Магистерский диплом на тему Игровые технологии как средство формирования коммуникативной культуры подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 7
1.1. Игровые формы работы как средство формирования коммуникативной компетентности подростков 7
1.2. Игровые технологии как одна из инновационных форм учебно-воспитательного процесса, используемых для развития коммуникативных способностей 21
1.3. Игровая деятельность как средство достижения коммуникативного взаимопонимания в подростковом коллективе 29
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКА 38
2.1. Ролевая игра как средство формирования коммуникативной компетентности и развития креативности подростков 38
2.2. Выявление уровня проявления и формирования активной коммуникативной позиции подростков 47
2.3. Создание условий для формирования коммуникативной культуры подростков 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Общее среднее образование направлено на обеспечение фундаментальной, научной и культурной подготовки учащихся к будущей жизнедеятельности. Цель школы — не просто овладение учащимися определенной суммой знаний, а воспитание жизненно активных, способных к эффективному общению, гуманистически направленных граждан России, которые в своей жизнедеятельности руководствовались бы национальными и мировыми духовными ценностями. Достижение этой цели возможно при условии формирования всех уровней активности, прежде всего, коммуникативной активности учащихся, потому что именно общение как взаимодействие направлено на разностороннее формирование личности. Сложные социально-экономические условия, которые существуют в обществе, отразились на качестве подготовки учащихся к будущей жизнедеятельности и способствовали возникновению ряда противоречий. Прежде всего, это противоречия между:
— реальным существованием новых, достаточно высоких требований к уровню коммуникативной культуры учащихся и низким их обеспечением в условиях общеобразовательной школы;
— преимуществом традиционных форм и методов, направленных на формирование коммуникативной активности подростков и необходимостью введения в педагогическую практику школы новых дидактических и воспитательных технологий, которые бы способствовали развитию культуры общения, формировали необходимые в дальнейшей жизни коммуникативные умения и навыки;
— необходимостью усиления внимания к формированию активной коммуникативной позиции учащихся и почти полным отсутствием таковой, поскольку традиционным для большинства наших школ остается такое обучение, в процессе которого учащиеся только воспринимают информацию учителя, не участвуют в обсуждении, не высказывают своих мыслей, а это, в свою очередь, не дает возможности школьникам приобрести такие умения и навыки, которые позволят им сформировать собственную позицию и самостоятельность мысли, что не способствует формированию компетентности в общении [17].
Указанные противоречия снижают качество формирования целостной личности, которая в своей жизнедеятельности руководствуется мировыми и национальными духовными и культурными ценностями, и определяют необходимость поиска средств и путей устранения этих противоречий.
В теории и практике общеобразовательной школы накоплен значительный опыт подготовки школьников к коммуникативной деятельности. Общие закономерности и механизмы общения изучали многие авторы: Выготский Л. С., Бех И. Д. и др. [5, 14].
В психолого-педагогической литературе последних десятилетий исследованы научные основы содержания, сущности и структуры общения [5, 9, 17,26,34,40]. Проблеме педагогического общения посвящен ряд фундаментальных трудов по педагогике [18,24,51]. Исследовались коммуникативные умения, как средство формирования и становления личности подростка [42]; а также коммуникативная активность [32, 39].
Таким образом, проблемой исследования является проблема формирования активной коммуникативной позиции учащихся, что значительно усложняется недооценкой ее значения со стороны учителей. Так, по данным Ермоленко [12] только 8,8% учителей могут дать правильное толкование этого понятия и объяснить, в чем заключаются показатели ее проявления. В практике работы современной общеобразовательной школы, направленной в том числе и на привлечение школьников к коммуникативной деятельности, на формирование у них знаний, умений и навыков продуктивного общения, развитие интереса и потребности в нем, преобладает традиционное обучение с устоявшимися формами работы. Для них характерно отсутствие полноценных учебных отношений, отношений между детьми на уроке, что объясняется преимущественно фронтальным способом организации деятельности детей, при котором все ученики связаны лишь с учителем, общение замкнуто только на нем. Только 45,6% учителей используют активные формы для достижения указанных целей [23].
Цель исследования: теоретически обосновать необходимость формирования коммуникативной культуры подростков в учебной деятельности и выявить условия формирования этого личностного образования в процессе использования игрового обучения.
Согласно цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятийно-терминологический аппарат проблемы исследования и проанализировать основные подходы к ее решению на теоретическом и практическом уровне.
2. Выявить сущность, структуру, основные характеристики коммуникативной культуры учащихся.
3. Рассмотреть условия формирования коммуникативной культуры подростков в процессе игровых технологий обучения.
Объект исследования: формирование коммуникативной культуры подростков.
Предмет исследования: возможности использования игровых технологий для формирования коммуникативных способностей учащихся.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативной культуры подростков будет протекать более успешно, если учитывать такие условия: предоставление коммуникативной направленности процесса воспитания и обучения; обеспечение педагогического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества в системе «учитель — ученики»; создание положительно эмоционального контакта при использовании игровых форм; обеспечение атмосферы душевного комфорта и психологической защищенности каждого участника в игровой обучающейся деятельности.
В ходе исследования использовалась система методов психолого-педагогического исследования, адекватных цели, научной гипотезе, задачам. Теоретические: изучение литературы по педагогике, психологии, теории и методике обучения; метод теоретического анализа и синтеза. Эмпирические: педагогическое наблюдение за работой учащихся на уроках; индивидуальные беседы; диагностические методы для оценки результатов коммуникативной деятельности учащихся; констатирующий и формирующий эксперименты; методы математической статистики для обработки полученных экспериментальных данных, с помощью которых определялась значимость и надежность полученных результатов.
Экспериментальная база исследования. В экспериментальной работе были задействованы учащиеся и учителя СШ № 14, г. Орел. Исследованием было охвачено 40 учащихся и 2 учителя основной школы.
Теоретико-методологическая база исследования: проблеме коммуникативной культуры посвящены работы таких ученых, как А. Богуш, В. Бондарь, Н. Волкова, Д. Годлевская, В. Грехньов, С. Дорошенко, В. Кан-Калик, И. Комарова, А. Леонтьев, А. Мудрик , Б. Парыгин, Т. Туркот и др. Исследователи понимаю коммуникативную культуру как составляющую профессиональной культуры специалиста (В. Грехньов, И. Зарецкая, В. Сластенин и др.) и его личности (С. Максименко, А. Мудрик, В. Сафьянова, В.Семиченко и др.) и как коммуниканта профессиональной подготовки (Н. Кузьмина).
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов к каждому разделу, заключения, списка использованных источников. Общий объем работы 77 страниц.
Заключение:
Процесс формирования активной коммуникативной позиции личности является наиболее сложным и наименее разработанным как в теоретическом, так и в методическом аспектах, учитывая его доминирующую, по нашему мнению роль, в воспитании жизненно активных, гуманистически направленных граждан России.
В целом результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Теоретический анализ научных источников позволил выяснить, что активизация коммуникативной позиции подростков как социальная и психолого-педагогическая проблема обусловлена объективными потребностями общества. Проведенная экспериментальная работа дала возможность утверждать, что именно подростковый возраст является наиболее благоприятным для формирования активной коммуникативной позиции, поскольку именно в этот период формируются убеждения и нравственные ценности, жизненные планы и перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, формируются общие взгляды на жизнь и отношения между людьми, жизнь приобретает определенный смысл.
2. В исследовании был выявлен уровень коммуникативной позиции подростков, которую мы определяем как сложное личностное образование, характеризующееся наличием интереса и устойчивой потребности в систематическом общении, эмоциональным удовольствием на всех этапах коммуникативной деятельности, способностью осмысливать процесс общения, сформированность коммуникативной культуры, умений и навыков взаимопомощи, творческого общения со сверстниками, способностью устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Коммуникативная культура имеет многокомпонентную структуру, каждый составной компонент которой обусловлен взаимозависимостью и взаимодействием, и сочетает в себе когнитивный, аксиологический, праксеологический и аффективный компоненты. Разработанные критерии (познавательный, ценностно-мотивационный, предметно-действенный, эмоционально-волевой) и показатели (сформированность знаний, умений и навыков общения, представлений и убеждений относительно коммуникативной деятельности человека, способность к рефлексии, наличие коммуникативных потребностей, мотивов и интересов подростков, умение оценивать результаты общения, наличие в коммуникативной деятельности ученика ценностных принципов и ориентиров, социальная направленность личности на усвоение знаний, умений, навыков, наличие соответствующего опыта общения, навыков и умений взаимопомощи и творческого общения с окружающими; эмпатические способности личности, умение получать удовольствие от процесса общения) позволили установить, что уровень сформированности активной коммуникативной позиции недостаточен для осуществления продуктивной коммуникативной деятельности.
3. Обеспечение высокого уровня активной коммуникативной позиции подростков формами, методами и приемами имитационно-игрового обучения связано с внедрением в учебный процесс дидактических условий, обеспечивающих коммуникативную направленность процесса обучения и воспитания; педагогическое взаимодействие, сотрудничество и сотворчество в системе «учитель — ученики»; моделирование в учебно-воспитательном процессе имитационно-игровых ситуаций, создание положительного эмоционального контакта в игровой форме, обеспечение атмосферы душевного комфорта и психологической защищенности каждого участника имитационно-игровой деятельности, распределение игровых ролей между участниками ролевого взаимодействия с учетом их возможностей, способностей, подготовленности и личностных установок, использование различных игровых форм и методов, которые побуждают к поиску нестандартных решений учебных задач в коммуникативных ситуациях.
4. Разработана имитационно-игровая технология формирования активной коммуникативной позиции учащихся, базовым блоком которой выступила система уроков, которая представляла собой развернутый во времени поэтапный процесс и предусматривала создание имитационно-игровых ситуаций и использование различных имитационно-игровых форм и методов (ролевых игр, драматизаций, инсценировок, фантазий, путешествий, конференций, сценариев и т.д.). Экспериментальная работа с использованием имитационно-игрового обучения проводилась в двух направлениях: первое направление — информационное, в рамках которого предусматривалось предоставление теоретических знаний соответствующей тематики; второе направление — деятельностно-коммуникативное, которое было направлено на привлечение подростков к активной коммуникативной деятельности и формирование у них соответствующих знаний, умений и навыков продуктивного общения, коммуникативной культуры, стремления к взаимодействию с участниками учебно-воспитательного процесса, развитие и реализацию их потенциальных коммуникативных способностей и возможностей и тд..
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1. Игровые формы работы как средство формирования коммуникативной компетентности подростков
В научный оборот понятие «коммуникативная культура» ввели С. Батишев и Г. Соколова. Они выделили составляющие коммуникативной культуры, а именно: компетентность, профессиональное мастерство, инициативу, и ответственность за результаты своего труда, творческий подход к делу, творческую активность, потребность в самообразовании и самовоспитании и т. д.
Концепция реформирования российской школы закладывает новые подходы к образовательному процессу, предлагая педагогам переориентировать внимание на формирование компетентностей учащихся, отойдя от традиционных методик простой передачи знаний. Опыт показывает, что стандартные, традиционные формы не всегда вызывают у учащихся интерес к обучению, а следовательно не дают эффективных результатов. Каждый педагог хочет видеть в глазах своих учеников интерес, удивление, стремление к знаниям.
В последнее время в обществе, мировой экономике и международных отношениях произошли глубокие изменения, распространились и обогатились международные связи как между людьми, так и между государствами. Наша страна пытается интегрироваться в европейское сообщество. Ведущая идея развития образовательного пространства Европейского Союза компетентностный подход к формированию содержания образования на всех его уровнях. Применение компетентностного подхода к созданию содержания и методики обучения подростков предусматривает приближение научного знания к использованию его учениками в реальной жизни, развитие интегративного направления обучения и активизации преподавания в систематической организации учебной, практически-исследовательской деятельности учащихся. [5]
Только те знания и умения считаются полезными, целесообразными и крепкими, которые применяются на практике, которые школьник перенесет и будет использовать в различных жизненных ситуациях.
Современное образование предъявляет к личности определенные требования, в частности: всесторонняя образованность, компетентность, критичность ума и готовность к принятию самостоятельных решений, адаптация (гибкость, способность к пониманию условий существования), толерантность (способность к восприятию и пониманию других), креативность (формирование в процессе обучения творческой личности).
Педагог должен сочетать комплекс методов и приемов, которые активизируют творческую познавательную деятельность всех без исключения детей путем взаимодействия: учитель — ученик — ученики — учитель. [18] Для реализации главной цели обучения используются игровые технологии. Интенсификация учебного процесса требует поиска и использования новых форм, методов и технологий преподавания и обучения, средств поддержки у учащихся интереса к материалу и активизации их познавательной деятельности.
Выбор методов обучения определяется содержанием учебного материала, целью урока, уровнем развития учащихся. Известно, что уроки, имеющие элемент игры, не только доставляют детям радость, удовольствие, но и эффективным способом развивают их ум. Игра относится к косвенному методу воздействия на ребенка, когда он не чувствует себя объектом воздействия, и становится полноправным участником познавательной деятельности. Знания нельзя дать, их можно только «взять». Ученик сам стремится к знаниям так, что ему никто не сможет помешать. Но знания необходимо применять в различных ситуациях, преобразовывать, расширять, дополнять.
О важности использования игр в учебном процессе известно давно. Много выдающихся педагогов справедливо отмечали эффективность использования игр в процессе обучения [5, 14, 18], так как во время игры в полной мере, порой совершенно неожиданно, проявляются способности ребенка. Как правило, обогащенный игровыми моментами учебно-воспитательный процесс активизирует познавательные возможности воспитанников: игра захватывает, вызывает желание принять участие в ней и одновременно снимает психологическое напряжение, и в большей или меньшей степени сопровождает любую учебную нагрузку.
Игра всегда предполагает принятие решений — что сказать, как ответить, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряют умственную деятельность игроков, пробуждают интерес и активность детей. Это дает возможность проявить себя в интересной для них деятельности, способствует более быстрому и надежному запоминании материала, особенно если знание этого материала является обязательным условием активного участия, а в отдельных случаях — обязательным условием выигрыша. Снятие психологического напряжения, по мнению психологов и педагогов, является одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка: психического, физического, духовного. В организации дидактической игры следует придерживаться определенных педагогических технологий. [45]
Теоретик игровой деятельности Д.Б. Эльконин [18] указывал, что игра является средством развития мотивационной сферы, средством познания, общения, средством развития умственных способностей и средством развития произвольного поведения. Игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств личности, именно в игре дети усваивают нормы поведения. Игра учит, изменяет, воспитывает.
Л. С. Выготский [14] указывал, что игра – это «свободная деятельность ребенка, потому что именно в ее процессе формируются различные стороны человеческой души, ее ум, сердце, воля. Игры выступают большим воспитательным средством, созданным человечеством.
Игровые технологии обучения отличаются от других технологий тем, что игра:
— хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста;
— эффективное средство активизации. В игре легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры;
— мотивационная по своей природе (по отношению к познавательной деятельности она требует от учащихся инициативности, творческого подхода, воображения, целеустремленности);
— позволяет решать вопросы передачи знаний, умений, навыков;
— многофункциональная, ее влияние на ученика невозможно ограничить одним аспектом;
— преимущественно коллективная, групповая форма работы, в основе которой находится соревнование. В качестве соперника может выступать как сам ученик (убеждение себя, улучшение своего результата), так и другой;
— имеет конечный результат. В игре участник должен получить приз: материальный, моральный (грамота, широкое объявления результата, поощрения) психологический (самоутверждение, рост самооценки);
— имеет четко поставленную цель и соответствующий педагогический результат.
Современный урок невозможно представить без большой интенсивности, которая требует от ребенка концентрации внимания и напряжения сил. Использование игр позволяет сохранить его энтузиазм и работоспособность ребенка в течение всего урока. Игры и игровые ситуации помогают развивать навыки общения, способствуют эффективной отработке материала и обеспечивают практическую направленность обучения [25]. Учебная игра может длиться от нескольких минут до целого урока и может использоваться на различных его этапах, а также во внеклассной работе.
Игры чрезвычайно разнообразны по содержанию, характеру, организации. Эффективно использовать игры можно, осуществив их классификацию [38]. А. В. Садкина [47] предлагает классифицировать педагогические игры по нескольким принципам:
1. Распределяются игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
2. По характеру педагогического процесса выделяют:
— учебные, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
— познавательные, воспитательные, развивающие;
— репродуктивные, продуктивные, творческие;
— коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.
3. По характеру игровой методики — предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.
4. В связи с предметной спецификой выделяют игры по всем школьным циклам.
5. По игровым средствам различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, с ТСО, с различными средствами передвижения [6].
Анализируя зарубежный опыт использования игровых технологий, М.В. Кларин описывает ролевые обучающие игры (игра — драматизация в сочетании с эмоциональной рефлексией, моделирующая игра в гипотетических условиях); имитационно-моделирующие игры (игра-упражнение, игра-иллюстрация, имитационно-моделирующая игра с коллективным принятием решений в сложном социальном контексте, имитационная игра с моделированием социально-исторических условий, имитационная игра с усиленным ролевым компонентом) [34].
А. И. Богосвятская [6] приводит следующую классификацию дидактических игр:
1) по методике проведения (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-соревнования, игры-драматизации)
2) по дидактической цели (актуализирующие, формирующие, обобщающие, конторольно-коррекционные).
С. Я Харченко [52] различает следующие виды учебно-педагогических игр: деловая игра, ролевая игра, дидактическая игра, анализ конкретных психолого-педагогических ситуаций, анализ инцидентов, решение педагогических задач, мозговой штурм, игровое проектирование.
Одним из альтернативных вариантов является применение интерактивного обучения — специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную, предусмотренную цель: создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Суть интерактивного обучения состоит в том, что образовательный процесс происходит в условиях постоянного активного взаимодействия всех учащихся. В свою очередь, интерактивные методы это — методы, которые способствуют развитию коммуникативных умений и навыков учащихся, их познавательной деятельности, установлению эмоциональных контактов между участниками образовательного процесса [45].
Формирование коммуникативной культуры подростков возможно при условии моделирования типичных ситуаций реального общения, возникающих в различных сферах жизни, в том числе профессиональной, и касающихся различных тем. Применение таких технологий позволяет подросткам проявить активность, спрогнозировать возможное коммуникативное поведение участников, выбрать соответствующие языковые средства для достижения коммуникативной цели, развивает познавательные способности. Эффективными формами работы могут стать задания на построение диалогов на предложенные темы.
Существует много интерактивных методов обучения. Подбирать такие методы необходимо с учетом возрастной категории группы, класса, их жизненного опыта и знаний. Эти методы помогут эффективно, грамотно и интересно провести занятие. Одним из наиболее эффективных методов интерактивного обучения является обучающая игра. По мнению многих педагогов именно использование элементов такой игры вызывают у детей оживление и интерес к изучению учебного материала. Учебная игра — это уникальный механизм аккумуляции и передачи человеком приобретенного опыта.
В современных условиях значительно возрастает роль игровых технологий, включающих в себя любое взаимодействие педагога и подростков через реализацию определенного сюжета. Ролевая игра является эффективной технологией в процессе обучения риторике, так как выполняет несколько функций. В частности: учебную (позволяет получить новые знания, сформировать умения и навыки), развивающую (способствует развитию самостоятельности, самокритичности, памяти, внимания, формирует мировоззрение), воспитательную (оказывает влияние на поведение, формирует чувства и убеждения, культуру общения) [44].
Цель учебной игры — сформировать у учащихся умение сочетать теоретические знания с практической деятельностью. Овладеть необходимыми знаниями и умениями ученик сможет только тогда, когда он сам в достаточной степени проявляет к ним интерес и прилагает надлежащие усилия. Игровые методы относятся к имитационным методам активного обучения. Признаки имитационных методов: взаимодействие учащихся в условиях сочетания обучения с практикой, наличие и распределение ролей (один из основных признаков игровых методов).
Игровой метод обучения предполагает определение цели, направленной на усвоение содержания образования, выбор вида учебно-познавательной деятельности и формы взаимодействия учителя и ученика.
Игровая деятельность выполняет следующие функции [18]:
побудительную: направлена на развитие интереса учащихся к изучаемому и процессу его усвоения, формирование положительной мотивации учения и т. д. Это реализуется в совместной деятельности ученика и учителя, характеризуется интеллектуальным напряжением и сопровождается положительными эмоциями;
коммуникативную: способствует усвоению элементов культуры общения и реализуется через организацию общения, регулирование межличностных отношений, возникновение механизма саморегуляции поведения. Игра — деятельность коммуникативная, хотя за чисто игровыми правилами и конкретная. Она вводит подростков в реальный контекст сложнейших человеческих отношений;
самореализации: реализация возможностей каждого участника игры. Это одна из основных функций игры. Именно в этом плане человеку важен сам процесс игры, а не ее результат, конкуренция или достижение какой-либо цели. Процесс игры — это пространство для самореализации;
развивающую: проявление и совершенствование различных качеств и способностей учащихся (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умений сравнивать, сопоставлять, умение находить оптимальные решения), выявить интересы и склонности и т. д.;
диагностическую: выявление отклонений в поведении, знаниях, умениях и навыках, а также в уточнении особенностей характера личности, их взаимоотношений с окружающими. Наблюдение за игрой позволяет получить дополнительную информацию. В игре человек на сенсомоторном уровне демонстрирует то, что он когда-нибудь переживал;
коррекционную: внесение позитивных изменений в характер будущего выпускника (например, корректировки таких черт характера, как застенчивость, нерешительность, агрессивность, эгоцентризм и т.п.), в поиск способов решения различных жизненных ситуаций. Психологическая коррекция в игре происходит естественно при условии, что все ученики усвоили правила и сюжет игры; что каждый участник хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров; что процесс и цель сочетают всех участников игры;
развлекательную: создание определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевного удовлетворения как защитных механизмов, то есть стабилизации личности, реализации уровня ее притязаний.
Любая игра — это новый опыт, который, в свою очередь, становится источником новых знаний, новых действий и новых идей. Игровые методы многоплановые, поэтому каждый из них способствует выработке определенного практического навыка. Из современных обучающих игр можно выделить игры-упражнения, игровые дискуссии, игровые ситуации, ролевые и деловые учебные игры, компьютерные деловые игры и т. д.
Применение игры способствует снятию психологического напряжения в поведении подростка, повышению его мотивации, развития познавательных возможностей и интересов, стремлению к творческой самореализации. Элементы игры можно внедрять на семинарских занятиях по риторике, где использование игры как самостоятельной формы организации учебного процесса предусматривает тщательную, кропотливую работу как преподавателя, так и подростков [45].
Игры-упражнения. К ним относятся кроссворды, ребусы, викторины и т. д. Применение этого метода способствует активизации определенных психических процессов, закреплению знаний, приобретению навыков общения. Игры-упражнения могут быть элементами самостоятельной работы ученика, кружковых занятий и т.д. [39].
Игровая дискуссия предполагает коллективное обсуждение спорного вопроса, обмен мнениями, идеями между несколькими участниками. Дискуссии проводят для решения спорных вопросов, они представляют собой процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и решении теоретических и практических проблем. В то же время дискуссия дает возможность каждому участнику определить и отстоять свою позицию, формирует умение слушать и аргументировать свою точку зрения. Важно правильно выбрать тему дискуссии. Она должна быть актуальной и проблемной. Темой дискуссии может стать определенное выражение, сентенция известной фигуры в истории литературы, культуры и т.д. Например, «Пренебрегать судом людей нетрудно, пренебрегать собственным судом — невозможно» (Пушкин), «Слова — это тоже поступки» (А.Франс).
Можно усложнять задачу, используя технологии «Займи позицию» или «Изменения позиции», сущность которых заключается в том, что все участники должны определиться со своей позицией относительно обсуждаемой проблемы, выбрав при этом тот или иной из полярных вариантов. Преподаватель может по своему усмотрению распределить участников обсуждения в пары или группы, или учесть личные желания подростков [32].
Интересной станет дискуссия, в основу которой положена не противоречивая проблема, а два противоположных тезиса. Например, «Все люди рождаются добрыми «(Конфуций) и» Люди всегда злые, пока их не принудит к добру необходимость » (Макиавелли). Цель проведения такой дискуссии — научить подростков аргументировано отстаивать свою точку зрения, активно слушая других и объективно анализируя чужие высказывания.
Игровая ситуация. Основой этого метода является проблемная ситуация. Сориентирована игровая ситуация на установление связи теории и практики по конкретной теме: умение анализировать, делать выводы, принимать решения в нестандартных ситуациях. Игровая ситуация способствует усилению эмоционально-психологичного состояния, возбуждает внутренние стимулы к учебной работе, снимает напряжение, усталость.
Ролевая игра (разновидность деловой игры) позволяет воспроизвести любую ситуацию в «ролях». Ролевая игра побуждает учащихся к психологической переориентации. Они осознают себя уже не просто как ученики, которые воспроизводят перед аудиторией содержание изученного материала, а как лиц, имеющих определенные права и обязанности и несут ответственность за принятое решение. Такой метод интенсифицирует умственный труд, способствует быстрому и глубокому усвоению учебного материала. В процессе ролевой игры раскрывается интеллект ученика; под влиянием изменения типа межличностных отношений он преодолевает психологический барьер общения. Учитель, который проводит игру, должен объяснить ее главную цель, раскрыть структуру, дать рекомендации каждому исполнителю ролей, предсказать ее результат [42].
Данная форма работы применяется для моделирования поведения и эмоциональных реакций людей в тех или иных ситуациях путем конструирования игровой ситуации, в которой такое поведение обусловлено заданными условиями.
В ролевой игре можно определить три фазы:
1) фазу подготовки к игре (выяснение фабулы игры, распределение ролей, инструктаж участников игры, подготовка ролей);
2) фазу собственно игры, включая проигрывание ситуаций и ролей каждым ее участником;
3) фазу после игры, предусматривает рефлексию, анализ подростками проведенной игры.
Проиллюстрируем использование ролевой игры на занятии по риторике. Программа дисциплины «Риторика» построено на принципах историзма, логичности, последовательности, связи теории с практикой. Например, при изучении подростками темы «Красноречие: жанры, специфика» непосредственному проведению игры предшествует занятие, которое предусматривает представление теоретических сведений об особенностях красноречия, роль и задачи каждого участника диалога, языковые особенности речей и т.д. Здесь становится важным использование мультимедийных презентаций, демонстрирование отрывков из настоящих жизненных процессов. Закрепление полученных сведений происходит на занятии, которое может быть проведено в форме интерактивного диалога [27].
Подготовка к проведению игры не сложна. Важно выбрать фабулу, например будущего «судебного процесса», которая не только заинтересует подростков, будет актуальной, но и не противоречит закону, отвечает принципам объективности и логичности. Следующим шагом становится распределение ролей для игры. Осуществляя его, преподаватель, во-первых, учитывает заинтересованность и стремление самих подростков принять участие в игре и выполнить определенную социальную и коммуникативную роль, во-вторых, может привлечь к игре тех подростков, которые обычно отличаются определенной пассивностью на занятиях, с целью стимулирования и развития у них самостоятельности, коммуникативных навыков и творчества.
Проведение игры — интересный и одновременно нелегкий этап, поскольку, несмотря на определенный сценарий, всегда могут возникнуть ситуации, требующие быстрого реагирования, импровизации как со стороны подростков, так и со стороны преподавателя. В ходе проведения игры развиваются такие коммуникативные умения, как умение задавать вопросы, адекватно ситуации и коммуникативной роли использовать языковые средства, быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, соответственно выбирая коммуникативную стратегию и тактику [5].
Важной стадией в проведении игры является стадия рефлексии. Участники игры и другие подростки-наблюдатели всесторонне обсуждают и анализируют увиденное и услышанное во время проведения игры, подают свои предложения, замечания, рекомендации. С этой целью можно выбрать так называемых экспертов, которые будут следить за ходом проведения игры и записывать свои замечания с целью дальнейшего обсуждения. Функция преподавателя при этом — консультативно-координационная [26].
Важно не только заметить те моменты, которые были неудачными во время игры, но и в корректной форме выразить конструктивные предложения по улучшению как содержательного наполнения занятия, так и исполнительского мастерства каждого участника, заботясь о соответствии социальной и в коммуникативном поведении.
Элементы ролевых игр могут внедряться на каждом уроке, что позволяет привлечь к общению максимальное количество подростков. Так, например, для попытки почувствовать себя в разных коммуникативных ролях, смоделировать профессиональную деятельность в специально созданных для этого условиях, отражающих реальную обстановку, можно использовать игру «Проведение допроса». Цель игры — в соответствии с социальной ролью выполнить коммуникативные действия. Во время занятий могут применяться как игры, где участники являются носителями одной социальной роли, например, подросток — подросток, так и игры, когда участники выполняют различные социальные роли, например, с подростком-преподаватель [45].
Обязательный вид работы, предусмотренным программой, — подготовка подростками небольших докладов на заданные темы. Принимая во внимание нехватку времени, отводимого на изучение материала, нужно так организовать работу подростков, чтобы дать возможность для качественной подготовки (репетиции) до непосредственного вынесения, на обсуждение способствовать развитию умения синтезировать информацию и выбирать именно то, что уместно соответствии с конкретной ситуацией, аудиторией, целью общения и т.д. Важна организация других участников занятия. Преподаватель должен давать предварительную установку на активное слушание, постановку вопросов, обсуждение и анализ.
Деловая учебная игра. Это учебно-практическое занятие, которое предусматривает моделирование деятельности по решению сложной проблемы, принятию определенного решения, связанного с каким-либо производственным процессом. Деловая учебная игра сочетает в себе признаки учебной и будущей профессиональной деятельности и является деятельностью коллективной. Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными целями: дидактические и управленческие игры, проблемно-ориентированные, организационно — деятельностной игры и т.д. [40].
Во время деловых игр подросток учится разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов, принимать решение и определять механизм его реализации. Преимуществом деловых игр является то, что они позволяют: рассмотреть определенную проблему в условиях сокращения времени; освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем: работы групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях; концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи; развивать взаимопонимание между участниками игры [25].
Еще одним из видов учебных игр является интеллектуальная игра брейн-ринг [24]. Брейн-ринг — игра между двумя (и более) командами в ответы на вопросы. Идея игры двух команд принадлежит В. Я. Ворошилову и высказана им в книге «Феномен игры». Брейн-ринг, как интеллектуальное соревнование вызывает у учащихся стремление к победе, и требует тщательной подготовки. В ходе игры, ученики которые являются командой, учатся быстро обрабатывать версии ответа, определять правильное и отбрасывать второстепенное, советоваться друг с другом, применять полученные знания на практике.
Таким образом, педагогический потенциал любой игры заключается в том, чтобы вызвать у школьников интерес, стимулировать их умственную и речевую активность, создавать атмосферу соперничества и сотрудничества, развивать навыки общения. Использование современных игровых технологий на уроке также способствует формированию дружного коллектива в классе, игра добавляет учебном общению коммуникативную направленность, укрепляет мотивацию и значительно повышает качество обучения.