов и явлений действительности, которые имеются в конкретном аудиотексте, то есть когда осмысление завершается результатом, адекватным ситуации общения.
Зависимость аудирования от условий восприятия аудиотекстов определяется прежде всего видом аудитивного языка (живая речь или речь на основе механической записи; ситуативная диалогическая речь или контекстная монологическая речь, речь знакомого или незнакомого человека). Аудирование в ходе непосредственной коммуникации облегчают экстралингвистические факторы, к которым относится опора на ситуацию, жесты, мимика, артикуляция. Ситуативная диалогическая речь в сравнении с контекстной монологической речью, является сложным для восприятия на слух является по причине необходимости дифференцировать речевых партнеров и дополнительно выполнять аналитико-синтетические действия [35].
Установлено, что оптимальным для слушателя является такой темп речевого сообщения, который соответствует темпу его собственной речи [23, стр. 13]. На начальном этапе обучения иностранному языку темп речи должен быть нормальным: 220-280 слогов в минуту. Чтобы темп речи не стал препятствием при восприятии на слух, речь учителя необходимо сочетать с аудиотекстом с записями носителей языка.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы