Межкультурная коммуникация Магистерский диплом Гуманитарные науки

Магистерский диплом на тему «Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки будущего преподавателя РКИ»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативной компетенции будущего преподавателя РКИ 7
1.1. Структура и содержание профессионально–педагогической компетенции преподавателя РКИ 7
1.2. Коммуникативная компетенция преподавателя РКИ и ее дидактическое значение 22
Глава 2. Методика формирования коммуникативной компетенции будущего преподавателя РКИ 32
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативной компетенции будущего преподавателя РКИ 33
2.2. Модель формирования коммуникативной компетенции будущего преподавателя РКИ на занятиях по русскому языку как иностранному 47
2.3. Экспериментальная проверка методики формирования коммуникативной компетенции будущего преподавателя РКИ у студентов бакалавриата на занятиях по практике речевого общения 54
Заключение 63
Список литературы 67

  

Введение:

 

Введение
Актуальность исследования. Развитие современного общества предполагает соблюдение особых условий организации высшего образования, которое будет учитывать применение новых технологий и методов работы. Помимо этого, современная система высшего образования на сегодняшний день является открытой, вариативной и ориентированной на качественное образование студентов. И на первый план выходит проблема обеспечения новых методологических подходов к организации педагогической деятельности будущих преподавателей, улучшения эффективного процесса обучения и развития личности обучающихся. Такое положение в свою очередь ставит потребность в педагоге-профессионале на первый план.
На сегодняшний день от педагога организации высшего образования требуется развитие способности учитывать меняющиеся социально-экономические условия, общую ситуацию в системе образования и при этом самостоятельно принимать решения и прогнозировать последствия этих решений, быть способным к сотрудничеству и т.п.
Условия интенсивных изменений, которые наблюдаются в системе образования, предполагают, что педагогическая деятельность становится более сложной и многогранной, а это влияет на рост требований к качественной характеристике специалистов данной сферы. Сегодня педагог должен организовывать образовательный процесс, при этом опираться на идеи личностно-развивающего образования, а также владеть современными методологическими знаниям и новыми технологиями.
Психолого-педагогическая литература отечественных и зарубежных исследователей отмечает, что существует серьезное внимание к проблеме педагогического профессионализма, а также формирования и роста педагогической компетентности преподавателя. Профессиональный (высокий) уровень подготовки будущего преподавателя русского языка как иностранного – это воплощенная цель образовательной программы, мастер своего дела, готовый использовать коммуникативно эффективно самые различные педагогические ситуации. Он должен иметь широкий запас знаний и умений, высокую степень языковой и методической компетенции, свободно использовать все типы речевых моделей и демонстрировать точные и четкие реакции на реплики собеседника, активно применять полученные теоретические знания на практике. Все это предполагает наличие высокого уровня коммуникативной компетенции у будущего педагога.
Степень изученности темы исследования. Так, исследования роли педагога, смысла и содержания его профессиональной деятельности отражается в работах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.
Помимо этого, современные исследования российских педагогов и психологов, среди которых А.А. Деркач, В.А. Кан-Калик, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др., указывают, что на сегодняшний день существует проблема определения субъективных свойств педагогов, которые будут определять продуктивность их педагогической деятельности и представлять педагогическую компетентность, становясь предметом специального теоретического и экспериментального изучения.
Вопросы формирования и развития коммуникативной компетенции будущих преподавателей русского языка как иностранного изучались в трудах таких ученых как С.В. Вишнякова, Т.М. Балыхиной, Л.А. Вербицкая, А.Н. Щукина, В.Н. Вагнер, О.В. Филиппова и др.
В связи с этим возникает противоречие. С одной стороны, исследования ученых по данному вопросу показывают необходимость развития коммуникативной компетенции будущих педагогов, с другой стороны – на практике мы видим недостаточный уровень сформированности коммуникативной компетенции. Это обуславливает выбор темы работы и определяет ее цель.
Объектом исследования является процесс формирования коммуникативной компетенции будущего преподавателя РКИ.
Предмет исследования выступает методика формирования коммуникативной компетенции будущего преподавателя РКИ.
Гипотеза исследования: процесс формирования коммуникативной компетенции будущего преподавателя РКИ возможен, при соблюдении следующих условий:
– выявление и определение особенностей развития компетенции и компетентности в процессе развития себя и своих возможностях в профессии;
– организации своевременной диагностики, направленной на развитие коммуникативной компетенции будущего преподавателя РКИ;
– наличии учета в процессе профессиональной подготовки педагога психологических установок на формирование коммуникативной компетенции, а также отслеживания развития профессионального самосознания и личностной целостности будущих преподавателей.
Цель исследования заключается в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности условий формирования коммуникативной компетенции будущих специалистов РКИ.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда следующих задач:
1) изучить структуру и содержание профессионально–педагогической компетенции преподавателя РКИ;
2) охарактеризовать особенности коммуникативной компетенции преподавателя РКИ и ее дидактическое значение

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Одним из объектов внимания всех социальных наук на сегодняшний день является реформирование системы образования. В первую очередь, это объясняется тем, что основная цель образования заключается не только в качественном развитии обучающихся, но и в обеспечении возможности для их постоянного саморазвития, основанного на требования современного научно-технического процесса. После вступления страны в Болонский процесс протекает переосмысление общественных ценностей и определение качества деятельности такой профессиональной группы как педагоги и воспитатели.
Профессиональное образование занимает важную позицию в российском обществе с середины 18 столетия. Преподаватели являются не только субъектами профессиональной деятельности по подготовке высококвалифицированных специалистов, но и выступают как активные участники протекающих в стране политических, социокультурных процессов и перемен. Наряду с этим, фактор, который оказывает непосредственное влияние на формирование ценностей и выработку ориентиров, а также принципов поведения и деятельности будущих педагогов – это профессиональная коммуникативная компетенция преподавателя.
Коммуникативная компетенция рассматривается как способность человека выбирать коммуникационное поведение, подходящее для достижения цели социальных отношений. Коммуникативная компетенция объединяет два аспекта: когнитивный и поведенческий и базовые коммуникативные навыки (когнитивные навыки и поведенческие навыки).
Когнитивное измерение состоит из процесса осознания и когнитивной обработки информации (межличностное осознание, социальные перспективы, захват, когнитивные конструкции, самоконтроль, эмпатия и т.д.). Поведенческое измерение указывает на различные проявления коммуникативной компетенции (вовлечение взаимодействия, гибкость поведения, слушание, стиль общения и другие компоненты поведения).
Развитие коммуникативной компетенции происходит как часть социализации, будь то спонтанная социализация, на которую влияет сама жизнь в определенном социальном контексте или образовательные процедуры как сегменты целенаправленной социализации. Учебный процесс не способствует спонтанной социализации коммуникативной компетенции на уровне общения, формирующем более эффективное педагогическое взаимодействие. Необходимо обучать коммуникативным навыкам как на начальном уровне образования для преподавательской профессии, так и постоянно в профессиональной сфере.
В ходе проведения исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Психолого-педагогическая компетенция является интегративной совокупностью психолого-педагогических компетентностей педагогов. А коммуникативная компетенция определяется нами как уровень знаний и профессионализма, позволяющий принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации коммуникативной ситуации при организации педагогического процесса в преподавании РКИ. Постоянная готовность педагога, то есть его способность мобилизовать имеющиеся знания, умения и опыт, которые приобретены в процессе образовательной деятельности и составляют его профессиональную компетентность, а, следовательно, являются основополагающим фактором повышения качества коммуникативной компетенции.
2. Проведенная опытно-экспериментальная работа, включающая методики диагностики уровня сформированности коммуникативной компетенции, учебно-методическое обеспечение процесса развития коммуникативной компетентности, открыла перспективу реализации проверенных условий в системе формирования коммуникативной компетенции и подтвердила истинность теоретических позиций.
3. Предложена модель профессиональной коммуникативной компетенции будущего преподавателя, включающая в себя знания, общепедагогические и специальные умения, навыки; профессионально важные качества личности, ценностные ориентации, разработаны модели развития профессиональной компетенции педагога в процессе развития коммуникативной компетенции. Выявлены условия (организационные и педагогические) развития профессиональной компетенции педагогов в процессе развития коммуникативной компетенции.
Избранный нами комплекс подходов и раскрывающих их принципов и категорий позволил многоаспектно и целостно рассмотреть объект нашего исследования, процесс стимулирования формирования коммуникативной компетенции, интерпретировать полученные исследовательские данные на основе использования базовых категорий этих подходов: система, деятельность, развитие, человек, личность, коллектив, рефлексия, опыт, творчество, мастерство.
Таким образом, поставленная цель в начале исследования достигнута, а гипотеза нашла свое подтверждение.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

<p>Введение<br />Актуальность исследования. Развитие современного общества предполагает соблюдение особых условий организации высшего образования, которое будет учитывать применение новых технологий и методов работы. Помимо этого, современная система высшего образования на сегодняшний день является открытой, вариативной и ориентированной на качественное образование студентов. И на первый план выходит проблема обеспечения новых методологических подходов к организации педагогической деятельности будущих преподавателей, улучшения эффективного процесса обучения и развития личности обучающихся. Такое положение в свою очередь ставит потребность в педагоге-профессионале на первый план. <br />На сегодняшний день от педагога организации высшего образования требуется развитие способности учитывать меняющиеся социально-экономические условия, общую ситуацию в системе образования и при этом самостоятельно принимать решения и прогнозировать последствия этих решений, быть способным к сотрудничеству и т.п.<br />Условия интенсивных изменений, которые наблюдаются в системе образования, предполагают, что педагогическая деятельность становится более сложной и многогранной, а это влияет на рост требований к качественной характеристике специалистов данной сферы. Сегодня педагог должен организовывать образовательный процесс, при этом опираться на идеи личностно-развивающего образования, а также владеть современными методологическими знаниям и новыми технологиями.<br />Психолого-педагогическая литература отечественных и зарубежных исследователей отмечает, что существует серьезное внимание к проблеме педагогического профессионализма, а также формирования и роста педагогической компетентности преподавателя. Профессиональный (высокий) уровень подготовки будущего преподавателя русского языка как иностранного &ndash; это воплощенная цель образовательной программы, мастер своего дела, готовый использовать коммуникативно эффективно самые различные педагогические ситуации. Он должен иметь широкий запас знаний и умений, высокую степень языковой и методической компетенции, свободно использовать все типы речевых моделей и демонстрировать точные и четкие реакции на реплики собеседника, активно применять полученные теоретические знания на практике. Все это предполагает наличие высокого уровня коммуникативной компетенции у будущего педагога.<br />Степень изученности темы исследования. Так, исследования роли педагога, смысла и содержания его профессиональной деятельности отражается в работах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.<br />Помимо этого, современные исследования российских педагогов и психологов, среди которых А.А. Деркач, В.А. Кан-Калик, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др., указывают, что на сегодняшний день существует проблема определения субъективных свойств педагогов, которые будут определять продуктивность их педагогической деятельности и представлять педагогическую компетентность, становясь предметом специального теоретического и экспериментального изучения.<br />Вопросы формирования и развития коммуникативной компетенции будущих преподавателей русского языка как иностранного изучались в трудах таких ученых как С.В. Вишнякова, Т.М. Балыхиной, Л.А. Вербицкая, А.Н. Щукина, В.Н. Вагнер, О.В. Филиппова и др.<br />В связи с этим возникает противоречие. С одной стороны, исследования ученых по данному вопросу показывают необходимость развития коммуникативной компетенции будущих педагогов, с другой стороны &ndash; на практике мы видим недостаточный уровень сформированности коммуникативной компетенции. Это обуславливает выбор темы работы и определяет ее цель.<br />Объектом исследования является процесс формирования коммуникативной компетенции будущего преподавателя РКИ.<br />Предмет исследования выступает методика формирования коммуникативной компетенции будущего преподавателя РКИ.<br />Гипотеза исследования: процесс формирования коммуникативной компетенции будущего преподавателя РКИ возможен, при соблюдении следующих условий:<br />&ndash; выявление и определение особенностей развития компетенции и компетентности в процессе развития себя и своих возможностях в профессии; <br />&ndash; организации своевременной диагностики, направленной на развитие коммуникативной компетенции будущего преподавателя РКИ; <br />&ndash; наличии учета в процессе профессиональной подготовки педагога психологических установок на формирование коммуникативной компетенции, а также отслеживания развития профессионального самосознания и личностной целостности будущих преподавателей.<br />Цель исследования заключается в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности условий формирования коммуникативной компетенции будущих специалистов РКИ.<br />Достижение поставленной цели предполагает решение ряда следующих задач:<br />1) изучить структуру и содержание профессионально&ndash;педагогической компетенции преподавателя РКИ;<br />2) охарактеризовать особенности коммуникативной компетенции преподавателя РКИ и ее дидактическое значение</p>

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы