Государственное и муниципальное управление Магистерский диплом Экономические науки

Магистерский диплом на тему Государственная поддержка малого предпринимательства

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.. 6

1.1.   Понятие и сущность малого предпринимательства. 6

1.2.   Роль государственного регулирования малого бизнеса в современных условиях. 16

1.3. Опыт
зарубежных стран по поддержке малого предпринимательства. 22

ГЛАВА 2.
АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОГРАММ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ МАЛОГО БИЗНЕСА.. 29

2.1.
Государственные программы поддержки малого предпринимательства. 29

2.2.
Институты государственной поддержки малого предпринимательства. 35

2.3.
Экономическая оценка мер государственной политики в области малого
предпринимательства. 40

ГЛАВА 3.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.. 46

3.1.
Трансформация параметров отнесения организации к субъектам МСП.. 46

3.2.
Разработка практических мер по совершенствованию эффективности
функционирования малого предпринимательства. 49

3.3. Выбор
оптимальной схемы налоговых платежей для максимизации прибыли организации
малого предпринимательства. 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 65

БИБЛИОГРАФИЯ.. 75

  

Введение:

 

 

Существует множество
исследований о том, что предпринимательская деятельность является основой
рыночной экономики, а малый бизнес существенно способствует занятости и
экономическому росту. И этого роста можно достигнуть путем поддержки растущих
малых предприятий — резидентов РФ, особенно тех сфер, которые являются
приоритетными, обладающими соответствующими критериями важности для экономики
регионов и государства в целом. Малый бизнес наиболее уязвим, особенно на
первых этапах своего развития, в конкурентной борьбе с бизнесом крупным.
Поэтому необходима его государственная поддержка.

Актуальность настоящей
работы заключается в том, что в Российской Федерации взят курс на развитие
малого бизнеса и принимается множество документов и программ. Государственная
политика должна быть четко определена и последовательна. Только таким образом
возможно преодолеть недоверие предпринимателей в отношении призывов властей
создавать стартапы.

Проблемами разработки
эффективной инфраструктуры малого и среднего бизнеса в России занимаются такие
ученые, как Николаева Т.П., Коростышевская Е.П. Изменения законодательства в
сфере налогобложения, проблемы кредитования рассматриваются в работах
Кузнецовой Н.В., Королева В.И., Парамонова С.В. Зарубежный опыт поддержки малых
предприятий в США изучается Малаховым В.А. В работе Волковой Е.В. представлена
характеристика мер государственной поддержки МСП в России и в ряде зарубежных
стран (США, Япония), анализ таблицы позволяет сделать вывод о том, что
содержание этих механизмов идентично.

Цель настоящей работы рассмотреть
основные аспекты государственной поддержки малого предпринимательства. Исходя
из цели, можно выделить следующие задачи:

1.               
Рассмотреть понятие и сущность малого предпринимательства;

2.               
Изучить опыт зарубежных стран по поддержке
малого предпринимательства;

3.               
Выявить основные направления и формы государственной
поддержки малого предпринимательства, а также изучить инфраструктуру поддержки малого
бизнеса;

4.               
Провести экономическую оценку мер
государственной политики в области малого предпринимательства;

5.               
Разработать практические меры по
совершенствованию регулирования в области малого предпринимательства.

Объектом настоящего
исследования является государственная поддержка малого предпринимательства,
предметом – оценка эффективности практических мер малого предпринимательства.

Методологической основой
исследования
стали методы научного
исследования (анализ источников научной литературы, обобщение отечественной и
зарубежной практики, систематизация различных теорий, концепций, подходов),
методы структурно-функционального анализа, экспертных оценок, статистического
анализа, социально-экономического прогнозирования.

Теоретической
основой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных
вопросам государственной поддержки малого предпринимательства.

Нормативной основой
исследования являются Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии
малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Стратегия
развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период
до 2030 года, национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и
поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и другие федеральные и
региональные нормативно-правовые акты.

Эмпирической основой
исследования являются данные
статистики, правоприменительная практика, материалы периодической печати.
В ходе работы проработана и изучена
общая и специальная литература, статьи в периодических изданиях, а также
использовалась информация интернет-сайтов.

Научная новизна
исследования состоит в методике выбора результативных мер поддержки малого
предпринимательства для РФ.

ВКР состоит из трех глав.
В первой главе раскрываются теоретические вопросы государственного регулирования
в области малого предпринимательства. Во второй главе проводится анализ
существующих программ по государственному регулированию малого бизнеса. В
третьей главе разрабатываются практические меры по совершенствованию
регулирования в области малого предпринимательства.

 



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Целью настоящей работы
являлось рассмотрение основных аспектов государственной поддержки малого предпринимательства.
Исходя из цели, были выполнены следующие задачи.

1)               
Рассмотрено понятие и сущность малого
предпринимательства

Критерии
отнесения предпринимательства к малому в России определяются Федеральным
Законом РФ № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации». Статус малого предприятия дает
компаниям существенные преимущества.

2)               
Рассмотрена роль государственного
регулирования малого бизнеса в современных условиях

Согласно опросу,
проведенному в феврале 2019 г. «ВЦИОМ-Спутник», начать свое дело сейчас хотят
четверть респондентов. Опрос ВЦИОМа зафиксировал изменение предпринимательской
активности: в 1991 году свой бизнес был только у 2% опрошенных, в 2013 году – у 5%, последнее исследование показало,
что цифра выросла до 10%. Основными препятствиями для открытия своего дела
участники опроса назвали высокие налоги, бюрократию и общие финансовые затраты.

При этом Росстат сообщил
о значительном сокращении доли малого и среднего бизнеса в 2018 году, до 20,2%
от всей экономики. По данным налогового органа за 2018 год из-за ухудшения
экономических условий в России закрылось 668 тыс. юридических лиц. При этом Президент
Владимир Путин, выступая в марте 2018 года с посланием Федеральному собранию,
говорил, что к 2025 году вклад малого и среднего бизнеса в ВВП «должен
приблизиться к 40%»

Ситуация обострилась в
начале 2020 г., когда в марте ВОЗ объявила о пандемии коронавируса. Последние
месяцы события развивались по негативному сценарию, и Правительство РФ было
вынуждены ввести ограничительные меры, в том числе и в отношении ряда
предприятий малого и среднего предпринимательства, с тем, чтобы снизить риски
распространения коронавирусной инфекции.

Во многом меры государственной
поддержки смогут облегчить нагрузку на бизнес в условиях резкого падения спроса
и сфокусироваться на том, как пройти этот непростой период, не отвлекаясь на
другие острые моменты, которые также благодаря антикризисным мерам утратили
свою актуальность.

3)               
Изучен опыт
зарубежных стран по поддержке малого
предпринимательства

В странах с рыночной
экономикой поддержка малых и средних предприятий обеспечивается государством в
ряде областей. В настоящее время наиболее эффективно государственная поддержка
предприятий малого и среднего бизнеса осуществляется в США. Правительство
уделяет большое внимание созданию рабочих мест на малых предприятиях. Был
принят ряд мер по поддержке малого бизнеса, включая налоговые и законодательные
льготы.  

Интересен опыт Китая в
поддержке малого бизнеса. Активная поддержка и продвижение малого и среднего
бизнеса являются одним из приоритетов китайского правительства.

На сегодняшний день
разработала, внедрила и весьма успешно использует универсальную систему
поддержки малого и среднего бизнеса практически на всех уровнях и во всех
направлениях Япония.

Следует также учитывать
примеры Франции и Германии как ведущих европейских стран. Во Франции, как и во
многих других капиталистических странах, ведут активную деятельность
организации, деятельность которых напрямую связана с поддержкой малого и
среднего бизнеса.

Изучение и применение
этого опыта в значительной степени способствовало бы правовой, организационной
и институциональной разработке российской государственной системы поддержки и
регулирования малого и среднего бизнеса как на федеральном, так и на
региональном уровнях.

4)               
Проведен анализ государственных программ и
институтов поддержки малого предпринимательства

Инфраструктура поддержки бизнеса
включает в себя центры и агентства по развитию, различные фонды
предпринимательства, содействие кредитованию (гарантия, поручительство),
привлечение инвестиций, финансовые и правовые центры, технопарки,
инновационно-технологические комплексы, бизнес-инкубаторы, учебные и
маркетинговые центры, агентства по экспорту товаров, лизинговые компании,
научно-исследовательские организации, торгово-промышленные палаты и другие
организации.

Основным документом,
осуществляющим нормативное правовое регулирование в Российской Федерации,
является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и
среднего предпринимательства в Российской Федерации». Инструментом для этой
реализации служат федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные
программы развития и поддержки малого предпринимательства.

Единый реестр
организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего
предпринимательства, размещается на сайте https://m.corpmsp.ru/StartPage/orgreg.html.
По его данным в настоящее время на территории Российской Федерации действует
775 организаций, оказывающих поддержку малым предприятиям.

5)               
Проведена экономическая оценка мер
государственной политики в области малого предпринимательства

Анализ показал, что государственная
поддержка МСП в 2015–2018 годах не оказала значимого влияния на его развитие:
количество субъектов МСП сохраняется на уровне 5,5–6 миллионов, среднесписочная
численность работников, занятых в сфере МСП, колеблется в диапазоне 18,9– 19,3
млн человек.

Реальным фактором
развития малого предпринимательства объективно является рост реальных доходов
населения и соответственно рост платежеспособного спроса ориентированного на
товары и услуги малых предприятий. Рост реальных доходов населения это сложная
системная проблема социально-экономического развития России, она может быть
решена только в рамках целенаправленной государственной политики где, в том
числе свое достойное место должны занять все формы предпринимательской
деятельности.

На основании проведенного
анализа можно заключить, что большинство предпринимателей, в целом, осведомлены
о том, что государство оказывает поддержку субъектам МСП, однако при этом не
считают ее эффективной, подходящей, доступной для своего бизнеса; градус
недоверия к институтам, создаваемым государством, остается у представителей
бизнеса все еще предельно высоким, что объясняется потенциально возможной
недобросовестностью обеих сторон: для предпринимателя – это страх перед
выявлением нарушений, проведением дополнительных проверок, кражей идеи и
технологии, штрафными санкциями и коррупционной составляющей и т.д.; для
органов государственной власти – уклонение от налогов, введение в заблуждение
органов о текущем статусе и принадлежности к субъектам МСП, растрата бюджетных
средств и т.д.; еще одним существенным неоспоримым фактором является то, что
помощь государства обходится «дорого» (ведь самые «дорогие деньги» –
бюджетные), в силу усиленного контроля со стороны государства за целевым и
адресным расходованием средств, что налагает дополнительную ответственность на
участников программ такой поддержки.

6)               
Сделаны предложения по трансформации
параметров отнесения организации к субъектам МСП

В последние годы
формирование цифровой экономики является одним из основных направлений государственной
политики Российской Федерации. И особая роль в этом процессе отводится малым
предприятиям, которые уже сегодня используют технологии, подпитывающие цифровую
экономику, чтобы создавать новые бизнес-модели, поддерживать оптимальный
уровень конкурентоспособности, формировать новые виды предоставления услуг,
завоевывать новые рынки.

При этом бизнес-модели
цифровой эпохи предполагают огромные обороты при небольшой рентабельности,
поэтому ограничение размера выручки для отнесения таких высокотехнологичных
компаний к субъектам малого бизнеса в размере до 800 млн. руб. просто
неприемлемо. Необходимо учесть мировой опыт и ранжировать ограничение размера
выручки по отраслевой принадлежности конкретного предприятия.

Помимо того, что субъекты
малого и среднего предпринимательства должны соответствовать условиям,
определенным в ст. 4 Закон №209-ФЗ, сведения о них должны быть включены в
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако некоторые
организации, отвечающие признакам МСП, сталкиваются с тем, что их в этом
реестре нет. Процедура внесения информации в реестр при предоставлении всех
необходимых документов может занять месяц и более. Особенно остро эта проблема
касается тех компаний, которые реализуют свою продукцию через тендеры, и
отсутствие фирмы в реестре МСП лишает ее определенных льгот и субсидий. 

Связана такая проблема во
многом  с тем, что необходимые для
включения в реестр сведения представляются различными органами власти и
организациями ежегодно в срок до 5 июля по состоянию на 1 июля текущего
календарного года. Для многих высокотехнологичных компаний, работающих в
условиях жесткой конкуренции, такие сроки могут быть критичны, поэтому в рамках
развития цифровой экономики и внедрения новых технологий в деятельность органов
государственного управления необходимо обеспечить оперативное обновление
информации в режиме реального времени.

7) Разработаны практические
меры по совершенствованию эффективности функционирования малого
предпринимательства

Программы по поддержке
малого предпринимательства играют большую роль в их дальнейшем развитии,
особенно актуальна реализация таких программ в условиях экономического кризиса,
когда экономика страны требует структурных изменений и преобразований.
Разработка такой системы является индивидуальным комплексом мероприятий не
только для конкретной страны, но и для отдельных ее регионов.

Среди практических мер по
совершенствованию эффективности функционирования малого предпринимательства
предлагаются следующие:

                   
Внедрение риск-ориентированного подхода
при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

                   
Развитие интерактивных сервисов для
взаимодействия между предпринимателями и органами государственной власти и
местного самоуправления

                   
Создание и развитие сети ресурсных центров
по подготовке кадров для нужд МСП на базе учреждений среднего профессионального
образования

                   
Вовлечение в предпринимательскую
деятельность представителей социальнонезащищенных слоев населения и молодежи,
популяризация семейного, женского и молодежного предпринимательства

                   
Обучение представителей малого бизнеса по
программам бизнес-акселерации

                   
Развитие института наставничества при
участии предпринимательского сообщества, вузов, организаций инфраструктуры
поддержки субъектов МСП

                   
Развитие инфраструктуры поддержки малых
инновационных и производственных компаний: создание сети специализированных
организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП в области
промышленного производства и инноваций (центры инжиниринга, центры
прототипирования, центры сертификации, стандартизации и испытаний).

                   
Развитие лизинговой поддержки малых и
средних предприятий, создание региональной лизинговой компании

                   
Развитие новых инструментов финансирования
малых и средних предприятий (в том числе биржи, коллективное финансирование)

                   
Развитие инструментов прямого
финансирования (венчурное финансирование, инвестиции бизнес-ангелов)

                   
Развитие инструментов долгосрочного
финансирования малых и средних предприятий (проектное финансирование
и синдицированное кредитование)

                   
Развитие факторинга как инструмента
повышения доступности финансовых ресурсов для малых и средних предприятий

Результатами реализации
настоящих мероприятий станут

                   
Повышение доступности финансовых средств
для МСП

                   
Реализация проектов по содействию развитию
субъектов МСП в монопрофильных муниципальных образованиях

                   
Увеличение доли несырьевого экспорта малых
и средних предприятий в общем объеме экспорта региона

                   
Повышение требований к организациям
информационно-сервисной инфраструктуры

                   
Развитие системы имущественной поддержки

Очевидно, что в
сложившихся условиях от представителей органов власти всех уровней требуется не
просто увеличение количества всевозможных мер поддержки, а создание из
разрозненных инструментов сбалансированной системы. Системы, которую бы
предприниматель воспринимал не как чужеродную, требующую с его стороны бесконечных
подтверждений статуса (приложения усилий для получения льгот, траты времени на
оформление таких преференций, а подчас и финансовые затраты), а как органически
неотъемлемую систему сопровождения бизнеса. Ведь самыми лучшими мерами
поддержки являются те, которые не замечают, но тем не менее они позволяют реализовывать
поставленные цели.

Исходя из анализа
проводимых мер поддержки, необходимо сконцентрировать внимание на двух наиболее
явных проблемах. Первая, несоответствие проводимых мер, тем которые хотят
видеть субъекты МСП, а это как мы можем заключить не финансовая поддержка, а
снижение давления и налогового бремени. Вторая, отсутствие возможности получить
своевременную информацию о самих проводимых мерах.

По данным Минкомсвязи
сейчас в Рунете около 150 тысяч разрозненных и очень неоднородных сайтов
государственных и муниципальных органов власти и бюджетных учреждений. Каждый
орган власти или институт поддержки на своем сайте использует собственную
систему  

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

 

1.1.        
Понятие и сущность малого
предпринимательства

 

 

Динамичный экономический рост является
важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности любой страны в рыночной среде,
и лидирующее место в этом процессе занимает предпринимательская деятельность
его граждан. При этом значительная доля в ВВП России приходится на доходы от
продаж энергетических ресурсов: нефти и природного газа. В этих условиях Россия
сегодня находится в состоянии поиска новых источников экономического роста в
условиях снижения численности трудоспособного населения и сложной экономической
обстановки [23,
c. 101].

Малое предпринимательство — с одной стороны
специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном
привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном
использовании человеческого капитала, а с другой — сфера самореализации и
самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных Конституцией
Российской Федерации. Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые
виды продукции и рыночные «ниши», способствует приближению производства товаров
и услуг к потребителю, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного
бизнеса [17,
c. 5].

Для стимулирования предпринимательской
деятельности в стране большую роль играет государство.

Перед
тем, как приступить к оценке роли малого и среднего бизнеса в развитых странах,
на наш взгляд, следует отметить, что в разных странах существуют разные
критерии, в соответствии с которыми выделяют малые и средние предприятия.

Обычно
в качестве критериев используются такие показатели, как: среднесписочная
численность работников, объем оборота (прибыли, доходов), величина уставного
капитала, величина активов. В соответствии с данными Мирового банка, общее
число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого бизнеса,
превышает 50 (табл. 1).

 

Таблица
1. Критерии отнесения к МП в развитых странах [составлено по: 15,
c. 156; 20, с. 105; 26, с. 23]

п/п

Показатель

Страны

США

Канада

Япония

Великобритания

Франция

Германия

Италия

Индия

1

Количество работающих по видам деятельности, чел.

В том числе: |

А) на малых предприятиях (МП)


сферы услуги

100

до
49

до
100

0-49

0-49

0-49

до
10

Микро

до
50

Малые

Не
регламентировано


в розничной торговле

500

до
50


в оптовой торговле

750

до
100


в производстве

100

до
99

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы