Психология Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Феномен подавленной женственности в психоанализе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава І. ПРОБЛЕМА ФЕНОМЕНА ПОДАВЛЕННОЙ ЖЕНСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ПСИХОАНАЛИЗЕ 7
1.1 Женственность и женская идентичность в психоанализе 7
1.2 Понятие «женского» в современном психоанализе 21
1.3 Понятие маскулинности и феминности в психологии 32
1.4 Проблема подавленной женственности в психоанализе 38
Выводы по теоретическому исследованию 48
ГЛАВА ІІ. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ПОДАВЛЕННОЙ ЖЕНСТВЕННОСТИ СРЕДИ ЖЕНЩИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА 50
2.1 Организационно-методическое обеспечение исследования 50
2.2 Результаты исследования женственности 53
2.3 Психологические рекомендации для женщин среднего возраста с подавленной женственностью 87
Выводы по эмпирическому исследованию 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 96
ПРИЛОЖЕНИЯ 103

 

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Многие психологи изучают различие мужчин и женщин. Женская природа уникальна и своеобразна. Ее особенности впервые отразил в своих исследованиях З. Фрейд. Он отмечал в рамках психоанализа невозможно описать процесс ее формирования, а именно путь превращения от девочки в женщину. В раннем возрасте мальчики и девочки развиваются одинаково, проходят все основные этапы становления и развития, в том числе предэдипальный. Основные различия начинают формироваться в эдипов период. Психоаналитика отмечает специфику психосексуального развития.
В раннем возрасте, по мнению исследователей, девочка представляет собой «кастрированного мальчика» и развивается идентично мальчику, сексуальность, влечения у них протекают одним и тем же путем. Из-за отсутствия полового органа у девочек формируется комплекс кастрации, то есть они чувствуют себя неполноценными и ущербными. Современная наука называет это нарциссической раной. По этой причине у девочек формируется зависть к половому члену, подсознательно они обвиняют мать в отсутствии данного органа, фиксируются на своем отце и отчуждаются от мамы. По этой схеме развивается комплекс маскулинности. Девочки желают иметь пенис, иными словами, быть как мальчик. Отметим, что данный комплекс формируется лишь на визуальном наблюдении своих половых органов, внутренние ощущения не играют в этом роли.
Далее в развитии сексуальности девочки наступает новая фаза. Она связана с наступлением менструации, а после беременностью или родами. В этот период женщина преодолевает свои мужские инстинкты, начинает принимать новые ощущения, которые происходят в ее теле, внутри нее.
Однако этот процесс порой протекает к некоторыми проблемами, которые проявляются в развитии женственности и женской идентичности. Данные аспекты разрабатывались целым рядом зарубежных ученых. В первую очередь следует выделить учениц З. Фрейда – М. Бонапарт и Х. Дойч, которые придерживались ортодоксальных взглядов на природу женской идентичности. Проблемы женской идентичности, интерпретации психоаналитических идей изучали и исследовали теоретики: С. Маркус, С. Кофман, С. Файерстоун, Дж. Митчел, К. Милет, Т. Мой, М. Якобус, Б. Фридан. Критика З. Фрейда с позиции феминистской методологии была осуществлена С. Файерстоун, К. Милет.
Современные феминистические исследования критикуют теорию З. Фрейда, считая, что такое положение может существовать только лишь в патриархальной культуре. В 70-х годах направления феминистской критики связывались с критикой фрейдовском концепции семьи: труда Дж. Митчел, Б. Фридан. Тенденции нынешнего времени таковы, что женщина стала занимать лидирующие позиции как в семье, так и в обществе в целом. Это привело к тому, что женщина стала на один уровень с мужчиной в сфере карьеры и бизнеса. Теперь у женщин практически нет времени заниматься домашними делами, детьми. Мужчина перестают быть главой семьи, отдавая бразды правление женщине. Это привело к тому, что к подавлению женской идентичности и, как следствие, женственности. Многие современные женщины не могут обрести внутреннего счастья, поскольку постоянно находятся в борьбе. Это также негативно сказывается и на сексуальности женщины.
Женщинам все чаще приходятся обращаться к специалистам, чтобы решить проблемы счастья, удовлетворения своей жизнью. Отсюда следует, что общественная потребность на разработку практических рекомендаций в сфере работы с подавленной женственностью в психоанализе велика. Однако противоречие заключается в том, что научных исследований на эту тему не очень много. И все они направлены только лишь на теоретическое исследование данной проблемы. Исследований, направленных на практическую работу с подавленной женственностью в психоанализе на данный момент времени не хватает. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Цель исследования – психоаналитическое исследование личности женщин с маскулинными наклонностями.
Задачи исследования:
1. Теоретическое исследование феномена женственности и маскулинности в женском развитии в психоаналитическом подходе.
2. Исследовать уровень феминности, маскулинности и фригидности женщин.
3. Диагностировать структуру межличностных и внутриличностных отношений.
4. Проанализировать внутренние конфликты, влечения, интересы и мотивы.
5. Изучить ранние взаимоотношения с матерью.
6. Исследовать испытуемых с точки зрения их положения в прогрессивных последовательностях, связанных с развитием потребностей, развитием Я и Сверх-Я и сообразным возрасту развитием внутренней структуризации и адаптации к окружающей среде.
7. Сделать выводы.
Объект исследования – феномен подавленной женственности.
Предмет – особенности развития личности женщин с маскулинными наклонностями.
Гипотеза исследования: предполагается, что у женщин с ярко выраженной маскулинностью нарушена привязанность с матерью.
База исследования. Бухгалтерия, отдел рекламы ФГУП «Московский эндокринный завод».
Характеристика выборки. В исследовании приняло участие 20 женщин в возрасте от 35 до 45 лет. Исследование проводилось в 2019 году. Все женщины проживают в г. Москве.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования:
1. Обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ психологической литературы по изучаемой теме.
2. Тестирование.
3. Количественно-качественные методы обработки результатов.
4. Статистический анализ полученных данных. Методы статистической обработки информации включали в себя описательную статистику (подсчет средних значений), вычисление значимости различий между значениями разных групп проводилось по t-критерию Стьюдента.
Методики исследования:
1) тест Бема;
2) тест Т. Лири (модификация Ю.А. Решетняк, Г.С. Васильченко);
3) тест ТАТ;
4) рисуночный тест Мать и дитя;
5) Метапсихологический профиль (А. Фрейд, У.Э. Фрейд).
Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования можно использовать в практической деятельности психологов при работе с женщинами с подавленной женственностью.
Апробация и внедрение результатов исследования проведено в бухгалтерии и отделе рекламы ФГУП «Московский эндокринный завод».

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

В ходе теоретического исследования нам удалось выяснить, что понятие женственности в психоанализе рассматривается с двух сторон. Со стороны сексуальной предрасположенности и со стороны строения женского тела. Впервые изучением данного вопроса начал заниматься З. Фрейд. По его мнению, женственность не является врожденным качеством. То есть все люди по своей природе бисексуальны. А именно гендерные различия начинают формироваться на стадии «комплекса Эдипа», и связаны, непосредственно, с детско-родительскими отношениями. А вот женскую идентичность З. Фрейд рассматривает через призму истерии, которая является показателем скрытой сексуальности. С течением времени появились две основные школы, занимающиеся исследованием женской идентичности – американская и французская. Первая школа поддерживает теорию З. Фрейда, и считает женскую идентичность центральной проблемой психоанализа. Вторая же подвергает данные исследования критике.
Кроме этого, в психоанализе встречается понятие «женского». Впервые об этом также заговорил З. Фрейд. В своих исследованиях он пытался доказать связь биологических характеристик с особенностями поведения. Именно в этом и видел «женское». Однако современные исследователи расширили данное понятие, выделили его в отдельную категорию. В понятие «женского» входит стремление женщины быть хорошей матерью и хозяйкой, но при этом профессиональные достижения не уходят на второй план. Исследователи сходятся на том, что женщина может реализоваться в карьере и в семье. В своей трудовой деятельности женщины используют особый подход, который зачастую отличается от мужского, но это не значит, что он менее эффективный. В тоже время ученые не отвергают тот факт, что семья и любовь должны оставаться у женщины на первом месте. Именно на этом поприще она сможет полностью реализовать свое женское начало. То есть речь идет о роли женщины в мире. Именно реализуя свою роль женщина сможет стать счастливой. В противном случае возникает множество проблем, в том числе сексуального характера.
В целом стоит отметить, что подавленная женственность является центральной проблемой психоанализа на сегодняшний. Существует несколько причин ее возникновения. Это психотравма, которая зачастую обусловлена строгим воспитанием, результатом которого является неосведомленность о сфере сексуальных отношений, страх незапланированной беременности и т.д. Также подавленная женственность может быть связана с нарушением взаимоотношений в детстве с матерью. Отношения «мать-дочь» могут иметь глубокое травматическое воздействие и привести к проблемам психологического характера.
Конфликтность взаимоотношений «мать-дочь» приводит к нарушению поло-ролевой идентичности, что в итоге приводит к подавленной женственности. Она проявляется в конфронтации между образом «Я» и феминными составляющими образа матери, влияющие на формирование поло-ролевой структуры и поведения взрослой женщины. Женщины с подавленной женственностью имеют конфликтную поло-ролевую структуру, для которой характерна фрустрированность ее женской роли. Нарушается так называемая ролевая ось, когда ключевая составляющая женской роли переживается им как неудачно, неправильно выполняемая и недоразвитая.
Для женщин с подавленной женственностью также характерна поляризация ролевой системы, о чем свидетельствует травматическое воздействие отношений девушки с матерью на глубинном уровне. Брачные отношения таких женщин имеют достаточно противоречивый характер. При осложненной реализации женской половой роли и подсознательном отрицании возможностью насладиться половым актом наиболее весомыми факторами брачных отношений выступают факторы сексуальной гармонии и внешнего партнера.
Эмпирическое исследование проводилось в 2019 году на базе ФГУП «Московский эндокринный завод» в бухгалтерии и отделе рекламы. В нем приняли участие 20 женщин в возрасте от 35 до 45 лет. Все женщины проживают в г. Москве.
Для диагностики уровня фригидности/маскулинности мы использовали полоролевой опросник С.С. Бема, тест Т. Лири (модификация Ю.А. Решетняк, Г.С. Васильченко). Далее мы отобрали женщин с наиболее ярко выраженной маскулинностью/фригидностью и проводили дальнейшее исследование только с ними. В частности, для оценки жизненных отношений женщин мы использовали тест ТАТ, рисуночную методику «Мать и дитя» и составили метапсихологический профиль на каждую испытуемую.
Из 20 женщин, принявших участие в исследовании, мы отобрали 5 с наиболее ярко выраженной маскулинностью. В результате эмпирического исследования нам удалось выяснить, что женщинам с маскулинной характеристикой личности свойственна агрессия, властность и деспотичность. Некоторым чрезмерная озабоченность, подозрительность и скрытость. У каждой из них есть проблемы в отношениях с противоположным полом, построить гармоничную семью им не удается. Они стремятся доминировать над мужчинами, подчинить их своей воле. Более половины из них избегают диадных отношений, у остальных привязанность является неустойчивой и кратковременной. Маскулинность стала развиваться в следствии неправильного воспитания, где нарушены полоролевые отношения.
Результаты эмпирического исследования позволили нам разработать психологические рекомендации для женщин среднего возраста с подавленной женственностью. Стоит отметить, что каждая из них нуждается в специальной работе со специалистом, но есть ряд рекомендаций, которые можно использовать на любом этапе коррекции. В частности, к ним относятся способы борьбы с агрессией, релаксация, дыхательные упражнения, аутоанализ.

 

Заключение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Многие психологи изучают различие мужчин и женщин. Женская природа уникальна и своеобразна. Ее особенности впервые отразил в своих исследованиях З. Фрейд. Он отмечал в рамках психоанализа невозможно описать процесс ее формирования, а именно путь превращения от девочки в женщину. В раннем возрасте мальчики и девочки развиваются одинаково, проходят все основные этапы становления и развития, в том числе предэдипальный. Основные различия начинают формироваться в эдипов период. Психоаналитика отмечает специфику психосексуального развития.
В раннем возрасте, по мнению исследователей, девочка представляет собой «кастрированного мальчика» и развивается идентично мальчику, сексуальность, влечения у них протекают одним и тем же путем. Из-за отсутствия полового органа у девочек формируется комплекс кастрации, то есть они чувствуют себя неполноценными и ущербными. Современная наука называет это нарциссической раной. По этой причине у девочек формируется зависть к половому члену, подсознательно они обвиняют мать в отсутствии данного органа, фиксируются на своем отце и отчуждаются от мамы. По этой схеме развивается комплекс маскулинности. Девочки желают иметь пенис, иными словами, быть как мальчик. Отметим, что данный комплекс формируется лишь на визуальном наблюдении своих половых органов, внутренние ощущения не играют в этом роли.
Далее в развитии сексуальности девочки наступает новая фаза. Она связана с наступлением менструации, а после беременностью или родами. В этот период женщина преодолевает свои мужские инстинкты, начинает принимать новые ощущения, которые происходят в ее теле, внутри нее.
Однако этот процесс порой протекает к некоторыми проблемами, которые проявляются в развитии женственности и женской идентичности. Данные аспекты разрабатывались целым рядом зарубежных ученых. В первую очередь следует выделить учениц З. Фрейда – М. Бонапарт и Х. Дойч, которые придерживались ортодоксальных взглядов на природу женской идентичности. Проблемы женской идентичности, интерпретации психоаналитических идей изучали и исследовали теоретики: С. Маркус, С. Кофман, С. Файерстоун, Дж. Митчел, К. Милет, Т. Мой, М. Якобус, Б. Фридан. Критика З. Фрейда с позиции феминистской методологии была осуществлена С. Файерстоун, К. Милет.
Современные феминистические исследования критикуют теорию З. Фрейда, считая, что такое положение может существовать только лишь в патриархальной культуре. В 70-х годах направления феминистской критики связывались с критикой фрейдовском концепции семьи: труда Дж. Митчел, Б. Фридан. Тенденции нынешнего времени таковы, что женщина стала занимать лидирующие позиции как в семье, так и в обществе в целом. Это привело к тому, что женщина стала на один уровень с мужчиной в сфере карьеры и бизнеса. Теперь у женщин практически нет времени заниматься домашними делами, детьми. Мужчина перестают быть главой семьи, отдавая бразды правление женщине. Это привело к тому, что к подавлению женской идентичности и, как следствие, женственности. Многие современные женщины не могут обрести внутреннего счастья, поскольку постоянно находятся в борьбе. Это также негативно сказывается и на сексуальности женщины.
Женщинам все чаще приходятся обращаться к специалистам, чтобы решить проблемы счастья, удовлетворения своей жизнью. Отсюда следует, что общественная потребность на разработку практических рекомендаций в сфере работы с подавленной женственностью в психоанализе велика. Однако противоречие заключается в том, что научных исследований на эту тему не очень много. И все они направлены только лишь на теоретическое исследование данной проблемы. Исследований, направленных на практическую работу с подавленной женственностью в психоанализе на данный момент времени не хватает. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Цель исследования – психоаналитическое исследование личности женщин с маскулинными наклонностями.
Задачи исследования:
1. Теоретическое исследование феномена женственности и маскулинности в женском развитии в психоаналитическом подходе.
2. Исследовать уровень феминности, маскулинности и фригидности женщин.
3. Диагностировать структуру межличностных и внутриличностных отношений.
4. Проанализировать внутренние конфликты, влечения, интересы и мотивы.
5. Изучить ранние взаимоотношения с матерью.
6. Исследовать испытуемых с точки зрения их положения в прогрессивных последовательностях, связанных с развитием потребностей, развитием Я и Сверх-Я и сообразным возрасту развитием внутренней структуризации и адаптации к окружающей среде.
7. Сделать выводы.
Объект исследования – феномен подавленной женственности.
Предмет – особенности развития личности женщин с маскулинными наклонностями.
Гипотеза исследования: предполагается, что у женщин с ярко выраженной маскулинностью нарушена привязанность с матерью.
База исследования. Бухгалтерия, отдел рекламы ФГУП «Московский эндокринный завод».
Характеристика выборки. В исследовании приняло участие 20 женщин в возрасте от 35 до 45 лет. Исследование проводилось в 2019 году. Все женщины проживают в г. Москве.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования:
1. Обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ психологической литературы по изучаемой теме.
2. Тестирование.
3. Количественно-качественные методы обработки результатов.
4. Статистический анализ полученных данных. Методы статистической обработки информации включали в себя описательную статистику (подсчет средних значений), вычисление значимости различий между значениями разных групп проводилось по t-критерию Стьюдента.
Методики исследования:
1) тест Бема;
2) тест Т. Лири (модификация Ю.А. Решетняк, Г.С. Васильченко);
3) тест ТАТ;
4) рисуночный тест Мать и дитя;
5) Метапсихологический профиль (А. Фрейд, У.Э. Фрейд).
Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования можно использовать в практической деятельности психологов при работе с женщинами с подавленной женственностью.
Апробация и внедрение результатов исследования проведено в бухгалтерии и отделе рекламы ФГУП «Московский эндокринный завод».

 

Список литературы:

 

Глава І. ПРОБЛЕМА ФЕНОМЕНА ПОДАВЛЕННОЙ ЖЕНСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ПСИХОАНАЛИЗЕ

1.1 Женственность и женская идентичность в психоанализе

Женственность в психоанализе рассматривается точки зрения бисексуальной предрасположенности ребенка (теория З. Фрейда, Х. Дойч, М. Бонапарт и др.) и анатомических особенностей строения женского генитального аппарата. С данной точки зрения девочка до момента открытия пола развивается как маленький кастрированный мальчик и только позже она обретает типично женские влечения [52; 30; 24]. Согласно альтернативной точке зрения (К. Хорни, М. Кляйн, Р. и Ф. Тайсон), женственность рассматривается как изначально присущее качество каждой женщине. Важное значение в понимание женственности имеет также социальный фактор, вследствие которого формируется некая модель с типично женскими и типично мужскими свойствами. Большую роль в формировании первичной женственности играет образ тела, который складывается у ребенка довольно рано [54; 34; 46]. Р. Столлер отмечает, первичная женственность, будучи установившейся в ранних переживаниях младенца, становится настолько прочной частью идентичности взрослой женщины, что никакие сложности в развитии не смогут ей помешать [48, c. 83]. Для формирования ядра половой идентичности (или первичной женственности) большое значение играют ранние генитальные переживания ребенка, которые формируются вследствие фантазий матери, репрезентаций и образа ребенка у матери, материнского ухода. Более полное осознание девочки себя, как принадлежащей к женскому полу, происходит в объектных отношениях с отцом и матерью. Удовлетворенность матери своей сексуальностью и женской ролью, принятие дочери отцом – дают девочке чувство и принятие своей женственности.
Современные исследователи отмечают важность вклада З. Фрейда в теорию гендера: он начал исследовать специфику женских и мужских отношений, которые происходят в конкретной психологической реальности, вместо того, чтобы исследовать абстрактный субъект классической философии. З. Фрейд впервые выделяет значение гендерных параметров идентичности в структуре субъективности и показывает, что особенности, как мужская, так и женская, формируются не абстрактно, а в среде семьи. Но в то же время, основной реальностью женского существования З. Фрейд считал именно семейную среду и указывал на роль женщины как на вторичную и зависимую, за что и критиковался позже феминистскими исследователями [51, c. 49].
Творчество З. Фрейда разделяют на два основных периода: 1890-1920 годы – исследование проблемы детской сексуальности; 1920-1940 годы – исследование проблемы дифференциации полов.
В первый период З. Фрейд пытается определить особенности гендерного различия в структуре детской идентичности и приходит к выводу, что гендерные различия не свойственны ребенку от рождения, а формируются лишь на стадии так называемого «комплекса Эдипа» – когда сексуальность ребенка сводится к какому-то одному типу идентификации (мужскому или женскому). «Комплекс Эдипа» в трактовке отдельных ученых определяется как комплекс бессознательных идей и чувств, которые сосредотачиваются вокруг желание обладать одним из родителей противоположного пола и превзойти притязания своего пола [6, с.158].
Эдипов комплекс является один из ключевых этапов женского развития. В ходе Эдипова комплекса манифестируется женственность девочки, формируется способность к триадным отношениями и, в позитивном случае, гетеросексуальная установка, где мужская фигура становится объектом любви. Доэдипова привязанность девочки к матери во многом определяет то, в каких формах будет протекать Эдипов комплекс, ведь в это время закладывается нарциссически ценное ощущение собственной женственности и развивается женская половая роль. Трудности в отношении с матерью (например, зависть и чувство вины) могут задержать Эдипово развитие девочки, и данный конфликт может облегчить регресс [25, c. 58].
В работе «Очерки по психологии сексуальности» З. Фрейдом впервые поднята проблема сексуальной гендерной симметрии. Он утверждает, что человеческую сексуальность нельзя классифицировать в рамках терминов «нормальная» – «ненормальная», она значительно сложнее полиморфной структурой. Именно в этой работе З. Фрейд признает доэдиповы фазы желания, которые впоследствии стали основными константами психоаналитических концепций женского желания в различных исследованиях [52].
В 1920 году З. Фрейд обратился к понятию «бисексуальности», пытаясь прорваться сквозь ограничения, наложенные понятиями «мужественность» и «женственность», чтобы выявить их психологическое значение, или установить их бессмысленность [39, с. 82]. Очевидно, под «бисексуалом» З. Фрейд имел в виду то, что оба пола в своей психической жизни отражают эту большую антитезу, что в бессознательном и предсознательном мужчины и женщины одинаково отражена большая проблема этой первичной двойственности. Без всякого различия оба пола очень разные: и мужчины и женщины в своей психической жизни одинаково переживают значительные трудности, является следствием разделения на полу [5, с.85].
В 1924 году З. Фрейд формулирует идею о комплексе кастрации.
Из-за различия проявлений «комплекса Эдипа» у мальчиков и девочек, З. Фрейд объясняет дифференциацию мужского и женского. У девочек этот комплекс проявляется не из-за страха кастрации, а из-за зависти к пенису. Фрейдовское определение кастрации позволяет упрощенно взглянуть на проблему гендерного идентификации: девочка в этом контексте – кастрированный мальчик. В то же время особенность фрейдовской трактовки комплекса кастрации заключается в том, что определяющими факторами в формировании пола является не анатомические особенности мальчиков и девочек, а внутренний и необъективированного состояние страха, который является константным для природы человека независимо от его половой принадлежности. Понятие кастрации в З. Фрейда с одной стороны сводит гендерную отличие в анатомической, с другой – проблематизирует ее, уравнивая женскую и мужскую субъективности в сфере символической угрозы (кастрации) [1].
Комплекс кастрации, как важный элемент женского развития, может как способствовать развитию женственности, так и препятствовать обретению женской установки. В норме с обнаружением и принятием кастрации, происходит идентификация с матерью, и влечения девочки от фаллически-активных сменяются пассивными-принимающими. Если же нарциссическая рана, которая возникла в связи с переживаниями собственной кастрации, слишком сильна, то девочка может не отказаться от своей фаллической активности и в дальнейшем развиваться по аналогии с мальчиком, переживая свою неполноценность и обделенность. Для преодоления комплекса кастрации крайне важны объектные отношения девочки с матерью и отцом, которые будут поощрять ее нарциссическую женскую ценность [27, c. 4].
Дж. Брукс-Гун делает набросок схемы типов женского развития, которые он вначале разделяет на гомосексуальный и гетеросексуальный, подразделяя в дальнейшем гомосексуальный тип на две подгруппы. Он признает достаточно приблизительную схематическую природу своей классификации и говорит о том, что существует определенное количество промежуточных типов [62].
Объясняется это следующим. В повседневной жизни можно часто встретить тех, кто, будучи гетеросексуальным в своем развитии, ясно демонстрируют черты противоположного пола. Как правило, это объясняется бисексуальностью, заложенной в каждом человеке; и анализ показал, что то, что проявляется как гомосексуальные или гетеросексуальные характерные особенности или сексуальные манифестации, является конечным результатом взаимодействия конфликтов и не обязательно свидетельством радикальной или фундаментальной тенденции. Разница между гомосексуальным и гетеросексуальным развитием является результатом различий в степени тревоги, которая оказывает соответствующее влияние на развитие. Ференци отмечал подобные реакции в поведении («Нозология мужской гомосексуальности»), а именно то, что гомосексуальные мужчины преувеличивали свою гетеросексуальность как «защиту» против гомосексуальности. А это значит, что женщины, которые стремятся к маскулинности могут надевать маску женственности, чтобы предотвратить тревогу и возмездие, которых опасаются со стороны мужчин.
Существует особенный тип женщин, которые могут заниматься, например, интеллектуальным трудом. Еще не так давно женщины, имеющие интеллектуальный род занятий, ассоциировались исключительно с откровенно мужеподобным типом, и которые, в определенных случаях, не скрывали своего желания быть мужчиной. Теперь времена изменились. Прежде всего изменились женщины и их профессиональная деятельность, и сложно сказать, являются ли они скорее женственными, чем мужеподобными в своем стиле жизни и характере. В университетской жизни, в науке и бизнесе постоянно встречаются женщины, которые отвечают всем критериям женственности. Они превосходные жены и матери, успешные деловые женщины; они ведут активную социальную и культурную жизнь; они не испытывают недостатка в женских интересах, что, например, выражается в том, как они выглядят, при необходимости они могут найти время, чтобы выступить в роли преданной и бескорыстной матери для широкого круга родственников и друзей. В то же время, они выполняют свои профессиональные обязанности как минимум так же хорошо, как и среднестатистический мужчина.
Джоан Ривьер отмечает, что есть женщины, которые полностью олицетворяют собой женственность: имеют прекрасные отношения с мужем, которые включают в себя частую интимную близость и сексуальное удовольствие; являются прекрасными хозяйками. При этом они вполне могут быть успешными в профессии, легко адаптируются к реальности, умеют поддерживать хорошие отношения практически со всеми, а также успешно заводят новые знакомства [45].
Тем не менее их стабильность не является такой уж безупречной. Они часто могут испытывать чувство тревоги, порой она бывает невыносимой, особенно на работе. И это, не смотря на успех в работе и явные высокие интеллектуальные способности. Будучи хорошими специалистами в своей сфере, многие женщины зачастую могут испытывать плохие предчувствие, им может также казаться, что они сделали что-то не так, то, что не соответствует стандарту или норме. Это заставляет их искать поддержку и утешение у мужчин-коллег. Они ищут от них внимания и лестных слов. При этом не важно насколько значимо их мнение, важно то, что они, как правило, являются отцовскими фигурами.
Можно было выделить два вида поддержки, которую женщины ищут у отцовских фигур: первый — это прямая поддержка в виде комплимента ее работе; второй, и более важный, непрямая поддержка, имеющая природу сексуального внимания со стороны этих мужчин. Иными словами, анализ таких женщин показал, что посредством более или менее завуалированного флирта и кокетства они стремятся добиться ухаживаний (сексуального интереса) со стороны определенного типа мужчин. Такое поведение, следовавшее сразу за выполненной работой, абсолютно может не соответствовать их в высшей степени обезличенному и адекватному поведению во время работы и порой становится проблемой.
Кроме этого, анализ показал, что их соперничество с матерью в эдипальной ситуации было особенно острым и не смогло удовлетворительно разрешиться. Но помимо конфликта с матерью, налицо было сильное соперничество с отцом. Работа таких женщин, как правило, основывается на очевидной идентификации с отцом, который занимался чем-то схожим. Подростковый период таких женщин отмечен сознательным бунтом против отца, с соперничеством и презрением к нему. В процессе анализа часто вскрывались сны и фантазии такой природы как кастрирование мужа [43].
Женщины могут вполне сознательно испытывать чувство соперничества и притязания на превосходство над многими из таких отцовских фигур, но чье расположение они пытаются снискать после тяжелой работы. При этом, как правило, они считают таких мужчин не ровней себе, их мнение для является важным. Такой тип женщин можно отнести к так называемым гомосексуальным женщинам, которые не интересуются другими женщинами, но желают признания их маскулинности со стороны мужчин и претендуют на то, чтобы быть тождественными мужчинам или иными словами попросту быть мужчинами. Тем не менее на публике они открыто об этом не говорят и признают свою женственность.
Свое кокетство они порой даже не осознают, имеют смутное представление о нем. Кокетство это выражается в бессознательной попытке справиться с тревогой, которая возникала по поводу ожидаемой ею расправы со стороны отцовских фигур после работы. Публичная демонстрация интеллектуального потенциала, которая сама по себе была успешной, означает демонстрацию обладания отцовским пенисом, после его кастрации. После этого женщины могут быть охвачена невероятным ужасом, что со стороны отца последует возмездие. Исследователи психоанализа считают, что это является шагом к тому, чтобы успокоить мстителя, предлагая ему себя в качестве сексуального объекта. Эта фантазия, которая появляется в зрелом возрасте, типична для детства и юности. Все эти мужчины напоминают отцов женщин, являются сходным с ним по типажу [58, c. 67-69].
Общим видением женской идентичности в психоанализе З. Фрейда было видение ее через призму истерии. Психоаналитическая стратегия в такой интерпретации состояла в том, чтобы понять «женскую сущность» истерички, скрытую за многими постоянно меняющимися состояниями, которые шокировали мужа своей непредсказуемостью, то есть заглянуть за ту грань, которая традиционно отделяла женскую субъективность от мужской.
Восприятие женского желания как истерического отражает известная история Доры – пациентки З. Фрейда, которая описана им в одной из его работ. Эта работа стала классическим текстом, в котором структура женской идентичности приравнивается к структуре истерических симптомов. Этот текст в современном психоанализе оценивается как один из самых загадочных со всего цикла фрейдовских текстов. Прежде всего потому, что представляет собой не только подробное описание причин и условий женской истерии, но и профессиональное фиаско мужа-врача, в частности, его несостоятельность интерпретировать и объяснить женскую историю.
Итак, «случай Доры» начинается тогда, когда Филипп Бауэр привел свою восемнадцатилетнюю дочь Дору к З. Фрейду после ее попытки самоубийства и рассказал, что ее симптомы (периодическая полная потеря голоса и приступы удушья) начали проявляться два года назад, когда они вместе с семьей герра К. отдыхали в Альпах на берегу озера. Дора, во время прогулки по берегу озера с герром К., неожиданно дала ему пощечину и убежала. Девушка настояла на возвращении в Вену, затем обвинив герра К. в сексуальном домогательстве. Известно также, что Филипп Бауэр в то время имел отношения с Фрау К. – женой герра К; известно также, что у Доры были сложные отношения с матерью, а в герра К. была интрижка с молодой гувернанткой своих детей. С самого начала видно, что Дора предстает в этой истории как сексуально неуравновешенная девушка с неадекватным и неожиданным поведением. Процесс лечения заканчивается тем, что Дора неожиданно отказывается от услуг З. Фрейда.
З. Фрейд объясняет этот случай тем, что Дора чувствовала сексуальное влечение к герру К., который повторял ее инфантильное влечение к отцу, то есть «комплексом Эдипа». З. Фрейд на примере «случае Доры» обосновывает дополнительные характеристики женской идентичности как структуры истерии, отмечая ведущую роль «Другого» в формировании структуры женской идентичности. Все проблемы Доры З. Фрейд определяет в контексте мужского поведения, а женская зависимость от «Другого» рассматривается З. Фрейдом на примере отношений аналитика (Фрейда) и пациентки (Доры). Идеальным «Другим» по З. Фрейду выступает фигура отца, или его различных ипостасей (например, герр К.).
Однако З. Фрейд столкнулся с проблемами в интерпретации женского желания – с отказом Доры продолжать лечение, нежеланием девушки признать ее влечение к герру К., с Дориной идентификацией с отцом и направленности ее желание на женщину, с которой у отца были отношения.
Таким образом, интерпретация женской истерии остается оборванной, она не удовлетворяет и раздражает самого З. Фрейда. «Случай Доры», по мнению Ч. Бернхеймера, представляет собой случай переноса, когда человек (Фрейд), конструируя нарратив женского желания и женской субъективности (Доры), представляет тем самым свое собственное желание, подменяя женское желание своим. В процессе переинтерпретации истории Доры, которую делает З. Фрейд, становится очевидной зависимость врача от пациента, то есть, совпадение образа субъекта и взгляда на субъект. Отражен образ во взгляде того, кто видит, чаще всего означает акт присвоения, порабощения. Таким образом женщина, отраженная в «мужской» литературе – это тот образ, который отражается и символизирует социум, который, конечно, является традиционно мужским [53].
