Психология Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Индивидуальная стресс-резистентность и надежность деятельности персонала

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СТРЕСС-РЕЗИСТЕНТНОСТИ И НАДЕЖНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА
1.1. Стресс-резистентность как фактор стрессоустойчивости персонала организации
1.2. Надежность профессиональной деятельности как психологическая проблема
1.3. Взаимосвязь надежности и стрессоустойчивости персонала организации
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СТРЕСС-РЕЗИСТЕНТНОСТИ И НАДЕЖНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА
2.1 База и методы исследования
2.2 Анализ результатов и их обсуждение
Выводы по второй главе
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Теоретические подходы к разработке технологии стресс – менеджмента в организации
3.2. Разработка концепции стресс-менеджмента
3.2. Апробация концепции и представление результатов экспериментальной работы
Выводы по третьей главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Среди многообразных видов социальной деятельности особое место занимает профессиональная деятельность – обширное поле приложения активности личности, задающее пространство для жизненного самоосуществления, актуализации творческого потенциала и самореализации. Однако нередко именно профессиональная деятельность выступает той деятельностью, которая несет наибольшее число стрессов современному человеку.
Психологическая специфика стресса зависит как от достаточно сильных внешних воздействий на человека, так и от личностного смысла цели его деятельности, оценки ситуации. Исходя из этого, и трудовая деятельность и конкретная производственная ситуация могут являться не только причиной, но и поводом для возникновения стрессового состояния человека. Истинные причины стресса часто скрываются в личностных особенностях самого субъекта трудовых отношений: в его мировоззрении, установках, стереотипах восприятия, потребностях, мотивах и целях. Поэтому причины профессионального стресса можно разделить на главные и непосредственные.
Непосредственными причинами могут послужить такие события, как конфликт с руководством, дефицит времени, сложность задания, проблемные ситуации в процессе коммуникации и т.д., следствием которых является развитие психической напряженности и стресса.
Чаще всего непосредственные причины связаны со сложностью задания и условиями трудовой деятельности.
Профессиональный стресс – это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Развитие стресс-реакций возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено не только структурно-организационными особенностями, но и характером работы, личностными отношениями сотрудников, их взаимодействием.
Устойчивое поведение человека в условиях стресса является одним из важных психологических факторов обеспечения успешного преодоления стресса. Исследование природы стрессоустойчивости, путей и средств ее формирования и поддержания имеет важное значение для целого ряда жизненных и профессиональных событий, которые протекают в экстремальных условиях.
На современном этапе вопрос психологической устойчивости к стрессу – это один из самых исследуемых вопросов. Интерес к этой проблематике обусловлен тем, что в настоящее время все более усложняются условия существования человека в окружающем его современном мире (происходит рост напряженности в социуме, в нем беспрерывно возникают политические и военные конфликты, сопровождающиеся экономическими потрясениями, информационными перегрузками и многим другим).
Проблеме стрессоустойчивости отведено особое место в сфере труда, в рамках которой устойчивость к стрессу – это одно из обязательных требований к личности трудящегося, вне зависимости от сферы профессиональной деятельности. Стресс, обусловленный областью профессиональной деятельности, предъявляет высокие требования к ресурсам адаптации человека. Отсутствие подобных ресурсов приводит к снижению результативности деятельности, нарушениям адаптации к социуму, а также к формированию болезней, вызванных переживанием чрезмерного стресса.
В настоящее время, несмотря на достаточное количество работ по данной проблеме, нет ясности в понимании сущности стрессоустойчивости, роли психики в ее обеспечении, особенностей проявления в различных ситуациях.
Изучением проблемы профессионального стресса, стрессоустойчивости персонала и его резистентности к стрессу занимались такие специалисты как Н.Е. Водопьянова, А. Журавлев, Е. Сергиенко, Н.Н. Иванникова, А.Н. Кошелев, И.Г. Малкина-Пых, Ю.А. Петрова, П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев, И.А. Новикова и пр.
Цель исследования – изучить индивидуальную стресс-резистентность и надежность деятельности персонала, и разработать технологию стресс-менеджмента в организации.
Объект исследования – технологии стресс-менеджмента.
Предмет исследования – индивидуальная стресс-резистентность и надежность деятельности персонала.
Гипотеза исследования: реализация технологии стресс-менеджмента в организации обеспечит рост стресс-резистентности и надежности персонала ООО «МБА».
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:
1. Рассмотреть стресс-резистентность как фактор стрессоустойчивости персонала организации.
2. Проанализировать понятие надежности профессиональной деятельности и ее взаимосвязи со стрессоустойчивостью персонала организации.
3. Выполнить эмпирическое исследование индивидуальной стресс-резистентности и надежности деятельности персонала.
4. Разработать и внедрить технологию стресс-менеджмента в организации.
5. Представить результаты экспериментальной работы после апробации концепции стресс-менеджмента.
В ходе работы планируется использовать следующие методы исследования:
— теоретический: изучение и анализ научной литературы по проблеме изучения индивидуальной стресс-резистентности и надежности деятельности персонала;
— эмпирический: наблюдение, беседа, тестирование, психодиагностические методики;
— статистический: количественный и качественный анализ данных эмпирического исследования, методы математико-статистической обработки.
Методики исследования:
1) опросник психологической устойчивости к стрессу (ОПУС) (Е.В. Распопин) – для диагностики психологической устойчивости к стрессу;
2) шкала C (эмоциональная устойчивость – неустойчивость), шкала H (социальная смелость – робость) опросника 16PF формы A (Р. Кеттелл) – для диагностики индивидуально-психологических особенностей личности;
3) методика изучения копинг-стратегий поведения в стрессе (Р. Лазарус) – для диагностики ведущих копинг-стратегий.
База исследования: ООО «МБА» (г. Москва).
Научная новизна исследования состоит в систематизации и обобщении научно-методической литературы по проблеме изучения стресс-резистентности и надежности персонала; в разработке технология стресс-менеджмента для персонала организации.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов работы в практических, учебных и научно-исследовательских целях. Так, разработанная технология стресс-менеджмента может быть использована в процессе организации деятельности по повышению стрессоустойчивости персонала организаций. Материалы работы могут быть использованы студентами при подготовке к практическим и семинарским занятиям по теме. В научно-исследовательских целях систематизации данных можно использовать полученные в ходе проведенного анализа эмпирические данные.
Структура и объем работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, структурированных на параграфы и снабженных выводами, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема стресса является одной из наиболее фундаментальных для большинства отраслей психологии. Стресс – это объективная закономерность многих видов деятельности, оказывающая существенное влияние на профессиональную надежность и эффективность труда, профессиональное становление и личностное развитие субъекта труда, его профессиональное долголетие, соматическое и психическое здоровье. На стрессовость профессиональной деятельности могут оказывать влияние как внешние, так и внутренние условия. В самостоятельное направление выделяется такое последствие профессионального стресса как синдром профессионального выгорания, который возникает под влиянием хронического профессионального стресса.
Стрессовые ситуации как профессионального, так и личного характера возникают в жизни каждого человека с завидной регулярностью. Способность человека управлять своим психоэмоциональным состоянием (стресс-резистентность) позволяет справляться со стрессовыми ситуациями в относительно сжатые сроки и без вреда для психического здоровья. В связи с этим стресс-резистентность выступает важным навыком для любого человека, поскольку позволяет ему оставаться активным, невзирая на стрессогенные условия.
Изучением проблемы стресса, стресс-резистентности профессиональной надежности деятельности персонала занимались такие ученые как Г. Селье, Ю.Г. Чирков, Р. Лазарус, В.В. Суворова, Ю.Б. Абрамов, М.А. Уколова, А.В. Вальдман и пр.
Данное исследование было посвящено рассмотрению проблемы индивидуальной стресс-резистентности и надежности деятельности персонала.
По итогам выполнения работы удалось достичь поставленной во введении цели, что позволило изучить индивидуальную стресс-резистентность и надежность деятельности персонала, и разработать технологию стресс-менеджмента в организации.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— была рассмотрена стресс-резистентность как фактор стрессоустойчивости персонала организации;
— было проанализировано понятие надежности профессиональной деятельности и ее взаимосвязи со стрессоустойчивостью персонала организации;
— было выполнено эмпирическое исследование индивидуальной стресс-резистентности и надежности деятельности персонала;
— была разработана и внедрена технология стресс-менеджмента в организации;
— были представлены результаты экспериментальной работы после апробации концепции стресс-менеджмента.
В рамках эмпирического исследования было установлено, что среди сотрудников ООО «МБА» на констатирующем этапе исследования преобладает недостаточно высокий уровень стресс-резистентности, что обуславливает нехватку конструктивности в выборе стратегий совладающего профессионального поведения. Выполненный корреляционный анализ позволяет отметить следующие закономерности:
1) рост у сотрудников эмоциональной устойчивости обеспечивает рост психологической стрессоустойчивости по всем шкалам, включая общую психологическую устойчивость к стрессам;
2) рост у сотрудников социальной смелости обеспечивает рост психологической стрессоустойчивости по всем шкалам, включая общую психологическую устойчивость к стрессам;
3) преобладание конфронтационного копинга в копинг-поведении сотрудников приводит к снижению психологической стрессоустойчивости по всем шкалам, включая общую психологическую устойчивость к стрессам;
4) преобладание такого копинг-поведения как дистанцирование приводит к снижению психологической стрессоустойчивости по всем шкалам, включая общую психологическую устойчивость к стрессам;
5) преобладание такого копинг-поведения как бегство-избегание приводит к снижению психологической стрессоустойчивости по всем шкалам, включая общую психологическую устойчивость к стрессам.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что реализация технологии стресс-менеджмента в организации обеспечит рост стресс-резистентности и надежности персонала ООО «МБА».
Таким образом, цель работы оказалась достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СТРЕСС-РЕЗИСТЕНТНОСТИ И НАДЕЖНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА
1.1. Стресс-резистентность как фактор стрессоустойчивости персонала организации
Родоначальником концепции стресса был Г. Селье , физиолог и нобелевский лауреат. В середине 30-х годов прошлого века им были представлены результаты первых наблюдений за больными, которые переживали расстройство разнообразных систем организма. Для всех этих больных была свойственна утрата аппетита, слабость мышц, рост артериального давления, а также потеря мотивации к достижениям. По мнению Г. Селье данные симптомы следовало обозначать, как «синдром просто болезни». Ученый продемонстрировал, что в случае данного «синдрома», у множества людей отмечаются одни и те же нарушения: например, истощение лимфатической ткани, изменения коры надпочечников, изъязвление желудка и пр. С целью дать описание всей системы данных несвойственных и неспецифических для организма внутренних изменений автор ввел понятие «стресс».
В рамках своего труда «Стресс без дистресса» , Г. Селье указывал на то, что какими бы не были причины стресса (будь то боль, жара или холод, тоска или счастье), т.е. вне зависимости от предъявляемых жизнью к нам требований, в человеческом организме проявляются одни и те же физические симптомы. Весь комплекс приспособительных механизмов, запускающихся в человеческом организме в случае стрессового воздействия, Г. Селье обозначил, как «общий адаптивный синдром», или же «стресс-реакция».
Существует 3 стадии развития этого синдрома: стадия тревоги, стадия сопротивления, стадия истощения (схема 1).

А – изменения общего энергетического уровня на протяжении фаз;
Б – характерная динамика количественного включения реакций и систем в ходе развития фаз стресса
Схема 1. Схематическое представление о формировании фаз реакции на стрессовый раздражитель (по Г. Селье )

1) Стадия тревоги – это первый ответ нашего организма на угрозу либо опасность, который возникает с целью помощи нам совладать с ситуацией. Данный механизм приспособления сформировался еще на ранних этапах эволюции, когда для выживания, требовалось победить врага либо уклониться от встречи с ним. Наш организм реагировало на угрозу выплеском энергии, которая увеличивала способности, как физические, так и психические. В подобной непродолжительной «встряске» организма задействованы почти все системы органов, в связи с этим большинство ученых занимающихся вопросом стресса дают этой стадии название «аварийная».
Согласно традиционной точке зрения, в рамках стадии тревоги принято выделять фазы шока и противошока.
В тот момент, когда мозг воспринимает опасность, происходит выброс значительного количества гормонов тревоги в кровеносную систему, биение сердца убыстряется, кровь из внутренних органов устремляется к мышцам ног, рук и туловища, т.е. к тем частям тела, которым предстоит действовать. В свою очередь печень начинает больше вырабатывать сахара, который позволяет гарантировать поступления энергии в мышцы. Расход ресурсов организма происходит неэкономно, т.к. все поставлено на достижение цели любыми средствами. Как правило, подобные и другие изменения возникают моментально и сопутствуют фазе шока. В связи с тем, что избыточный приток энергии и гормонов, наряду с функционированием органов тела «на приделе», выступает угрозой для жизнедеятельности всего организма, скоро, на смену фазе шока приходит противошоковая фаза, в рамках которой происходит запуск первых, снижающих стрессовое воздействие, механизмов.
Следовательно, с точки зрения биология цель стадии тревоги – это максимальная мобилизация ресурсов адаптации организма, ускоренном переведении человека в состояние подготовленности к борьбе либо бегству от опасности, т.е. напряженная готовность .
2) Стадия резистентности (сопротивления) наступает, в случае если вызвавший стресс фактор чересчур силен либо его действие продолжается достаточно продолжительный временной промежуток. На данной стадии протекает процесс приспособления к трансформирующимся условиям. Как итог формируется стабильная адаптация: значительно и быстро понижается активность физиологических процессов, расход всех ресурсов оптимален – организм подготавливается к продолжительной борьбе за свою жизнь, его устойчивость перед разнообразными воздействиям возросла.
Все изменения, происходящие на этой стадии адаптационного синдрома, можно считать обратимыми, поскольку прекращение воздействия стрессора возвращает организм в состояние нормы .
3) Стадия истощения. В случае если человек длительный промежуток времени продолжаем двигаться навстречу стрессу, то настает момент, когда он не способен отыскать силы для того, чтобы преодолеть ситуацию. На данной стадии энергия растрачена, психологическая и физиологическая защита преодолена.
Любой стимул, воздействующий на организм, вызывает ряд приспособительных (адаптационных) реакций организма и располагает характерными (увеличение при жаре потоотделения, дрожь в холоде и пр.) и нехарактерными (возрастание активности надпочечников и выброс в кровь биологически активных веществ) действиями. В связи с этим все стрессоры, т.е. воздействующие агенты, за исключением специфичного эффекта порождают неспецифическую потребность в осуществлении приспособительных функций и, следовательно, восстановление нормального состояния. Поэтому на современном этапе принято под термином «стресс» понимать неспецифический отклик организма на любой предъявляемый к нему запрос .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы