Магистерский диплом на тему «Использование альтернативных средств коммуникации в процессе развития информационно-коммуникативного компонента взаимодействия младших школьников с церебральным параличом со взрослыми
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы изучения 7
1.1. Коммуникативная деятельность. Структурные компоненты процесса взаимодействия 7
1.2. Особенности коммуникативной деятельности детей с церебральным параличом 18
1.3. Средства альтернативной коммуникации как средство развития информационно-коммуникативного компонента взаимодействия детей с ОВЗ 22
Глава 2. Организация, содержание и результаты констатирующего эксперимента 35
2.1. Цель и задачи исследования 36
2.2. Характеристика участников исследования 36
2.3. Методика констатирующего эксперимента 39
2.4. Результаты констатирующего эксперимента 43
Глава 3. Организация, содержание и результаты формирующего эксперимента 55
3.1. Программа формирующего эксперимента 55
3.2. Описание хода формирующего эксперимента 62
3.3. Результаты контрольного эксперимента 85
Заключение 94
Список использованной литературы 96
Приложение 1 103
Введение:
Актуальность исследования. Важную социальную значимость представляет собой проблема коррекции последствий детского церебрального паралича, так как психомоторные нарушения, двигательная ограниченность, своеобразие эмоционально-личностной сферы вызывают проблемы адаптации к окружающей социальной среде, жизни в обществе. Одной из особенностей детей с церебральным параличом является то, что они нуждаются в особом внимании со стороны взрослых, поскольку испытывают трудности в общении, в силу объективных обстоятельств оказываясь не способными выразить свои мысли, желания, потребности.
Сочетание неврологических и психических расстройств обусловливает несформированность или специфичность первоначальных коммуникативных умений детей с ДЦП. Обучение коммуникативным навыкам и различным средствам общения детей данной категории оказывается одним из специфических и трудных разделов коррекционной работы.
Вербальные средства общения в большинстве случаев недоступны школьникам с ДЦП вследствие значительных нарушений в деятельности артикуляционного аппарата, инертности мыслительной деятельности, ограниченности представлений об окружающем мире и пр. В связи с этим, большое значение приобретает поиск иных, более доступных видов коммуникации, которые могли бы обеспечить, в первую очередь, информационно-коммуникативный компонент взаимодействия младших школьников с церебральным параличом со взрослыми.
Выбор соответствующей системы и средств взаимодействия при обучении детей с церебральным параличом – это важный и сложный вопрос. Альтернативные методы коммуникации школьников с ДЦП должны быть индивидуализированы с учетом формы и тяжести заболевания, состояния интеллекта, возраста, индивидуальных особенностей детей.
Анализ литературы показывает, что использование альтернативных средств коммуникации детьми с церебральным параличом повышает эффективность их психического развития, обеспечивая способами передачи и восприятия информации. Вместе с тем, по-прежнему актуальной остается проблема определения технологии выбора наиболее успешной коммуникативной системы в условиях патологии двигательного развития. Таким образом, актуальность темы магистерской диссертации обусловлена необходимостью создания условий, обеспечивающих эффективность процесса информационно-коммуникативного компонента взаимодействия младших школьников с церебральным параличом со взрослыми, результативность которого имеет существенное значение для решения развивающих и коррекционных задач [Розенвассер 2018; Рязанова 2018; Фрост 2011 и др.].
Объект исследования: информационно-коммуникативный компонент взаимодействия младших школьников с церебральным параличом.
Предмет исследования: альтернативные средства коммуникации как средства развития информационно-коммуникативного компонента взаимодействия младших школьников с церебральным параличом со взрослыми.
Цель исследования: изучить состояние информационно-коммуникативного компонента взаимодействия младших школьников с церебральным параличом со взрослыми и определить эффективные пути его развития.
Гипотеза исследования: состояние информационно-коммуникативного компонента взаимодействия у младших школьников с церебральным параличом нарушено и успешность процесса его развития напрямую зависит от выбора доступной коммуникативной системы с учётом индивидуальных особенностей ребенка.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ литературы по проблеме развития информационно-коммуникативного компонента взаимодействия у детей с церебральным параличом;
2) подобрать методику констатирующего эксперимента;
3) провести экспериментальное изучение состояния информационно-коммуникативного аспекта взаимодействия младших школьников с церебральным параличом;
4) выбрать доступную коммуникативную систему для младших школьников с церебральным параличом с учетом возможностей ребенка;
5) экспериментальным путем проверить эффективность выбора коммуникативной системы для успешного обеспечения детей, в условиях патологии двигательного развития, способами передачи и восприятия информации в процессе взаимодействия со взрослыми.
В качестве теоретико-методологической основы исследования использовано положение отечественной науки о трехкомпонентном построении структуры взаимодействия людей: регулятивно-коммуникативный (поведенческий, праксический, а также деятельностный) компонент, включающий в себя организационную сторону взаимодействия, регуляцию поведения в процессе взаимодействия, результаты деятельности; аффективно-коммуникативный (эмоциональный, аффективный) характеризует эмоциональную сферу взаимодействия, включающий в себя все то, что связано с состояниями: удовлетворенность, чувствительность, положительные или отрицательные состояния, внутриличностная или межличностная конфликтность; информационно-коммуникативный (гностический, когнитивный) компонент охватывающий процессы формирования, обмена, передачи и приёма содержательной части информации при помощи средств коммуникации (Г.М. Андреева; А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.).
Заключение:
Использование элементов альтернативной коммуникации при общении ребенка с детским церебральным параличом не только обеспечивает взаимодействие субъектов коррекционной деятельности, но позволяет заложить невербальную основу вербальной коммуникации в дальнейшем, когда у ребенка будут сформированы звуковые и лексико-грамматические средства, необходимые для построения и трансляции самостоятельной связной речи.
Несмотря на очевидную потребность во внедрении существующих мировых наработок альтернативной коммуникации в нашей стране, к этому времени ситуация с внедрением средств альтернативной коммуникации в нашей и других постсоветских странах очень различается. В течение последнего десятилетия, интерес к альтернативной коммуникации обнаружили страны Восточной Европы, наиболее активными среди которых оказались Венгрия, Чехия и Польша. Быстрое развитие национальных систем образования, появление в их деятельности выраженных ориентиров на раннюю комплексную помощь детям с особенностями психофизического развития и помощь детям с ДЦП создали в этих странах благоприятные условия для восприятия и воплощения идей альтернативной коммуникации в практической работе.
Поэтому первоочередными вопросами коррекционного образования являются: создание условий доступности качественного образования для детей с инвалидностью, построение инклюзивной образовательной среды в для образовательной интеграции детей с особыми образовательными потребностями, освещение проблематики научно-методических вопросов по внедрению альтернативных средств коммуникации, изучение успешного отечественного и европейского опыта внедрения альтернативной коммуникации, наработки по качественной подготовке специалистов в сфере альтернативной коммуникации.
Итак, значительное количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата достигают школьного возраста с несформированной вербальным речью, или речью, уровень понятности которой является настолько низким, что не позволяет использовать его как средство коммуникации, в частности со взрослыми.
Некоторые дети с нарушениями развития хорошо владеют речью, овладевают чтением, письмом, однако остаются молчаливыми при установлении речевого контакта со взрослыми, поэтому целесообразно использовать различные средства альтернативной коммуникации и внедрять эффективные виды работы, чтобы помочь детям с ДЦП адаптироваться к социальной среде и получать начальное образование.
Проведенное экспериментальное исследование показало, что в работе с детьми с ДЦП и особыми коммуникативными потребностями целесообразным является использование средств альтернативной коммуникации, которые будут эффективными при реализации следующих условий: готовность педагогов; создание соответствующей коммуникативной среды, включающей готовность к пользованию средствами альтернативной коммуникации всех педагогов, работающих с ребенком; содействие педагогическими работниками созданию коммуникативной среды в семье ребенка путем консультирования родителей по вопросам применения средств альтернативной коммуникации в процессе общей коррекционно-развивающей работы с ребенком; содействие педагогическими работниками расширению коммуникативного пространства ребенка с особыми коммуникативными потребностями, включающая обеспечение ребенку возможности хотя бы простейшего общения с окружающими во время экскурсий и других выездных мероприятий.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические аспекты проблемы изучения
1.1. Коммуникативная деятельность. Структурные компоненты процесса взаимодействия
К настоящему времени в отечественных и зарубежных научных областях психологии и педагогики накоплен обширный теоретический и практический опыт, касающийся вопросов коммуникативной деятельности, описаны ее внутренние процессы и составляющие, а также условия, влияющие на ее эффективность.
Сущность коммуникативных процессов рассматривается исследователями различных областей научного знания: философов и социологов (И.С. Кон, Б.Д. Парыгин и др.), психолингвистов (И.Н. Горелов, В.А.Лабунская,), педагогов и психологов (Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, Т.А. Репина и др.). Такой интерес к данному вопросу объясняется разнообразием функций коммуникативного взаимодействия, его тесными связями с развитием высших психических функций, с личностным развитием. Коммуникация является, с одной стороны, обязательным условием существования личности, а с другой – важнейшим фактором психического развития и усвоения общественно – исторического опыта человечества [Муравьева 2001, с. 245].
В настоящее время существует множество определений коммуникации. В традиционном, узком смысле коммуникацией принято называть обмен значениями (информацией) между индивидами посредством общей системы символов (знаков), языковых знаков, в частности, то есть процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения [Шарков 2017, с. 13]. В деятельностном подходе, разработанном в отечественной психологии А.Н. Леонтьевым, общение понимается как совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними, что и нашло отражение в определении коммуникативной деятельности как процесса взаимодействия двух (и более) людей, направленного на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И. Лисина, 1986).