Государственное и муниципальное управление Магистерский диплом Экономические науки

Магистерский диплом на тему Государственное регулирование в сфере обеспечения информационной безопасности в условиях развития цифровой экономики Российской Федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ 9
1.1. Сущность информационной безопасности 9
1.2. Понятие и роль информационной экономики в современных условиях 11
1.3. Методы государственного обеспечения информационной безопасности 19
2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ 23
2.1. Анализ информационной безопасности угроз цифровой экономики 23
2.2. Нормативно правовое регулирование государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности 34
2.3. Система и полномочия органов государственной власти в сфере реализации задач обеспечения информационной безопасности 41
3. ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 47
3.1. Проблемные аспекты государственного регулирования информационной безопасности 47
3.2. Перспективы информационной безопасности в РФ 54
3.3. Меры для улучшения государственного регулирования информационной безопасности РФ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

На данный момент, в век информационных технологий и компьютеризации – цифровая экономика затрагивает практически каждый аспект нашей жизни. Это и образование, и ежедневное потребление, и здравоохранение, и финансы, и даже правительство.
Цифровая экономика в последние несколько лет стала популярна во всех высокоразвитых странах, в том числе и в России. Особенно с момента утверждения такой государственной программы как «Цифровая экономика Российской Федерации».
Цифровая экономика – одна из наиболее стремительно развивающихся отраслей во всем мире. Это важный двигатель инноваций и развития предприятий. С переходом в век цифровых технологий ее влияние стало ощутимо и в масштабах конкурентоспособности стран. Давайте узнаем больше о том, что такое цифровая экономика и какую роль она отыгрывает в современном мире.
Цифровая экономика – экономическая деятельность, сфокусированная на цифровых и электронных технологиях. В том числе это электронный бизнес и коммерция, а также производимые ими товары и услуги. По сути, данное определение охватывает все деловые, культурные, экономические и социальные операции, совершаемые в Интернете и с помощью цифровых коммуникационных технологий.
Рост цифровой экономики оказывает огромное влияние на всю экономику в целом. С глобализацией и активным развитием инновационных технологий, таких как блокчейн, искусственный интеллект и облачные вычисления, интернет экономика стала неотъемлемой частью мировой и государственной экономики.
Цифровая экономика открывает новые возможности, способные изменить жизнь человечества в лучшую сторону. Благодаря развитию электронных технологий потребитель может быстро получать больше качественных услуг и товаров. Для предприятий же переход на электронную коммерцию является толчком к потенциальному росту и способствует расширению клиентуры за счет облегчения предоставления услуг.
Масштаб развития цифровой экономики в мире сложно оценить точно. Это также вызывает множество споров, поскольку некоторые эксперты разделяют электронную коммерцию на “чистую” и “смешанную”. По состоянию на 2010 год цифровая экономика была оценена Boston Consulting Group в 2,3 триллиона долларов. Для группы из 20 стран это было 4.1% от всего ВВП.
Цифровая экономика в России сильно отстает от большинства европейских стран: США, Японии и Китая. Показательным примером является то, что на долю Российской Федерации приходится 1,8% от мирового ВВП, при этом производительность суперкомпьютеров составляет всего 0,32%.
Для развития цифровой экономики нужно развивать национальный IT-сектор, стимулировать создание и внедрение инновационных технологий во все производственные, экономические и социальные отрасли страны.
Понятие цифровой экономики имеет множество интерпретаций и толкований. Многие научные статьи позиционируют ее как единственный курс в развитии, другие полагают что традиционная экономика кардинально не изменится.
Несмотря на мифы и иллюзии, которыми оброс данный термин, очевидно, что изменения идут полным ходом и игнорировать новый этап развития экономики, основанный на технологической революции, не нужно.
Исходя из мировых тенденций и последних веяний внешней политики перед Россией стоит задача повышения конкурентоспособности в глобальном смысле, а также укрепления национальной безопасности. Не маловажную роль в разрешении данной задачи играет развитие цифровой экономики в стране. На сегодняшний день некоторые элементы цифровой экономики уже довольно неплохо функционируют, например, электронное правительство.
Общение с государством постепенно переходит на электронную платформу, производится массовый перенос документов и коммуникаций на цифровые носители, разрешается использование электронной подписи.
Однако не все элементы уже так успешно движутся по направлению к цифровизации. Чтобы понять, какие элементы являются отстающими, а какие передовыми, необходимо иметь понятие о том, как же измерить уровень развития цифровой экосистемы в конкретных составляющих и в стране в целом.
Не менее важно изучить опыт реакции на нынешнюю революционную ситуацию более развитых в технологическом плане государств –ошибки их экспертов, запущенных ими программ и инициатив, связанных с цифровизацией. Это поможет избежать таких же ошибок при составлении своей программы и сэкономить ресурсы
Постиндустриальная эпоха характеризуется развитием электронной среды и переходом к информационной цивилизации.
Глобальная мировая информационная сеть меняет окружающий нас мир. Сегодня активно развивается цифровизация экономики, внедряется в международные финансовые расчеты криптовалюта. Активное развитие информационных и коммуникационных инноваций способствует налаживанию международного взаимодействия в плане регулирования.
Однако отдельные достижения в информационной сфере могут быть использованы в целях, противоречащих поддержке стратегической стабильности и международной безопасности.
Растут масштабы киберпреступности и кибертерроризма. Особую обеспокоенность рождает возможность использования технологий в сфере информатизации для подготовки и осуществления террористических актов в мире.
Особенность цифровизации экономики и криптовалюты заключается в том, что пока аналитические исследователи наблюдают и выдвигают свои мнения, экономика, международный рынок и торговля с использованием цифровизации набирает обороты. То есть цифровизация – это будущее, и эти технологии будет иметь развитие, даже несмотря на наличие непонимания и сопротивление. По этой причине вопрос изучения цифровизации экономики является актуальным.
Вторая причина, по которой изучение цифровой экономики и обеспечение информационной безопасности будет актуально в ближайшее время, связана с относительно недавним появлением самих этих понятий, а также высокой скоростью их развития сегодня.
Высокая степень пораженности информационной инфраструктуры заставляет постоянно вести поиск надежных способов и средств обеспечения их защищенности. В то же время, несомненно, и то, что непрерывное развитие высоких технологий, создание новых цифровых процессов делает этот процесс непрерывным и, к сожалению, не всегда эффективным.
В этой связи, наряду с разработкой и совершенствованием технических систем защиты информационного пространства и отдельных его компонентов, особое место в обеспечении информационной безопасности страны должна занимать работа над формированием и внедрением соответствующей законодательно-нормативной базы.
Важно учитывать и то, что современный мир слишком неоднороден в возможностях обеспечения национальных систем соответствующими времени коммуникационными и информационными технологиями обработки, передачи, накопления и хранения информации и их защиты от внешних угроз. Это еще один весомый аргумент в пользу формирования единой международной структуры информационной безопасности, позволяющей в равной степени гарантировать защиту национального информационного пространства в каждом отдельном государстве.
Актуальность. На сегодняшний день тема глобального регулирования информации является актуальной, так как во многом саморегулирование часто идет вразрез с законами, а также с либеральными устоями внутри государства. При всем этом бесконтрольное распространение информации в современном мире может привести к негативным последствиям во многих сферах жизни государства. Разработка международных правил регулирования в отрасли информационной безопасности на данный момент является актуальной темой для всех стран мирового сообщества.
Хронологические рамки. Исследование проводилось с 2003 года по 2019 год.
Цель. Изучить государственное регулирование информационной безопасности цифровой экономики.
Задачи:
 изучить теоретические аспекты информационной безопасности;
 дать характеристику цифровизации экономики, оценить ее возможности и риски;
 рассмотреть основные направления цифровой экономики;
 проанализировать киберпреступность, финансовый терроризм и другие угрозы;
 рассмотреть перспективы развития государственного регулирования в сфере информационной безопасности;
 дать рекомендации по развитию государственного регулирования информационной безопасности.
Методы. В работе были использованы следующие методы научного исследования: анализ нормативно-правовой документации, классификация, обобщение. Общетеоретическую и методологическую основу работы составляют федеральные законы, государственная программа.
Научная новизна. Взаимодействие стран в сфере государственного регулирования информационной безопасности поможет более эффективно выстраивать стратегию по борьбе с киберпреступностью.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты, полученные в работе могут использовать органы государственной и местной власти для формирования стратегий обеспечения информационной безопасности.
Обзор источников и литературы. Для исследования использовались кодексы, федеральные законы и другие нормативные документы, а также труды следующих ученых, таких как, Остроносовой А.С., Мезенцевой С.Н., Лаврушиной Е.Г., Квашниной Д. А., Хакимджановой Д. К., Коротеевой М. А., Давыдовой Е. Ю., Цветковой Д.К., Саитгараева А. Р., Гареевой Г. А., Григорьевой Д. Р. и др.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Современную жизнь невозможно представить без широкого применения информационных технологий. Она все активнее становится главным ресурсом социально-экономического и научно-технического развития, влияет на политическую жизнь стран и морально-психологическое состояние обществ. Наблюдается активная цифровизация экономики.
Однако возможности, заложенные в использовании инновационных информационных технологий, используются не только для создания и прогресса. Достаточно часто они становятся серьезным источником угроз важным интересам государства, общества, человека. Указанные проблемы заставляют вести активный поиск путей урегулирования вопросов информационной безопасности на международном уровне.
Сегодня ни одна страна, какой бы современным техническим или технологическим арсеналом она не обладала, не может чувствовать себя полностью защищенной в киберпространстве. Ведь с внедрением все более совершенных способов защиты информационных сетей, не менее активными и изящными становятся разработчики программ взлома защитных систем. Поэтому рассмотренная в работе проблема об обеспечении информационной безопасности волнует сегодня множество государств, в том числе и РФ.
В первой главе работы исследованы теоретические основы информационной безопасности. Здесь мы определили информационную безопасность как комплексное и системное явление, степень развитости которого определяет внутренние и внешние факторы в государстве и в мире. Несмотря на наличие в мире законодательных норм, которые регулируют обеспечение информационной безопасности. Этого недостаточно. По причине активного развития инновационных технологий, беспрерывного улучшения уже существующих и постоянного внедрения новых технологий, государства и международное сообщество должны в таком же активном ритме устанавливать правила регулирования в этой сфере.
Во второй главе рассмотрена цифровизация экономики, оценены ее возможности и риски, изучены основные направления цифровой экономики, рассмотрены возможности внедрения цифровых денег в мировую экономику, проанализирована киберпреступность и финансовый терроризм.
Цифровую экономику необходимо рассматривать экономику, которая характеризуется внедрением и применением на практике цифровых технологий по сбору, хранению, обработке, преобразованию и передаче информации во всех отраслях человеческой жизнедеятельности.
Кроме того, в последнее время в области расчетных и платежных систем происходит введение инновационных технологий. К таким новым технологиям относится и криптовалюта.
На современном этапе экономика виртуальных валют активно развивается благодаря каждодневному приросту активных пользователей. Именно поэтому сейчас серьезно заговорили о цифровизации экономике, созданной на криптовалютах — криптоэкономике.
Бурное развитие информационных технологий непрерывно создает новые виды и подвиды услуг. Это побуждает киберпреступников улучшать и развивать свои способности, умения и новые методы мошенничества в киберпространстве.
В третьей главе рассмотрены перспективы развития государственного регулирования информационной безопасности, изучено развитие международного взаимодействия по гармонизации общих принципов регулирования, даны рекомендации по развитию глобального регулирования информационной безопасности.
Проведенный анализ международного взаимодействия в информационной безопасности показал, что эффективность борьбы с киберпреступностью зависит не только от мер, которые осуществляются на уровне национальных институтов, правоохранительных органов, других учреждений и организаций, на которые возложена общая задача по обеспечению информационной безопасности. Здесь результат напрямую зависит от координации политики и сотрудничества государств на многосторонней основе в каждом региона мира.
Итак, по итогам научного исследования были решены все поставленные задачи и достигнута основная цель работы. Выдвинутая в ходе исследования гипотеза о том, что взаимодействие стран в сфере информационной безопасности поможет более эффективно выстраивать стратегию по борьбе с киберпреступностью и финансированием терроризма, может считаться подтвержденной.

 

Заключение:

 

ВВЕДЕНИЕ

На данный момент, в век информационных технологий и компьютеризации – цифровая экономика затрагивает практически каждый аспект нашей жизни. Это и образование, и ежедневное потребление, и здравоохранение, и финансы, и даже правительство.
Цифровая экономика в последние несколько лет стала популярна во всех высокоразвитых странах, в том числе и в России. Особенно с момента утверждения такой государственной программы как «Цифровая экономика Российской Федерации».
Цифровая экономика – одна из наиболее стремительно развивающихся отраслей во всем мире. Это важный двигатель инноваций и развития предприятий. С переходом в век цифровых технологий ее влияние стало ощутимо и в масштабах конкурентоспособности стран. Давайте узнаем больше о том, что такое цифровая экономика и какую роль она отыгрывает в современном мире.
Цифровая экономика – экономическая деятельность, сфокусированная на цифровых и электронных технологиях. В том числе это электронный бизнес и коммерция, а также производимые ими товары и услуги. По сути, данное определение охватывает все деловые, культурные, экономические и социальные операции, совершаемые в Интернете и с помощью цифровых коммуникационных технологий.
Рост цифровой экономики оказывает огромное влияние на всю экономику в целом. С глобализацией и активным развитием инновационных технологий, таких как блокчейн, искусственный интеллект и облачные вычисления, интернет экономика стала неотъемлемой частью мировой и государственной экономики.
Цифровая экономика открывает новые возможности, способные изменить жизнь человечества в лучшую сторону. Благодаря развитию электронных технологий потребитель может быстро получать больше качественных услуг и товаров. Для предприятий же переход на электронную коммерцию является толчком к потенциальному росту и способствует расширению клиентуры за счет облегчения предоставления услуг.
Масштаб развития цифровой экономики в мире сложно оценить точно. Это также вызывает множество споров, поскольку некоторые эксперты разделяют электронную коммерцию на “чистую” и “смешанную”. По состоянию на 2010 год цифровая экономика была оценена Boston Consulting Group в 2,3 триллиона долларов. Для группы из 20 стран это было 4.1% от всего ВВП.
Цифровая экономика в России сильно отстает от большинства европейских стран: США, Японии и Китая. Показательным примером является то, что на долю Российской Федерации приходится 1,8% от мирового ВВП, при этом производительность суперкомпьютеров составляет всего 0,32%.
Для развития цифровой экономики нужно развивать национальный IT-сектор, стимулировать создание и внедрение инновационных технологий во все производственные, экономические и социальные отрасли страны.
Понятие цифровой экономики имеет множество интерпретаций и толкований. Многие научные статьи позиционируют ее как единственный курс в развитии, другие полагают что традиционная экономика кардинально не изменится.
Несмотря на мифы и иллюзии, которыми оброс данный термин, очевидно, что изменения идут полным ходом и игнорировать новый этап развития экономики, основанный на технологической революции, не нужно.
Исходя из мировых тенденций и последних веяний внешней политики перед Россией стоит задача повышения конкурентоспособности в глобальном смысле, а также укрепления национальной безопасности. Не маловажную роль в разрешении данной задачи играет развитие цифровой экономики в стране. На сегодняшний день некоторые элементы цифровой экономики уже довольно неплохо функционируют, например, электронное правительство.
Общение с государством постепенно переходит на электронную платформу, производится массовый перенос документов и коммуникаций на цифровые носители, разрешается использование электронной подписи.
Однако не все элементы уже так успешно движутся по направлению к цифровизации. Чтобы понять, какие элементы являются отстающими, а какие передовыми, необходимо иметь понятие о том, как же измерить уровень развития цифровой экосистемы в конкретных составляющих и в стране в целом.
Не менее важно изучить опыт реакции на нынешнюю революционную ситуацию более развитых в технологическом плане государств –ошибки их экспертов, запущенных ими программ и инициатив, связанных с цифровизацией. Это поможет избежать таких же ошибок при составлении своей программы и сэкономить ресурсы
Постиндустриальная эпоха характеризуется развитием электронной среды и переходом к информационной цивилизации.
Глобальная мировая информационная сеть меняет окружающий нас мир. Сегодня активно развивается цифровизация экономики, внедряется в международные финансовые расчеты криптовалюта. Активное развитие информационных и коммуникационных инноваций способствует налаживанию международного взаимодействия в плане регулирования.
Однако отдельные достижения в информационной сфере могут быть использованы в целях, противоречащих поддержке стратегической стабильности и международной безопасности.
Растут масштабы киберпреступности и кибертерроризма. Особую обеспокоенность рождает возможность использования технологий в сфере информатизации для подготовки и осуществления террористических актов в мире.
Особенность цифровизации экономики и криптовалюты заключается в том, что пока аналитические исследователи наблюдают и выдвигают свои мнения, экономика, международный рынок и торговля с использованием цифровизации набирает обороты. То есть цифровизация – это будущее, и эти технологии будет иметь развитие, даже несмотря на наличие непонимания и сопротивление. По этой причине вопрос изучения цифровизации экономики является актуальным.
Вторая причина, по которой изучение цифровой экономики и обеспечение информационной безопасности будет актуально в ближайшее время, связана с относительно недавним появлением самих этих понятий, а также высокой скоростью их развития сегодня.
Высокая степень пораженности информационной инфраструктуры заставляет постоянно вести поиск надежных способов и средств обеспечения их защищенности. В то же время, несомненно, и то, что непрерывное развитие высоких технологий, создание новых цифровых процессов делает этот процесс непрерывным и, к сожалению, не всегда эффективным.
В этой связи, наряду с разработкой и совершенствованием технических систем защиты информационного пространства и отдельных его компонентов, особое место в обеспечении информационной безопасности страны должна занимать работа над формированием и внедрением соответствующей законодательно-нормативной базы.
Важно учитывать и то, что современный мир слишком неоднороден в возможностях обеспечения национальных систем соответствующими времени коммуникационными и информационными технологиями обработки, передачи, накопления и хранения информации и их защиты от внешних угроз. Это еще один весомый аргумент в пользу формирования единой международной структуры информационной безопасности, позволяющей в равной степени гарантировать защиту национального информационного пространства в каждом отдельном государстве.
Актуальность. На сегодняшний день тема глобального регулирования информации является актуальной, так как во многом саморегулирование часто идет вразрез с законами, а также с либеральными устоями внутри государства. При всем этом бесконтрольное распространение информации в современном мире может привести к негативным последствиям во многих сферах жизни государства. Разработка международных правил регулирования в отрасли информационной безопасности на данный момент является актуальной темой для всех стран мирового сообщества.
Хронологические рамки. Исследование проводилось с 2003 года по 2019 год.
Цель. Изучить государственное регулирование информационной безопасности цифровой экономики.
Задачи:
 изучить теоретические аспекты информационной безопасности;
 дать характеристику цифровизации экономики, оценить ее возможности и риски;
 рассмотреть основные направления цифровой экономики;
 проанализировать киберпреступность, финансовый терроризм и другие угрозы;
 рассмотреть перспективы развития государственного регулирования в сфере информационной безопасности;
 дать рекомендации по развитию государственного регулирования информационной безопасности.
Методы. В работе были использованы следующие методы научного исследования: анализ нормативно-правовой документации, классификация, обобщение. Общетеоретическую и методологическую основу работы составляют федеральные законы, государственная программа.
Научная новизна. Взаимодействие стран в сфере государственного регулирования информационной безопасности поможет более эффективно выстраивать стратегию по борьбе с киберпреступностью.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты, полученные в работе могут использовать органы государственной и местной власти для формирования стратегий обеспечения информационной безопасности.
Обзор источников и литературы. Для исследования использовались кодексы, федеральные законы и другие нормативные документы, а также труды следующих ученых, таких как, Остроносовой А.С., Мезенцевой С.Н., Лаврушиной Е.Г., Квашниной Д. А., Хакимджановой Д. К., Коротеевой М. А., Давыдовой Е. Ю., Цветковой Д.К., Саитгараева А. Р., Гареевой Г. А., Григорьевой Д. Р. и др.

 

Список литературы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

 

1.1. Сущность информационной безопасности
 

С помощью непрерывного эволюционного развития общества ускоряется общее повышение развитие промышленности и потребления, увеличивается объем различных сведений и новой информации, привело к тому, что создаются новые метод обработки и анализа данных.
Информационное общество новый логичный этап процесса изменения цивилизации. Предпосылка прогресса заключается в том, чтобы внедрить компьютерные технологии в любой сфере жизни, применять машинный анализ в производстве, постоянно совершенствовать базы, это улучшает жизнь населения .
Из-за постоянных передач большого массива нужны соответствующие технологии и техническое развитие цивилизации, таким образом, вызвать необратимое изменение в экономике и процессе товарооборота. Данные факторы представляют собой весомый вклад в превращение сведений в легкодоступные ресурсы для населения, в том числе, в возможность масштабного воздействия на мнение общества . 
При разумном распределении средств и грамотном финансирование в любой стране возможно найти дополнительные средства, которые представляют собой положительный толчок для того, чтобы активно развивать инфраструктуру и обрабатывать информацию, которые связаны с этим продуктов и услуги. С помощью использованное налаженной ранее структуру деятельности с данными расширяется их сфера использования .
Деятельность такого рода не остаётся незамеченной со стороны других участников мирового рынка, что проявляется в скрытой информационной войне, постепенно трансформирующееся в открытые угрозы национальной безопасности в информационной сфере. Подобное состояние современных мировых взаимоотношений требует точного определения источников проблем и угроз .
Условно, ключевые угрозы информационной безопасности делится на несколько типов: внешние и внутренние. Внешние источники угрозы заключаются :
 в подрывном поведении и агрессивной политике ряда государств, которые заключаются в том, чтобы масштабным образом сокращать позиции России на мировом информационном рынке;
 в косвенном стимулировании деятельности террористической организации, основная деятельность которых заключается в том, чтобы нарушать нормально функционировать любое государство и его информационные и телекоммуникационные системы, что естественно представляет собой угрозу для того, чтобы развивать российскую государственную экономику.
Внутренними источниками угроз информационной безопасности являются:
 ухудшение положения на мировой арене отечественных отраслей промышленного сектора, что в итоге приводит к увеличению социальной напряженности и сокращению рабочих мест;
 возможности структурой криминогенной специфики для того, чтобы получить доступ к базе данных государственных организаций, что тоже не идёт на пользу при оценивании деятельности государства населением;
 достаточная координация при совместной деятельности органов местного самоуправления при выполнении государственной программы;
 слабый общественный контроль деятельности государства в информационной сфере.
Информатизация общества целиком зависит от компьютеризации и внедрении новых средств связи. Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы