Магистерский диплом на тему Формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в условиях мультистудии образовательного комплекса
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………….. |
3 |
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ |
6 |
1.1 Анализ отечественных исследований по |
6 |
1.2. Сущность процесса формирования коммуникативных навыков у детей |
14 |
1.3. Мультстудия как среда 1.4 |
18 24 |
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ………………………………………………………… |
|
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ |
|
2.1 |
|
2.2 |
|
2.3 Анализ |
|
ВЫВОДЫ ПО |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….. |
|
СПИСОК |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………….. |
|
Введение:
Актуальность исследования. Развитие коммуникативной сферы и коммуникативных
навыков дошкольников представляет собой один из целевых ориентиров Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования [53].
Коммуникация представляет собой одну из важнейших сфер
деятельности человека. В общении происходит развитие речевой деятельности
ребенка, умения выстраивать и поддерживать диалог. Активная коммуникация
способствует развитию эмоционального интеллекта и эмоциональной сферы ребенка:
он получает возможность наблюдать разнообразные эмоциональные проявления
окружающих, учится соизмерять собственные эмоциональные реакции с происходящими
событиями, а также выстраивать собственную стратегию поведения в соответствии с
наблюдаемыми эмоциональными реакциями, например, учится сочувствовать,
совместно радоваться и др. Также следует отметить, что коммуникации происходит
освоение ребенком социально приемлемых и одобряемых паттернов поведения и
взаимодействия с другими людьми, говоря иначе, осуществляется социализация
ребенка. В более старшем возрасте коммуникация начинает обретать деловой
характер в определенных ситуациях: например, помогая ребенку достигать
поставленных в деятельности целей и др. В связи с этим возникает необходимость
поиска и разработки методов и технологий работы, которые позволили бы
эффективно развивать коммуникативные навыки дошкольников и являлись бы для них
интересными. Большую ценность с данной точки зрения имеет мультипликация,
например, работа с детьми в условиях мультстудии над создание мультфильмов.
Деятельность в условиях мультстудии предполагает
необходимость ставить задачу деятельности, планировать формы и этапы работы,
решать множество промежуточных задач, направленных на получение конечного
результата. Это предполагает активную коммуникацию детей между собой и
взрослыми в процессе создания мультфильма. Однако деятельность детей в
мультстудии как средство развития коммуникативных навыков дошкольников в настоящее
время недостаточно изучена, т. к. это является довольно новым направлением
деятельности для дошкольного образования.
Сказанное обуславливает актуальность проблемы
настоящего исследования.
Проблема исследования: каковы содержание, формы и средства эффективного
формирования коммуникативных
навыков детей старшего дошкольного возраста в мультстудии в условиях
образовательного комплекса.
Каковы содержание, формы и средства эффективного
формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в
мультстудии в условиях образовательного комплекса и существует ли возможность
интегрировать их в единую программу развития коммуникативных умений детей в
условиях мульстудии.
Цель
исследования: обосновать и экспериментально проверить программу
эффективного формирования коммуникативных
навыков детей старшего дошкольного возраста в мульстудии в условиях
образовательного комплекса.
Объект исследования: коммуникативные навыки дошкольников в дошкольной образовательной
организации
Предмет исследования: формирование
коммуникативных навыков старших дошкольников в мульстудии в условиях
образовательного комплекса.
Гипотеза: процесс формирования коммуникативных навыков
дошкольников в мульстудии в условиях образовательного комплекса будет протекать
эффективно, если будет организована целенаправленная деятельность, содержание
которой:
— обеспечивает процесс
формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в
мультстудии в условиях образовательного комплекса;
— учитывает исходный
уровень сформированности коммуникативных навыков с применением
соответствующего критериально-диагностического инструментария;
— предполагает реализацию
программы по формированию коммуникативных навыков
старших
дошкольников в мульстудии в условиях образовательного комплекса, включающего:
познавательные, практические, коммуникативные направления и содержание
методического обеспечения процесса формирования
коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в
мульстудии в условиях образовательного комплекса.
В соответствии с целью и гипотезой нами определены задачи
исследования:
1. Определить
сущность и специфику формирования коммуникативных навыков старших дошкольников
в условиях дошкольной образовательной организации.
2. Разработать
и апробировать критериально-диагностический инструментарий оценки уровня сформированности коммуникативных навыков старших
дошкольников.
3. Выявить
формы и средства эффективного формирования коммуникативных
навыков детей старшего дошкольного возраста в мультстудии в условиях
образовательного комплекса и экспериментально проверить их
эффективность.
4. Разработать
и апробировать программу формирования коммуникативных навыков старших
дошкольников в условиях мультстудии образовательного комплекса.
5. Осуществить анализ
динамики формирования коммуникативных навыков старших дошкольников в условиях
мультстудии.
6. Сформулировать
методические рекомендации по созданию мультстудии для старших дошкольников в
условиях ДО.
Теоретико-методологические
основы исследования:
— концепция деятельности (А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева,
Д.Б. Эльконина, и др.);
— базовые идеи, рассматривающие общение как коммуникативную
деятельность (М.И.
Лисиной, А.Г. Рузской и др.);
—
педагогические труды, посвященные разработке теории и методике формирования коммуникативных умений и навыков у детей
дошкольного возраста (А.В.
Запорожец, Е.Е. Кравцовой, М.И.
Лисиной, и др.);
—
модель создания мультипликационного фильма Н.М. Мурходжаевой.
Методы исследования:
—
теоретические — анализ научной и учебно — методической литературы по теме
исследования;
—
эмпирические — методы сравнительного анализа, психологическое тестирование,
педагогический эксперимент;
—
математические — количественный и качественный анализ результатов исследования.
Проводился при помощи математической статистики, с использованием программы
Excel.
Опытно-экспериментальная база
исследования. Экспериментальной базой
исследования явился ГБОУ Школа № 1381 «Колобок» (Дошкольное
образование), г. Москва. В ходе исследования участвовали воспитанники старшего
дошкольного возраста: экспериментальная группа (ЭГ) — 20 чел., контрольная
группа (КГ) — 20 чел. в возрасте 6-7 лет.
Новизна исследования состоит в том, что
— осуществлена конкретизация понятия «коммуникативные навыки» старших
дошкольников, которые рассматриваются как комплекс развитых в той или иной мере
речевых средств, определяющих готовность ребенка к осуществлению взаимодействия
с окружающими его людьми;
— выявлена сущность,
определена специфика формирования коммуникативных навыков в условиях
дошкольной образовательной организации
— выявлены формы и средства эффективного формирования коммуникативных навыков
детей старшего дошкольного возраста в мульстудии в условиях образовательного
комплекса и экспериментально проверена ее эффективность.
— представлена программа организации деятельности по формированию
коммуникативных навыков, которая раскрывает возможности достижения
эффективности данного процесса через организацию мультстудии в условиях
образовательного комплекса;
— разработан критериально-диагностический
инструментарий оценки уровня сформированности коммуникативных навыков старших дошкольников.
Теоретическая значимость результатов
исследования состоит в расширении имеющихся представлений о сущности и специфике формирования коммуникативных навыков старших
дошкольников в условиях
дошкольной образовательной организации; обогащении педагогической теории за
счет: разработки критериального аппарата оценки уровня развития коммуникативных
навыков детей дошкольного возраста; создания комплексной программы формирования
коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в условиях
мультстудии.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что предлагаемая программа по
формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
средствами мультстудии в условиях образовательного комплекса, включающая
содержание и формы работы с детьми, методическую работу с педагогами и
родителями по организации данной деятельности, а также методические
рекомендации востребованы и используются в профессиональной деятельности
педагогами ГБОУ
Школа № 1381 «Колобок» (Дошкольное образование). Представлен критериально-диагностический
инструментарий определения уровня сформированности коммуникативных навыков
детей старшего дошкольного возраста, позволяющий констатировать появившиеся
эффекты в воспитательной деятельности.
Полученные результаты исследования применены на практике ГБОУ Школа № 1381
«Колобок» (Дошкольное образование) в работе с детьми старшего дошкольного
возраста.
Положения, выносимые на защиту
1. Коммуникативные навыки
детей дошкольного возраста — это сформированные на определенном уровне речевые
действия, которые обуславливают готовность субъекта к продуктивной межличностной
коммуникации. К компонентам
коммуникативных навыков могут
быть отнесены такие навыки, как способность понять партнера по коммуникации,
способность сопереживать, сочувствовать; способность реалистично оценить себя и
других; способность принять точку зрения оппонента, способность конструктивно
преодолевать конфликтные ситуации, навык взаимодействовать с членами
коллектива.
2. В качестве критериев
оценки сформированности коммуникативных навыков детей старшего дошкольного
возраста целесобразно использовать следующие: когнитивный (показатели: знание как вступать в контакт со взрослыми
и сверстниками; знание основных норм и правил общения); организационно-деятельностный (показатели: умение соотносить свои
интересы и желания с интересами других детей; умение взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми начать разговор со знакомыми и незнакомыми детьми и
взрослыми); оценочно-результативный
(показатели: проявление интереса к положительным действиям и поступкам детей в
группе; проявление заботы об окружающих) и уровни (высокий, средний, низкий), применение
которых с необходимой и достаточной точностью позволяет комплексно осуществить диагностику
коммуникативных навыков указанной категории детей.
3. Программа формирования коммуникативных навыков в условиях мультстудии
для старших дошкольников, включает в себя познавательные,
практические, коммуникативные направления в подборе содержания и форм работы с
детьми, методическую работу с педагогами и родителями по организации данной
деятельности.
Коммуникативные
навыки имеют огромное значение для успешного социального функционирования и
развития личности. Общение представляет собой необходимое условие человека, его
речевой активности, деятельности, умения существовать в социуме, что определяет
его значимость в человеческой жизни. В дошкольном возрасте общение необходимо
для развития ребенка.
Сущностью
и спецификой коммуникативных навыков старших дошкольников является определенный
уровень развития практических навыков и нравственных качеств дошкольника,
проявляющихся в выполнении правил поведения, характерных для данного возраста.
В итоге реализации подобной деятельности у старших дошкольников происходит
формирование таких существенных личностных характеристик, как любознательность,
активность, эмоциональная отзывчивость, способность контролировать собственное
поведение, владение коммуникативными умениями и навыками и т.д.
Создание
мультфильма — это многоаспектный процесс, объединяющий в себе разнообразные
формы детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную,
музыкальную и др Таким образом, создание мультфильма как один из видов деятельности, может рассматриваться как
средство успешного и эффективного развития коммуникативных навыков
дошкольников.
В
предлагаемой программе нами представлены, основные формы, этапы деятельности, а
также методы деятельности детей на каждом этапе создания мультфильма,
позволяющие эффективно развивать коммуникативные навыки детей.
В
качестве диагностического инструментария были выбраны 3 методики. По этим
методикам были разработаны критерии и
адаптированы показатели к нашим условиям для определения уровня развития
коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста. На основании полученных
данных констатирующего эксперимента можно подтвердить о том, что у детей
старшего дошкольного возраста коммуникативные навыки сформированы недостаточно.
Контрольное
исследование показало, что предложенная программа является эффективной для
развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Анализ
данных контрольного исследования показал, что у детей экспериментальной группы
значительно повысился уровень развития коммуникативных навыков, тогда как в
контрольной группе уровень развития коммуникативных навыков практически не
изменился. Таким образом, можно говорить о том, что предложенная программа
организации мультстудии в ДО позволяет эффективно развивать коммуникативные
умения старших дошкольников.
Сформулированы методические рекомендации по
созданию мультстудии для старших дошкольников в условиях ДО
Цель
достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.
Анализ отечественных исследований по проблеме формирования коммуникативных
навыков детей старшего дошкольного возраста
В исследованиях А. А. Бодалева [7], А. Н. Леонтьева [28], Б. Ф. Ломова [37],
Д. Б. Эльконина [60] феномен коммуникации представлен как способ организации
взаимодействия любых представителей материального и духовного мира; процесс
общения, то есть передачи информации от человека к человеку; передачи и обмена
информацией в обществе в целях воздействия на него.
Таким образом, под коммуникативными навыками следует понимать выработанные
в определенной степени осуществления конкретных вербальных действий, которые
лежат в основе готовности человека к коммуникации. В качестве составляющих
коммуникативных навыков могут быть выделены следующие: как способность понять другого
участника процесса общения, умение сопереживать, сочувствовать; умение
составить адекватное представление о себе и окружающих; умение понять и принять
мнение другого человека; умение применять конструктивные способы поведения в
конфликтных обстоятельствах; способность организовывать взаимодействие с
другими членами коллектива. Формирование коммуникативных навыков осуществляется
в ходе непосредственного общения с другими людьми [15].
О. Н. Сомкова интерпретирует коммуникативные навыки как некоторую степень
сформированности эффективных методик и средств построения процесса коммуникации
с другими людьми, способность реализовывать эффективные средства и способы
взаимодействия с окружающими; умение в ходе конструктивной коммуникации
реализовывать способы разрешения возникающих игровых, когнитивных, бытовых и
творческих трудностей [45]. В структуре коммуникативных навыков можно выделить
следующие навыки:
1. Речевые: способность слушать собеседника и корректно воспринимать его
суждения и умозаключения, выражать в ответ свое собственное мнение, адекватно и
этично формулировать собственные представления, трансформировать в соответствии
с мыслями партнера по коммуникации тему речевого взаимодействия; сохранять
определенную эмоциональную окраску в общении; придерживать максимально
адекватной языковой формы, с помощью которой осуществляется передача мыслей;
воспринимать собственную речевую активность и контролировать ее корректность;
2. Невербальные навыки.
3. Нормы речевого этикета.
Коммуникативные навыки включают в свой состав:
— мотивацию к участию в процессе взаимодействия с другими людьми («Я
хочу»);
— умение организовать взаимодействие в ходе общения («Я умею»), в состав
которого можно включить умение случать другого участника взаимодействия, эмоционально
сопереживать, конструктивно разрешать возникающие конфликтные разногласия;
— понимание норм и правил, которых необходимо придерживаться в процессе
общения с другими людьми («Я знаю») [5].
Для старшего дошкольного возраста является характерной
трансформация содержания и мотивов общения, происходит становление
коммуникативных навыков и умений, что является основой для становления одной из
составляющих психологической готовности к школе – коммуникативной.
Согласно
результатам исследований Т. Т. Архиповой и С. А. Бухтияровой можно сделать
выводы, что преобладающее количество детей старшего дошкольного возраста
обладают средней степенью сформированности коммуникативных навыков в
осуществлении коммуникации со взрослыми и другими детьми. Также они выяснили,
что высокий и средний уровень сформированности коммуникативных навыков в данном
возрасте выражается в большей степени при организации и реализации общения с
другими дошкольниками, чем со взрослыми [2].
В.
И. Слободчиков придерживается точки зрения, что в возрасте шести лет у
дошкольников происходит становление кооперативно-соревновательной формы
коммуникации. Дошкольник в процессе общения начинает учитывать не только
собственные интересы, но и мнение другого участника взаимодействия, формируется
способность сохранять представления о задаче на протяжении всего процесса
совместной деятельности по решению данной задачи, происходит становление умения
представлять вероятное последствия собственного поведения в ходе беседы [42].
М. И. Лисина особое внимание уделяет роли коммуникации
как одного из обязательных условий формирования психической сферы дошкольника.
Согласно ее представлениям, общение для ребенка — это «активные действия», в
ходе выполнения которых ребенок пытается транслировать определенную информацию
окружающим, а также получать ту или иную информацию от других, выстраивать с другими
людьми требуемое эмоционально окрашенное взаимодействие, соотносить собственные
действия с действиями других участников акта взаимодействия [29].
Наибольшая значимость в дошкольный период развития
отводится таким коммуникативным навыкам, как:
1) навыки, направленные на становление способности дослушать
и выслушать, способность понимать и принимать во внимание эмоциональные
переживания других людей;
2) способность ориентировать в меняющихся условиях
коммуникации: способность понимать и принимать во внимание специфические
характеристики других участников общения, а также способность принимать во
внимание складывающиеся условия коммуникации;
3) навыки, которые соотносятся с воспроизведением: учёт
в собственной речи эмоционального состояния партнёра, способность соотносить
свое поведение и точку зрения с представлениями других участников коммуникации
и корректировать их;
4) навыки, которые соотносятся со способностью вести
беседу: умение поддерживать диалог как со взрослыми, так и с детьми, способность
опираться в разговоре на содержание, интересное для собеседника [15].
Коммуникативная компетентность может считаться в
данном возрасте одной из основных, так как данное качество является базовым для
становления иных социально значимых компетентностей и рассматривается как
основная характеристика личности ребенка, один из важнейших факторов его
последующего благополучия в мыслительном и социокультурном развитии, в овладении
разнообразными формами деятельности [15].
В
этом параграфе работы требовалось изучить отечественные исследования по проблеме формирования
коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. В процессе изучения были сделаны следующие выводы: под
коммуникативными навыками понимаются в некоторой степени сформированные способы
осуществления речевых действия, которые демонстрируют степень готовности
ребенка к взаимодействию. В старшем дошкольном возрасте уже можно говорить о
некотором уровне коммуникативной компетентности ребенка.
С
одной стороны, наблюдается следующая картина: ребенок активно развивается в
коммуникативном плане, расширяется спектр форм общения, появляются такие формы
общения, как внеситуативно-деловое, внеситуативно-личностное, увеличивается
активность ребенка в коммуникации. А с другой стороны, развитие коммуникативных
навыков является необходимым условием для эффективного общего развития ребенка,
подготовки его к обучению в школе.