Магистерский диплом на тему Философско-эстетические взгляды Л.Н. Толстого: современные аспекты трактовки
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение
1. Философские идеи в творчестве Л.Н. Толстого 9
1.1. Эстетическая теория Л.Н. Толстого 16
2. Эстетические взгляды Л.Н. Толстого и их влияние на русское искусство конца XIX века 24
2.1. Эстетические взгляды Л.Н. Толстого. Искусство, как условие общественной жизни 27
2.1.1. «Новое», как определение художественного таланта 35
2.1.2. Искусство, как средство изображения «правдивости» жизни народа 37
2.1.3. Реализм в искусстве 41
2.1.4. Роль натурализма в художественных произведениях 50
2.1.5. Сущность и форма в искусстве 55
3. Философско-эстетические взгляды Л.Н. Толстого в романе «Воскресение». Проблема искусства 60
3.1. Духовное развитие Нехлюдова как истинного ценителя искусства 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
Список использованной литературы 83
Введение:
В данной работе будут рассмотрены философско-эстетические взгляды Льва Николаевича Толстого (1828—1910) в современных аспектах трактовки. Стоит отметить, что Л.Н. Толстой признан одним из самых выдающихся писателей и философов второй половины XIX — начала XX века, а влияние этой личности на рубеже XIX—XX веков было беспрецедентным. Толстой получал множество писем со всего света, писали ему крестьяне и рабочие, композиторы, художники и писатели, политические деятели и философы. Темой писем были советы, помощь, защита, ходатайства, рекомендации и поддержка в работах. В письмах же Толстой часто обсуждал свои идеи мысли относительно философии и эстетики общества и искусства, а так же жизни в целом. Толстой является великим русским художником слова, который при жизни стал легендой.
Актуальность темы обусловлена серьёзным вкладом разработок Толстого в отношении вопросов духовного развития и нравственных ценностей общества в условиях современных преобразований. Работы Л.Н. Толстого, где писатель оригинально решал проблемы отношений этических и эстетических ценностей в их логическом взаимодействии, где искал смысл жизни и свободы человека. Людей всегда интересуют данные вопросы, но Толстой в своих произведениях, помогает читателю выявить основные моменты, понять, что подразумевается под добром и злом, что поможет определить смысл жизни, как нужно относиться к людям, писатель показывает последствия необдуманных действий.
Регулярно происходят значительные перемены и постепенная смена ценностных ориентиров и мотиваций, которые задевают материальные и нравственные основы существования человека. Со временем дефицит духовности, нравственности и реальных представлений о добре и зле нарастает, что приводит к необратимой потребности переосмыслить исторический путь нации, чтобы найти общие важные ценности. Философско-эстетические идеи Толстого являются одним из ориентиров, которые помогают определить добро и зло и выявить первостепенные ценности для человека.
Л.Н. Толстой одним из первых кто смог определить, что главной проблемой общества является обесчеловечивание, причиной которой является предпочтение материальных благ над духовными. Это приводит к распаду личности и потере истинного смысла жизни, для развития в себе духовных и нравственных ценностей необходимо обращаться к творческому наследию мыслителей, способных помочь выявить ложные жизненные ориентиры. Одним из таких наследий является труд Толстого, где можно найти жизненные рекомендации и теоретические установки, так как одним из главных вопросов, на которые стремится ответить Толстой, был вопрос о смысле жизни.
Согласно эстетической теории Толстого, средством для духовного развития человека является искусство, критерии которого, особенно эстетическая концепция, актуальны в современных условиях. В трактате Толстого «Что такое искусство?» особое значение придаётся тому, что основная ценность искусства — это утверждение добра. Писатель очень трепетно относится к объяснению значений и соотношений истины, добра и красоты в истинном искусстве. Глубокие и отчасти пророческие идеи Толстого о природе и сущности вещей, о истинной духовности человека, о перспективах жизни человека в природе и среди людей вписываются в рамки современной философской антропологии и приобретают всё большую актуальность.
Степень научной разработанности проблемы. Философско-эстетические взгляды Льва Николаевича Толстого привлекали много внимания у писателей и мыслителей по всему миру, а глубокий анализ идеи Толстого получили в трудах А. Белого, H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, H.A. Заозерского, В.В. Зеньковского, Вяч. Иванова, И.А. Ильина, Д.С. Мережковского, В.В. Розанова, В. Соловьева, Л.И. Шестова, С.Л. Франка. Критерии относительно идей были различными: от восхищения глубиной, искренностью и силы духовных исканий писателя до полного их отвержения. Множество философских исследований посвящены анализу мировоззрения Толстого в современной отечественной литературе, где значительный вклад в изучение философских, нравственно-этических и эстетических взглядов Толстого внесли В.Ф. Асмус, Э.Г. Бабаев, A.A. Гусейнов, Ю.Н. Давыдов, Г.Н. Ищук, Д.Ю. Квитко, Н.С. Козлов, Г.В. Краснов, Н.В. Кудрявая, E.H. Купреянова, К.Н. Ломунов, Л.З. Немировская, Э.А. Нуралов, М.Ф. Овсянников, Л.Д. Опульская, A.C. Полтавцев, В.Б. Ремизов, О.С. Соина, Л.Н. Столович, М.Б. Храпченко. В рамках современных аспектов трактовки использовались диссертации, авторефераты и научные статьи.
Базой источников для работы выступают:
• Философско-мировоззренческие, публицистические труды Толстого, его переписка и дневники;
• Художественные произведения Л.Н. Толстого;
• Работы, посвящённые творчеству Л.Н. Толстого;
• Современные научные статьи, диссертации, авторефераты и лекции о философско-эстетических взглядах, идеях и учениях Л.Н. Толстого.
Цель исследования — выявить философско-эстетические взгляды Л.Н Толстого в современных аспектах трактовки.
Объектом исследования являются философско-эстетические взгляды Льва Николаевича Толстого.
Предмет исследования заключается в анализе философско-эстетические идей Л.Н Толстого в современных аспектах трактовки, в анализе этических, эстетических и философских отношений Толстого с учётом их противоречивости и единства в жизни и искусстве.
Задачи, обусловленные целью, объектом и предметом исследования:
1. Рассмотреть философские идеи в творчестве Л.Н. Толстого;
2. Изучить эстетическую теорию Л.Н. Толстого;
3. Исследовать эстетические взгляды Л.Н. Толстого и их влияние на русское искусство конца XIX века;
4. Рассмотреть идею Л.Н. Толстого, где искусство выступает как условие общественной жизни;
5. Рассмотреть «новое», роль изображения «правдивости» жизни народа и реализм в искусстве Л.Н. Толстого;
6. Рассмотреть роль натурализма в художественных произведениях, а так же сущность и форма в искусстве;
7. Изучить философско-эстетические взгляды Л.Н. Толстого в романе «Воскресение» и проблему искусства;
8. Рассмотреть духовное развитие Нехлюдова как истинного ценителя искусства.
Теоретической и методологической основой исследования были философские и публицистические труды Толстого, его художественное наследие, письма, дневниковые записи и современные исследования о творчестве писателя. Для выполнения работы использовались общеметодологические принципы анализа, сравнения и обобщения. Главным методологическим принципом было сочетание философского и эстетического подхода Толстого с текстологическим анализом конкретных произведений писателя. Отбор обусловлен внутренней логикой исследования: рассматривались те произведения, в которых автор выступает как выразитель новых идей в этике и эстетике. К методологической основе исследования относится комплексность в постановке и рассмотрении философско-эстетических взглядов Л.Н. Толстого. Анализ проблематики работы реализуется на основе философско-эстетических представлений писателя о сущности человека, жизни и искусства, как средства общения между людьми, способа пробуждения высоких чувств и формирования нравственных качеств общества.
Методы исследования:
• Теоретический анализ историко-философской, этической, эстетической литературы в аспекте изучаемой проблемы;
• Логико-исторический метод рассмотрения творческого наследия писателя;
• Текстологические и литературоведческие приёмы исследования.
Научная новизна исследования заключается, в осуществлении комплексной реконструкции философско-эстетических идей Толстого в современных аспектах. Определено значение комплекса идей для целостного понимания теоретических взглядов автора и его художественного творчества. Прослежена эволюция взглядов Толстого, раскрыто значение эстетической теории и учения Толстого о настоящей жизни, об истинном искусстве и о значении добра и зла, красоты и истины. Определена специфика этико-эстетических взглядов Толстого как социокультурного феномена, выявлена основа связи и противоречия этического и эстетического начала. Выявлен характер отношения этического и эстетического в художественном творчестве, в рамках которого установлены критерии оценки Толстым нравственного и художественного значения произведения искусства. Дана ретроспектива понимания Толстым категорий добра и красоты как основополагающих характеристик человеческого бытия и культуры, раскрыто, их содержание и значение в духовном миро отношении человека.
Основные положения, выносимые на защиту. Развитие социально-философских взглядов Толстого, которые способствовали пониманию идеи целостности мира и человека как частички народа, подчиняющегося законам постоянного внутреннего самосовершенствования в направлении единения с миром через реализацию высших духовных ценностей и преодоления ложных представлений и взглядов.
Раскрытие идеи понимания свободы как важной составляющей для формирования активного и творческого отношения к жизни, нравственного достоинства и ответственности. Внутренняя свобода человека связана с идеей добра, являясь обязательным условием для изменения социальных сторон жизни.
Выявление философско-эстетических идей учения Толстого о ненасилии, рассмотрение проблемы нравственной ориентации или смысла жизни. Данная концепция характеризуется неким самосовершенствованием, сформированным на началах любви и ненасилия, которая имеет значительный прогностический потенциал и созидательные возможности.
Определение особенности понимания этических и эстетических взглядов Толстого, их взаимосвязи и противоречия как социокультурного феномена оказывается возможным в контексте комплексного подхода писателя к проблеме смысла бытия, жизни и внутренней свободы человека, учения о ненасилии и о религии любви.
С точки зрения Толстого основой взаимосвязи этического и эстетического является ценностное отношение к жизни с точки зрения представления об идеале, осознанно «истинно прекрасного», которое находит своё воплощение в жизни простого народа, понимание роли труда.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх разделов основной части, заключения и списка литературы из 30 источников.
Первый раздел «Философские идеи в творчестве Л.Н. Толстого» состоит из двух пунктов и включает исследование о философских идеях писателя и рассмотрение его эстетической теории.
Второй раздел «Эстетические взгляды Л.Н. Толстого и их влияние на русское искусство конца XIX века» состоит из шести пунктов и включает рассмотрение эстетических взглядов Толстого, их влияние на русское искусство. Рассмотрена идея Толстого о восприятии искусства, как обязательного условия для общественной жизни. Рассмотрено определение и значение «нового» в художественном искусстве, согласно мнению Толстого. Рассмотрено искусство, как средство изображения «правдивости» жизни народа, а так же реализм в творчестве Толстого, роль натурализма в художественных произведениях и значение сущности и формы в искусстве.
Третий раздел «Философско-эстетические взгляды Л.Н. Толстого в романе «Воскресение». Проблема искусства» состоит из двух пунктов и включает рассмотрение философских и эстетических взглядов Толстого в романе «Воскресение» и рассмотрение в романе проблемы искусства. На примере героя романа Нехлюдове Толстой показывает его духовное развитие, как истинного ценителя искусства.
Заключение:
Целью проведенного исследования было выявление философско-эстетических взглядов Л.Н Толстого в современных аспектах трактовки.
Исследование философско-эстетического учения Толстого показано, что проблема духовных ценностей, их взаимосвязи и роли требует раскрытия в контексте эволюции взглядов Толстого на развитие общества и положение человека в нём. Толстой считал неверным тот факт, что науки и искусство приобретают ложное направление, так как представители культуры оторваны от жизни простого народа.
Л.Н. Толстой в своей эстетической теории вместе с гениальными мыслями указал и достаточно слабые утверждения, которые остались в прошлом из-за неубедительности. В прошлом остались и утопические представления Толстого и религиозная аргументация. В настоящее и будущее перешли художественные произведения, которые несут идею гуманизма. Учения Л.Н. Толстого о противостоянии злу будут актуальны, пока в мире есть эксплуатация людей, национальный гнёт и войны, что в совокупности является проявлением морального зла. Идеи Толстого о справедливом строе свободных тружеников, об обеспечении свободного развития человеческих способностей и талантов, о новом небывалом расцвете искусства в едином обществе. Эстетическое наследство Толстого, которое утверждает гуманизм и реализм в искусстве, будет способствовать формированию эстетической культуры будущего.
Особенностью мировоззрения Толстого является признание приоритетности нравственного начала, необходимого для раскрытия духовных ценностей. Концепция Толстого о единстве человечества развивает на основе нравственных мотивов. Толстой был поглощён идеей совершенствования личности и общества. Толстой развивает мысль о способах гармонизации отношений, над преодолением зла и насилия, правящих в современной ему общественной жизни.
Первым шагом в данном направлении в философской системе Толстого стала любовь и ненасилие во взаимоотношениях людей. Создавая некий закон любви, писатель опирался на нравственность, подчёркивая, что жизнь человека имеет практический смыслом, если жизнь не праздная, а наполнена практическим трудом. Толстой резко критиковал массы искусственных потребностей, которые порождены современной цивилизацией, которая является источником зла, эксплуатации и рабства. Реальную основу жизни Толстой видит в нравственной и взаимной любови. И в формирование народного единства. Всё это является основой художественной идеи Толстого.
Толстой в художественной ценности произведения искусства выделяет единство добра, красоты и истины, где добро — нравственное отношение автора к предмету; красота — служит ясностью изложения, или красотой формы; истина — как искренность или субъективная истина, выражающая чувства художника. В таком случае художественное произведение можно считать истинным. Однако главной идеей Толстого является основа добра, распространение которого должно быть истинной целью искусства. На примере художественного творчества JI.H. Толстого было представлено подтверждение мысли, что нравственную часть получается выразить при колоритной эстетической форме произведения искусства.
Относительно взаимосвязи нравственного и эстетического, следует сделать вывод, что проблема единства нравственного и эстетического объясняется несколькими моментами: гармоничное развитием человеческой личности; воспитательная функция искусства; эмоциональное восприятие прекрасного и нравственного. Можно сказать, что искусство заключает в себе нравственные и эстетические идеалы.
Толстой рассматривает красоту произведения в качестве некоего возбудителя нравственного чувства, а понимание сущности и предмета искусства относительно проблем нравственности даёт возможность чётче отразить представления писателя о характере и механизме воздействия духовных ценностей в целом на человека и общество, на гуманистические перспективы их развития.
Глубокие, исполненные внутреннего драматизма и нравственно-философские искания Толстого являются уникальным явлением в литературе. Его искания были сложными и противоречивыми, но выражали силу и слабости писателя. Содержание философских, публицистических и художественных произведений Толстого достаточно разнообразно и является источником ряда наблюдений относительно закономерностей творчества писателя и путями развития русской мысли.
Так как в последнее время был выдвинут вопрос о путях обновления человечества в современных условиях, о духовном развитии и общественных преобразований, то исследование и применение творческого наследия Л.Н. Толстого приобретает особую актуальность.
Фрагмент текста работы:
1. Философские идеи в творчестве Л.Н. Толстого
Льв Николаевич Толстой — это невероятный писатель и мыслитель, который стал одним из ярчайших представителей русской философии второй половины XIX столетия. Основой для религиозно—философских исканий Толстого стали самые волнуемые вопросы для общества: о понимании Бога, о смысле жизни, о соотношении добродушия и гнева, о воле и нравственном улучшении человека. Одной из целей для Л.Н. Толстого было стремление обосновать необходимость общественного переустройства, где основными тезисами будут взаимопонимание, наличие взаимной любви людей и стремление противостоять злу, не применяя насильственных методов. Это необходимо, по мнению писателя, для того чтобы приблизиться к своей цели. Мыслитель осуждал официальное богословие и церковную догматику своего времени, которые не соответстввовали его пониманию [1, 6].
После того как было отменено крепостное право в России, страна пошла по пути развития капиталистического государства. Различные преобразования и способы их реализации подтолкнули Толстого к более конкретному выделению общественных задач. После того, как обществу представили «Манифест», Лев Николаевич негативно высказался о трактовке ситуации относительно «освобождения» крестьян.
Писатель постепенно всё глубже изучал жизненные особенности быта простых людей, что способствовало развитию интереса к философии у Толстого. К началу 1880 года Л.Н. Толстой окончательно порывает с дворянским классом, переходя на сторону трудового народа. Писатель объяснил это тем, что жизнь дворянского сословия утратила изначальный смысл. Такое положение действительносни отдоляло Толстого от высшего общества. Для Толстого рассуждения, наука и искусство в рамках высшего света представлялось, как шалость, где нет возможности выявить толк, а действия трудящегося народа, создают жизнь. Именно действия крестьян рассматривались писателем, как единое реальное дело. Лев Николаевич решил, что смысл существования заключается в истине. Когда Л.Н. Толстой принял позиции патриархального крестьянства, это координально изменило его последующее направление в творчестве [25].
Представленные Толстым примеры религиозно—философской идеи были отражены в таких работах писателя, как повести «Исповедь», «В чём моя вера?», «Путь жизни», «Царство Божие — внутри нас» и «Критика догматического богословия». В работах Толстого можно увидеть, что писатель воспринимает мир с классическими этическими исканиями, которые преобразовались в полновесную систему «панморализма», ставшей отличительной чертой русской философии XIX—XX столетий. Согласно, особенностям панморализма, не удивительно, что моральное предисловие в оценке всех сторон человеческой жизни «пропитывает» все созидательные идеи Льва Николаевича. При этом религиозно—моральное ученье писателя указывает на его личное понимание Бога [10].
Изучая идеи Толстого, которые посвящены пониманию Бога, стоит обратить внимание, что для писателя Бог не связан с Евангелем. Толстой категорично отрицал все свойства Бога, которые рассматриваются в рамках православного учения о вере, так как сам придерживался иных взглядов. Толстой считал, что до христиан необходимо донести мысль, которая заключается в предназначении религии. Религия, согласно учениям писателя, направлена на получение человеком вышей благодати, нравственных и этических благ на протяжение жизни. Лев Николаевич считал, что учения об обязательности земных терпениях и страданиях, которые необходимы для получения благодати Бога в посмертии, неверным.
Для Л.Н. Толстого Бог — это Личность, которая способна открыться людям, а не неопределённый Дух, Идеал или Материя, который имеется во всём и в каждом. Более того, христиан учат, что они «рабы Божьи», то есть их Бог для них хозяин, который велит делать добро, а не зло и поступать согласно нравственным нормам. В случае ослушания, человека ждёт наказание, виды которого достаточно жестоко описаны в Писании. В данном понимании нет равенства, это отношение раба и хозяина, поэтому Толстой не принимает понимание Бога в лице Христа божественным. Однако Толстой согласен с учениями Иисуса о нравственных целях, достижение которых является залогом обретения земного блаженства [10, 24].
Л.Н. Толстой понимал наличие противоречивости в своём рассуждении о Боге, но ближе к концу своей жизни сделал вывод, что не может ответить на вопрос о существовании Бога. Однако у людей имеется закон его духовного существа, источник данного закона он считает проявлением Бога. Писатель считал, что главной задачей всего человека должно быть следование священным заповедям, потому что это может помочь понять смысл жизни и бытия. Следование заповедям может указать на правильный жизненный путь [1].
Вопросы о сущности жизни Толстой сравнивал с возможностью нравственного развития человека. Писатель считал условности сознательной, культурной и общественной жизни человека чем—то противоестественным, придуманным и непотребным, всё это воспринималось как глобальный обман общества. Цивилизацию Л.Н. Толстой рассматривал, как препятствие по сближению людей. Писатель считал, что цивилизация способствует возвышению для людей личного благосостояния над личностными особенностями. Люди убеждаются, что благо мира — это физическое благо, а не нравственное. Учитывая данную трактовку роли цивилизации для людей, не удивительно, что Лев Николаевич был убеждён в отрицательном влиянии цивилизации на человека. Он утверждал, что она калечит людей, разъединяет их, искажает критерии оценки человека, лишает людей возможности наслаждаться общением.
Для Толстого истинная цивилизация — эта «природная первичная жизнь», которая характеризуется нерушимой природой, жизнью и смертью.. Истинную цивилизацию определяет непредвзятое мироввозрение простого трудяги из народа, потому что жизнь обычных людей указывает на действительно необходимые аспекты в жизни человека. Толстой считал, что непогрешимый и всепроникающий Дух направляет все жизненные процессы, потому что является частью сущности самого человека. Он направляет людей друг к другу и влияет на природные процессы (например, смена времён года, проростание ростка и т.д.). Толстой считал, что такое реальное и натуральное начало жизни и соблюдение её гармонии являются обязательным условием для земного счастья. Реальные вещи и явления, по мнению писателя, противостоят «придуманной» цивилизации [25, 28].
Жизнь же Толстой рассматривал с двух позиций: жизнь в цивилизации и первичная жизнь в самой жизни. Для себя Толстой выделял позицию первичной жизни. Суть первичной жизни, по мнению писателя, не связана с сознательными и объективными нормами правды, которые устанавливает цивилизация. Придя к таким выводам, Толстой стал выступать против развития «искусственной» жизни, которая является результатом сознания и норм цивилизации.
Вопросы о сущности жизни у Толстого рассматривались в сочетании с проблемами человека и смысле жизни, где важную роль играет то, что каждый человек имеет индивидуальное отношение к миру, что обуславливает «животную личность». В своём дневнике Толстой раскрыл мысль о том, что люди считают себя особенными, что в действительности не больше, чем иллюзия. Люди считают себя отстранёнными от мира, но это скорее эффект телесной отдельности, при этом сфера телесности является временной [1, 28].
Толстой считал, что духовное проявление «Я» личности, заключается в разумном понимании Бога. Данная точка зрения объяснялась тем, что сущность человеческой жизни заключается не в бытие, а в Боге, который есть в каждом человеке. Главный смысл существования — это любовь, которая служит источником нравственной связи человека с миром и людьми. В данной трактовке любовь рассматривается, как этическое правило, бережное и достойное отношение человека к своему бытию. Началом жизни служит священная любовь, поэтому жизнь — это благо, которое определяет сущность и глубину существования человека. Поэтому человеку необходимо осмыслить, что любовь к своей жизни проявляется в любови к себе и к другим людям. Такая любовь доступна личностям, которые взаимодействуют с обществом.
Опираясь на свои доводы, Толстой считал, что именно смысл существования человек понимает при осознании своей священной сути, когда человек осознает, что действительное «Я» — это проявление частицы Бога. Осознавание данной идеи освобождает человека от тягостного душевного состояния, которое возникает из—за незнания истины о смысле жизни. Толстой выделяет, что истину открыл для людей Христос эта правда цельна для всех людей, следственно каждым нужно объединиться. Осознав себя частью Всевышнего, объединившись, люди станут воплощением единого Бога, который установит Царство Божие на земле. Такое Царство обеспечит всем счастье, основанное на нравственности. Основа такого Царства будет всем понятна. Царство — это природный Дух, познать которого можно лишь через понимание пять основных заповедей Христа [24, 28].
Лев Николаевич считал, что учение, предоставляемое церквью, не даёт возможности понять эту истину. Церковное учение, по мнению Толстого, предоставляет обществу ложные догмы и таинства, потому что сами иерархи церкви не понимают истинное ученье Христа, живя телесными интересами, обеспечивая их за счёт «церковной жизни». Именно осознавание этого стало причиной непримиримой критики официальной церкви со стороны Л.Н. Толстого.
Лев Николаевич Толстой сформировался для общества, как писатель и философ, в период активных освободительных движений в России. Идея освобождения интересовала Толстого с раннего периода творчества, когда писатель изучал вопросы неравенства в обществе. Толстой всегда увлекался изучением морального аспекта. Реальное противодействие между крестьянами и помещиками Толстой рассматривал, как противостояние между моральным добром и злом, где истинным носителем добросердечности является народ. Толстой считал, что не этично приписывать дурные качества и поступки простому народу, так как он стоит выше других людей, поскольку живёт в труде и лишениях жизни [28].
Нравственная позиция Толстого достаточно полно раскрывается в его ученье о том, что невозможно противоборствовать злу с помощью насилия, так как люди обязаны следовать лишь добру. Незначительные проступки чаще совершаются из-за отсутствия должных знаний. Добро по своему разумно и всегда ориентировано на жизненное благосостояние и блаженство. Поняв эту истину, люди могут достичь «высшей разумности», которая всегда присутствует в человеке. Толстой считал, что понимание добросердечности исключит возможность проявления гнева, но для этого необходимо раскрыть в себе «высшую разумность», опровергая обыкновенные представления о разумности повседневной жизни. Из-за страха перед неизведанным, у человека может возникнуть душевный дискомфорт [11, 29].
Л.Н. Толстой активно призывал к обличению гнева и лжи реальной жизни, он настаивал на незамедлительной и окончательной реализации добра во всём. Основным шагом в достижении этой цели считалось именно не противопоставление злу насилием. Это стало бы абсолютным нравственным началом и непременным в исполнении для всех законом. Противопоставляя злу добро, люди не отступили бы от своих взглядов, а оказали бы действенное сопротивление. Толстой считал, что, следуя учению Христа, борьбу со злом следует всецело перенести во внутренний мир человека, реализуя её особенными способами. Лучшими способами в борьбе со злом, по словам писателя, являются интеллект и любовь. Лев Николаевич придерживался суждения, что отвечая на враждебность пассивным протестом, дозволено добиться окончания отрицательных нападок, после чего зло исчезнет. Если же использовать насилие, то это лишает вероятности приобрести духовное спокойствие [10, 11].
Ещё одно противоречие в учении Толстого заключается в том, что писатель признавал наличие благодати в жизни, и призывал не претерпевать лишений. Однако писатель учил «подставлять щёку» и подчиняться чужому насилию. Толстой считал, что это способствует укреплению внутреннего сознания собственной нравственной высоты, потому что на это сознание не может повлиять негативный фактор окружающей действительности.
Из—за непоследовательности, абстрактности и двойственности учения Л.Н. Толстова подверглись критике такими мыслителями, как И. Ильин, Е. Трубецкой, Н. Бердяев и С. Франк. Они видели в учениях Толстого ошибку, которую писатель допускает в самой постановке задачи, когда игнорирует основные варианты такой постановки. К ошибке относили присутствие абстрактного гневна взамен достоверного, а так же правильность его воспринятия; силу любви следовало рассматривать, как фактическую надобность для пресечения гнева. Ильин считал, что при отсутствии одного из данных условий, вопрос и результат становятся неверными.
Стоит выделить, что сам Толстой не раскрывает список возможных трактовок термина «зло», которому нужно противоборствовать. Из-за этого идея «непротивления» имеет отвлечённый нрав и сильно расходится с реальной жизнью. Толстой не видит разницу в помиловании человеком своего недруга ради спасения собственной души и бездеятельностью государства. Писатель игнорирует тот факт, что разрушительные действия гнева не остановятся самостоятельно. Отсутствие весомого противодействия рассматривается, как вознаграждение. Неимение серьёзного отпора подталкивает зло перестать скрываться под видом добропорядочности, что провоцирует открытое проявление гнева в сочетании с достаточно грубым цинизмом [2, 6].
Все непоследовательности и возражения учений Л.Н. Толстого становятся причиной недоверия к позиции «непротивления». Впрочем признаётся цель преодолевания гнева, но допускается выбор о путях и средствах. Можно сказать, что данное ученье в большей степени не о зле, а именно о способах его преодолевания. Проблема учения заключается не в отрицании противления злу, а в возможности определиться для себя: все ли формы насилия являются злом. Данную проблему Толстой решить не смог, но, невзирая на двойственность и непоследовательность религиозно—философских исканий писателя, его нетерпимость к насилию и лжи, протесты против равнодушия и отчужденности людей является главной ценностью его учения. Современники выделиляли, что Толстой порой мог заблуждаться в своём основном искании истины, но при этом призывал обдумывать решения. Толстой был против равнодушия и подвергал к размышлениям и действиям окружающих [9].