Критика З. Фрейда проводилась в русле исследования доэдиповских отношений мать / ребенок, реализуемые независимо от инстанции «Другого» в этих отношениях. Основная заслуга в разработке структуры этих отношений принадлежит немецкой исследовательницы Мелани Кляйн. Она подвергала критике «комплекс Эдипа», выраженный в треугольнике мать-отец-ребенок и концепции зависимости женской субъективности от «Другого». По мнению М. Кляйн, для понимания особенностей психики человека нужно исследовать ее доэдиповский этап развития, а именно первичную идентификацию ребенка с матерью. Особенность отношений мать / дочь помогает понять, почему в структуре семьи женская роль формируется из-за потери идентификации. Функция женщины в семье традиционно сводилась к уходу за домом и детьми, причем, при отсутствии отца. Поэтому с самого начала девочка ориентируется на зависимый (материнский) тип идентификации, а мальчик – активный (отцовский). При таком типе идентификации преобладает чувственные проявления, которые соответствуют личным, а не социальным аспектам реальности. По мнению М. Кляйн, именно доэдиповские отношения мать / дочь формируют отношения как гармоничные отношения, независимо от «Другого», и которые позволяют реализовываться женской идентичности матери и дочери разносторонним образом. Теория дэдиповских отношений М. Кляйн служила отправной точкой как для развития постлакановского феминистского, так и для современного постструктуралистского психоанализа [34].
Критика З. Фрейда теоретиками была продолжена в 80-е годы ХХ века, в частности она касалась фрейдистского анализа «случая Доры», который был признан классическим случаем интерпретации женской идентичности в фрейдовском психоанализе.
Фрейдовский психоанализ считал основой женской идентичности показатели истерии как проявление скрытой сексуальности. Психоаналитический процесс исследования женской идентичности строился как практика внешнего наблюдения за истеричной, «больной» женщиной. Феминистские теоретики в первую очередь обратили внимание на фрагментарность истории Доры, что раздражало самого врача и рассказчика (Фрейда). Он стремился ликвидировать эту фрагментарность, но так и не смог этого сделать.
Дальнейшие интерпретации «случая Доры» в истории психоанализа связаны с попытками анализа женской идентичности за пределами фрейдовских эдиповских схем и со стремлением расширить понимание женской идентичности [35, c. 439].
Например, C. Джиллиан интерпретирует клинический дискурс психоанализа через понятие модернистского нарратива с целью расширения его топологии. Модернистский нарратив отрицает возможность доступа к истине и реализует стратегию разрушения линейного нарратива как цепи причин и следствий. Исходя из этого, C. Джиллиан утверждает, что З. Фрейд в интерпретации «случая Доры» бессознательно выступил как модернистский рассказчик, который реализует в нарративе гетерогенные и множественные интерпретации женского желания и допускает возможность альтернативного понимания женской идентичности. По мнению C. Джиллиана, фрагментарность фрейдовского нарратива указывает на бессознательное признание самим З. Фрейдом невозможности возведения женской идентичности традиционной эдиповской схемы, и тем самым отказывается от нее [69].
Некоторые современные интерпританты понимают отношения Доры и З. Фрейда в процедуре психоаналитического сеанса как бесконечный процесс обмена бисексуальными идентификациями. Некоторые интерпретации строятся на попытке реконструировать гомосексуальное желание Доры к фрау К. и учитывая особое место матери и материнских идентификаций в структуре женской идентификации в целом.
Ф. Дольто пишет о фрейдовском навязчивом страхе кастрации. Фрагментарное желание Доры воплощает собой импотентность традиционной рациональности перед лицом женской идентичности, а настойчивое стремление З. Фрейда восстановить линейность истории Доры демонстрирует его кастрационную тревогу. По мнению Ф. Дольто, вписывание З. Фрейдом Доры в эдиповскую схему, значит самозащиту З. Фрейда от своего собственного орального желания, то есть от феминности в самом себе. Таким образом, Ф. Дольто не только критикует конструирования З. Фрейда женской идентичности, но и расширяет топологию понимания мужской идентичности в психоанализе на примере самого З. Фрейда, тем самым доказывая наличие в психоанализе разрушительных для мужской идентичности дискурсивных схем [31].
И. Жеребкина также объясняет неудачу З. Фрейда его собственным контрпереносом. По мнению И. Жеребкиной, Дора – это символ неудачи традиционного мышления в попытке интерпретации женской идентичности и одновременно указание на необходимость выработки нового независимого языка анализа женской идентичности [32, с.86].
«Случай Доры» стал очень актуальным для современных теоретиков. Ведь он является классическим примером вписывания женской идентичности в эдиповскую схему и одновременно служит схеме для реконструкции фрейдовской интерпретации женской идентичности и женского желания. Как видим, «Случай Доры» демонстрирует неудачу теоретического классического психоанализа в описании женской идентичности. Он оказался символическим для последующих, в том числе, феминистских интерпретаций женской идентичности и женской сексуальности в культуре ХХ века. В то же время, он указывает на возможность новых интерпретационных стратегий понимания структуры женской идентичности, которые не были реализованы в фрейдовском психоанализе.
После Фрейда и до настоящего времени можно выделить две школы, занимавшиеся изучением женской идентичности – американскую и французскую, каждая из которых заявляла о своей «верности» идеям Фрейда и его представлений об исследуемой теме. Для самого Фрейда вопрос о женской идентичности и ее формировании был достаточно маргинален, и только в поздних трудах он посвятил ему несколько больше времени, что нашло выражение в известных статях «Женская сексуальность» (1931) и «Женственность» (1933). В этих работах Фрейд видел проблему женской идентичности как центральную, но на современном ему этапе развития психоанализа неразрешимую. Известно его возражение идеям Хорни, Джоунса и Радо о биологических основаниях развития сексуальности, за приписывание врожденных качеств «женственности» и «мужественности», или их взаимопроникновения и сосуществования в одной идентичности. Идеи тех, кому он оппонировал, легли в основу формировавшейся тогда американской школы и ее представлениям о женской идентичности [54].
Американская школа эго-психологии, М. Кляйн и теоретиков объектных отношений (oject-relations theory), уделила наибольшее внимание важности и влиянию материнской идентичности и отношениям матери и ребенка. Книга социолога Н. Чодороу «Вопроизводство материнства» стала важным этапом в развитии американской школы по этой проблеме. Она также концентрируется на отношениях матери и ребенка, и на формировании идентичности в результате полной и болезненной (у мальчиков) или неполной (у девочек) сепарации с матерью. Ее основная идея состоит в том, что мужская и женская идентичности получают свои социально сформированные характеристики мужественности и женственности именно в результате этого социально установленного института материнства, и его влияния на идентичность ребенка [55]. Другая классическая работа по теме, «Психоанализ и феминизм» Дж. Митчелл, была опубликована в 1974 году. В ней рассматриваются взгляды на женскую идентичность и ее формирование у Фрейда, Райха и Ланга и, в меньшей степени, у Джоунса, Хорни, А. Фрейд и Кляйн. Критика психоанализа в феминизме представлена работами де Бовуар, Фридан, Фиге, Гриа, Фаестоун и Миллетт, причем Митчелл «защищает» Фрейда от их, с ее точки зрения, неаккуратного прочтения психоаналитической традиции [39].
Начало французской школы психоанализа принято связывать с именем Ж. Лакана и с его критикой американской школы психоанализа. Во многих своих статьях разных лет Лакан утверждал, что необходимо дистанцироваться от популяризаторских взглядов на психоанализ, принятых в американской школе. Центральной особенностью его работы является критика гуманизма с его представлениями о целостном субъекте действия и рациональной идентичности. Против такого видения идентичности было направлено все теоретизирование Лакана, и в этом его теория является составной частью критики гуманизма во французской послевоенной мысли. Использование достижений лингвистики и семиотики в теории психоанализа принято считать наиболее влиятельным и признанным нововведением Лакана. Именно утверждение Лакана о том, что «бессознательное структурировано также, как и язык», стало самым расхожим в представлении его теории. Что касается вопроса о женской идентичности, то Лакан резко разошелся с идеями американской школы. Отношения матери и ребенка существуют только в контексте, который определяется значением Символического Отца, а не влиянием матери, как считает Лакан. Те, кто это игнорируют, и видят отца через глаза матери, ложно полагают a priori данную активную позицию матери. «Отец» символически и лингвистически разбивает союз матери и ребенка, и этот отеческий запрет заставляет ребенка самоопределиться в отношении полового различия, принять речевую позицию мальчика или девочки, в результате чего появляется автономный, хотя и «разорванный», субъект. Понятие речевой (говорящей) позиции здесь центрально, так как именно социальность речи Лакан видел решающим фактором в формировании женской и мужской идентичности [57, c. 386-388].
После Лакана психоаналитический подход к вопросу о женской идентичности разделился на два направления – его сторонников и его критиков. Митчелл и Роуз (1982), а также другие его сторонницы, считают фаллоцентричность анализа Лакана нейтральным описательным фактом, не имеющим никакого отношения к реальностям выбора. Вслед за Лаканом, они видят в фаллосе произвольное понятие, ничем не отличающееся от других понятий, и считают, что именно Лакан, среди теоретиков психоанализа, яснее других сформулировал причины нейтральности места и роли фаллоса. Они считают, что он имеет такое же отношение к мужчинам, как и к женщинам, и является всего лишь обозначателем полового различия, пусть и такого важного [39]. В какой-то степени, к рядам сторонников можно отнести и В.А. Мазина, который считает женственность и мужественность (упрощенно говоря) латентным набором характеристик, присущих субъектам независимо от их принадлежности к мужскому или женскому полу [38].
Следующей крупной фигурой во французском психоанализе, разрабатывающей проблему о женской идентичности, выступает Л. Иригари, ученица Лакана и самый известный его оппонент. В работах «Зеркало другой женщины», «Этот не единственный пол», «Этика полового различия» и других, Иригари развивает теорию полового различия, утверждая, что проблема женской идентичности не может быть адекватно рассмотрена в рамках традиционных психоаналитических понятий. Она использует социально-лингвистические открытия Лакана для детального исследования места и роли женской идентичности в современных обществах, и показывает, что необходимо развивать автономный психоаналитический и теоретический подход к этой проблеме. Ее теория этики полового различия и идеи о женской идентичности лежат в основе влияния современного французского психоанализа на текущую направленность разработок по этой теме [37].
Таким образом, понятие женственности в психоанализе рассматривается с разных сторон: как бисексуальная предрасположенность, с точки зрения особенностей строения женского тела. Исследование понятия женственности начал З. Фрейд. Он считал, что гендерные различия не являются врожденным качеством, а формируются на стадии «комплекса Эдипа». Именно в этот период, по мнению З. Фрейда у девочки формируется женственность. В свою очередь женскую идентичность З. Фрейд видит через призму истерии, которая является показателем скрытой сексуальности. С течением времени появились две основные школы, занимающиеся исследованием женской идентичности – американская и французская. Первая школа поддерживает теорию З. Фрейда, и считает женскую идентичность центральной проблемой психоанализа. Вторая же подвергает данные исследования критике.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы