Магистерский диплом на тему Эмоциональное выгорание медицинских работников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования эмоционального выгорания медицинских работников 6
1.1 Понятие «эмоциональное выгорание»: определение, признаки, факторы 6
1.2 Характеристика стрессогенных факторов в профессиональной деятельности медицинских работников 18
1.3 Обзор научных исследований эмоционального выгорания медицинских работников 28
Вывод по главе 1 34
Глава 2 Эмпирическое исследование эмоционального выгорания медицинских работников 35
2.1 Организация эмпирического исследования: описание выборки, методик 35
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 41
2.3 Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания медицинских работников 60
Вывод по главе 2 69
Заключение 70
Список литературы 73
Введение:
Профессиональная деятельность современного человека довольно часто становится для него источником значительных стрессов и негативных эмоциональных переживаний. Это связано со многими факторами: высокая эмоциональная и психическая нагрузка на сотрудников, большой объем информации, который сотрудникам необходимо воспринять и обработать в течение рабочего дня, высокий уровень ответственности за выполняемые действия. В связи с этим в настоящее время распространено такое явление, как синдром эмоционального выгорания. Под данным термином подразумевается комплекс психологических явлений, которые выражаются в преобладании негативных эмоций в отношении выполняемой деятельности, раздражение и агрессия в отношении коллег и клиентов, деперсонализация и т. д. Все выделенные закономерности значительно снижают эффективность выполняемой субъектом деятельности, иногда делая невозможным дальнейшее выполнение человеком профессиональных обязанностей.
Синдром эмоционального выгорания является серьезной проблемой, признанной медицинским и психологическим сообществом, что подтверждено внесением данного феномена в реестр заболеваний МКБ-10. Наиболее высока вероятность возникновения синдрома эмоционального выгорания у представителей так называемых «помогающих» профессий (медицинского, педагогического профиля, спасателей и др.). Это связано не только с высокой ответственностью данных видов деятельности, но и с тем, что представители данных профессий находятся постоянно в поле пристального внимания социума. Также следует отметить, что во многих случаях представители данных профессий, особенно молодые специалисты, весьма эмоционально воспринимают происходящее на работе, не умея отстраниться от происходящего и отделить работу от личного. Особенно это заметно в медицинской сфере, где врач или медсестра постоянно сталкиваются со страданиями пациента, переживаниями и горем его близких.
Также ученые указывают на то, что риск возникновения синдрома эмоционального выгорания и особенности его развития соотносятся с личностными особенностями непосредственно субъекта. В соответствии с выделенными особенностями можно говорить о высокой актуальности изучения факторов развития синдрома эмоционального выгорания у представителей медицинских профессий. Это позволит грамотно планировать и реализовывать мероприятия по их предотвращению и профилактике, а также преодолению уже возникшего синдрома эмоционального выгорания. Анализ современных исследований показал, что в настоящее время эта проблема изучена недостаточно.
Вопросами профессионального эмоционального выгорания занимались такие ученые как: В. А. Бодров, В. В. Бойко, М. В. Борисова, Н. Е. Водопьянова, В. Е. Орел, С. Сиднева. Из западных ученых можно выделить труды С. Джексона, К. Маслач, Г. Фрейденберга.
Проблема исследования: в настоящее время недостаточно глубоко исследованы факторы возникновения эмоционального выгорания у представителей медицинских профессий, например, влияние на этот процесс соотношения между ожиданиями и реальностью при начале профессиональной деятельности, отношения пациентов к врачам и др., а также особенности развития синдрома эмоционального выгорания в соответствии со стажем профессиональной деятельности.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания.
Предмет исследования: специфика развития и протекания синдрома эмоционального выгорания у представителей медицинских специальностей.
Цель исследования: изучить особенности синдрома эмоционального выгорания у представителей медицинских профессий.
Задачи исследования:
1) Определить суть понятия «синдром эмоционального выгорания», основные его признаки и факторы;
2) Охарактеризовать специфику профессиональной деятельности медицинских работников и факторы этой сферы деятельности, провоцирующие развитие эмоционального выгорания;
3) Эмпирически исследовать особенности синдрома эмоционального выгорания у представителей медицинских профессий;
4) Предложить комплекс рекомендаций по профилактике синдрома эмоционального выгорания у представителей медицинских профессий.
Гипотеза исследования: возникновение синдрома эмоционального выгорания у представителей медицинских профессий имеет следующие особенности:
— связано с уровнем тревожности и эмпатии: чем выше эти показатели, тем выше вероятность возникновения синдрома профессионального выгорания;
— чаще встречается у молодых специалистов, чем у специалистов с большим стажем работы.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации, психологическое тестирование, качественный и количественный анализ данных.
Новизна исследования: заключается в более глубоком исследовании факторов, приводящих к развитию синдрома эмоционального выгорания у представителей медицинских профессий.
Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы при проектировании программ профилактики и преодоления синдрома эмоционального выгорания у представителей медицинских профессий.
Заключение:
Таким образом, эмоциональное выгорание интерпретируется как комплекс симптомов эмоционального, личностного, деятельностного и психосоматического характера, который возникает в результате воздействия неблагоприятных факторов профессиональной деятельности и значительно снижает эффективность ее выполнения или делает это невозможным. Таким образом, синдром эмоционального выгорания включает в себя целый комплекс проявлений, характерных для ответной реакции человеческого организма на продолжительное и интенсивное воздействие стресса. Как правило, наиболее высока вероятность развития эмоционального выгорания у представителей «помогающих» профессий, к которым относятся и профессии медицинского спектра.
Однако основные нарушения проявляются все же в эмоциональной сфере, выражаясь в равнодушии, снижении эмоциональных проявлений, либо наоборот в их чрезвычайной подвижности, ощущении безысходности, отчаяния. Все это оказывает несомненное воздействие как на профессиональную деятельность, так и на личностные особенности человека.
К факторам, увеличивающим риск возникновения эмоционального выгорания в медицинской сфере деятельности, относятся такие, как высокая ответственность за принятые решения и их последствия, постоянное участие в страданиях других людях, взаимодействие с негативно настроенными пациентами и их родственниками, высокая нагрузка, большой объем бюрократических мероприятий и т.д. Постоянное воздействие таких факторов приводит к эмоциональному выгоранию: врач начинает выполнять свои обязанности формально, утрачивает интерес к пациенту, испытывает раздражение и негативные эмоции по отношению к коллегам и больным, срывается на окружающих, в первую очередь на близких людях, что становится источников проблем в семье. Следует отметить, что помимо факторов профессиональной деятельности также в развитии синдрома эмоционального выгорания большое значение имеют и личностные характеристики: например, высокий уровень экстраверсии снижает вероятность возникновения данного синдрома, а интроверсии, наоборот, повышает и т. д.
Особенности организации профессиональной деятельности врача обуславливают высокий риск возникновения у него синдрома эмоционального выгорания. К таким особенностям относятся высокие эмоциональные и психические нагрузки, ненормированный рабочий день, необходимость постоянно контактировать со сложной категорией лиц – больными людьми, что требует высокой степени эмоциональной самоотдачи, зачастую суженный круг общения вне медицинского учреждения.
Все это обуславливает необходимость разработки программ и мероприятий, направленных на профилактику синдрома эмоционального выгорания среди врачей.
В рамках данного исследования нами была выдвинута гипотеза: возникновение синдрома эмоционального выгорания у представителей медицинских профессий имеет следующие особенности:
— обусловлено факторами профессиональной деятельности: несоответствие ожиданий и реальности, высокая ответственность, высокий уровень эмоционального напряжения, негативное отношение со стороны пациентов;
— чаще встречается у молодых специалистов, чем у специалистов с большим стажем работы.
После проведенного эмпирического исследования, в котором приняли участие две группы медицинских работников (со стажем работы менее 10 лет и более 10 лет) нами были получены следующие выводы:
Таким образом, на основании проведенного исследования могут быть сделаны следующие выводы:
1. Преобладающее количестве представителей медицинских профессий обладают средним уровнем сформированности эмпатии. Уровень чувствительности у таких сотрудников соответствует среднему уровню.
2. Преобладающее количество представителей медицинских профессий обладают средним уровнем как ситуативной, так личностной тревожности. Данный факт можно считать признаком адекватного реагирования на стрессовые воздействия.
3. У преобладающего количества представителей медицинских профессий, участвовавших в исследовании сформирована фаза резистенции, что является признаком выработанности у таких сотрудников сформированных психологических защит, механизмов сопротивления. Фазы напряжения и истощения у большинства не сформированы. Максимально ярко у них проявляются такие симптомы эмоционального выгорания как переживание психотравмирующих обстоятельств, неадекватное эмоциональное реагирование, редукция профессиональных обязанностей.
4. Существуют различия между выраженностью синдрома эмоционального выгорания у врачей с разным стажем профессиональной деятельности (до десяти лет и более десяти лет): у первой категории данный синдром более выражен.
5. Профилактические мероприятия по предупреждению профессионального выгорания должны направляться на снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. При появлении признаков синдрома эмоционального выгорания у сотрудника необходимо провести комплекс мероприятий, направленный на улучшение условий его труда, характер складывающихся взаимоотношений в коллективе, личностные реакции и заболеваемость. Эффективными являются тренинговые методы деятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы исследования эмоционального выгорания медицинских работников
1.1 Понятие «эмоциональное выгорание»: определение, признаки, факторы
В современной научной литературе «эмоциональное выгорание» в наиболее общем виде трактуется как долговременная стрессовая ситуация, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности [5].
Можно выделить два основных подхода к изучению синдрома эмоционального выгорания. В рамках медицинского подхода эмоциональное выгорание интерпретируется, как обратимое воздействие, источником которого является профессиональный стресс, патологическое действие которого может быть снижено за счет реализации определенных реабилитационных и лечебных мероприятий. В рамках психологического подхода эмоциональное выгорание интерпретируется как процесс негативных и сложных по своей структуре смысловых преобразований личности, которым свойственны характеристики необратимости и стремление к генерализации на все области социально-психологической жизнедеятельности человека. Общим аспектом в выделенных подходах выступает то, что в основе синдрома эмоционального выгорания лежит интенсивное действие стрессогенных факторов.
Впервые данный термин был использован американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Работая психиатром в одном из центров здоровья, он наблюдал большое количество работников, испытывающих постепенное эмоциональное истощение, потерю мотивации и работоспособности, изменения в состоянии здоровья и интеллектуальной сфере. Это были специалисты так называемых «помогающих» профессий – людей, с полной самоотдачей и с большим воодушевлением работающих в общественных организациях. После нескольких месяцев такой добровольной деятельности у этих людей наблюдался целый ряд характерных симптомов: истощение, цинизм, раздражительность и т. д., которые Х. Дж. Фрейденберг по контрасту с начальным «эмоциональным горением» назвал «эмоциональным выгоранием» [7].