Магистерский диплом на тему Использование методов (когнитивно-бихевиорального подхода или другого подхода) в коррекции тревожных состояний у (людей молодого и среднего возраста)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы психологической работы с лицами, переживающими панические реакции 7
1.1. Понятие тревоги и тревожности в психологии 7
1.2. Современное представление о панических реакциях 17
1.3. Возрастные особенности возникновения панических реакций 31
1.4. Направления психологической работы с людьми, переживающих панические реакции 40
Выводы по теоретическому исследованию 56
Глава II. Эмпирическое исследование психологической работы с лицами, переживающих панические реакции 58
2.1. Организация и методы исследования 58
2.2. Результаты анализа личностных особенностей людей, переживающих паническую реакцию 63
2.3. Методы и содержания психологической работы с людьми, переживающих панические реакции 72
Выводы по эмпирическому исследованию 95
Заключение 97
Список литературы 99
Приложения 1
Введение:
Введение
Проблема и обоснования выбора темы исследования. Вопрос о позитивном и счастливом существовании человека, в настоящее время является достаточно популярным в исследованиях психологов. Многое в жизни современных людей может оказывать влияние на их состояние. Счастье и комфорт, удовлетворение и благополучие – все это относится к субъективному переживанию процессов, происходящих в жизни человека.
Психологическое благополучие определяет естественное стремление человека к внутреннему спокойствию, счастью и реализации своих потенциалов. На сегодня исследования проблемы влияния ситуаций учебной и трудовой деятельности на психические состояния человека является актуальными. Особое внимание требует изучения состояния тревожности, который является одним из самых дезорганизующих психических состояний.
По данным отечественных и зарубежных исследователей отмечается постоянный рост тревожных состояний. По данным сотрудников Научного центра психического здоровья РАМН РФ, среди пациентов, обратились в кабинет неврозов московской районной поликлиники — 34% страдают проявлениями личностной тревожности. А.Б. Холмогорова и Н. Гаранян приводят данные о 38% проявлений тревожности у всех пациентов, обращавшихся в кабинет неврозов одной из поликлиник Москвы. Тревожные состояние недавно были выделены в отдельный кластер в международной классификации (МКБ) и включены в раздел «Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства». Сюда относят и панические атаки.
Тревога, внутреннее напряжение, непонятное ощущение чего-то ужасного, вплоть до приближения смерти чувствуют люди в определенный момент без повода. Так проявляют себя панические атаки причины возникновения, которых порой трудно объяснить без серьезного обследования. Панически атаки – один из самых частых поводов для обращения к психологу.
Сам термин «паническая атака» появился в 1980 году, когда Американская ассоциация психиатров предприняла попытку классифицировать психоэмоциональные и поведенческие расстройства человека. Впервые эти состояние начал изучать в научном смысле знаменитый французский психиатр Жан-Мартен Шарко.
Сегодня, согласно статистике, от 1,5% до 6% населения Земли страдают от панических атак (в стертой форме они обнаружены у 9—10% взрослых), и в большинстве своем это люди самого активного возраста от 20 до 40 лет. Это возраст по замыслу природы должен стать для человека самым ярким и самым продуктивным, это возраст расцвета карьеры и создания семьи, рождения детей. Приступы панических атак в буквальном смысле этого слова «держат человека в плену», не дают ему жить полной радостей и забот жизнью здорового человека.
Ц.П. Короленко и Н. В. Дмитриева отмечают, что наличие таких тревожных состояний, как паническая атака резко повышает риск возникновения других психических расстройств, прежде всего депрессивных, а также расстройств адаптации. Такие расстройства имеют представители разных возрастов. Важным этапом в преодолении панических атак является немедикаментозная психотерапия. В частности, А.Б. Холмогорова и Н. Г. Гаранян отстаивают эффективность когнитивной модели, А.В. Горева и М.А. Галась описывают возможности музыкотерапии, А.А. Филозоп пишет об групповой терапии творчеством, O. Джунайд и С. Хейдж доказывают неоспоримый эффект поддерживающей психотерапии.
Актуальность темы исследования связана с широким распространением случаев тревожных состояний у лиц различного возраста и обусловила выбор темы «Использование методов когнитивно-бихевиорального подхода в коррекции тревожных состояний у людей молодого и среднего возраста».
Научно-методологическая база исследования. В последнее десятилетие существенно усилился интерес как зарубежных, так и российских психологов к изучению тревожности и в частно возникновения панических атак. Так, среди психологов, посвятивших свои труды данной проблеме, можно назвать З. Фрейда, К. Хорни, Э. Фромма, К. Роджерса, Л. И. Божович, Ф. Б. Березина, А. М. Прихожан, Р. С. Немова, Е. И. Рогова, В. Кочунаса, В. Стукаса, Т. Дуткевича, О. Савицкую, И. Слободчикову, М. Петрусева и др., которые придают большое значение исследованию панических реакций, являющееся эпизодической пароксизмальной тревогой и рассматривают паническую атаку как состояние личности.
Объект исследования – эмоциональная сфера личности.
Предмет исследования – ситуационная и личностная тревожность, самоотношение, уровень субъективного контроля, агрессия, индивидуально-типологические особенности.
Цель исследования – провести исследование и изучить возможности психологической работы с лицами, переживающими паническую реакцию.
Гипотеза исследования: мы предположили, что психологическая коррекция панических атак у личности будет проходить успешнее, если она осуществляется посредством когнитивно-бихевиорального подхода по специально разработанной целевой программе, учитывающей возрастные, индивидуально-типологические и личностные особенности личностей склонных к паническим атакам.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие тревоги и тревожности в психологии;
2. Раскрыть особенности возникновения панических реакций;
3. Проанализировать личностные особенности людей, переживающих паническую атаку;
4. Изучить направления психологической работы с людьми, переживающих паническую атаку.
5. Сформировать выборку и подобрать методики для проведения исследования.
6. Провести эмпирическое исследование.
7. Сделать соответствующие выводы по итогам исследования.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, тестирование, количественный, качественный и статистический анализ результатов исследования.
Методики исследования:
1. Методика оценки ситуационной и личностной тревожности, автор Спилбергер Ч.Д., адаптация Ханина Ю.Л.;
2. Методика исследования самоотношения, автор Пантелеева С.Р. (МИС);
3. Опросник уровень субъективного контроля (УСК), автор Дж. Роттер;
4. Опросник склонности к агрессии, авторы А. Басс М. Перри, адаптация С.Н. Ениколопов, Н.П. Цибульский;
5. Индивидуально-типологический опросник, автор Л.Н. Собчик.
Для выявления статистической значимости полученных результатов мы использовали методы математической обработки, а именно сравнительный критерий Т-Стьюдента для независимых выборок.
Эмпирическая база исследования: в исследовании принимали участие студенты и педагоги, высших учебных заведений гуманитарного и технического направления.
Характеристика выборки исследования: всего в исследовании приняли участие 90 человек, из них 50 человек в возрасте 20-25 лет и 40 человек в возрасте 30-35 лет. В по половому различию в исследовании приняли участие 78% женщин и 22% мужчин.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что его результаты и выводы могут быть использованы в качестве коррекционных мероприятий, при учреждениях здравоохранения, и психологических центрах, а также в практической деятельности психологов для профилактики возникновения отрицательно окрашенных эмоциональных состояний людей, ведущих к формированию тревожных состояний.
Текст работы:
Изучив взгляды отечественных и зарубежных авторов на тревожность, можно сделать вывод, что тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени. Повышенная тревожность, обусловленная страхом возможной неудачи, оценки со стороны взрослых или сверстников, является приспособительным механизмом, повышающим ответственность индивидуума перед лицом общественных требований и установок.
Паническая атака (ПА) – «уникальный комплекс симптомов, характеризующийся пароксизмальной тревогой, который невозможно спутать с другими психическими феноменами». Синдром, к началу 80-х годов не признавали, как отдельную клиническую единицу, который характеризуется частыми приступами внезапного и сильного чувства тревоги, которые обычно продолжаются 10-20 минут.
Для коррекции панических расстройств предложен когнитивно-бихевиоральный подход психологического консультирования. Суть данного подхода в том, что все психологические проблемы человека напрямую связаны с его мышлением и убеждением. Внутриличностный конфликт — самый распространенный случай всех текущих проблем человека. В этом случае самостоятельно ликвидировать проблему практически невозможно. Нужна помощь специалиста.
Главное достоинство когнитивно-бихевиорального подхода – видимый результат, который отражается на всех сферах жизни человека. Специалист предварительно выясняет, какие негативные установки и мысли влияли на поведение человека. Важно научиться в процессе сеансов критически анализировать проблему. А уже после сменять отрицательные установки на положительные.
Психологическое консультирование с помощью данного подхода отличается от других видов психологической помощи кратковременностью, эпизодичностью, рекомендательным характером советов, использование которых возлагается на клиента. Задачами психологического консультирования являются: обучение положительному самоотношению и приятию других; обучение рефлексивным умениям; формирование потребности в саморазвитии.
Эмпирическое исследование проходило на базе КАЗАТИСО. В исследовании принимали участие студенты и педагоги, высших учебных заведений гуманитарного и технического направления. Характеристика выборки исследования: всего в исследовании приняли участие 90 человек, из них 50 человек в возрасте 20-25 лет и 40 человек в возрасте 30-35 лет. В по половому различию в исследовании приняли участие 78% женщин и 22% мужчин. Материалом исследования послужили протоколы психологических консультаций лиц с проявлениями панических атак.
Таким образом, проведенные методики помогут психологу выявить личностные особенности лиц с проявлениями панических атак и разработать индивидуальную коррекционную программу.
Исходя из полученных результатов диагностики, мы пришли к выводу о необходимости организации коррекционное работы со студентами. Нами была разработана и реализована коррекционная программа, направленная на коррекцию тревожности и проявлений панических атак у студентов.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи реализованы в полном объеме, гипотеза исследования получила подтверждение.
Перспективами исследования считаем разработку комплексной программы психологической помощи в русле когнитивно-бихевиорального подхода для работы с паническими атаками студентов с различными когнитивно-поведенческими стратегиями.
Заключение:
Введение
Проблема и обоснования выбора темы исследования. Вопрос о позитивном и счастливом существовании человека, в настоящее время является достаточно популярным в исследованиях психологов. Многое в жизни современных людей может оказывать влияние на их состояние. Счастье и комфорт, удовлетворение и благополучие – все это относится к субъективному переживанию процессов, происходящих в жизни человека.
Психологическое благополучие определяет естественное стремление человека к внутреннему спокойствию, счастью и реализации своих потенциалов. На сегодня исследования проблемы влияния ситуаций учебной и трудовой деятельности на психические состояния человека является актуальными. Особое внимание требует изучения состояния тревожности, который является одним из самых дезорганизующих психических состояний.
По данным отечественных и зарубежных исследователей отмечается постоянный рост тревожных состояний. По данным сотрудников Научного центра психического здоровья РАМН РФ, среди пациентов, обратились в кабинет неврозов московской районной поликлиники — 34% страдают проявлениями личностной тревожности. А.Б. Холмогорова и Н. Гаранян приводят данные о 38% проявлений тревожности у всех пациентов, обращавшихся в кабинет неврозов одной из поликлиник Москвы. Тревожные состояние недавно были выделены в отдельный кластер в международной классификации (МКБ) и включены в раздел «Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства». Сюда относят и панические атаки.
Тревога, внутреннее напряжение, непонятное ощущение чего-то ужасного, вплоть до приближения смерти чувствуют люди в определенный момент без повода. Так проявляют себя панические атаки причины возникновения, которых порой трудно объяснить без серьезного обследования. Панически атаки – один из самых частых поводов для обращения к психологу.
Сам термин «паническая атака» появился в 1980 году, когда Американская ассоциация психиатров предприняла попытку классифицировать психоэмоциональные и поведенческие расстройства человека. Впервые эти состояние начал изучать в научном смысле знаменитый французский психиатр Жан-Мартен Шарко.
Сегодня, согласно статистике, от 1,5% до 6% населения Земли страдают от панических атак (в стертой форме они обнаружены у 9—10% взрослых), и в большинстве своем это люди самого активного возраста от 20 до 40 лет. Это возраст по замыслу природы должен стать для человека самым ярким и самым продуктивным, это возраст расцвета карьеры и создания семьи, рождения детей. Приступы панических атак в буквальном смысле этого слова «держат человека в плену», не дают ему жить полной радостей и забот жизнью здорового человека.
Ц.П. Короленко и Н. В. Дмитриева отмечают, что наличие таких тревожных состояний, как паническая атака резко повышает риск возникновения других психических расстройств, прежде всего депрессивных, а также расстройств адаптации. Такие расстройства имеют представители разных возрастов. Важным этапом в преодолении панических атак является немедикаментозная психотерапия. В частности, А.Б. Холмогорова и Н. Г. Гаранян отстаивают эффективность когнитивной модели, А.В. Горева и М.А. Галась описывают возможности музыкотерапии, А.А. Филозоп пишет об групповой терапии творчеством, O. Джунайд и С. Хейдж доказывают неоспоримый эффект поддерживающей психотерапии.
Актуальность темы исследования связана с широким распространением случаев тревожных состояний у лиц различного возраста и обусловила выбор темы «Использование методов когнитивно-бихевиорального подхода в коррекции тревожных состояний у людей молодого и среднего возраста».
Научно-методологическая база исследования. В последнее десятилетие существенно усилился интерес как зарубежных, так и российских психологов к изучению тревожности и в частно возникновения панических атак. Так, среди психологов, посвятивших свои труды данной проблеме, можно назвать З. Фрейда, К. Хорни, Э. Фромма, К. Роджерса, Л. И. Божович, Ф. Б. Березина, А. М. Прихожан, Р. С. Немова, Е. И. Рогова, В. Кочунаса, В. Стукаса, Т. Дуткевича, О. Савицкую, И. Слободчикову, М. Петрусева и др., которые придают большое значение исследованию панических реакций, являющееся эпизодической пароксизмальной тревогой и рассматривают паническую атаку как состояние личности.
Объект исследования – эмоциональная сфера личности.
Предмет исследования – ситуационная и личностная тревожность, самоотношение, уровень субъективного контроля, агрессия, индивидуально-типологические особенности.
Цель исследования – провести исследование и изучить возможности психологической работы с лицами, переживающими паническую реакцию.
Гипотеза исследования: мы предположили, что психологическая коррекция панических атак у личности будет проходить успешнее, если она осуществляется посредством когнитивно-бихевиорального подхода по специально разработанной целевой программе, учитывающей возрастные, индивидуально-типологические и личностные особенности личностей склонных к паническим атакам.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие тревоги и тревожности в психологии;
2. Раскрыть особенности возникновения панических реакций;
3. Проанализировать личностные особенности людей, переживающих паническую атаку;
4. Изучить направления психологической работы с людьми, переживающих паническую атаку.
5. Сформировать выборку и подобрать методики для проведения исследования.
6. Провести эмпирическое исследование.
7. Сделать соответствующие выводы по итогам исследования.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, тестирование, количественный, качественный и статистический анализ результатов исследования.
Методики исследования:
1. Методика оценки ситуационной и личностной тревожности, автор Спилбергер Ч.Д., адаптация Ханина Ю.Л.;
2. Методика исследования самоотношения, автор Пантелеева С.Р. (МИС);
3. Опросник уровень субъективного контроля (УСК), автор Дж. Роттер;
4. Опросник склонности к агрессии, авторы А. Басс М. Перри, адаптация С.Н. Ениколопов, Н.П. Цибульский;
5. Индивидуально-типологический опросник, автор Л.Н. Собчик.
Для выявления статистической значимости полученных результатов мы использовали методы математической обработки, а именно сравнительный критерий Т-Стьюдента для независимых выборок.
Эмпирическая база исследования: в исследовании принимали участие студенты и педагоги, высших учебных заведений гуманитарного и технического направления.
Характеристика выборки исследования: всего в исследовании приняли участие 90 человек, из них 50 человек в возрасте 20-25 лет и 40 человек в возрасте 30-35 лет. В по половому различию в исследовании приняли участие 78% женщин и 22% мужчин.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что его результаты и выводы могут быть использованы в качестве коррекционных мероприятий, при учреждениях здравоохранения, и психологических центрах, а также в практической деятельности психологов для профилактики возникновения отрицательно окрашенных эмоциональных состояний людей, ведущих к формированию тревожных состояний.
Список литературы:
Глава 1. Теоретические основы психологической работы с лицами, переживающими панические реакции
1.1. Понятие тревоги и тревожности в психологии
Проблематика тревоги и тревожности всегда была актуальной для психологии. Среди последних исследований на первый план выступает проблематика взаимосвязи между тревожностью и защитными механизмами психики [55; 75 и др.], а также психокоррекции тревожных состояний [16; 63; 74 и др.].
Обычно, исследователи разграничивают понятия тревога и понятия тревожность. Так, в частности, Ф.Е. Василюк, отмечают, что тревога – это эпизодические проявления беспокойства и волнения, имеющие физиологическую и поведенческую объективацию [15]. Состояние тревоги не всегда оценивается как отрицательное. Этот подход положен в основу выделения двух разновидностей тревоги: 1) мобилизующая, которая предоставляет человеку дополнительный импульс; 2) расслабляющая, которая парализует индивида. Понятие тревога, в свою очередь, надо отличать от понятия страх. Страх, в отличие от тревоги, предусматривает непосредственное, реально имеющуюся угрозу, а тревога относится к предсказанию возможности каких-то событий [31].
В исследованиях Д. Барлоу указано, что тревога – это постоянное эмоциональное состояние тревожности как личностной черты человека [71]. Часто тревожность – это признак тревожного расстройства, которое, по мнению ученого, когнитивное по своей природе, ведь касается образа будущего и переплетается с такими когнитивными конструктами, как ожидания, прогнозирования и т.д. [71]. В этих исследованиях тревога понимается как когнитивная деятельность, связанную с негативными взглядами на будущие события.
Другие исследования свидетельствуют о том, что тревога характеризуется уменьшением положительных прогнозов, увеличением тревожных и депрессивных аффектов, преобладанием мыслей над изображениями, преобладанием слов, предусматривают катастрофическую интерпретацию (например, всегда, никогда, ужасно, страшно) [76]. Она также характеризуется нарушением концентрации внимания. Лица с проявлениями тревожности демонстрируют более негативные ощущения и меньше контроль над ними в отличие от лиц без тревожности во время выполнения заданий на внимательность [72].
Тревожность, как состояние, свойственна каждому человеку, и причины, по которым возникает тревога совокупно между собой. Низкий уровень тревоги способен мобилизовать силы в достижение цели, высокая тревожность, или тревога, как свойство личности, действует обратно и может привести человека к отчаянию. Тревожность, взаимосвязана с некой определенной ситуацией и имеет место быть почти всегда. Это состояние сопровождает человека при всяком виде деятельности. Таковы основные характеристики тревожности [30].
В зарубежной психологии выделяются два взгляда на природу тревожности: тревога как изначально присущее человеку свойство или тревога как реакция на враждебные стимулы.
Впервые феномен тревожности стал изучаться в психоаналитических кругах и психиатрами. З. Фрейд рассматривал тревожность «как врожденное свойство личности, или присущее человеку изначальное состояние» [62].
З. Фрейда рассматривал тревожность с двух позиций. В первом аспекте тревожность рассматривалась им как результат вытеснения сексуального влечения: если разрядка сексуальной энергии встречает препятствие, то эта энергия будет порождать в теле физическое напряжение, которое будет превращаться в тревожность. Во втором аспекте тревожность возникает как результат страха перед теми влечениями, выявления каких или следования, за которым способно создать внешнюю угрозу. Эта интерпретация касается не только сексуального влечения, но и агрессивных побуждений [62]. Рассматривая тревожность с позиции «Я» и определяя ее как специфический ответ на индивидуально значимую угрозу, З. Фрейд выделял три типа тревожности: реалистичную, невротическую и моральную:
Рис. 1. Типы тревожно по З. Фрейду
Итак, основная функция тревоги, по З. Фрейду, — помогать человеку избежать осознания своих негативных импульсов и удовлетворять их приемлемым путем в нужное время. Исследователи отмечают, что по З. Фрейду «тревожность выступает повторением в фантазиях человека ситуаций, связанных с испытаниями, которые были в прошлом опыте, переживаниями беспомощности» [62]. Прообразом таких ситуаций является травма рождения. Эта идея, и в наши дни, активно разрабатывается. О. Ранк довел ее до логического завершения, предложив рассматривать акт рождения как главную травму в жизни человека и анализируя всякое новое переживание тревожности как попытку «отреагировать на эту травму» (цит. по [55]).
С. Гроф утверждал: «Убедительно доказано, что глубоко скрытая память о травме рождения имеет сильное влияние на психику и в дальнейшем может снова вынырнуть на поверхность» [57]. По его мнению, тревожность «логично и естественно сопровождает процесс рождения ввиду того, что роды — это критическая для выживания ситуация, включающая чрезвычайное физический и эмоциональный стресс» [57].
По мнению К. Хорни «тревога является итогом искаженных, неверных человеческих отношений, или неудовлетворенных потребностей в отношениях людей» [67]. Существуют 10 невротических потребностей, представленных ниже в таблице 1.
Таблица 1
Невротические потребности личности по К. Хорни
Избыточная потребность Проявления в поведении
1. В любви и одобрении Постоянное устремление быть любимым и предметом преклонения со стороны других; чрезмерная чувствительность и восприимчивость к оценочному суждению, отвержению или неприязненному отношению
2. В руководящем партнере Сильная зависимость от других людей и страх услышать отказ или оказаться в состоянии одиночества; переоценка любви – твердая вера в то, что любовь способствует решению любых проблем.
3. В четких ограничениях Жизненный стиль, при котором первоочередное значение имеют ограничения и определенные правила; неприхотливость, отсутствие в сознании мотива избыточности и подчинение другим
4. Во власти Доминирование, и контролировать других как самоцель; чувство превосходства.
5. В эксплуатировании других Опасение быть используемым людьми или боязнь выглядеть в их глазах человеком с низким интеллектом, но нежелание предпринимать действия во избежание таких ситуаций.
6. В общественном признании Желание быть предметом восхищения; самопредставление созависимо с общественным принятием
7. В восхищении собой Стремление к созданию идеального образ себя, лишенного недостатков и изъян; потребность в комплиментах и лести.
8. В честолюбии Сильное стремление быть первым, несмотря на последствия; страх неудачи
9. В самодостаточности независимости Уклонение от любых отношений с обязательствами; соблюдение расстояния от всех и вся
10. В безупречности неопровержимости Желание быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели
О. Х. Маурер, который в начале своей деятельности придерживался поведенческих взглядов и разработал теорию тревожности на концепции «стимул-реакция», впоследствии изменил свои взгляды и начал изучать тревожность в контексте теории обучения. Согласно этой теории, тревожность является одним из ведущих мотивов обучения, поскольку человек учится симптоматическому поведению, том, что снижает тревожность. По мнению исследователя, тревожность играет важную конструктивную роль в развитии человека.
Д. Льюис, Б. Босселмен, Д. Байрон в своих исследованиях, связывали тревогу наряду с возникновением страха, то есть здесь тревога невротическая реакция, обусловленная внешними условиями и внутренними стимулами. Здесь тревога выступает психическим состоянием, формой проявления страха [9]. Во внешнем поведении, переживания тревожности заметны в виде волнений, беспокойств, смятений. Здесь тревожные состояния связываются со слабостью нервной системы и ее хаотичностью.
Ряд авторов, рассматривал тревогу в комплексе со страхами, аффектами, и аффективно-когнитивными компонентами: враждебность, страдание, стыд, вина и т.д. [13]. Здесь определяется дифференцированная теория К. Изарда, где тревожность – это совокупность доминанты эмоции страха и фундаментальных эмоций: страдание, гнев, вина, стыд, интерес. Характерная фундаментальная эмоция определяет вид тревожности: социальный или моральный. Тревожность здесь является результатом межличностных отношений.
В отечественной психологии также изучалась проблема тревожности, как ситуативного явления или личностной характеристики с учетом переходного состояния и динамики. Приведем, некоторые определения, выделенные в отечественной психологии по феномену тревожности.
«Тревожность – это постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние беспокойства, испытывать страх и тревогу, в специфических социальных ситуациях» — по определению Р.С. Немова [17]. Такие исследователи, как Г.Г. Ареклов, Н.Е. Лысенко, отмечают, что тревожность – это как состояние в ограниченный момент времени, таки и устойчивое свойство человека. В отечественной психологии в исследованиях принято четко разделять тревожность, связанную с конкретной ситуацией, и тревожность как свойство личности. По определению А.М. Прихожана, тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, которое связано с ожиданием неблагополучия или предчувствием опасности [52].
По мнению Л.С. Выготского, тревожность – это длительное, глубокое эмоциональное переживание, которое связано с жизненно-важными потребностями и стремлениями индивида [19].
В современной психологии внимание акцентируется на исследовании психического состояния, который обозначается термином «anxiety», иногда «anxiousness», что в переводе означает «беспокойство», «тревожность» [68]. В таком контексте многозначность указанного психического явления заключается в вариативности используемых различными учеными значений термина «тревожность». В наиболее общем виде тревожность толкуется как: 1) психологическое состояние повышенного беспокойства и эмоционального напряжения человека [16]; 2) черта характера индивида, проявляющееся в склонности к реакциям тревоги [28]; 3) чувство страха и дурные предчувствия [37]; 4) склонность переживать реальную и надуманную опасность [8].
О. А. Черникова определяет тревожность как «страх ожидания» [69]. К.Р. Сидоров понимает тревожность как страх перед испытанием [57]. По мнению В.М. Астапова, тревожность – это субъективное эмоциональное состояние, что характеризуется чувством страха или ожиданием опасности [5].
Различные толкования термина «тревожность» обусловили возникновение различных направлений и подходов в изучении этого явления. Анализ литературы показывает, что тревожность изучается как эмоциональный процесс (В. М. Астапов, Ф. Б. Березин, Р. С. Лазарус, Ч. Д. Спилбергера), как состояние (Л. Н. Артюшин, Ю. М. Забродин, К. Изард, Р. Б. Кеттелла, Р. С. Лазарус, Ч. Д. Спилбергера), как личностная характеристика (В. Вилюнас, К. Изард, Р. Б. Кеттелла, Н. И. Конюхов, Р. С. Лазарус, С. К. Нартова-Бочавер).
И.В. Никитина рассматривает тревожность как «сложный процесс, включает когнитивные, аффективные и поведенческие реакции на уровне целостной личности» [38]. Ф. Б. Березин считает тревожность одним из составляющих компонентов страха. М.С. Петрусева рассматривают тревожность как социально обусловленное свойство личности [45].
Общепсихологическое толкование понятия «тревожность» акцентирует внимание на переживании эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием проблем или предчувствием угрозы опасности. Иначе говоря, термин «тревожность» чаще используется для описания неприятного по характеру временного психического состояния личности, вызываемое воздействием стрессовых факторов.
В контексте вышеупомянутого подхода тревожность рассматривается как состояние, возникающая под влиянием стрессовых факторов (Х. Дельгадо, Р. С. Лазарус, Р. Мэй, А.М. Прихожан, Ч. Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханин). Ученые высказывают общую позицию о том, что состояние тревожности возникает именно в результате действия стрессовых факторов. Кроме того, большинство из них предоставляют решающее значение роли когнитивных факторов в активации тревожности, то есть когнитивное оценивание угрозы является первым звеном в процессе возникновения состояния тревожности, а когнитивная переоценка определяет интенсивность этого состояния и его временную перманентность.
Так, Ч. Д. Спилбергер рассматривает тревожность как «эмоциональную реакцию», которая характеризуется плохими предчувствиями, субъективным ощущением напряжения, нервозности, беспокойства и сопровождается активацией вегетативной нервной системы [58]. И. В. Пацявичус понимает тревожность как «состояние, которое является уникальной формой эмоционального предчувствия неуспеха» [42, с. 6].
В связи с тем, что исследование посвящено анализу тревожности именно в ситуациях эмоционального напряжения, считаем, что наиболее целесообразным является рассмотрение в контексте когнитивного оценивания ситуации. Именно поэтому в нашем исследовании мы отталкиваемся от определения Е. П. Ильина, который рассматриваем тревожность как «результат активности воображения, фантазии о будущем» и понимаем ее как «эмоциональное состояние острого внутреннего мучительного бессмысленного беспокойства, связанного в сознании индивида с прогнозированием неудачи, опасности или ожиданием чего-то важного, значимого для человека в условиях неопределенности» [22, с. 142].
Согласно О.А. Липовой, различает проявления тревожности на двух уровнях: физиологическом и психологическом (рис. 2).
Рис. 2. Проявления тревожности за О.А. Липовой
Итак, анализ теоретического материала позволил выделить три основных подхода относительно толкования феномена тревожности. Во-первых, тревожность рассматривается как относительно устойчивая индивидуальная психологическая особенность или свойство темперамента, которая отвечает за индивидуальные особенности течения процесса тревожности, определяет не только готовность чувствовать личностную тревожность, но и параметры состояния тревоги, а также формы поведения, помощью которых эти состояния нивелируются. Во-вторых, тревожность – последовательность когнитивных, поведенческих и аффективных реакций, актуализированных под действием стрессовых факторов. В-третьих, тревожность понимается как негативное по психологической окраске состояние индивида, возникающее как результат негативного ожидания индивида относительно будущего в определенной эмоциогенной ситуации. В нашем исследовании мы рассматриваем тревожность как эмоциональное состояние острого внутреннего бессмысленного беспокойства, связанного в сознании индивида с прогнозированием неудачи, опасности или ожиданием чего-то важного, значимого для него в условиях неопределенности. Тревожность оказывается, а затем влияет на эмоциональную, поведенческую и когнитивную сферы жизнедеятельности человека, изменяя производительность жизнедеятельности человека.
С психологической точки зрения проявления тревожности заметны в эмоциональной, поведенческой и когнитивной сферах жизнедеятельности индивида. Таким образом, можно утверждать, что состояние тревожности влияет как на физическое здоровье индивида, так и на производительность его деятельности, в том числе и речевой.
Таким образом, выделяется три подхода к изучению тревожности: тревожность как эмоциональное состояние, тревожность как черта личности, или тревожность как свойство темперамента. Также они делятся на социальный и биологический подходы.
Психофизиологическая теория тревожности. Тревога – это часть стресса, то есть тревога – это физиологические и психологические особенности личности. В.В. Суворова определила стресс, как психологическое напряжение, возникающее в трудной ситуации. В.С. Мерлин, в свою очередь, отметил, что стресс – это психологическое напряжение, возникающее в трудной ситуации. Однако стресс и тревожность, это разные состояния, поскольку тревожность проявляется и вне напряженной ситуации [15]. Предполагают, что наличие тревоги в состоянии стресса связано с ожиданием опасности или его предчувствием, различным по эмоциональной насыщенности в зависимости от объекта тревоги: от своей несостоятельности, от обстоятельств реальности, от других людей. Важным является, то что данная тревога имеет реальное ситуативное обоснование. В свою очередь, И.В. Имедадзе утверждает, что «состояние тревоги с предчувствием фрустрации, здесь тревога возникает при антиципации ситуации, содержащей опасность фрустрации актуализированной потребности» [17]. В данной концепции стресс или фрустрация, включают в себя понимание тревоги.
Через призму психофизиологической концепции, Б.М. Теплов изучал связь нервной системы и тревоги, им была отмечена взаимосвязь между тревогой и чувствительностью нервной системы. Данное экспериментальное исследование подтверждено в исследовании В.Д. Небылицына, где исследовалась предположение о связи высокого уровня тревожности со слабым типом нервной системы [25]. В этой же концепции были осуществлены исследования тревоги И.П. Павловым.
Социальная теория тревожности. Отечественные психологи считают, что причинами возникновения тревоги является неадекватная самооценка, которая возникает в результате завышенного ожидания взрослого от ребенка [31]. Исследователи утверждают, что такая тревога ситуативная и связана с предстоящими трудностями и со временем становится чертой личности.
Ф.В. Березин рассматривает различные эмоциональные состояния, которые сменяют друг друга в процессе нарастания состояние тревожности [7].
Таким образом, в результате изучения исследований отечественных и зарубежных ученных было выявлено, что проблему тревожности рассматривают как психологическое явления, а также как индивидуальную психологическую особенность личности, кроме этого, как склонность человека к переживанию тревоги; состояние повышенного беспокойства.
Тревожность, как свойство личности, изучалась среди зарубежных и отечественных психологов, в концепциях Р. Кэттела, Ч. Спилбергера, С Сэразон, Р.С. Немова, Г.Г. Ареклов, Н.Е. Лысенко, А.В. Петровского, Л.С. Выготского, идеями данных авторов мы будем руководствоваться в нашем исследовании. Тревожность как свойство личности – это склонность к частому необъективному ощущению угрозы своему Я в различных ситуациях, и последующей на них реакций тревоги. Когда ситуация носит объективный характер угрозы – тревожность становится адекватной реакцией, или ситуативной тревожностью. Таким образом, тревожность — свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в связи с определенной ситуацией.