Педагогика Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Формирование образовательной среды в школах России и стран европейского союза (сравнительный анализ)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1 Теоретические аспекты понятия «образовательная среда». Истоки понятия и развития образовательной среды 6
1.2 Российский опыт формирования и развития образовательной среды 14
1.3 Образовательная среда в странах Европейского Союза 26
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД В РОССИИ И СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 32
2.1 Сравнение по первому компоненту 32
2.2 Сравнение по второму компоненту 47
ВЫВОДЫ – ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РЕКОМЕНДАЦИИ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86

  

Введение:

 

Интенсивные преобразования системы управления образованием сегодня влияют на пересмотр традиций и формирование нового подхода к системе управления образование в целом.
Поскольку образование является фактором развития как отдельных людей, так и государства в целом, ему уделяется большое внимание политических, экономических, социальных структур. Главная цель – повышение качества образования. Качество является социально-экономическое понятием, в рамках которого качество образования является стратегическим фактором общественного развития. Повышение качества образования является важнейшей задачей в условиях рыночной экономики, конкуренции, демографических преобразований общества.
Активные преобразования в системе образования, развитие общества, техники, обуславливает потребность во внедрении инновационных подходов к управлению образовательным процессом. Исходя из сказанного – образовательная среда в свете преобразований требует инновационного подхода к управлению в целом.
В тоже время одной из основных задач педагогики как научного познания является обеспечение условий, направленных на развитие и формирование личности ученика. Так педагогические знания нацелены на обеспечение целостного процесса, основанного на интеграции знаний смежных наук. Все это обеспечивает формирование образовательной среды.
Сегодня накоплено большое количество знаний относительно отдельных компонентов образовательной среды и их формирования, а также имеются фундаментальные работы, рассматривающие образовательное пространство и особенности его формирование. Среди них можно выделить В.И. Гинецкого, Г.А. Ковалева, И.Д. Фрумина, М. Черноушек, Е.А. Ямбург и др. рассматривали структуру образовательного пространства; М.И. Корнеевой, Т.В. Менга, О.П. Околелова и др. рассматривали особенности моделирование образовательной среды; работы С.Д. Дерябо, В.П. Лебедева, В.А. Орлова, В.И. Панова, В.А. Ясвин, Я. Корчак, А.С. Макаренко, Ю.С. Мануйлов, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др. в вопросах рассмотрения диагностики и экспертизе образовательной среды, М И Башмаков, А В Демидов, С Н. Поздняков, Н.А Резник и др. рассматривали информационную среду, как один из основных компонентов образовательной среды.
Особое значение при написании данной работы имеют работы Г.Ю. Беляева, Н.Б. Крыловой, И.Г. Фомичева и др., работы которых содержат типологизацию, характеристику образовательных сред различных учебных заведений.
Кроме этого, мы обращались к работам М.В. Григорьевой, рассматривавшей особенности развития образовательной среды и ее оптимизации; Р.Х. Шакуровой, определявшей особенности управления образовательной средой в условиях российской действительности, Е.П. Белозерцева, проводящего анализ средовых особенностей формирования образовательной среды и роль культурно-исторических основ в ее формировании, В.А. Ясвина, проводящего анализ образовательной среды, выделении ее типов и связь особенности формирования личности в образовательной среде и предложившего конкретные методические рекомендации по диагностике, экспертизе, проектированию образовательной среды.
Данные работы отражают особенности отечественного подхода в формировании образовательной среды, однако сегодня все чаще в российских школах используют опыт зарубежных коллег, внедряя отдельные их компоненты, появляются классы и образовательных организаций, использующие в основе опыт европейских школ, что раскрывает необходимость рассмотрения образовательной среды в отечественном и зарубежном опыте – это формирует актуальность исследования.
Цель работы – анализ особенностей формирования образовательной среды в отечественном и зарубежном опыте.
Объектом исследования является образовательная среда как категория педагогического знания.
Предмет исследования – особенности формирования, структура образовательной среды при учете культурного аспекта.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ особенностей структуры образовательной среды, структурировать опыт российского опыта формирования образовательной среды и опыт формирования образовательной среды в странах Европейского Союза;
2. Выделить основные компоненты формирования образовательной среды, основываясь на опыте диагностики и экспертизы образовательной среды;
3. Провести анализ выделенных компонентов образовательной среды из опыта российского и страна Европейского Союза.
При написании работы использовались теоретические данные:
 Воздействие среды на развитие человека (К.А. Гельвеция, Я.А. Коменского, Р. Оуэна, Ж.Ж. Руссо и др.; П.Ф. Каптерева, О.Б. Крупениной, Л.Н. Толстого, В.П. Шульгина и др.);
 Идеи взаимосвязи среды и образовательного процесса (Н.Н. Иорданским, Н.К. Крупской, А.В. Луначарским, С.С. Моложавым, А.П. Пинкевичем, С.Т. Шацким, Е.А. Аркина, Г.С. Костюка, О.П. Околелова);
 Идеи особенности образовательной среды и различные аспекты средовой проблематики (Д.Б. Беляева, Ю.С. Бродского, Р.Б. Вендровской, Н.А. Вьюновой, Н.А. Ветлугина, В.Г. Воронцова, З.А. Галагузовой, С.Д. Дерябко, Н.Б. Крыловой, Т.Н. Мальковской, Ю.С. Майнулова, Л.И. Новиковой, В.А. Петровского, П.И. Рокитинского, В. Д. Семенова, В.И. Слободчикова, Р.Х. Шакурова, В.А. Ясвина).
При написании данной работы мы опирались на следующие фундаментальные принципы:
— психологии личности и ее развитие (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов и др.);
— детерминизма как единства внешних и внутренних условий формирования свойств личности (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.);
— причинно-следственной связи психологических явлений, свойств и состояний (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьев и др.);
— системно-синергетического подхода с идеями самоорганизации личности (В.А. Барабанщиков, Ф.Е. Василюк, Э.Н. Гусинский, В.И. Слобод-чиков, и др.);
— деятельностного подхода к исследованию процессов развития личности (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.).
Научная новизна исследования заключается в расширении проблемного поля и интеграции опыта формирования образовательной среды с учетом российского и европейского опыта, уточнены особенности формирования и структуры образовательной среды, проведен анализ с учетом современного отечественного и зарубежного опыта.
Полученные результаты могут быть использованы при формировании образовательной среды в российских школах, результаты анализа могут служить основой для формирования образовательной среды в отдельных образовательных организациях, что подтверждает практическую значимость исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, нами была проведена работа по исследованию анализ особенностей формирования образовательной среды в отечественном и зарубежном опыте. Наша работа состоит из нескольких частей – теоретический обзор проблемы анализ особенностей формирования образовательной среды в отечественном и зарубежном опыте, сравнения с точки зрения возможности внедрения опыта формирования образовательной среды в российской практике.
На первом этапе нашей работы мы рассмотрели основные вопросы анализ особенностей формирования образовательной среды в отечественном и зарубежном опыте.
На основании проведенного анализа можно заключить, что образовательная среда как как социально-педагогического явления позволяет констатировать, что образовательная среда представляет собой социокультурное поле жизнедеятельности субъектов образования, обусловленное наличествующим внешним (социальные условия, организация внешнего пространства, совокупность непосредственных отношений и т. д.) и внутренним потенциалом возможностей для самоактуализации субъекта, предполагающей переход из субъект-объектных отношений, на которого влияют внешние обстоятельства, в субъект-субъектные, управляющий ими в целях собственного саморазвития, самосовершенствования и самореализации в постоянно изменяющемся социуме.
Российская действительность в настоящее время направлена на формирование образовательной среды, эти цели документально отражены в образовательных документах – ФГОС, при этом на сегодняшний день имеется большой разрыв между имеющимися идеями на уровне государства и отраженными в стандартах целями. Скорее, эффективность формирования образовательной среды связано с особенностью деятельности в конкретных образовательных организаций, на местах исполнения образовательных стандартов.
Далее были рассмотрены основные компоненты, создания образовательной среды в странах Европейского Союза, к которым можно отнести: особенности принципов и способов индивидуализации обучения, особенности используемых принципов в образовании, специфику оценки результатов обучения, особенности развития кадров, участвующих в обучении.
Далее были рассмотрены следующие компоненты, формирующие образовательную среду: методический компонент, развитие кадров и системы оценивания. Так любая образовательная среда может рассматриваться как некий элемент, включенный в макросистему, ее формирование должно быть основано и адекватно внедряться в систему образования, в тоже время должны быть учтены особенности взаимодействия на уровне ученик-учитель, на
На основании этого можно сделать вывод о том, что нами были рассмотрены особенности формирования, структура образовательной среды при учете культурного аспекта.
Мы разработали рекомендации по исследованию проблемы управления и формирования образовательной среды за счет индивидуализации обучения, расширения методов оценки результатов, совершенствования взаимодействия участников образовательного процесса.
В ходе работы было рассмотрено содержание образовательной среды как категория педагогического знания. Таким образом, можно сделать заключение о том, что поставленные цель и задачи в процессе работы были достигнуты.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Теоретические аспекты понятия «образовательная среда». Истоки понятия и развития образовательной среды

Сегодня в системе образования происходят интенсивные изменения, к содержанию, формам и методам выдвигаются новые требования, изменяются требования к профессиональной подготовленности педагогов, повышаются требования к обучающимся. Это формирует необходимость создания образовательной среды на всех уровнях образования. В тоже время категория «образовательная среда» не имеет четкого понимания в современной педагогике.
Анализируя понятие «образовательная среда» можно отметить, что категория имеет общенаучные корни, так понятие «среда» является широко употребляемым, но в тоже время не имеет четкого определения.
С позиций философского знания понятие «среда» рассматривается как совокупность окружающих человека общественных, материальных и духовных благ, данная совокупность определяет условия выполнения деятельности и формирует специфику существования человека.
В тоже время понятие «среда» может быть рассмотрено в широком и узком смыслах, при рассмотрении в широком смысле (макросреда) понятие будет включать культурологические, экономические, и прочие общественные системы (институты, отношения, сознание и т.д.) [34].
В узком смысле (микросреда) рассматривается как условия, применимые к конкретному человеку, что означает особенности его семейного, трудового, учебного взаимодействия и условий, специфику сочетания включенности в группы.
Важность понимания средовых особенностей объясняется влиянием средовых особенностей на формирование личности, особенностей активности и деятельности, что в итоге определяет особенности развития человека в целом.
В социальном смысле понятие «среда» рассматривается как совокупность условий, окружающих человека, специфику социально-бытовых условий, особенности обстановки и включение в социальное взаимодействие, связанных с данными условиями.
Среда была рассмотрена в работах Г.М. Коджаспирова среду как один из ведущих факторов образования и воспитания, а формирование и воспитание определяют особенности индивидуального и личностного развития. Данное мнение не поддается критике, поскольку из анализа определения «среда» видно, что фактор среды является общим и объемным, поскольку определяет все условия существования человека, включенность его в деятельность и отношения с другими людьми, что и формирует личность в целом [24].
Подход В.С. Кукушина сужает понятие «среда». Основным образованием в понятии является взаимодействие, так среда создается под действием возникновения взаимодействия, поскольку возникновение взаимодействия имеет под собой добровольное и свободное образование (с позиций гуманистического и личностно-ориентированного подходов), то и среда будет обладать теми же характеристиками. Так среда будет являться добровольным, свободным образованием участников, нацеленных на решение проблем и объединенных с целью решения проблем и совместного участия в деятельности [25].
Более детальный и структурный анализ понятия «среда» представлен в работах М. Черноушек. Им было рассмотрено понятие с позиций различных подходов, в результате были выделены семь основных характеристик понятия [43]:
1. Среда является понятием, не определенным во времени и пространстве. Так среда не имеет фиксированных границ, пределов;
2. Среда является интегративным понятием и информацию о среде можно получить путем интеграции информации, полученных различным путем и требующей сочетания и согласования;
3. Информация о среде не является однородной, в результате чего можно отметить аспекты формирования среды, имеющие различный вес в формировании: главные, образующие части среды и менее значимые, периферийные части;
4. Среда включает в себя больше информации, чем может человек сознательно воспринять, что приводит к неосознанности воздействия среды на человека;
5. Среда имеет тесную связь с деятельностью человека, всегда основана на практической деятельности и формируется под ее влиянием;
6. Среда включает в себя неосознанный, культурологический компонент, в результате чего включает в себя психологические и символические значения;
7. Основной характеристикой среды является целостность.
Как отмечает Е.П. Белозерцева, сегодня имеется путаница, связанная с определением «образовательная среда». Прежде всего, что связано с тем, что категория «среда» имеет тесную связь и схожесть с понятиями: положение, поле, место, пространство, обстановка, условия, окружение, простор, общение, пласт, отражение, совокупность, факторы, сфера, атмосфера, воздействие, влияние [54].
Все эти понятия схожи в том, что каждое из них приводит к преобразованию, изменению субъекта деятельности, это раскрывает необходимость более четкого и детального определения «среды» с педагогической точки зрения, а также раскрывает функцию среды: формирование и изменение личности. Становится очевидным, что при управлении и организации образовательной среды необходимо понимать диагностические критерии, основные характеристики, что способствует управлению образовательной среды и ее оптимизации [56].
При этом необходимо отметить, что образовательная среда имеет связь с неуправляемыми структурами (например, культура), что раскрывает невозможность полного управления образовательной средой и сохранением характеристики стихийности. Это подтверждается мнением И.Г. Шендрика, который отмечает, что формирование образовательной среды всегда связано с культурой, формирование образовательного пространства всегда строится по имеющемуся образцу в культуре. Так интересна его позиция относительно образовательного пространства, которая включает в себя следующие категории: среда, положение, место и пространство [12].
В данной работе образовательная среда рассматривается как совокупность культурологических прообразов, которые формируют базу для дальнейшего функционирования и развития в обществе, кроме этого, полученные смыслы отражают культурное окружение для субъекта обучения и создает пространство для жизнедеятельности.
Как отмечал, К.Г. Кречетников образовательная среда является неким способом опосредованного воздействия на участника образовательного процесса, так образовательная среда позволяет не производить непосредственное воздействие с целью обучения и воспитания, а формирует условия для саморазвития и самовоспитания, тем самым позволяет формировать глубинные личностные структуры [63].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы