Теория и методика преподавания иностранных языков в высшей школе Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Формирование интерактивной компетенции будущих учителей на занятиях иностранному языку

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Научно-теоретические основы исследования содержания образования будущих учителей 8
1.1 Психолого-педагогические основы профессиональной компетентности учителя иностранного языка 8
1.2 Компетентностный подход иноязычного образования 13
1.3 Содержание понятия интерактивной компетенции 30
Выводы по главе 33
Глава 2 Основные направления и результаты работы по развитию интерактивной компетентности студентов в образовательном процессе языкового ВУЗа 36
2.1 Состояние сформированности компетентности у будущих педагогов 36
2.2. Организация, содержание и этапы экспериментальной работы по развитию интерактивной компетентности у студентов языкового ВУЗа 39
2.3. Результаты экспериментальной работы 46
2.4 Рекомендации по совершенствованию развития интерактивной компетентности студентов в образовательном процессе языкового ВУЗа 60
Выводы по главе 83
Заключение 84
Список использованной литературы 86
Приложение 1 91
Приложение 2 93
Приложение 3 95
Приложение 4 96
Приложение 5 98
Приложение 6 100

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Стремительное изменение социальной жизни готовность и способность личности к эффективной коммуникации с представителями разных культур, интеграция отечественного образования в международное образовательное пространство сделали языки реальным средством разных видов межкультурного общения, повысили значимость иноязычных знаний человека.
Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, в сфере досуга человека. В условиях динамично меняющегося мира необходимо умело выбирать варианты самореализации и самоутверждения при взаимодействии с различными общностями, культурами. Поэтому в образования необходимо учить личность постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность. В результате важнейшими навыками должны стать навыки самоорганизации и самооценки, рефлексии.
В настоящее время в современном обществе особое внимание уделяется вопросам межкультурной и языковой коммуникации. Появляется новое осмысление и толкование термина коммуникация, распространяются новые средства коммуникации наряду с ранее существовавшими, способные вовлекать в процесс общения более широкую аудиторию. Востребованность межкультурной коммуникации обусловила необходимость формирования межкультурной коммуникативной компетенции учащихся, которая предполагает не только получение лингвокультурологических знаний, но и формирование мотивационной готовности к межкультурному диалогу.
Межкультурный диалог нельзя рассматривать без сформированности определенного набора компетенций, особенно межкультурной коммуникативной компетенции, которая входит в комплекс профессиональных компетенций специалистов и определяется многими исследователями как совокупность знаний, умений, способов и опыта деятельности построения и понимания высказываний в коммуникативных ситуациях.
Сегодня перед школой, перед учителями иностранных языков стоит очень трудная задача: сформировать у учащихся умение межкультурного общения на иностранном языке на ограниченном языковом материале, предусмотренном образовательной программой. В этом аспекте основополагающим моментом является интерактивная компетенция учителя, которая позволит реализовать на практике поставленные федеральной образовательной программой задачи иноязычного образования. Использование современных интерактивных образовательных технологий является важным и неотъемлемым элементом при качественном и увлекательном обучении иностранному языку в средней школе, так как, с одной стороны, такого рода технологии способствуют мотивации обучающихся, а с другой – обогащает лексические и грамматические компетенции учащихся, помогает развитию у них других видов речевой деятельности, т.е. аудирования, письма и говорения, что является необходимым на пути формирования компетенции коммуникативной.
Необходимость разрешения проблемы исследования, которая заключается в противоречии между объективно существующей необходимостью повышать коммуникативные навыки на уроках иностранного языка у учащихся средней школы и недостаточной разработанностью методических и практических аспектов данного направления обусловило актуальность исследования на тему «Формирование интерактивной компетенции будущих учителей на занятиях иностранному языку».
Актуальность заявленной темы состоит в том, что использование интерактивных методов в обучении, а именно обучение в сотрудничестве, становится на сегодняшний день очевидным фактом. Эта форма организации учебного процесса представляется не только как помощь обучающемуся при решении сложных учебных задач, не только как объединение усилий учителя и обучающегося, но и как самостоятельный коллективный труд учеников, выполнение практических заданий на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности. Именно при таком понимании сотрудничества речь идёт о взаимодействии между учителем и обучающимся, которое характеризуется отношениями взаимного интереса и доверия. В этом ракурсе основополагающим моментом становится сформированность у учителя иностранного языка интерактивной компетенции.

Степень разработанности проблемы. Задача учителя, на наш взгляд, состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого обучающегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество на уроках иностранного языка. Современные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий и другие, помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения. Проблемы обучения в сотрудничестве рассматривались такими психологами и педагогами, как Ш. А. Амонашвили, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев. В психолого-методической литературе рассматриваются также различные вопросы учебного сотрудничества при изучении иностранного языка такими методистами, как И. Л. Бим, Е. И. Пассов, В. А. Бухвалов и др. Е. И. Пассов в своей книге «Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению» отмечает, что «…лишь в условиях совместной творческой деятельности учителя и учеников, имеющей для каждого из них личностный смысл, складываются между ними отношения партнёрства в согласованности их речевых поступков» [16, с. 87]. Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю. К. Бабанский, Б. Г. Ананьев, Т. И. Шамова и другие.
Объект исследования: интерактивная компетенция учителя иностранного языка в аспекте формирования коммуникативных навыков учащихся средней школы.
Предмет исследования: интерактивный метод «Языковой портфель» как составляющая часть интерактивной компетенции учителя немецкого языка и эффективный способ формирования и развития коммуникативных навыков учащихся старших классов на уроках немецкого языка.
Цель исследования: в теоретическое обоснование и разработка методических рекомендаций по повышению уровня сформированности интерактивной компетенции учителя иностранного языка путем использования технологии «Языковой портфель» при обучении общению на иностранном языке.
Задачи исследования:
 раскрыть сущность психолого-педагогических основ профессиональной компетентности учителя иностранного языка;
 проанализировать компетентностный подход иноязычного образования;
 выявить содержание понятия интерактивной компетенции;
 установить состояние сформированности компетентности у будущих педагогов;
 описать организацию, содержание и этапы экспериментальной работы по развитию интерактивной компетентности у студентов языкового ВУЗа;
 представить результаты экспериментальной работы;
 дать рекомендации по совершенствованию развития интерактивной компетентности студентов в образовательном процессе языкового ВУЗа.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что использование технологии «Языковой портфель» в профессиональной деятельности учителя иностранного языка способствует повышению его уровня интерактивной компетенции, которая является необходимой профессиональной компетенций в аспекте реализации задач иноязычного образования, предусмотренного современными образовательными стандартами.
База исследования: группа студентов в количестве 11 человек.
Методологической и теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных авторов Т.Н. Астафуровой, И.Л. Бим, С.А. Блохиной, О.И. Бурковой, М.Л. Вайсбурд, Н.Д. Гальсковой, Н.Е. Кузовлевой, Ю.И. Левина, Е.И. Пассова, П.В. Сысоева и др.
Методы исследования:
 теоретические: анализ педагогической, психологической, методической литературы по теме исследования; синтез, индукция и дедукция, сравнение, классификация, обобщение)
 эмпирические: метод педагогического наблюдения; тестирование, изучение продуктов деятельности, исследовательская работа (эксперимент); методы обработки данных (количественный и качественный анализ)
Новизна исследования заключается в разработке авторской методики использования технологии «Языковой портфель» с целью повышения коммуникативных навыков учащихся старших классов общеобразовательной школы. Использование предложенной технологии на практике способствует повышению уровня сформированности интерактивной компетенции учителей немецкого языка.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты экспериментального исследования и методические разработки автора могут применяться учителями немецкого языка в своей практической деятельности.
Структура работы. Данная научная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 52 наименования и 6 приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Многоаспектное изучение психолого-педагогических основ профессионально-педагогической компетентности выявило необходимость внедрения компетентностного подхода в сферу профессионального образования педагогов. В этой связи компетентностный подход в образовании понимается нами как подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а возможность человека действовать в различных проблемных ситуациях, что выражается в его способности взаимодействовать.
Осмысление возможностей реализации компетентностного подхода позволило сделать вывод, что его исходным положением выступает развитие разных видов компетентностей. Особенностью компетентности является то, что она представляет психосоциальное качество, означающее силу и уверенность. В ее основе лежит чувство собственной успешности и полезности; осознание человеком способности эффективно взаимодействовать с окружающим.
Приоритетное значение приобретает формирование у него профессиональной компетентности, необходимой для более быстрого включения в будущую инновационно-педагогическую деятельность.
Интерактивная компетентность выступает как личностная способность педагога, позволяющая ему в различных, меняющихся условиях эффективно организовывать совместную деятельность и общение с учениками, в результате которых совершаются позитивные изменения взаимодействующих субъектов, связанные с их внутренним ростом и развитием, приводящие к наиболее полной реализации личности в ситуациях взаимодействия.
Существуют разнообразные формы организации учебного процесса в рамках данной технологии, такие как работа в малых группах, кластер, театрализация, синквейн, турнирные столы, проектная работа. При использовании технологии обучения в сотрудничестве каждый обучающийся становится участником совместного исследования и решения совместной проблемы.
Развитие интерактивной компетентности определяется усилением ее содержательного, личностного, деятельностного компонентов и укреплением их взаимосвязи.
Критериями сформированности интерактивной компетентности являются: применительно к содержательному компоненту — информированность в области педагогического взаимодействия; применительно к личностному — направленность в общении, мышлении, отношениях при организации педагогического взаимодействия; применительно к деятельностному — умелость в организации ситуаций педагогического взаимодействия.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Научно-теоретические основы исследования содержания образования будущих учителей
1.1 Психолого-педагогические основы профессиональной компетентности учителя иностранного языка
Происходящая модернизация российского образования и проводимые в нашей стране политические и социально-экономические реформы ведут к становлению все более открытого государства готового к взаимодействию со всеми странами мира. Иностранный язык (особенно английский) выступает одним из главнейших и основных средств коммуникации и интеграции в международное сообщество, как следствие, выпускникам образовательных учреждений предъявляются высокие требования к уровню владения иностранным языком, следовательно, требуется качественно новый и эффективный подход к обучению иностранному языку.
Министерством образования продолжает работать над созданием и совершенствованием концепции развития филологического образования. Министр образования и науки России Ольга Васильева заявила, что в 2022 году единый государственный экзамен по иностранному языку станет обязательным и данный факт, несомненно, требует повышения качества преподавания иностранных языков. Новый Закон об образовании трактует Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОСы) как основу государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения [1].
Реформирование содержания непрерывного образования и усиление роли иностранного языка является на данный момент одной из приоритетных задач многоуровневой системы российского образования. В этой связи очень важно, чтобы стандарты работали и в целях достижения нового качества общего образования в области обучения иностранному языку. Для достижения нового качества общего и языкового образования образовательный процесс в области иностранных языков организован в различных типах образовательных учреждений и представлен на разных образовательных уровнях.
Подготовку профессионально компетентных педагогических кадров в нашей стране возложена на средние специальные и высшие учебные заведения. Важным аспектом для педагогических вузов, осуществляющих подготовку бакалавров в области раннего обучения иностранному языку, является разработка и научное обоснование структуры профессиональной компетентности учителя иностранного (английского) языка, которые делают процесс формирования профессиональной компетентности учителя иностранного языка более эффективным [22].
Формирование профессиональной компетенции учителя иностранного языка является основной задачей вузов при осуществлении подготовки будущих преподавателей иностранного языка, так как на современном этапе модернизации российского образования именно компетентностная модель профессиональной подготовки специалиста является целевой и результативной основой построения образовательного процесса по подготовке студентов.
Проведенный нами анализ исследований, посвященных изучению понятия профессиональной компетентности учителей в целом и профессиональной компетентности учителей иностранного языка в частности показывает, что существует многообразие трактовок и классификаций понятия профессиональная компетентность рассмотрим некоторые из них.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы