Дефектология Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Формирование грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования формирования грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 6
1.1. Понятие о речи и его развитии 6
1.2. Общая характеристика общего недоразвития речи как речевого нарушения 21
1.3. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи 28
1.4. Специфика развития и особенности формирования грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 34
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у старших дошкольников с ОНР 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Описание методик констатирующего и контрольного
экспериментов 44
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 47
Выводы по второй главе 56
Глава 3. Экспериментальная работа по формированию грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у старших дошкольников с ОНР 57
3.1. Цель и задачи методической программы 57
3.2. Содержание основных направлений работы по методической программе 59
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 63
Выводы по третьей главе 70
Заключение 71
Список использованной литературы 74
Приложения 81

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Данная выпускная квалификационная работа посвящена проблеме формирования грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Прежде всего, необходимо отметить актуальность нашего исследования. Дело в том, что, несмотря на довольно детальную изученность процесса формирования пространственных представлений и предложно-падежных конструкций пространственного типа у дошкольников, как в норме, так и при ОНР, до сих пор нет единого мнения по вопросу о том, как лучше организовывать обучение детей с ОНР использованию грамматических конструкций пространственного типа в их связной речи. При этом изучением данной проблемы занимались многие отечественные ученые, такие, например, как С.Е. Большакова [10], В.П. Глухов [17], Н.С. Жукова [22], Е.В. Ковайкина [26], Т.В. Волосовец [51], А.В. Семенович [58] и др.
Следовательно, отсутствие единства мнений исследователей в этом вопросе заставило нас обратиться к данной проблеме, которая сохраняет свою научную актуальность.
Объект исследования – грамматические конструкции пространственного типа у дошкольников с ОНР.
Предмет исследования – формирование грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у старших дошкольников с ОНР.
Цель исследования – установление особенностей формирования грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у старших дошкольников с ОНР и апробация составленной методической программы по повышению уровня развития предложно-падежных грамматических конструкций пространственного типа у детей.
Задачи исследования:
1.) Провести теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования.
2.) Провести отбор детей и подобрать методики экспериментального исследования.
3.) Проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
4.) Составить и апробировать методическую программу по повышению уровня развития предложно-падежных грамматических конструкций пространственного типа у детей.
5.) Проанализировать результаты контрольного эксперимента.
Гипотеза исследования: формирование грамматических конструкций пространственного типа у дошкольников с ОНР станет эффективнее, если в логопедической работе будут соблюдены определенные условия. Во-первых, если будут учитываться закономерности и последовательность этого формирования, разработанные в специальной литературе. Во-вторых, если методика формирования будет направлена на развитие оптико-пространственной ориентировки дошкольников с ОНР с целью устранения у них таких ошибок в употреблении предложно-падежных грамматических конструкций, как смешение значений места и направления, пропуск (или замена) предлогов, недостатки зрительно-моторной координации и др.
Методологические основы исследования: общенаучные принципы проведения научных исследований (принцип объективности, системности, развития, доказательности и т.д.); деятельностный подход к анализу речи как психического процесса; коррекционно-педагогический подход к реабилитации детей с нарушениями речевого развития; современные теоретические представления в логопедии о речи, особенностях развития речи у дошкольников с ОНР, специфике организации коррекционно-педагогической работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Методами исследования явились теоретические методы (методы логического вывода (индукции, дедукции и др.), историко-педагогический метод и др.) и экспериментальные методы (констатирующий эксперимент).
Организация исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида — Центра детской нейропсихологии (г. Раменское).
Выборка исследования была сформирована из 30 старших дошкольников с ОНР III уровня, посещающих дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида. Из них 13 девочек и 17 мальчиков. Возраст детей был от 5,5 до 6,5 лет. Выборка делилась на две равночисленные группы по 15 человек – экспериментальную группу и контрольную группу. Всего в исследовании было задействовано 4 старших группы детского сада.
Исследование состояло из трех основных этапов:
— первый этап — проведение констатирующего эксперимента;
— второй этап — апробация методической программы по повышению уровня развития предложно-падежных грамматических конструкций пространственного типа у детей;
— третий этап — проведение контрольного эксперимента.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем предпринята попытка систематизации современных теоретических и методических представлений по проблеме формирования грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у старших дошкольников с ОНР. Практическая значимость исследования заключается в том, что методическая программа по повышению уровня развития предложно-падежных грамматических конструкций пространственного типа у детей может в дальнейшем использоваться в практической деятельности логопедов и дефектологов на базе специальных образовательных учреждений.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем основного текста работы без списка литературы и приложений составил 70 страниц.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Мы провели исследование актуальной проблемы формирования грамматических конструкций пространственного типа у дошкольников с ОНР. Дело в том, что от успешного освоения данных грамматических конструкций фактически зависит развитие речевой деятельности детей в целом, как устной, так и письменной. Лексически богатая и грамматически правильная речь подразумевает широкое владение детьми различного рода предложно-падежными конструкциями, в том числе и пространственного типа. При этом данные грамматические конструкции являются очень распространенными в русском языке.
Исследование проблемы включало два этапа – теоретический анализ и констатирующий эксперимент.
В результате теоретического анализа проблемы было выявлено, что речь как психический процесс обеспечивает людям возможность общаться друг с другом, используя различные устные и письменные языковые средства (например, знаки письменности, звуки и т.д.). При этом развитие речи у ребенка есть, прежде всего, развитие ее функций. Существует две основные функции речи – коммуникативная функция и планирующая функция. Кроме того, было выявлено, что общее недоразвитие речи есть специфическая речевая аномалия, характеризующаяся наличием нарушений или отставания темпов формирования основных компонентов речи по сравнению с нормой – таких компонентов, как лексический, грамматический и фонетический компоненты. И особенности формирования у детей с ОНР пространственных грамматических конструкций указывают на явное недоразвитие речевого компонента, необходимого и для успешного усвоения пространственных представлений и для их речевого выражения.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня экспериментальной и контрольной групп имеют низкие показатели по развитию у них оптико-пространственной ориентировки. Также дошкольникам с общим недоразвитием речи свойственны низкий и средний уровни развития объема понимаемых предложно-падежных конструкций. Кроме того, дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня обеих групп в основном имеют низкие показатели по развитию у них предложно-падежных конструкций в речи. И для дошкольников с общим недоразвитием речи характерны низкий и средний уровни сформированности предложно-падежных конструкций пространственного типа.
С помощью проведенного теоретического анализа проблемы, изучения методических материалов, результатов констатирующего эксперимента была составлена и апробирована методическая программа по повышению уровня развития предложно-падежных грамматических конструкций пространственного типа у дошкольников с ОНР.
Анализ результатов контрольного эксперимента продемонстрировал, что дошкольники экспериментальной группы обладают лучшей оптико-пространственной ориентировкой по сравнению с дошкольниками контрольной группы после проведения методической программы. Кроме того, уровень развития объема понимаемых предложно-падежных конструкций после проведения методической программы у детей экспериментальной группы повысился. После методической программы дошкольники экспериментальной группы обладают более высокими показателями развития предложно-падежных конструкций в своей речи по сравнению с дошкольниками контрольной группы. Также уровень сформированности предложно-падежных конструкций пространственного типа у дошкольников экспериментальной группы после проведения с ними методической программы повысился по сравнению с дошкольниками контрольной группы.
Необходимо отметить, что сформулированные нами выводы по результатам экспериментального исследования являются актуальными как для конкретного учреждения, в котором осуществлялось исследование, так и в целом, поскольку нам удалось доказать эффективность проводимых коррекционных мероприятий. По результатам исследования логопеду и воспитателю учреждения, по нашему мнению, целесообразно провести предложенную методическую программу со всеми детьми, имеющими ОНР III уровня. При проведении логопедической работы логопеду и воспитателю нужно наладить контакты с каждым родителем ребенка, чтобы они могли его мотивировать на участие в занятиях. И при наличии устойчивой положительной динамики у детей программу целесообразно повторять с данными детьми через определенные промежутки времени с заменой основных упражнений аналогичными, чтобы избежать эффекта памяти на результаты нового выполнения упражнений.
В качестве перспективы дальнейшего исследования проблемы можно рассматривать более широкий учет социально-демографических характеристик детей, больший арсенал применяемых диагностических методик, а также соответственно больший объем выборки.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ, ОТРАЖАЮЩИХ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

1.1. Понятие о речи и его развитии

Согласно современным научным представлениям речь является процессом, с помощью которого происходит материализация человеческих мыслей. Речь как психический процесс обеспечивает людям возможность общаться друг с другом, используя различные устные и письменные языковые средства (например, знаки письменности, звуки и т.д.). По своей сути речь есть особый вид психической деятельности, который характеризуется определенной структурой. Даная структура состоит из трех основных уровней – мотивационно-потребностного, ориентировочно-исследовательского и исполнительного уровней [3; 6].
Исследователи отмечают, что речь может быть разных видов, которые развиваются с определенными особенностями в рамках фило — и онтогенеза. При этом взрослые люди, как правило, обладают полным арсеналом разных видов речи, которые представлены диалогом, монологом, полилогом, внутренней речью и письменной речью. Следует подробнее остановиться на характеристике каждого вида речи [4; 8].
Сущностью диалогической речи (диалога) является процесс общения двух и более человек и обмен между ними актуальной для них информацией. Люди обмениваются информацией в рамках их совместного труда или отдыха, а также согласовывают в своем общении действия и состояния друг друга. И диалогическую речь отличают следующие особенности:
— диалогическая речь автономна по своей форме (люди поддерживают разговор между собой в соответствии со схемой вопроса и ответа);
— у людей устанавливается эмоциональный контакт;
— диалогическая речь ситуативная по своему характеру (диалог обычно связан с конкретной коммуникативной ситуацией) [13; 21].

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы