Культурология Магистерский диплом Гуманитарные науки

Магистерский диплом на тему Электронная библиотека в культурно-информационном пространстве современности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА 7
1.1. Теоретические основы единого информационного пространства 7
1.2. Культура как информационная система 28
ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ БИБЛИОТЕКИ В КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО 50
1.1. История развития и гуманистический потенциал электронной библиотеки 50
1.2. Сущность электронной библиотеки в России 55
ГЛАВА 3. РАБОТА С ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКОЙ НА ПРИМЕРЕ ELIBRARY.RU 73
3.1. Структура электронной библиотечной системы и фактологические данные eLIBRARY.ru 73
3.2. Особенности работы с каталогами 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 85
Приложение 92

  

Введение:

 

Актуальность. В настоящее время на мировом и, в частности, также на российском рынке достаточно активно развивается культурно-информационное пространство, представляемое в качестве библиотечных систем. Электронная библиотека сегодня – это самый важный источник в научной области, поскольку именно в них представлены огромные каталоги с научными исследованиями, статьями, авторефератами диссертаций и прочими научными трудами.
Библиотека как социальная система представляет собой достаточно сложное организационное образование, характеризующееся, прежде всего, тем, что эта организация имеет собственные ресурсы. Кроме того, библиотека как социальная система находится в логичной зависимости от внешней социальной среды, демонстрируя внутри своей структуры горизонтальное разделение труда. Также следует отметить, что любая библиотека имеет свои структурные подразделения. Библиотека должна рассматриваться как одна из разновидностей организации, то есть в качестве сложного организма, в котором сопряжены инновационные и традиционные технологии, трудовая дисциплина и творческий подход к профессиональным задачам, нормативные требования и неформальные инициативы. Кроме того, имидж библиотеки предопределяет наличие специфичной корпоративной культуры, традиций и общественной репутации.
В сущности, аналогов электронным библиотекам пока не существует, и вряд ли появится, поскольку они представляют собой чрезвычайно удобное средство для получения знаний написания собственных научных трудов (когда одним из требований является опора на современные исследовательские работы). И причиной такому активному распространению электронный систем является глобализация и информационное общество.
В настоящее время в научном мире существует два принципиальных подхода к информационному обществу. Один из них рассматривает его как качественно новое состояние социума в результате информатизации всех сфер жизнедеятельности общества, а другой – как влияние массовых коммуникаций на развитие общественных отношений и социальных связей.
Историческая древность понятия «информация» и многогранность информационного общества не позволяет окончательно решить вопрос – является ли «информационное общество» качественно новой социальной системой или рост информации сегодня – это информатизация уже сложившихся социальных взаимоотношений и никаких особых качественных изменений в их развитии не следует.
В развитом информационном пространстве все без исключения области социальной сферы претерпевают существенные изменения, которые нуждаются в детальном изучении.
Эстетическое восприятие в культурно-информационном пространстве, в свою очередь, обуславливается непосредственно осмысленностью и гуманизацией самого феномена электронной библиотечной системы. Так, эстетическая функция заключается именно в восприятии электронных библиотек в качестве достаточно значимого компонента современного культурно-информационного пространства. Эстетика – это всегда то, что имеет ценность культурного характера, а также то, что выстроено и структурировано, что и можно обосновать на примере электронных библиотечных систем.
Степень научной разработанности проблемы. Различные аспекты становления информационного пространства и культурного аспект в нем давно стали предметом научного внимания отечественных ученых . Немало работ посвящено изучению библиотечных систем как таковых. Множество исследований ставят вопрос о культурной составляющей информационного общества. Однако большинство работ имеют сугубо теоретический или просветительский характер, а их содержание лишено практической направленности. К сожалению, чрезвычайно мало работ, посвященных анализу электронный библиотечных систем и их структурообразующего компонента.
Объект данного исследования: культурно-информационное пространство.
Предмет исследования: электронные библиотечные системы как продукт культурно-информационного пространства.
Цель представленного исследования: описать принцип образования электронной образовательной системы в российском информационном сегменте.
Исходя их поставленной цели необходимо выделить ряд задач:
1. Представить типологическую сущность культурно-информационного пространства.
2. Изучить трансформацию библиотеки в культурно-информационное пространство.
3. Провести работу с электронной библиотекой на примере ELIBRARY.RU.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе решения первой задачи была исследована типологическая сущность культурно-информационного пространства. Было выяснено, что единое информационное пространство представляет собой определенную совокупность различных цифровых, компьютеризированных средств, которые, вступая во взаимодействие, становятся единой сетью, организующей Интернет-пространство, которое уже, в свою очередь, позволяет обеспечивать единый доступ к информационным ресурсам для объектов общественной системы.
Информационная культура в настоящее время не имеет четкого определения и является частью общей информационной культуры. Информационная культура по своей сути обуславливает библиотечную культуру.
В ходе решения второй задачи была исследована трансформация библиотеки в культурно-информационное пространство. Было выяснено, что ключевой гуманитарной установкой электронных библиотечных систем в России является непосредственно решение проблематики социально-информационного неравенства, то есть, имеется ввиду расслоения людей относительно доступа информационного образовательного контента. Такая деятельность позиционируется как просветительская.
Электронные библиотеки в России с момента своего появления обеспечивались государственном программами, и, что самое важное, до сих пор эта область считается на государственном уровне перспективной.
В ходе решения третьей задачи была представлена работа с электронной библиотекой ELIBRARY.RU. Было выяснено, что открытый и закрытый доступы в библиотеку обусловлены привязанностью пользователя к библиотеке и непосредственно уникальностью включенного в каталоги материала. Интересно, что также есть те статьи, которые можно прочесть только на сторонних ресурсах, несмотря на то, что выходные данные содержаться на сайте электронной библиотеки.
Следует отметить, что работа с каталогами в анализируемой электронной библиотеке является достаточно простой и весьма понятной, рубрикация представлена адаптивно, как и в целом весь интерфейс библиотеки – адаптивный, это значит, что пользователю на интуитивном уровне понятен механизм работы с каталогами. Есть два варианта поиска – простой и расширенный, причем, вторым пользуются преимущественно тогда, когда известно несколько позиций данных о статье, которую необходимо найти.
Электронная библиотека сегодня – это самый важный источник в научной области, поскольку именно в них представлены огромные каталоги с научными исследованиями, статьями, авторефератами диссертаций и прочими научными трудами.
Рабочая гипотеза исследования, которая заключалась в том, что в информационном обществе электронные библиотеки принадлежат к культурообразующей части информационного пространства и несут в себе гуманистическую миссию, при этом являясь авторитетной базой для исследований, является подтвержденной.
Таким образом, задачи данного исследования выполнены.
Цель исследования является достигнутой.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

1.1. Теоретические основы единого информационного пространства

Общество в своем развитии подошло к рубежу двух глобальных эпох. Одну из них, ныне уходящую в историю, называют индустриальным обществом, а для восходящего общественного устройства предлагается ряд субъективных наименований: З. Бжезинский характеризует новую эпоху как «технотронная эра», Ж. Эллюль представляет современную модель «технологическим обществом», Д. Белл охарактеризовал данное как «постиндустриальное общество», а Э. Тоффлер — «супериндустриальным обществом». Тем не менее, в общественном обиходе распространено понятие общества информационного.
Информационная революция заключается не столько в распространении новых технологий, сколько в прорастании социальных отношений совершенно иного вида. Технологический прорыв дает социуму исключительно инструменты для осуществления социальной деятельности и оказывает помощь в ее осуществлении.
Информационная революция знаменовалась следующими стадиями формирования:
1. Первая стадия (с 1837 по 1963 гг.) была отмечена внедрением телеграфа и радио.
2. Вторая стадия (с 1964 по 1990 гг.) началась с внедрением IBM 360-й серии.
3. Третья стадия началась в 1991 г. и связана с приватизацией основной части сети Интернет.
И в современном обществе именно развитие Интернета обосновывает всю суть информационного пространства.
Современные исследователи принципиально разным образом решают задачу о роли информационного общества в процессе исторического развития общества. Ряд исследователей рассматривает информационное общество как разновидность общества постиндустриального, другая категория исследователей считает, что информационное общество является логически развитым продолжением постиндустриального общества. Ряд прочих исследователей видят в информационном обществе один из этапов развития постиндустриального общества. Кроме того, некоторые исследователи расширяют рамки информационного общества, представляя его в качестве новой ступени общественного прогресса, идущей на смену постиндустриальному обществу. В данном контексте такая точка зрения является оптимальной. Информационное общество является новым, современным этапом в развитии цивилизации. Современное общественное устройство характеризуется высокой скоростью коммуникационных процессов, которая обеспечивается высокотехнологичными средствами (микропроцессорными технологиями и компьютерной сетью Интернет), в котором информация и знания приобретают новое качество, становясь основными продуктами жизнедеятельности индивидов и социальных групп. Общество давно находится в ситуации информационного взрыва. Этап внедрения информационных технологий во все сферы жизнедеятельности позиционируется в качестве доминирующего и определяющего фактора в экономическом развитии.
Социолог М. Кастельс определял информационное общество как сети, связывающие между собой субъектов общества. Организации и различные институты.
Ряд прогрессивных стран вступили на путь перехода к информационному обществу, главными признаками которого являются следующие:
1. Наличие единой информационной магистрали.
2. Доступность к информационной магистрали каждого члена общества и соответствующее ускорение.
3. Улучшение качества информационного и экономического обмена, обучение весь жизненный период, осуществление непрерывной демократии посредством современных информационных технологий.
Интересно отметить, что информационное общество является обществом глобальным, которое включает в себя следующие составляющие:
1. Мировую информационную экономику.
2. Единое мировое информационное пространство.
3. Глобальную информационную инфраструктуру.
4. Законодательную справочно-правовую систему.
С целью создания целостной и эффективной системы информационного общества, при которой субъекты обладают множеством выгод, была разработана государственная программа «Информационное общество», предполагающая свою реализацию на 2011-2010 гг. Госпрограмма охватывает все отрасли и сферы деятельности, она должна повысить прозрачность и управляемость, обеспечить устойчивость и конкурентоспособность экономики в целом.
Специальные условия жизнедеятельности субъектов во многом определятся совершенством информационных технологий. Так, средства информации становятся частью культуры общества, при этом определяя стиль жизни человека. Тогда, когда информационная система является отлаженной, происходит укрепление политических институтов общества, возникает общественное доверие, творческая атмосфера, интеллектуальный контакт между субъектами. Вследствие этого возрастет устойчивость общества и всего государства. Так, степень информатизации является основополагающим признаком мощи государства.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы