Магистерский диплом на тему Эволюция концептуальных основ и правового регулирования обеспечения безопасности государства в советский и постсоветский период
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Зарождение и развитие концепции государственной безопасности Советского государства и её правовое регулирование на этапах создания основ социализма и его защиты накануне и в ходе Великой Отечественной войны и послевоенный период (октябрь 1917-1953 гг.) 9
§1.1. К вопросу о понятиях безопасности государства и её правового регулирования. 9
§1.2. Этапы формирования и развития концепция обеспечения государственной безопасности в условиях построения основ социализма, накануне и в ходе Великой Отечественной войны и послевоенный период. 21
§1.3. Правовое регулирование обеспечения государственной безопасности в условиях построения основ социализма, накануне и в ходе Великой Отечественной войны и послевоенный период. 32
Глава 2. Эволюция концепции обеспечения государственной безопасности СССР и её правовой регламентации в условиях либерализации общественных отношений и последующего кризиса советской государственности (март 1953 — декабрь 1991 гг.) 44
§ 2.1. Изменения в концепции обеспечения государственной безопасности в СССР в период 1953 – 1991 гг. 44
§ 2.2. Концепция правового регулирования обеспечения государственной безопасности в СССР в период 1953 – 1991 гг. 58
Глава 3. Изменения концептуальных основ и правового регулирования обеспечения национальной безопасности России в постсоветский период (с 1992г.) 65
§3.1. Эволюция концепции обеспечения национальной безопасности в постсоветской России. 65
§3.2. Изменения в правовом регулировании обеспечения национальной безопасности в постсоветской России. 82
Заключение 93
Список использованной литературы 98
Введение:
Проблема безопасности государства в настоящее время является одной из актуальных для России. Сложное международное положение Российской Федерации в условиях нестабильной политической системы в мире, распространение международного терроризма и тенденция глобализации иных видов преступлений говорит о нарастании угроз интересам гражданам, обществу и государству. Требуется разработка и реализация эффективных мер по обеспечению национальной безопасности.
В первую очередь для решения данной задачи необходимо комплексное и системное изучение аспектов обеспечения безопасности, включающий в себя теоретическое исследование, которое будет учитывать практический интерес личности, общества и государства. Не стоит упускать и исторический опыт развития различных концепций национальной безопасности, поскольку это позволит изучить доступные перспективы выбранного варианта обеспечения национальной безопасности.
Теоретический аспект изучения национальной безопасности затруднен отсутствием общетеоретического представления о природе, сущности и содержании такой правовой категории как «безопасность». При этом с развитием общества, технологий и процессом глобализации появляются больше угроз подрыва национальной безопасности, как внутри государства, так и на внешней арене, это объясняет увеличение и изменение видов безопасности. Такая ситуация способствует появлению коллизий в действующем законодательстве Российской Федерации и серьёзных противоречий в правоприменительной практике.
Тема работы является, безусловно, важной для обеспечения безопасности в Российской Федерации, поскольку с опорой на исторический опыт позволит не только изучить сущность и содержание современной теории безопасности, но и разработать концепцию обеспечения национальной безопасности, которая будет актуальна в условиях современной действительности.
Понятие безопасности государства и ее правовое регулирование достаточно давно прочно вошла в научный оборот и является темой научного интереса многих ученных.
О безопасности в свое время писал Платон, Аристотель. Первые философские концепции обеспечения безопасности были разработаны Т.Гоббсом, Д.Локком, Ж.Ж. Руссо, Г.В.Ф. Гегелем.
Большой вклад в определение безопасности и роли государства в ее обеспечения внесли русские философы, правоведы и политические деятели XIX – XX вв. такие, как Б.Н. Чичерин, А.Д. Градовский, Л.Н. Гумилев, И.А. Ильин, Е.Н. Трубецкой, П.И. Новгородцев, М. Сперанский, А.П. Куницын, М.А. Мильштейн и другие.
Исследование отдельных проблем теории национальной безопасности проведено в работах ученых, которые занимаются изучением различных отраслей права – информационной, экологической, уголовной, уголовно-процессуальной, конституционной и других отраслей. Это работы таких ученых, как А.И. Александрова, С.С. Алексеева, Г.А. Арбатов, П.П. Баранова, В.П. Беляева, Г.С. Беляева, С.А. Вершилова, Г.С. Вечканова, А.И. Вольхин, А.Н. Головистикова, В.Д. Данилова, А.Ю. Дмитриев, Д.Н. Калачев, А.П. Куницына, Е.А. Лукашева, О.А. Лапина, А.В. Лукьянова, Ю.П. Ляпунова, В.М. Митрохина, А.И. Пожаров, О.Ф. Скакун, М.М. Славина, С.Н. Тихомирова, Г.С. Чапчикова Р.М. Юсупова, А. М. Яковлева и др.
Правовую базу исследования составили:
Конституция Российской Федерации от 12 декабря1993г.;
ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г.;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.;
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г.;
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г.;
ФЗ «О безопасности» от 28 декабря 2010 г.;
Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» от 6 мая 2011 г.;
Указ Президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 31 декабря 2015 г.;
Указа Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 января 2020 г.;
Указ Президента Российской Федерации «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» от 12 мая 2009 г.;
Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики от 10 июля 1918 г.;
Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики от 11 мая 1925 г.;
Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.;
Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик от 7 октября 1977 г.;
Закон Российской Федерации от 5 марта 1995 г. № 2446-I «О безопасности»;
Уголовный кодекс 1922 года;
Уголовный кодекс РСФСР 1926 года;
Конституция РФ 1993 года;
Указ Президента РФ от 10 января 2000 № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации»;
«Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 г;
Постановление ВЦИК СССР от 28 октября 1918 г. «Положение о Всероссийской и местных чрезвычайных комиссиях»;
Уголовно-процессуальный кодекс 1923 года;
Уголовно-процессуальный кодекс 1960 года;
Уголовный кодекс 1960 года;
Закон СССР «Об органах государственной безопасности СССР» от 16 мая 1991 г.;
Закон СССР «Об утверждении основ уголовного законодательства союза ССР и союзных республик» от 25 декабря 1958 г.;
Закон СССР «Об утверждении основ уголовного судопроизводства союза ССР и союзных республик» от 25 декабря 1958 г.;
Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г.;
ФЗ Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г.;
Указа Президента Российской Федерации «Об основных положениях военной доктрины Российской Федерации» от 2 октября 1993 г.;
Указа Президента Российской Федерации «Об утруждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г.
Заключение:
Таким образом, подводя итог исследованию, можно сделать следующие выводы.
Приоритетным направлением политики государства является обеспечение безопасности, но поскольку общество в своем развитии не стоит на месте, то и содержание политико-правовой категории «безопасность» постоянно требует своего уточнения. Так, в Древнем мире безопасность трактовалась, как отсутствие зла. В Средние века, как спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности. В дальнейшем понятие «безопасность» раскрывалось как состояние спокойствия, которое проявляется в результате отсутствия реальной опасности. На сегодняшний день единого и легального определения понятия «безопасность» не существует, в связи с этим в научной литературе ведутся дискуссии по этому вопросу. Тем не менее, специалисты в области безопасности и правоведы сходятся в одном: содержание и само понятие безопасность на сегодняшнем этапе развития общества существенно расширились и включают не только безопасность государства, но и безопасность общества и отдельной личности. То есть, под безопасностью следует понимать состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Под обеспечением безопасности следует понимать систему политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации и устранения возможных угроз. Объектами данной деятельности является личность, общество и государства, а субъектами – государственные органы, негосударственные структуры и граждане. Основным способом обеспечения безопасности является проведения единой политики в этой области, то есть правовое регулирование деятельности по обеспечению безопасности.
Рассматривая концепцию обеспечения безопасности с точки зрения исторического развития в советский и постсоветский период можно отметить существенные различия к подходам обеспечения безопасности, а также в правовом регулировании.
В период Советского государства использовался термин «государственная безопасность», тем самым делался акцент на приоритет государственных интересов над общественными и личными. На официальном уровне понятие «государственная безопасность» впервые упоминается в 1934 году при образовании Главного управления государственной безопасности НКВД, а в 1936 году включается в Конституцию СССР, тем самым официально утверждается статус данной категории, но, тем не менее, содержание понятия не уточняется.
Саму концепцию обеспечения государственной безопасности в период становления советского государства можно определить как определённый способ обеспечения в первую очередь безопасности государства, а затем уже общества и личности от внутренних и внешних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Внутренние угрозы в период становления советской государственности признавались приоритетными, поскольку существовала идея «мировой революции», большевики видели свою победу, как часть общей, поэтому уничтожение старой российской политической системы и внутриклассовые интересы были первостепенными. Следовательно, объектом обеспечения безопасности было не столько государство, сколько защита и реализация идей социалистической революции.
После 1939 года возникает новая угроза для СССР и всего мирового сообщества – реальная угроза фашизма, поэтому с этого периода направления деятельности в области обеспечения безопасности в СССР меняются, теперь внешние угрозы становятся на первый план.
После смерти И.В. Сталина изменениям подвергаются все сферы жизни общества, а значит и концепция обеспечения безопасности. В период «Оттепели» и «Застоя» концепция обеспечения государственной безопасности имела следующий вид – состояние защищенности общества, государства и личности от внешних и внутренних угроз. Это связано с курсом на либерализацию и гармонизацию общественной жизни, взятым партийным руководством.
Субъектами обеспечения безопасности признавались государственные органы, название которых постоянно видоизменялось. Данные органы имели явный политико-партийный характер. Они выполняли основные полномочия в области обеспечение общественной и государственной безопасности в рамках внешней разведки, контрразведки и внутренней политической разведки.
Правовыми актами регулирующие деятельность по обеспечения безопасности в основном были положения, устанавливающие статус вышеназванных органов, Уголовные кодексы, Уголовно-процессуальные кодексы и административно-милицейские акты.
Политика «Нового политического мышления» периода «Перестройки» привнесла в российское общество существенные демократические изменения, интересы личности и общечеловеческие ценности признавались приоритетным направлением политики безопасности, а основную угрозу видели в сохранении старой политической системе. На данном этапе стоит уже говорить не только о «государственной безопасности», но и о «национальной безопасности». Концепция обеспечения национальной (государственной) безопасности рассматривается как состояние защищенности общества, личности и государства от внутренних и внешних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
Политика гласности, всесторонняя демократизации общественной и политической жизни, повлекли изменения в статусе государственных органов и их сотрудников по обеспечению безопасности. В первую очередь это проявляется в их «департизации». Окончательный статус органов безопасности был определен в Законе «Об органах государственной безопасности СССР».
С распадом СССР и образованием Российской Федерации официальное значение приобретает концепция национальной безопасности. В общем виде под национальной безопасностью следует понимать состояние защищенности личности, общества и государства от широкого спектра внутренних и внешних угроз, с целью обеспечения реализации конституционных прав и свобод граждан, достойного качества и уровеня их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие государства.
В содержание категории «национальная безопасность» включаются такие понятия, как «национальные интересы» и «угрозы национальной безопасности».
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Зарождение и развитие концепции государственной безопасности Советского государства и её правовое регулирование на этапах создания основ социализма и его защиты накануне и в ходе Великой Отечественной войны и послевоенный период (октябрь 1917-1953 гг.)
§1.1. К вопросу о понятиях безопасности государства и её правового регулирования.
Считается, что безопасность является не только условием и целью реформирования всех сфер жизни общества и государства, но и «должно быть подчинено обеспечению и всестороннему укреплению суверенитета, сохранению ее территориальной целостности и обеспечению национальных интересов» .
Несмотря на то, что проблема безопасности государства актуальна на всем протяжении развития государства, единое представление о природе, содержании, сущности, а так же о механизме правового регулирования безопасности государства отсутствует до сих пор. Многие ученные отмечают, что в зарубежных странах данную проблему уже долгое время выделяют в отдельную отрасль политической науки и изучают в учебных учреждениях в качестве учебной дисциплины. В Российской Федерации эта отрасль научных знаний пока находится на этапе становления. Такая ситуация в России может не только существенно внести противоречия в правоприменительную практику, но и свидетельствовать о нарастающей угрозе безопасности государства. Поэтому необходимо комплексное изучение становления и развития концепций национальной безопасности, при этом не стоит упускать исторический опыт, который позволит дать оценку перспективам дальнейшего совершенствования правового обеспечения национальной безопасности.
Под концепцией следует понимать систему взглядов на явление в мире, в обществе, в государстве. Впервые на официальном уровне понятие концепции национальной безопасности Российской Федерации было дано в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», которая была утверждена Указом Президента РФ № 24 от 10.01.2000 года. В соответствии с этим указом под концепцией национальной безопасности РФ следует понимать систему взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.