Магистерский диплом на тему Индивидуальный учебный план как условие повышения успеваемости в рамках предпрофильной подготовки в основной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Индивидуализация обучения в рамках предпрофильной подготовки в основной школе 8
1.1. Индивидуализация обучения в свете реализации ФГОС 8
1.2. Профильное обучение на базе индивидуального учебного плана 16
1.3. Основные этапы конструирования индивидуальных учебных планов 25
Глава 2. Педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки школьников на базе индивидуальных учебных планов как условия повышения успеваемости обучающихся 39
2.1. Определение степени готовности педагогов и родителей к осуществлению образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов обучающихся 41
2.2. Изучение особенностей профессионального самоопределения обучающихся в условиях предпрофильной подготовки 57
2.3. Педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки школьников на базе индивидуальных учебных планов 66
Заключение 92
Список использованной литературы 94
Введение:
Актуальность исследования. Одной из приоритетных задач современной школы является индивидуализация образования и реализация индивидуальных образовательных траекторий каждого обучающегося. Основополагающие документы – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт для всех ступеней общего образования – акцентируют внимание на необходимости выстраивания индивидуального образовательного маршрута (траектории). Так, методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, который обеспечивает «построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся» .
В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» индивидуализация обучения связана с реализацией индивидуального учебного плана, «обеспечивающего освоение образовательных программ на основе индивидуализации их содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретных обучающихся» . Следовательно, индивидуализация обучения как организация образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся в рамках единого образовательного пространства, включающего урочную и внеурочную деятельность, реализуется путем создания оптимальных условий для обучения каждого ученика.
Процесс завершения обучения в основной школе для большинства учащихся связан с первым важным жизненным выбором – выбором профиля обучения в старших классах общеобразовательной школы. Вместе с тем учащиеся оказываются не готовы к осознанному выбору: у них отсутствуют необходимые знания о содержательных аспектах различных сфер профессиональной деятельности и связанных с ними умениях и навыках; наблюдается снижение уровня успеваемости, потому что не сформированы учебно-профессиональные мотивы; не полностью развиты личностные качества и личностная позиция, определяющие самостоятельность профессионального самоопределения.
Чрезвычайная сложность в создании организационно-педагогических условий и методическая необеспеченность процессов введения профильного обучения на базе индивидуальных учебных планов (ИУП) являются серьезными барьерами на пути освоения школами этой новации.
Степень изученности проблемы.
– Проблема развития технологии индивидуализированного, личностно-ориентированного обучения нашла свое отражение в исследованиях, в которых обоснованы идеи реализации потенциальных возможностей каждого ученика (М.В. Буланов , З.А. Караманова , Н.А. Колесниченко , Л.С. Лаврова, Т.И. Масликова, Н.П. Плаксин и др.).
– Выявлены механизмы разрешения противоречия между учебным материалом, который содержится в образовательных программах, и реальными возможностями каждого школьника (А.К. Костин , Т.Ю. Лихачева, Г.Г. Левкин, В.В. Семченко, Е.В. Сосновская, А.С. Ястребов С.Н. Бостанова, З.Х. Хачирова ). «По мнению некоторых ученых (Н.А. Колесниченко, Л.С. Лаврова, Г.А. Поломошнова) , всех исследователей в данной области объединяет желание учесть индивидуальные особенности участников учебно-воспитательного процесса. Однако, досконально вопрос о конкретных педагогических условиях, видах и типах возможного эффективного взаимодействия не разрешается (Х.М. Курданова, З.М. Сарбашева , Е.Ю. Петрова ), индивидуальный подход к обучению и воспитанию предусматривает работу с обучающимися исходя из уровня их подготовки, интеллектуального развития, возможностей и способностей.
– Рассмотрены вопросы проектирования индивидуально-образовательного маршрута как условия формирования профориентационной компетентности обучающихся (Л.В. Байбородова, Е.В. Новикова , Н.И. Деденко, О.И. Эргардт , Н.Г. Костюченко , М.В. Ососова , Г.Ф. Трубина, М.В. Мащенко ).
Цель исследования: выявить возможности индивидуальных учебных планов как условие повышения успеваемости обучающихся в рамках предпрофильной подготовки в основной школе.
Объект исследования: индивидуальный учебный план.
Предмет исследования: индивидуальный учебный план как условие повышения успеваемости обучающихся в рамках предпрофильной подготовки в основной школе.
Задачи исследования:
– проанализировать вопросы индивидуализации обучения в свете реализации ФГОС и в контексте зарубежного опыта;
– рассмотреть профильное обучение на базе индивидуального учебного плана;
– выявить основные этапы конструирования индивидуальных учебных планов;
– определить степень готовности педагогов и родителей к осуществлению образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов учащихся;
– изучить особенности профессионального самоопределения учащихся в условиях предпрофильной подготовки;
– разработать Программу педагогического сопровождения предпрофильной подготовки школьников на базе индивидуальных учебных планов с целью повышения их успеваемости обучающихся.
Гипотеза исследования: внедрение и использование системы индивидуальных учебных планов способствует повышению у обучающихся мотивации, ответственности, активности и успеваемости. Необходимыми педагогическими условиями успешной реализации предпрофильной подготовки школьников на базе индивидуальных учебных планов являются:
– взаимодействие всех участников образовательного процесса;
– целенаправленное дидактическое сопровождение обучающихся в течение всего периода осуществления предпрофильной подготовки на основе постоянного мониторинга достижений каждого ученика;
– методическое и технологическое обеспечение учителей в случае профессиональных затруднений участников образовательного процесса путем персонального консультирования каждого из них для достижения необходимых образовательных результатов.
Методы исследования. Методы теоретического исследования: анализ проведенных тестов, сравнение и обобщение психолого-педагогической литературы и источников по теме исследования, изучение и анализ электронных журналов; методы эмпирического исследования: анкетирование, интервьюирование, математическая обработка результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
– проведены анализ и разработка подходов к составлению индивидуальных учебных планов в современной школе;
– выявлены и проанализированы термины, связанные с индивидуализацией обучения; дано обоснование основных этапов конструирования индивидуальных образовательных планов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
– предложенные подходы к конструированию индивидуальных учебных планов могут быть использованы педагогами школ для определения степени готовности педагогов и родителей к осуществлению образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов учащихся;
– разработана Программа педагогического сопровождения предпрофильной подготовки школьников на базе индивидуальных учебных планов.
База исследования: _____________.
Структура работы включает: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.
Заключение:
В результате проведенного исследования была достигнута цель данной работы, которая состояла в выявлении возможности индивидуальных учебных планов как условия повышения успеваемости обучающихся в рамках предпрофильной подготовки в основной школе.
Достижению данной цели способствовало решение ряда задач исследования:
1. Были проанализированы вопросы индивидуализации обучения в свете реализации ФГОС и в контексте зарубежного опыта. Было установлено, что индивидуализация процесса обучения предполагает учет индивидуальных особенностей и характера обучения. Каждому ученику нужна возможность создания собственной образовательной траектории усвоения всех учебных дисциплин. Одна из целей образования современной школы –одновременность реализации персональных моделей образования. Поэтому, ведущая задача обучения состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития обучающегося, что позволяет ему на каждом этапе создавать образовательную продукцию, опираясь на собственные индивидуальные качества и способности.
2. Рассмотрено профильное обучение на базе индивидуального учебного плана. Мы пришли к выводу, что индивидуальный учебный план (УИП) является совокупностью учебных предметов (курсов), которые выбраны обучающимися из учебного плана общеобразовательного учреждения для освоения, с учетом требований Федерального базового учебного плана. Реализация индивидуального учебного плана при предпрофильной подготовке обучающихся основной школы направлена на самоопределение личности обучающегося и повышение успешности его обучения.
3. Описаны основные этапы конструирования индивидуальных учебных планов. Был сделан вывод, что процесс конструирования индивидуального учебного плана – это довольно сложное дело, предполагающее анализ учебного плана специальности, ознакомление с аннотациями дисциплин, входящих в учебный план, анализ компетенций, которые формируются в процессе изучения конкретных дисциплин, составление индивидуального образовательного маршрута, индивидуальной образовательной траектории.
4. Определена степень готовности педагогов и родителей к осуществлению образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов учащихся. Проведенное анкетирование с педагогами и родителями обучающихся, принявших участие в данном исследовании, показало, что ни родители, ни педагоги не готовы к осуществлению образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов.
5. Изучены особенности профессионального самоопределения учащихся в условиях предпрофильной подготовки. Изучение особенностей профессионального самоопределения обучающихся 9-го класса показало, что еще не все учащиеся определились с выбором будущей профессии. Кроме этого, 70% обучающихся 9-го класса имеют неустойчивые профессиональные интересы, что свидетельствует о том, что дети еще не определились с выбором своей профессии.
6. Разработана программа педагогического сопровождения предпрофильной подготовки школьников на базе индивидуальных учебных планов с целью повышения их успеваемости обучающихся с учетом полученных результатов исследования. Составляющими допрофильной подготовки при реализации ИУП были определены следующие: курсы по выбору, информационная работы, профильная ориентация. Направлениями работы по предпрофильной подготовке на базе индивидуальных учебных планов являются следующие: информационному, психологическому, деятельностному.
Для успешного педагогического сопровождения предпрофильной подготовки школьников на базе индивидуальных учебных планов важно ведение обучающимися собственных портфолио и внедрение информационно-обучающей среды.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Индивидуализация обучения в рамках предпрофильной подготовки в основной школе
1.1. Индивидуализация обучения в свете реализации ФГОС
Стандартизированная система обучения, которая на протяжении последнего века царит в отечественном образовании, в большей степени, к сожалению, все еще носит характер репродуктивности, воспроизводимости учениками предметных знаний и умений, ориентируясь на «среднего» ученика. И несмотря на то, что один из фундаментальных принципов обучения – учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся – активно пропагандировался еще во времена советской педагогики, сейчас, порой, он остается лишь декларацией, мало реализованной на практике. А современные документы об образовании основываются на личностно ориентированном, компетентностном и других подходах, где личность обучающегося является не средством, а целью образования.
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» среди ряда задач общего среднего образования можно найти следующую: «формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни)» .
Следовательно, формирование личности обучающегося не может происходить без учета его индивидуальных особенностей.
Проблема индивидуализации обучения нашла свое отражение в педагогическом наследии педагогов прошлого. Ф. Дистервег, Я. Коменский, И. Песталоцци, обращали внимание на необходимость учета в процессе обучения разного уровня подготовленности учащихся. Их идеи развили Н. Бунаков, В. Вахтеров, В. Водовозов, П. Каптерев, К. Ушинский и др.
Анализ отечественной, зарубежной педагогической и методической литературы показал, что ученые уделяют большое внимание индивидуализации обучения. Растет количество работ теоретического и практического характера, в которых освещаются различные аспекты этой проблемы (А. Бударный, Т. Вожегова, В. Володько, А. Кирсанов, В. Крутецкий, Г. Кумарина, Е. Рабунский, П. Сикорский, И. Унт, А. Хуторской, В. Шадриков, И. Якиманская и другие).
Историко-педагогический анализ различных источников показал, что, начиная с глубокой древности, идеи индивидуализации присутствуют как в философских трудах (Аристотель, Гегель, С. К Кьеркегор, Платон, Сократ и др.), Так и в педагогических произведениях (А. Дистервег, Я. Коменский, Дж. Локк, И. Песталоцци, Ж-Ж. Руссо и др.). Сейчас в западной педагогической науке индивидуализация обучения представляет собой ведущий педагогическое направление, чему способствовали исследования А. Бине, Дж. Дьюи, А. Маслоу, К. Роджерса и др.