Магистерский диплом на тему Формирование педагогической команды в образовательном учреждении (*или командообразование педагогического коллектива в общеобразовательном учреждении)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМАНД В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 7
1.1 Историко-логический анализ профессиональной общности «педагогический коллектив» в педагогических исследованиях и место «команд» в этой общности 7
1.2 Содержательная составляющая понятия «педагогические команды» в педагогических исследованиях 14
1.3 Условия организации педагогических команд в образовательной среде учреждений при решении задач активизации инновационной деятельности образовательных учреждений 18
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА II. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМАНД ПРИ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 29
2.1 Способы организации педагогических командах как средство активизации инновационной деятельности образовательных учреждений 29
2.2 Практическая реализация способов и условий организации педагогических команд как средства активизации инновационной деятельности образовательных учреждений 41
2.3 Опытно-экспериментальное исследование влияния педагогических команд на активизацию инновационной деятельности образовательных учреждений 70
Выводы по второй главе 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
Введение:
Актуальность исследования. В соответствии с «Современным экономическим словарем» «Командный подход» — это принцип управления организацией, где главная цель добиться максимальной эффективности при работе в команде. Настоящая команда, которая сосредоточенная на эффективности и является строго дисциплинированной, оказывается наиболее универсальной организационной единицей, способной осуществлять как исполнительские, так и преобразовательные функции в сегодняшнем сложном и нестабильном мире.
Одним из наиболее востребованных личных качеств специалиста, наряду с профессионализмом, является способность действовать в команде. Ключевым фактором эффективной работы команды является способность каждого ее члена «работать на результат». Однако на практике психологический акцент нередко смещается с результатов деятельности на межличностную конкуренцию, что часто приводит к скрытой и явной конфронтации. А это, в свою очередь, ведет к деловому и экономическому спаду, формирует напряжение внутри коллектива, разрушительно воздействует на личность.
Возможность работать к команде дает каждому человеку огромную личную поддержку и перспективы роста. Но есть и ложные команды, в работу которых руководитель вкладывает теневой смысл глагола «командовать». Команда — это не группа людей, которой можно командовать. Команда — это группы специалистов, заинтересованных в достижении общего результата. Она ни в коей мере не подавляет индивидуальность отдельного ее члена.
Наоборот, каждый занимает в команде место, соответствующее его способностям и возможностям, каждый ощущает себя значимым и незаменимым, а это является важнейшим условием удовлетворенности профессиональной деятельностью.
Сегодня человеку нередко приходиться работать в команде. Многочисленные чрезвычайные ситуации, природные катаклизмы предполагают существование команд спасателей. Как показали спортивные события, отсутствие «командного духа» приводит к поражению в игре. Энергия команды позволяет начинающим фирмам «вырваться вперед», занимая достойное место на рынке. В государственных образовательных и социальных учреждениях команды администраторов и специалистов различных служб достигают результатов в процессе социализации воспитанников.
Все это говорит о том, что работа в команде имеет большие организационные ресурсы, как в коммерческой, так и в некоммерческой сферах.
Основными факторами для создания команды являются:
· Необходимость повышения скорости принятия решений. Обеспечение большей гибкости организационной структуры.
· Возрастание сложности деятельности. Усиление значения специализации и, как следствие, необходимость повышения качества взаимодействия.
— Возрастание конкуренции на рынки труда. Необходимость высоконадежных систем отбора, подготовки, адаптации, развития и стабилизации персонала.
— Возрастание значения не денежной мотивации, развитие теории вовлекающего менеджмента.
— Увеличение нагрузки (информационной, эмоциональной, физической), что приводит к необходимости развития системы дублирования, взаимопомощи и взаимозаменяемости.
В научно-педагогической и методической литературе имеются немногочисленные теоретические, прикладные исследования по различным аспектам командообразования. В них раскрываются вопросы сущностных характеристик командообразования в педагогическом коллективе, вопрос условий организации педагогических команд, осуществление сравнения рабочих групп и команд и др. (Г. Гертер, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Дж.Р. Катценбах, Ю.В. Козырев, Г.Р. Латфуллина, Оттль К., Д. Степанов, К. Фопель).
Цель дипломной работы: изучить процесс формирования педагогической команды в образовательном учреждении.
Цель исследования предполагает решение следующих задач исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, философско-социальную литературу с целью определения сущности понятия «педагогические команды» и степень проработанности исследуемой проблемы.
2. Выявить признаки, типологию команд, осуществить сравнение педагогических команд, рабочих групп в структуре педагогического коллектива.
3. Выявить условия, способы организации педагогических команд как средства активизации инновационной деятельности образовательных учреждений.
4. Выявить механизмы формирования педагогических команд в условиях деятельности образовательных учреждений, осуществляющих инновационную деятельность.
5. Осуществить апробацию способов и условий организации педагогических команд при решении задач активизации инновационной деятельности образовательных учреждений с целью проверки эффективности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования: процесс создания команды в учреждении образования.
Предмет исследования: формы и методы работы руководителя по созданию команды в учреждении общего среднего образования.
Методы исследования: теоретические методы: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; диагностические методы: эмпирические методы: обычное и включенное целенаправленное педагогическое наблюдение за организацией управленческого процесса в гимназии.
Гипотеза исследования: организация педагогических команд в школе будет способствовать эффективности взаимодействия членов педагогического коллектива, положительно влиять на результаты образовательного учреждения при реализации следующих условий:
— обозначение признаков команды отличают ее от рабочей группы педагогического коллектива;
— формирование психологического и методического уровней взаимодействия членов педагогического коллектива, ориентированного на командную работу;
— применение способов организации деятельности педагогических команд и признание творческой индивидуальности членов команд.
Научная новизна исследования заключается:
— в выявлении функций педагогических команд при решении задач, стоящих перед образовательным учреждением;
— в разработке механизма формирования педагогических команд, описывает пошаговые действия членов педагогического коллектива;
— в выявлении способов организации педагогических команд как средства активизации деятельности образовательных учреждений.
Теоретическая значимость исследования заключается в:
— обогащении теоретических знаний педагогики за счет уточнения понятий «педагогическая команда» посредством рассмотрения соотношения понятий «рабочая группа», «педагогический коллектив»;
— систематизации функций, признаков педагогических команд и соотнесение их с функциями педагогического коллектива;
— выявлении организационно-педагогических условий формирования педагогических команд при активизации инновационной деятельности образовательного учреждения;
— разработке алгоритма организации педагогических команд.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
— экспериментально подтверждена идея использования педагогических команд для эффективного решения учебно-воспитательных задач образовательных учреждений;
— выявлена серия диагностических методик, позволяющих определять эффективность деятельности педагогических команд при решении задач развития общеобразовательных учреждений.
Заключение:
Деятельность педагогических коллективов современных учреждений образования определяется понятием «педагогическая команда» В работе раскрыто содержание понятия «педагогическая команда» и выделены ее виды в образовательных учреждениях. Педагогической командой является группа специалистов образовательного учреждения, выполняющих совместную деятельность по реализации педагогического проекта, связанных общностью целей, ценностей педагогического труда, развитым чувством «мы», совместимостью членов, достигаемой совместимостью профессиональных предпочтений. Среди видов педагогических команд выделяются: управленческая команда, команда специалистов, работающих с одними и теми же учащимися, проектная команда, команда социально-психологического сопровождения и другие.
Таким образом, преимущества коллективного управления нам уже очевидны. Управленческая команда является основой успеха организации в целом. Выросло взаимное доверие в коллективе. Участие в разработке и принятии решений – сильнейшее средство трудовой мотивации учителей. Коллективно рождается значительно больше идей, идет наращивание индивидуального потенциала каждого из числа коллектива, решения становятся более обоснованными, повышается ответственность каждого за их принятие и реализацию. Все это формирует чувство причастности достижению общей цели. При этом уточняются и ценности индивидуальные, улучшаются межличностные отношения, снижаются стрессы, растет сплоченность коллектива.
Команда постоянно изучает новые формы деятельности и адаптируется к переменам. При этом поощряется готовность к просчитанному риску, а ошибки воспринимаются, как благоприятная возможность на них учиться.
Важным фактором педагогической команды является личность ее руководителя. Кроме лидерских качеств руководитель должен обладать целым рядом умений, а именно: координировать команду; уметь создавать благоприятный климат в команде; помогать членам команды советами; разрешать конфликты; докладывать о результатах; представлять команду за ее пределами.
Увлеченность исследуемой проблемой способствует переводу методической деятельности педагогов в поисково-исследовательскую деятельность, что создает условия для их профессионального роста.
Максимальное использование различных возможностей образовательного пространства, инновационный потенциал управленческих технологий позволяют школе достигать определенных результатов, способствующих повышению в целом качества образовательного процесса.
По результатам опытно-экспериментальной работы нам удалось достичь цели констатирующего эксперимента, выявить уровень сформированности готовности к инновационной деятельности у педагогов высшего образования, получен исходный материал для проведения формирующего эксперимента.
Удалось сформулировать показатели, а также уровни сформированности компонентов готовности к инновационной деятельности педагогов, подобрать диагностический инструментарий. В пределах формирующего эксперимента удалось разработать проект «Педагогическая команда – инновационный ресурс развития образовательного учреждения». Эффективность реализации данного мероприятия обеспечивалась за счет адекватных форм и методов работы с педагогами, направленных на формирование готовности к инновационной деятельности.
Была достигнута цель контрольного эксперимента, определен уровень сформированности сплоченности в педагогическом коллективе. Проведена диагностика уровня сформированности сплоченности в педагогическом коллективе на основе комплексного анализа результатов диагностического исследования, сформулирован вывод о конечном результате уровня сформированности сплоченности в педагогическом коллективе.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМАНД В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1.1 Историко-логический анализ профессиональной общности «педагогический коллектив» в педагогических исследованиях и место «команд» в этой общности
Коллектив — это объединение людей, связанных общими целями, единой деятельностью, деловыми отношениями и достижением определенных результатов [6, с. 145].
Ключевую роль в образовательном учреждении играет педагогическая команда, поскольку целостная ассоциация, призванная обеспечить успешное функционирование этого учреждения, предназначенного для обучения, воспитания и развития учащихся, будет добиваться наилучших результатов, если оно представляет собой единое целое.
Педагогическая команда — это команда школьных учителей, рабочая команда с конкретными заданиями, программа деятельности, созданная для выполнения функции обучения учащихся. Педагогическая команда учителей является частью социальной команды образовательного учреждения, в которую входит часть студенческой команды. При всем соответствии с характеристиками любой команды, педагогическая команда школы в то же время имеет свои особенности.
Современная команда преподавателей — это союз талантливых и ярких учителей. Современные представления о педагогическом коллективе как субъекте управления и саморазвития сложились под влиянием идей русских педагогов Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова и др. О взаимоотношениях обучения и воспитания, совместной деятельности преподавателей и студентов; о стремлении учителей к самосовершенствованию.
Сегодня преподаватель-исследователь — это человек, который может выйти за рамки нормативной деятельности. Он владеет тонкостями всех педагогических нововведений, способен самостоятельно осваивать их, а также создает условия для привлечения своих учеников к такой деятельности.