Магистерский диплом на тему Формирование профессиональной компетенции в области технологий современного производства (на примере производства топлива) у будущих учителей технологий в общеобразовательных организациях Московской области
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1.Сущность
понятия «профессиональная компетентсность»
1.2.Особенности
профессиональной компетентности учителей технологии
1.3.Характеристика
технологий современного производства
2.1.
Организация и методы исследования
Список
использованной литературы
Введение:
вхождение в мировое образовательное пространство определяет
рост требований к подготовке педагогов общеобразовательных учреждений, которым
следует быть не только носителями знаний и умений в сфере педагогической
деятельности, ее направлениям, однако и владеть компетентсностьми в преподаваемой
сфере, а именно профессиональными компетентсностьми.
Социально-экономические перемены, которые происходят в российском обществе,
стремительное изменение условий жизни требуют от специалистов принятия решений,
которые носят быстрый и нестандартный характер. Нехватка профессионалов с
творческим подходом к решению задач, которые поставлены, выступает в качестве
приоритетной проблемы современности, выдвигая на передний план потребность в
инициативных, ответственных, компетентных специалистах. Общество нуждается в
людях, которые обладают способностью самостоятельно и критически мыслить,
видеть проблему и творчески ее решать. При этом требования к компетентности
выпускников образовательных организаций включают
не только достаточно высокий уровень знаний, носящих фундаментальный характер,
но и знаний на уровне функциональной грамотности.
Проблеме
формирования профессиональной компетентности у будущих учителей посвящены
работы В.А. Адольфа, В.И. Байденко, С.Н. Девяткиной, А.Ф. Ефанова, Р.Р.
Магомедова, С.В. Никоновой, А.И. Ташкинова, М.Х. Хайбулаева и др.; у будущих
учителей технологии – О.Н. Истомина, О.В.Исаакян, Е.М. Муравьева, В.М. Распопова
и др. Однако в результате анализа работ установлено, что вопросы формирования
профессиональной компетентности в области технологий современного производства
(на примере производства топлива) у будущих учителей технологий в
общеобразовательных организациях Московской области не были предметом
целостного исследования.
Объект исследования –
подготовка будущих учителей технологии.
Предмет исследования —
формирование профессиональной компетентности в области технологий современного
производства (на примере производства топлива) у будущих учителей технологий в
общеобразовательных организациях Московской области.
Цель исследования –
разработка комплекса занятий в области технологий современного производства (на
примере производства топлива) для будущих учителей технологии.
Задачи исследования:
— раскрыть сущность
понятия «профессиональная компетентсность»,
— охарактеризовать
особенности профессиональной компетентности учителей технологии,
— рассмотреть обзорно
технологии современного производства,
— провести диагностику
профессиональной компетентности в области технологий современного производства
(на примере производства топлива) у будущих учителей технологии,
— разработать комплекс
занятий в области технологий современного производства (на примере производства
топлива) и проверить их эффективность.
Методы исследования: анализ, обобщение, педагогический
эксперимент, тестирование, методы математической статистики.
Заключение:
В результате решения задач исследования сделаны следующие выводы:
Профессиональная компетентность представляет собой
совокупность знаний, умений, навыков, которая обеспечивает способность и
готовность к профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность выполняет важную
двуединую функцию:
— способствует оценке образовательных результатов на
основе предъявляемых требований к качеству подготовки выпускника,
— выступает важнейшим
элементом компетентности, готовности к работе молодого специалиста, что
обеспечивает возможности для результативного осуществления профессиональной
деятельности в нестабильных экономических условиях.
Профессиональные
компетентности учителя технологии определяются на основе профессиональных
стандартов, в частности профессионального стандарта «Педагог» и могут быть
установлены в примерной основной образовательной программе высшего образования
по профилю «Технология» в качестве обязательных и (или) рекомендуемых.
Профессиональная компетентность учителей технологии включает:
— универсальные компетентности;
— общепрофессиональные компетентности, которые определены в официальных
документах (федеральном государственном образовательном стандарте высшего
образования по направлению подготовки «Педагогическое образование»,
профессиональном стандарте «Педагог»);
— непосредственно профессиональные компетентности, установленные в
примерной основной образовательной программе высшего образования по профилю
«Технология».
Технология изготовления − совокупность специальных
приемов и знаний, применяемых для изготовления продукта.
К технологиями
современного производства относятся:
— технологии производства топлива и энергии;
— технологии производства металлических
материалов;
— технологии производство неметаллических материалов;
— технологии производства строительных материалов);
— технологии текстильного производства и др.
В результате диагностики установлено, что уровень
профессиональной компетентности в области технологий современного
производства топлива у будущих учителей технологии в обеих группах
преимущественно соответствует низким показателям (60% − экспериментальная
группа и 50% — контрольная группа).
В результате повторной диагностики установлено, что уровень
профессиональной компетентности в области технологий современного
производства топлива у будущих учителей технологии в экспериментальной группе
повысился (высокий на 33,3%, средний – на 26,7% и, соответственно, снизился низкий
на 60%), что указывает на эффективность разработанного комплекса занятий. В
контрольной группе значительных изменений не зафиксировано (большинство
респондентов находятся на низком 43,3% (было 50%) и среднем уровнях
профессиональной компетентности в области технологий современного производства
топлива – 46,6% (было 40%), высокий уровень остался без изменения – 10%).
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования
профессиональной компетентности в области технологий современного производства
у будущих учителей технологии Московской области
1.1.Сущность понятия «профессиональная компетентсность»
Задачей параграфа является раскрытие сущности понятия «профессиональная компетентсность».
В справочных изданиях термин «компетентсность» означает круг полномочий,
вопросов, явлений, где индивид имеет авторитетность, познание и опыт[1].
Согласно позиции A.B. Хуторского, «компетентсность»
представляет круг вопросов, где индивид
значительно осведомлен, имеет познания и опыт. Это
социальная норма к подготовке обучающегося, нужная для его
качественной продуктивной деятельности в той или иной области[2].
В трудах С. Уиддет и С. Холлифорд компетентности
включают индивидуальные компоненты (мотивы, специфику характера, способности и
т.д.), которые проявляются в поведении человека[3].
Глубже данный термин изучили Л.М.
Спенсер и С.М. Спенсер, определив его как «устойчивую часть личности,
вызывающую определенное поведение, которое приводит к эффективному и/или
наилучшему на основе стандартов исполнению в деятельности»[4].
С точки зрения Ю.В. Чепурной, под компетентсностьми
следует рассматривать личностные особенности, которые помогают лучшим образом
делать работу и выявляются в поведении[5].
А.П. Кустова отмечает, что посредством компетентности
возможно результативно осуществлять деятельность и оценивать ее, наблюдая за поведением
человека. Это некий образец реализации определенной
работы. Ее отличие от знаний заключается непосредственно в деятельностной составляющей,
а от умений отличие в возможности многоаспектной реализации, навыков – наличие
осознанного компонента.
По мнению В.С. Алмазовой и Н.И.
Безруковой, компетентсностьми являются знания и умения в сфере профессиональной
деятельности. В.Д.
Шадриков отмечает, что «компетентсность» имеет отношение не к субъекту
деятельности, а к ряду вопросов, которые отнесены к деятельности; это задачи
функционального характера, которые имеют связь с деятельностью, которые кем-то
успешным образом решаются.
Согласно Р.Р. Магомедова,
профессиональная компетентсность (как цель образования и результат
образовательного воздействия) является устойчивой информационной системы
личностного уровня, которая обуславливает способность и готовность к применению
знаний и опыта для успешности реализации в профессиональной деятельности и
дальнейшем самостоятельности образовании[6].
Компетентсность рассматривается и в
качестве условия для установления взаимосвязи между имеющимся знанием и
ситуацией, способности к нахождению, обнаружению действия, которое подходит для
решения проблемных вопросов. Компетентности приобретают актуальность и
преобразуются в компетентности по тому как накапливается опыт в сфере профессиональной
деятельности[7].
В качестве одного из
аспектов подготовки высококвалифицированного учителя, в частности учителя
технологии, выступает формирование профессиональных компетенций.
В Законе «Об образовании в Российской
Федерации» компетентности являются составляющей квалификации, и рассматриваются
в качестве знаний, умений, навыков (ЗУН) и компетентности, выявляющей
готовность для совершения той или иной деятельности[8].
В Федеральном государственном
образовательном стандарте высшего профессионального образования делается акцент
на том, что результативное исполнение
деятельности по профессии предполагает необходимое использование ЗУН, и качеств
индивида, что и есть компетенцией[9].
Профессиональная
компетентсность, с точки зрения, С.В. Никоновой, – представлена способностью к
успешному действию на базе имеющего опыта в деятельности, умения и знаний для выполнения
задач в сфере профессиональной деятельности.
В
современной практике термин «профессиональная компетентсность» зачастую
указывает на способность сотрудника к решению задач в соответствии со
стандартами, которые заданы.
В
подходах к трактовке профессиональных компетенций, имеют место два основных
направления толкования понятия компетентности:
—
способность индивида к действию в соответствии со стандартами;
—
характеристики личности, которые позволяют ей добиться эффективности в работе[10].
Остановимся
подробнее на профессиональных компетентсностьх будущего учителя. В соответствии
с требованиями ФГОС ВПО выделяются
следующие профессиональные компетентности, которые следует приобрести выпускнику
высшего учебного заведения:
—
общепрофессиональные, которые характеризуются осознанностью важности профессии, наличие мотива к выполнению
деятельности по профессии; умением использовать приобретенные знания, которые
систематизированы при реализации профессиональных задач; обладание базами коммуникативной профессиональной культуры; нести ответственность за итоги своей работы и др.;
— в сфере
педагогической деятельности: наличие
склонностей к осуществлению образовательных программ как
основных, так и дополнительных, в различных образовательных организациях; подготовленность к применению инновационных методик и алгоритмов; способность к использованию современных методов диагностики достижений
учащихся; способность
к применению условий среды, где идет образовательный процесс для того, чтобы он
был надлежащего качества и др.;
— в сфере
культурно-просветительской деятельности: способность
к разработке и реализации программ культурно-просветительского характера для разных категорий; способностью к применению отечественного и зарубежного опыта организации
культурно-просветительской деятельности и др.[11]
[1] Толковый словарь
русского языка: В 4 т. Т. 1 / Под ред. Д.И. Ушакова. – М., 2014. -453с.
[2]
Хуторской
А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированной парадигмы
/ Хуторской, А.В. // Народное образование. — 2016. — № 2. — С.58-64
[3] Ташкинов А.И. Формирование
общих и профессиональных компетенций при инновационных технологиях обучения
/А.И. Ташкинов // Высшее образование в России. – 2017. – № 1. – С. 128–133.
[4]
Хайбулаев М.Х. Компетентности специалиста: сущность,
номенклатура и их особенности URL:
file:///C:/Users/Admin/Downloads/kompetentsii-spetsialista-suschnost-nomenklatura-i-ih-osobennosti.pdf
(дата обращения:27.10.2020)
[5]
Чепурная Ю.В. Основные научные подходы к понятию
«профессиональная компетентность» URL:file:///C:/Users/Admin/Downloads/osnovnye-nauchnye-podhody-k-ponyatiyu-professionalnaya-kompetentnost.pdf(дата
обращения:27.10.2020)
[6]
Магомедов Р.Р.
Сущность и соотношение понятий «Профессиональная компетентсность» и
«Компетентность» в контексте модернизации образования URL:
file:///C:/Users/Admin/Downloads/professionalnaya-kompetentnost-uchitelya-tehnologii-kak-rezultat-nepreryvnogo-obrazovaniya.pdf
(дата обращения:27.10.2020)
[7]
Никонова С.В. Профессиональная компетентсность: понятие и
сущность»
URL:https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2015/05/02/professionalnaya-kompetentsiya-ponyatie-i-sushchnost(дата
обращения:27.10.2020)
[8]
Федеральный
закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения:27.10.2020)
[9]
Федеральные
государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования
URL: https://минобрнауки.рф/документы/925
(дата обращения:27.10.2020)
[10]
Хайбулаев М.Х. Компетентности специалиста: сущность,
номенклатура и их особенности URL: file:///C:/Users/Admin/Downloads/kompetentsii-spetsialista-suschnost-nomenklatura-i-ih-osobennosti.pdf
(дата обращения:27.10.2020)