Магистерский диплом на тему Игровые технологии на уроках литературного чтения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА І. НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВ ВКЛЮЧЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМУ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 7
1.1.Общая характеристика системы литературного чтения в современной начальной школе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста как читателя 15
1.3. Игровые технологии в системе начального образования 24
ГЛАВА II. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ВКЛЮЧЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМУ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 31
2.1 Практика игровых технологий на уроках литературного чтения в начальной школе 31
2.2.Иследование читательских умений младших школьников 1-го и 3-го классов(подготовительный этап,включающий цель,материал и методы исследования)……………………………………………………………………36
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В 1 И 3 КЛАССАХ 45
3.1.Содержание констатирующего этапа эксперимента………………………45
3.2.Содержание формирующего этапа эксперимента…………………………69
3.3.Содержание заключительного этапа эксперимента……………………… 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… ..…102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………… …..105
Введение:
Чтение это сложный когнитивный процесс, происходящий с обязательным участием психических функций восприятия графической информации, переработки, понимания и фиксации в памяти значимой информации [13, 14]. Процесс чтения имеет две основные составляющие: правильное произношение звуков и правильное понимание смысла прочитанного. Поэтому уже в младшей школе необходимо при обучении учеников использовать современные методики для наиболее эффективного воспитания и развития учеников.
Умение грамотно обучать чтению учеников младшей школы, которые ещё не очень хорошо умеют общаться задача весьма нелёгкая и ответственная. Грамотное обучение учеников младшей школы, которые не умеют еще общаться представляет собой достаточно трудную задачу.
В самом центре внимания педагога находится личность ученика и его внутренний мир. Поэтому первостепенной задачей современного педагога является правильное нахождение форм и методов организации учебной деятельности учащихся, отвечающих поставленной цели – развитию личности ученика.
Известно, что игра является наиболее древним средством воспитания и обучения детей, которая идеально дополняет общепринятые формы обучения и помогает активизации процесса обучения.
Исходя из этого, игровые формы обучения и воспитания детей приобретают особое значение. Такие известные педагоги как Рубинштейн С.Л., Выготский Л.С., Макаренко А.С., Эльконин Д.Б., Сухомлинский В.А, Шмаков С.А., Пидкасистый П.И., и др. в процессе своих наблюдений пришли к выводу, что использование игры в процессе обучения приводит к улучшению показателей процесса обучения [2, 3,25, 38,39].
Игра для ребёнка всегда является непринуждённой формой обучения, организованным занятием, требующим эмоциональных и умственных сил. Она всегда подразумевает принятие решения, желание выиграть, включает мыслительную деятельность учащихся. В ходе игры всегда необходимо желание ребёнка, а в результате интенсивной мыслительной деятельности ребёнок принимает решение, что и как ему делать.
Игра для детей в первую очередь увлекательное занятие, занимательный мир которой превращает однообразную учебную деятельность в увлекательный процесс, который всегда носит положительную эмоциональную окраску. В ходе игры активизируются такие психические функции как восприятие, внимание, воображение, мышление, память и др. Игра помогает использовать знания в новой ситуации.
Материал, усваиваемый учениками, проходит сквозь своеобразную практику, внося тем самым разнообразие и интерес в учебный процесс. В игре более полно и зачастую внезапно проявляются способности человека. Состояние народного образования многие известные педагоги-ученые характеризовали как кризисное для развития страны и вообще культуры и цивилизации [4, 7].
Школьники нашего времени испытывают на себе избыток информации, которая подаётся в готовом виде и не требует переосмысливания. Предметно — информационная среда в мире постепенно расширяется. С интернета, телевидения, радио на современного школьника обрушивается огромный поток информации, которую не успевают перерабатывать не только дети, но и учителя. Поэтому одной из задач школы является тщательный отбор получаемой информации, которая необходима для решения поставленной задачей и самостоятельной оценки.
Игра является таким средством обучения, которое развивает подобные умения. Игра способствует практическому применению знаний, полученных на уроке [34, 35, 36].
Поэтому тема нашего исследования является актуальной для педагогической науки с учётом нововведений и обновлений в системе начального образования.
В начальных классах с учётом особенностей психического развития школьников данного возрастного периода игра представляется самым оптимальным средством или формой обучения позволяющей активизировать процесс развития у учащихся навыков коммуникации и различных учебно-организационных и учебно-информационных умений [30, 34].
Педагоги в разной степени используют игровые технологий в своей деятельности. Большинство первоклассников приходит в школу со слабо сформированным или вообще не сформированным произвольным компонентом учебной деятельности. Зачастую им сложно сформулировать принятое решение или выполнить определённую задачу. Из — за перегрузки нервных процессов дети данного возраста, как правило, подвержены сильному утомлению. Следовательно, учителям необходимо включать в свою работу с детьми методы активизации внимания и снятия нервного напряжения.
Таким образом, проблема нашего исследования: как совершенствовать систему литературного чтения путем включения игровых технологий, способствующих развитию читательских умений младших школьников, в частности первоклассников и третьеклассников.
Исходя из вышеизложенного, проблему данного исследования следует рассматривать, как совершенствовать систему обучения литературному чтению младших школьников путём включения в неё игровых технологий, способствующих развитию читательских умений у школьников младшего звена среднего образования.
Цель исследования – обоснование теоретическое и внедрение игровых технологий на уроках литературного чтения, которые способствуют развитию навыков чтения у младших школьников (на примере учащихся 1 класса).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-проанализировать теоретические сведения по исследуемому вопросу и сделать выводы о степени его изученности;
-определить теоретические основы использования игровых подходов в систему литературного чтения младшего школьника;
-рассмотреть и определить прикладные аспекты включения игровых технологий в систему литературного чтения;
-подготовить и провести экспериментальную часть исследования, направленную на подтверждение выдвинутой гипотезы.
Объект исследования – литературное чтение в начальных классах ( на примере 1-го и 3-го классов).
Предмет исследования – применение игровых подходов (технологий), которые направлены на развитие навыков и умений чтения младших школьников. Гипотеза нашего исследования заключается в том, что если включать игровые технологии в систему литературного чтения в начальной школе, то это вероятнее всего поспособствует успешному развитию читательских умений у учащихся начальной школы.
Методы исследования:
-теоретический: анализ, осмысление и конечная интерпретация педагогической, психологической, методической литературы.
-психодиагностические:
-методика оценки навыка чтения Ясюковой Л.А.
-методика выявления уровня восприятия литературного произведения М.П. Воюшиной.
-методика исследования читательских умений младших школьников.
-эмпирические: наблюдение, анкетирование, эксперимент, метод систематизации.
Научная значимость исследования: научное обоснование применения игрового подхода на уроках литературного чтения.
Практическая значимость исследования: полученные в данной работе данные могут быть использованы в работе по развитию читательских умений младших школьников
Заключение:
Проведенный анализ теоретических источников по исследуемому вопросу позволяет сказать следующее.
Во-первых, учебный процесс литературному чтению должен быть построен таким образом, чтобы способствовать формированию потребности у ребёнка в чтении как средстве познания и появлению у учеников заинтересованности в освоении данного предмета.
Во-вторых, в младшей школе уроки литературному чтению в первых двух классах должны способствовать формированию у детей таких качеств как сопереживание и сострадание, а во вторых двух классах формированию потребности в изменении себя через проигрывание ролей сюжетно-ролевых игр.
В -третьих, эффективность процесса обучению литературному чтению в начальной школе зависит от особенностей физиологической активности когнитивных процессов в разных возрастных периодах учеников младшей школы.
В-четвёртых, игровые технологии, включённые в процесс обучения литературному чтению представляют из себя весьма эффективный инструмент в обучении литературному чтению, поскольку с одной стороны выступают средством воспитания, а с другой стороны средством обучения ребёнка. Это происходит благодаря тому, что игра, вовлекая эмоциональную сферу ребёнка в процесс обучения, способствует его полноценному умственному и психическому развитию, что является теоретической основой использования игровых подходов в обучении литературному чтению младших школьников.
Прикладной аспект включения игровых технологий в систему литературного чтения заключается в самом понимании сути детской игры. Детская игра представляет собой появившийся в ходе истории особый вид деятельности детей, который заключается в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними с ориентацией на познание предметной социальной и культурной действительности, являющейся одним из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей.Следовательно, значение игровых технологий нельзя недооценивать.
Феномен игры состоит в том, что, являясь, по сути, развлечением и отдыхом, она способна трансформироваться в обучение с активизацией творческого потенциала учащихся. Грамотное использование игровых технологий на уроках кроме специальных образовательных целей помогает в решении эмоциональных, коммуникативных, личностных проблем учащихся, гармонизируя отношения педагога и ребенка.
Экспериментальные данные, полученные в нашем исследовании, демонстрируют увеличение количества учеников со средним и высоким уровнями сформированности техники чтения в 1- м классе и увеличение количества учеников со средним уровнем в 3-м классе после внедрения у них на протяжении шести месяцев игровых технологий на уроках литературного чтения. Кроме этого полученные данные показывают увеличение количества учеников со средним и высоким уровнями литературного восприятия как в 1 — м так и в 3- м классах, а также возрастание количества учеников со средним и высоким уровнями сформированности читательских умений.
Вышесказанное свидетельствует об улучшении когнитивных процессов у исследуемых учеников, и соответственно, о высокой эффективности использования игровых технологий в образовательном процессе на уроках литературного чтения.
Таким образом, можно сказать что игровые технологии, используемые на уроках литературного чтения, через создание благоприятного эмоционального фона для ребёнка способствуют в конечном итоге активизации таких когнитивных процессов мозга как восприятие, воображение, память, внимание, мышление, что приводит к улучшению соответствующих показателей литературного чтения: сформированности техники чтения, литературному восприятию и сформированности читательских умений.
Опираясь на использования игры в обучении, можно сказать,
что реализация системного подхода на уроках литературного чтения обеспечивается наполнением этого урока специфическим содержанием, выбором форм, методов и средств, адекватных поставленной
задаче культуры читательской деятельности обучающихся.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА І. НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВ ВКЛЮЧЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМУ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1Общая характеристика системы литературного чтения в современной начальной школе
Первоочередной задачей начальной школы является обучение детей быстрому и безошибочному чтению [37]. Согласно представлениям Сухомлинского В.О., чтение формирует основу познания мира для ребёнка, который обучается в начальной школе[42].
Познание окружающей действительности, природы, истории народа нашей страны и других стран, приобретение навыков понимания человеческих взаимоотношений происходит через чтение и восприятие книг у детей младшего школьного возраста[13, 38, 39].
Поэтому, не имея высокой культуры чтения, процесс школьного образования не может проходить полноценно. Плохое чтение можно сравнить с грязным окном, через которое ничего не видно.
Поскольку чтение очень сложный процесс, то суть его определить однозначно невозможно. Организацию литературного чтения следует рассматривать как своеобразную науку, которой педагог должен овладеть обязательно. Данная наука требует терпения, тщательных поисков, подхода индивидуального к воспитанникам. Здесь необходимо учитывать следующие факторы:
— общую подготовку ребенка к школе, его физическое, умственное и речевое развитие;
— конкретность мыслительного процесса;
— степень сформированности техники чтения;
-совершенство или несовершенство методики организации литературного чтения [2, 3].
Однако самым значимым в этом процессе можно считать профессионализм и подготовленность учителя. Знание особенностей психофизиологического развития учеников определённого класса, особенностей восприятия ими литературных текстов способствует правильной организации процесса на уроке литературного чтения.
Необходимо отметить, что качество литературного чтения влияет на процесс обучения в целом [42]. Как правило, производительность урока, зависит от разнообразных учебных ситуаций. Учебные ситуации на уроке должны быть построены так, что бы способствовать появлению вопросов и сомнений, удивлению и заинтересованности, но отнюдь не осторожности и недоверию.
Это не только помогает ученикам понять изучаемый материал, но и выявить то, что они не понимают. Так формируются знания и определяются пути освоения непознанного [13].
В этой связи, подготовка к литературному чтению не может заключаться только лишь в продумывании плана каждого занятия. Литературное чтение по своей сути представляет процесс умения прочитать неизвестный текст и детальный разбор в нём.
С самого начала обучения техники литературного чтения школьники должны осознавать то, что читать — это значит думать, пытаться понять написанное, переосмыслить и воспроизвести. Разовыми упражнениями или занятиями достичь этого невозможно. Только лишь при непрерывных повторениях упражнений создаётся основа, на которую в будущем будет накладываться опыт [18].
Вступив в первый класс, дети имеют различный уровень подготовки к чтению. Поэтому главной задачей литературного чтения в начальной школе является погружение каждого ученика в активную деятельность и доведение сути темы в сформированные понятия, а в конечном итоге и крепкие навыки.
Учиться заставить ученика невозможно, но увлечь в процесс обучения и захватить им нужно и можно. И это правильно.
Полноценное сотрудничество между учителем и учеником на уроках по литературному чтению возникает лишь тогда, когда ученик сам захочет выполнять то, что хочет от него учитель.
Организация занятий по литературному чтению должна предусматривать обеспечение прочности знаний всех учеников с учётом их разного интеллектуального уровня.
Следует учитывать, что одинаковый подход к школьникам на всех этапах занятий не результативен. Следовательно, необходимо акцентировать внимание на индивидуальных особенностях каждой личности и создавать эффективные учебные ситуации, не допуская при этом усталости и снижения интереса учеников к активной познавательной деятельности [14, 32].
Очень важно использовать на уроках литературного чтения личностно-ориентированный подход. Суть личностно-ориентированного обучения заключается в том, чтобы помочь растущему и развивающемуся маленькому человеку раскрыть и развить свои способности, обеспечив ему возможность самореализации.
Формирование потребности ребенка в чтении как средстве познания, развития и самовоспитания является важнейшим направлением на уроках литературного чтения.
В процессе чтения ребёнок должен почувствовать само произведение, должен сделать для себя «маленькие открытия», заставляющие его задуматься о таких нравственных категориях как добро и зло, дружба или вражда, любовь и ненависть, а так же о таких эмоциональных проявлениях как радость, веселье, грусть, нежность, печаль, разочарование, раздражение, восхищение.
Если в ходе чтения литературного произведения ребёнок задумывается над своим поведением и над своими поступками, то у него может возникнуть потребность в изменении самого себя, в самовоспитании [38,37].
Произведения, которые формируют содержание учебников «литературное чтение», как правило, направлены на развитие и самовоспитание личности детей.
Необходимо научить детей сосредотачивать своё внимание на возможности изменения себя и возможности выработки позитивных качеств личности. В первых двух начальных классах на уроках «литературного чтения» детей всегда учат сострадать и сопереживать героям произведений, а уже в последних двух классах начальной школы детям проводятся уроки «встреч с героями» изучаемых литературных произведений.
Такие встречи, как правило, проводятся в игровой форме. Ученик с не совсем хорошо проявляющимися нравственными качествами получает роль героя, для которого свойственны именно эти качества. Ребёнок обязательно должен ознакомиться с произведением, прочитав его, а затем ответить на уроке на все поставленные вопросы детей. Так называемое ” вхождение” в роль оказывает огромное психологическое воздействие на ребёнка и способствует появлению потребности изменить себя [24].
В ходе обучения младшего школьника самостоятельному чтению используются «дневники читателей», форма которых усложняется от класса к классу. Уроки-отчёты становятся своеобразной формой учёта самостоятельного чтения. Несколько детей, формирующие группу готовятся к уроку, прочитывая произведение по одной и той же теме или произведения одного и того же автора, а затем на уроке отчитываются по выполненным заданиям.
Можно привести пример, когда дети готовят в двух или трёх группах чтение сказок Х.К. Андерсена и пишут по ним аннотации после прочтения. А на уроке после их заслушивания проводят дискуссию в группах по поводу содержания данных аннотаций.
Другим вариантом примера могут служить дети, входящие в состав той или иной группы и дающие описание образов детей-героев из произведений Л.Н. Толстого или Н.Т. Гарина-Михайловского.
Самостоятельной работе на уроке отводится не более 20 минут, после чего ученикам предлагается рассмотреть образ своего героя, раскрыв черты его характера, а также понять непосредственно отношение писателя к нему, выразив свое личное отношение. Самостоятельная работа на уроке занимает не более 20 минут, а затем ученики должны рассмотреть образ своего героя, при этом раскрывая черты его характера и понимая непосредственное отношение писателя к нему через личное выражение своего отношения.
Для того чтобы появилась возможность сформировать глубокое понимание текста и специфики литературной формы на уроках чтения литературного используют различные виды анализа текста: проблемный, стилистический, анализ развития действия, анализ художественных образов.
Проводя проблемный анализ произведений, следует понимать, что считаясь с примитивным реализмом детей-читателей, проблемную ситуацию необходимо строить с опорой на событийную основу произведения, на нравственные столкновения. Анализ проблемы необходимо начинать с постановки проблемного вопроса.
Так при разборе произведения Л.Н. Толстого « Кавказкий пленник» на одном из уроков по данной теме можно поставить вопрос следующего проблемного характера: ” Ребёнок может повлиять на ход событий или нет?” и сразу же сделать анализ образа Дины и событий, которые она помогла предотвратить. Далее необходимо сделать выводы о том, что в мире есть добрые люди, и мир с его событиями проходит мимо нас и только от нас зависит, станем ли мы для кого-то добрыми людьми или нет.
На уроке литературного чтения следует создавать такие ситуации, когда ребенку нужно самому выбирать, решать, искать выход, напрягать ум, тренировать свои способности.
В процессе своего развития у ребёнка возникает стремление к самосовершенствованию своей личности и задачей учителя в данном случае является – научить детей пониманию того, что только в осмысленном стремлении к лучшему формируется истинное счастье.
На уроке литературного чтения создаются такие ситуации, которые ребёнку необходимо выбирать самому, искать выход, решать и напрягать ум, тренируя тем самым свои ментальные способности.
Педагогу необходимо научить ребёнка собственной технологии работы, ориентируя ученика, как на результат работы, так и на саму процессуальную сторону обучения: Как ты рассуждал? Что делал ты для этого? Какие при этом совершал действия? Какой план использовал для этого
Одновременно с учителем обсуждается, что не получилось и почему и что хотелось бы изменить. Далее обсуждается, чем может помочь учитель.
У школьника появляется желание, что то изменить в себе. Таким образом, ученик является сам активным творцом, который способен сам к хорошему обдумыванию своих интеллектуальных действий, включающих пробные и ошибочные действия при решении учебной задачи. Такая рефлексия рекомендуется к применению, как в конце выполнения заданий, так и при подведении итогов урока в первых двух начальных классов. В следующих двух начальных классах, когда стремление к самосовершенствованию перерастает в потребность, ученик уже в состоянии сам определять свои учебные проблемы и определять пути их решения. Для помощи ребёнку в этом служит карточка самооценки:
Необходимо поработать:
— с выразительностью;
— с планом;
— с пересказом;
— с правильностью и т. д. [16]
Работая с карточкой, ребёнок может оценить свои знания и найти над чем необходимо поработать дополнительно, тем самым определяя путь своего самосовершенствования.
Уже в начальной школе учителю необходимо способствовать развитию в детях способности регулировать свое поведение, предупреждать и снижать тревожность и страхи, повышая уверенность в себе.
Для осуществления этого на уроках литературного чтения необходимо пользоваться веером настроений с изображениями мордочек людей, которые выражают разнообразные эмоции.
Его используют и в качестве определения настроения детей в начале и конце урока и в качестве реакции на поступки тех или иных литературных героев
Уже в начальной школе необходимо учить детей определять задачи своего чтения. В этом случае, использование пособия «Цветик –семицветик» является наиболее подходящим. Лепестки такого «цветка» представляются непосредственно задачами, которые должны выполняться на уроке чтения. Определить задачи своей работы на уроке младшие школьники могут путём выбора необходимых «лепестков».
Таким образом, задача литературного чтения на уроке становится для ребёнка личностно значимой [4]
Задачи, прописываемые на лепестках, соответствуют требованиям программы, соответствующей каждому классу.
Каждый «лепесток» окрашен в свой цвет, что помогает учителю зрительно определить те задания, которые следует ему использовать на уроке.
Огромной помощью служит тетрадь и набор определённых упражнений на карточках, которые помечены для удобства нахождения тем же цветом, что и «лепестки» цветка. Учитель подбирает систему упражнений для решения каждой задачи.
В том случае, когда несколько человек выбирают одну и ту же задачу можно предложить им попробовать поработать в группе, в паре или самостоятельно и выбрать наиболее удобную для работы ситуацию.
При подведении итогов внимание детей вновь обращается к «цветку». При правильном выполнении задачи на уроке «лепесток» убирается. Это помогает учителю понять, смог ли ребенок выполнить поставленную им задачу.
Следует отметить, что личностно-ориентированный подход, который лишён творческого осмысления произведения, попросту невозможен. Поэтому учителю необходимо поддерживать и развивать индивидуальность каждого ребёнка, создавая тем самым условия формирования творческой личности.
Учителю важно показать детям, что «все нужно делать творчески – иначе зачем?» Учитель должен суметь объяснить детям то, что любое дело, в том числе и литературное чтение необходимо делать с творческим подходом. В противном случае всё это чтение не имеет никакого смысла.
Учителю необходимо показать, что благодаря творчеству жизнь делается увлекательнее, интереснее, ярче. Творческое, нестандартное отношение нужно всегда, чем бы человек ни занимался. В этой связи очень важно развивать творческие способности осмысления прочитанных произведений. Учителям для этого на уроках литературного чтения необходимо использовать следующие приемы:
-прием «Измени сюжет» — необходимость изменения сюжета произведения, изменения времени событий, рассказывание наоборот, введение нового героя и т. д.;
-прием «Шифровка» – необходимость в шифровании главной мысли произведения, используя приём замены слов антонимами;
-прием «Продолжение» – необходимость придумывания различных вариантов продолжения произведения;
-прием «Ваш вариант» – суть состоит в следующем. В группах детям предлагается достать фрагменты сказки из «волшебных мешочков», используя которые они должны составить свою сказку. Этот прием, возможно, использовать и для прозаических произведений: рассказов, повестей и т.д. одного автора или нескольких по одной теме [18].
Учитель может дать детям задание следующего характера. Первоначально следует набросать сюжет, а потом составить рассказ. Необходимо, чтобы дети как можно глубже прочувствовали характеры героев и проявление характеров в их поступках.
Использование всех вышеописанных приёмов, заданий, упражнений на уроках литературного чтения обуславливает формирование не только читательских умений. Использование этих приёмов также направлено на развитие личности ребёнка. Поэтому работу в данном направлении целесообразно вести постоянно, поскольку она представляется актуальной и перспективной