Дефектология Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему «Использование онлайн тренажеров при школьной адаптации детей с ОВЗ»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Теоретические аспекты изучения школьной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья 6
1.1. Сущность понятия школьной адаптации 6
1.2. Специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 18
1.3. Характеристика онлайн тренажеров и возможности их использования при школьной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья 28
Выводы по первой главе 43
2 Экспериментальное исследование эффективности онлайн тренажеров в работе, направленной на повышение уровня школьной адаптации детей ограниченными возможностями здоровья 46
2.1. Организация и методики исследования 46
2.2. Актуальный уровень школьной адаптации детей ограниченными возможностями здоровья 55
2.3. Работа по повышению уровня школьной адаптации детей ограниченными возможностями здоровья 60
2.4. Проверка эффективности проведенной работы 71
Выводы по второй главе 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Развитие современного общества остро ставит вопрос обеспечения социальной защиты граждан страны, и особенно тех, кто нуждается в его больше, в частности, это дети с особыми образовательными потребностями. Актуальность проблемы инклюзивного образования связана прежде всего с тем, что численность детей, нуждающихся в коррекционном обучении, неуклонно растет. На сегодня детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, в Российской Федерации более 2 млн., что составляет около 8% от общей численности детей в стране. По состоянию на 1.09.2014 г. инклюзивным образованием охвачено всего 5,0 % детей с инвалидностью. Остальные 95,0 % детей с инвалидностью учатся в условиях специальных учебных заведений, или не получают образование вообще. При этом около 90 тыс. детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам. Поэтому поиск подходов к активизации развития инклюзивного образования является важным государственным вопросом.
На современном этапе развития общества, в связи с изменениями в различных сферах жизни, особо актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни подрастающего поколения, в частности детей с ограниченными возможностями здоровья. Не являются исключением в данной ситуации и проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение в школе и дальнейшая жизнь в социуме невозможна без надлежащей адаптации детей с ограниченными возможностями к обучению в школе.
Недостатки в развитии вызывают особые изменения функционального состояния организма, уменьшение двигательной памяти, произвольного внимания (Т.В. Розанова, А.В. Гоголева) и пр.
Анализ имеющейся практики свидетельствует о том, что педагоги сталкиваются с определенными трудностями при определении содержания программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время специалисты сами разрабатывают индивидуальные программы, которые часто не имеют четкой цели и строго определенных предметных областей. Педагоги испытывают значительные трудности в планировании работы и определении средств и методов обучения, создании благоприятных условий, которые будут способствовать развитию и адаптации детей с разными образовательными возможностями, учитывая их возрастную, типологическую и индивидуальную особенность, тем самым обеспечивая социализацию детей. Этим и обусловлена актуальность данного исследования.
В рамках социализации приоритетным направлением выступает изучение психолого-педагогических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), для создания условий успешного вхождения ребенка в социум и их адаптации в начальной школе. Это выражается в переориентации традиционных концепций и форм обучения, способствующих переходу на новые педагогические направления при работе с детьми, которые имеют особые образовательные потребности.
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания детей является охрана здоровья учащихся и создание адаптивного образования для школьников посредством развития школьной адаптации. Сложности социальной среды, стремительный темп жизни общества и снижение воспитательного потенциала семьи оказывают негативное влияние на процесс социально-психологической адаптации детей, особенно с особыми образовательными потребностями. Причиной этого становится их значительная подверженность влиянию факторов окружающей среды.
Проблема адаптации занимает большое место в исследованиях педагогики, психологии, социологии и других наук. Негативная адаптация приводит к ухудшению состояния здоровья, увеличению заболеваемостей, снижению работоспособности и низкому уровню усвоению учебного материала. Дети младшего школьного возраста с ОВЗ, при поступлении в школу сталкиваются с проблемой адаптации к новому социальному уровню, новым взаимоотношениям и изменением качества жизнедеятельности. Многие младшие школьники испытывают значительные трудности в первые годы обучения в школе, поэтому изучение проблем адаптации в новых условиях жизни детей младшего школьного возраста является актуальным.
Объектом исследования является процесс школьной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предметом исследования является Использование онлайн тренажеров при школьной адаптации детей с О ограниченными возможностями здоровья.
Целью исследования было определено выявление влияния онлайн тренажера на эффективность школьной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1. Раскрыть сущность понятия школьной адаптации.
2. Описать специфику работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
3. Дать характеристику онлайн тренажерам и возможностям их использования при школьной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Провести экспериментальное исследование эффективности онлайн тренажеров в работе, направленной на повышение уровня школьной адаптации детей ограниченными возможностями здоровья.
5. Разработать и апробировать систему работы по повышению уровня школьной адаптации детей ограниченными возможностями здоровья через использование онлайн тренажера.
База исследования: МБОУ «СОШ с. Сухой Карабулак Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области».
Выборку исследования составили учащиеся 1-го класса с ограниченными возможностями здоровья в количестве 3-х человек.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования была достигнута его цель – выявлено положительное влияние онлайн тренажера на эффективность школьной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач исследования:
1. Раскрыта сущность понятия школьной адаптации.
2. Описана специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
3. Дана характеристика онлайн тренажерам и возможностям их использования при школьной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Проведено экспериментальное исследование эффективности онлайн тренажеров в работе, направленной на повышение уровня школьной адаптации детей ограниченными возможностями здоровья.
5. Разработана и апробирована система работы по повышению уровня школьной адаптации детей ограниченными возможностями здоровья через использование онлайн тренажера.
Анализ литературы по теме исследования позволил сделать вывод, что современное понимание сущности понятия адаптации в научной литературе можно изложить так: это процесс желаемого или вынужденного вхождения в любой сфере деятельности личности, успешность которого зависит от степени согласованности условий с возможностями организма и психики человека.
Смысловое наполнение адаптации состоит в поэтапном приобретении согласованности между средой (биофизическим и общественным) и личностью с применением взаимного определенного воздействия.
Эффективность процесса социально-психологической адаптации к школьному обучению детей с ОВЗ во многом зависит от взаимозависимости и взаимодополняемости биофизиологических особенностей адаптанта, экологических обстоятельств в стране, психических свойств человека, его психического состояния, психологических реакций на стрессы, особенностей деятельности, квалификации и культуры человека, технологического, научно-информационного развития общества.
Адаптация ребенка с ОВЗ к обучению в школе – это процесс активного приспособления учащегося к условиям новой социальной среды, в результате чего происходит принятие целей, норм группы, социальных ролей и других характеристик социальной среды. Характер и результаты адаптационного процесса будут зависеть от многих факторов, прежде всего, таких как цели и ценностные ориентации индивида, возможностей их достижения в социальной среде. Эффективность педагогической адаптации во многом зависит от того, насколько адекватно ребенок воспринимает свою социальную позицию, свои качества и социальные связи.
Дети с ОВЗ отличаются различными особенностями развития, предполагающие разработку тщательного методологического подхода к процессу их обучения и воспитания. 
Несмотря на существующие различия в развитии детей с ОВЗ, в работе с ними необходимо применять личностный подход и оказывать психологическую помощь, основанную не на учете отдельной функции или изолированном психическом явлении, а опираясь на особенности развития личности в целом, со всеми ее индивидуальными особенностями.
Образовательное информационное взаимодействие посредством онлайн тренажеров, как одного из средств ИКТ, обладает интерактивностью, дает возможность осуществлять информационную деятельность по сбору, обработке, выработки, передаче, информации, подавать учебную информацию средствами компьютерной визуализации, что позволяет создать условия для успешной адаптации к школьному обучению. Традиционно взаимообмен информацией происходил между двумя субъектами образовательного процесса (учеником и учителем), которые имели возможность осуществлять обратную связь. С появлением интерактивных средств обучения в информационное взаимодействие включается третий субъект (средство обучения, функционирующее на базе ИКТ), и имеющее возможность осуществлять обратную связь с первыми двумя. Сегодня, когда есть возможность использования онлайн тренажеров, информационное взаимодействие может осуществляться с несколькими партнерами, в различных режимах работы в Интернете, а в перспективе – в образовательном пространстве.
С целью проверки теоретических положений было проведено исследование на базе МБОУ «СОШ с. Сухой Карабулак Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области». В исследовании приняли участие 3 детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья – учащиеся 1-го класса.
Проведенное на констатирующем этапе исследование показало, что из троих детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности детей с умственной отсталостью) только 2 ребенок является адаптированными и готовым к школьному обучение. 2 ребенка проявили средний уровень адаптации к школьному обучению.
На формирующем этапе исследования проводилась работа с использованием онлайн тренажеров для повышения уровня адаптации детей с ОВЗ к школьному обучения. Использование онлайн тренажеров предполагает работу в урочное и внеучебное время.
На контрольном этапе исследования была выявлена положительная динамика в уровнях адаптации детей с ограниченными возможностями: среди детей троих детей с ОВЗ, принявших участие в исследовании, 2 младших школьников с ОВЗ адаптированы к обучению в школе, 1 детей неадаптирован и обладает низким уровнем готовности к школьному обучению.
Итак, использование онлайн тренажеров является эффективным средством повышения уровня адаптации младших школьников с ОВЗ. Цель исследования достигнута, задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические аспекты изучения школьной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья
1.1. Сущность понятия школьной адаптации

Адаптация является одной из важнейших научных проблем. Это подтверждает то, что еще в 1865 году впервые появился в научном мире вопрос адаптации. Тогда Г. Ауберт ввел термин «адаптация», который начал использоваться в литературе. Сначала под адаптацией понимали изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям1. Указанное свидетельствует о том, что к зарождению научной психологии, вопросы об актуальности адаптации изучали ведущие физиологи того времени. И неудивительно, что в результате почти 150-летней истории исследования, указанный вопрос получил широкое и основательное изучение.
Большинство исследователей адаптации соглашаются с тем, что адаптация – это довольно сложный феномен. Так, адаптацию в широком смысле трактуют:
‒ как процесс приспособления индивидуальных и личностных качеств в жизни и деятельности человека в изменяющихся условиях2;
‒ как активное взаимодействие личности и среды в зависимости от степени ее активности3;
‒ как преобразование среды в соответствии с потребностями, ценностями и идеалами личности, или как преимущества зависимости личности от среды4;
‒ как изменения, сопровождающие на уровне психической регуляции, становления (и восстановления), сохранения динамического равновесия в системе «субъект труда – профессиональная среда»5.
Одновременно широта исследований приобрела такой размах, что сформировались принципиально разные подходы к изучению этого вопроса. Так, последние теоретические исследования указывают на значительное расхождение во взглядах относительно выделения научных подходов. Поэтому существует необходимость короткого обобщения последних теоретических исследований.
Исследователи отличают следующие основные подходы: биофизиологический, психологический, информационно-коммуникативный6. Эти направления представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Подходы в изучении адаптации
Направления и подходы 
Сущность подхода
Вид исследованной адаптации
Биолого-физиологический подход
Приспособление и активное поддержание необходимого уровня соответствия строения организма к внутренним и внешним изменениям, возникающим под влиянием среды биологических, химических, экологических, физиологических (температуре, атмосферном давлении, освещению и др.) факторов.
биологическая,
физиологическая,
анатомическая,
медицинская,
экологическая,
эргономичная

Продолжение таблицы 1
Психологический подход
Формирование индивидуального стиля деятельности.
Диалектическое единство деятельностных и социально-психологических отношений субъектов адаптации и социальной среды.
Вхождение человека в систему внутригрупповых отношений и приспособление к ним.
Выработка образцов мышления и поведения, которые отражают систему ценностей и норм конкретного производственного коллектива.
Приобретение, закрепление и развитие умений и навыков межличностного общения в таком коллективе.
психологическая,
социальная,
социально-психологическая,
личностная,
профессиональная
Информационно-коммуникативный подход
Изменение структуры или функции системы и управляющих воздействий, на основе полученных данных и текущей информации с целью достижения оптимального состояния при недостаточной априорной информации или измененных условиях 
взаимная адаптация психосемантических систем

Продолжение таблицы 1

деятельности. Поиск, восприятие и переработка информации в контактах.

 

Е.А. Гайнанова7, Л.Х. Манучарян и Н.В. Гордиенко8 различают три основных направления исследования проблемы адаптации, каждый из которых лежит в области психофизиологии. Они выделяют:
а) клинико-психологические исследования стресса (адаптация изучается вне контекста конкретной предметной деятельности);
б) изучение реакций конкретных органов и психических процессов на рабочую нагрузку или на неблагоприятные условия деятельности (шум, гипоксия, давление);
в) комплексное изучение психического и физиологического состояния индивида в процессе адаптации.
А.Н. Галус в своей докторской диссертации выделил такие подходы в объяснении (исследовании) механизмов адаптации9:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы