Магистерский диплом на тему Экологическое образование воспитание детей на уроках физики с применением информатики.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического образования и воспитания детей на уроках физики с применением информатики 11
1.1. Психолого-педагогические подходы к понятиям: «экологическая культура», «экологическое образование», «экологическое воспитание» 11
1.2. Экологическое образование и воспитание школьников 19
1.3. Роль курса физики в экологическом образовании учащихся 36
1.4. Возможности интеграции курса физики и информатики в экологическом воспитании учащихся. 41
Выводы по 1 главе 45
Глава 2. Изучение возможностей интеграции курса физики и информатики в экологическом образовании и воспитании учащихся 46
2.1. Организация и методы исследования 46
2.2. Изучение изначального уровня экологической культуры учащихся среднего звена школы 47
2.3. Разработка комплекса интегрированных уроков физики и информатики в экологическом образовании и воспитании учащихся 56
2.4. Изучение эффективности проведенной работы 75
Выводы по второй главе 78
Заключение 79
Список литературы 81
Приложение 86
Введение:
Современные дети находятся в избыточном информационном поле – СМИ, интернет, ТВ, радио, социальные сети, компьютерные игры. На долю школьных знаний приходится крайне малая доля. Чтобы именно школьные знания заполняли память школьника, необходимо создать условия, при которых они имели бы преимущество перед другими видами и источниками информации. Такое преимущество может быть создано с помощью пробуждения повышенного интереса к изучаемому материалу. Одним из действенных способов пробуждения интереса – подчеркивание его практической значимости. Учебная мотивация эффективно создается, если школьники занимаются исследовательской деятельностью на уроках и во внеурочное время, создавая интересные проекты. И если в этих проектах дети исследуют связь науки с практической жизнью. Для ученика это осмысление знаний по экологии, узнавание в окружающей жизни проявления законов экологии, и, конечно, формирование ИКТ-компетенций, опыта проектной деятельности (от идеи до защиты перед аудиторией).
Вопросы экологии вышли на первое место по своей общечеловеческой значимости. У нас, по мнению учёных, существует многолетнее отставание экологического образования от мирового уровня. Цель экологического воспитания на уроках физике – сформировать у детей ответственное отношение к окружающей среде, воспитать личность, готовую к практической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защите и улучшению окружающей среды.
Большой вклад в дело экологического образования могут внести и преподаватели физики. На первый взгляд кажется, что, интересы физики экологии антагонистичны: экология — наука о взаимосвязях в природе, физика — наука, лежащая в основе научно- технического прогресса, который внёс нарушения в многочисленные природные взаимодействия. Вспомним, что в переводе греческого слово «физика» означает «природа».
Сегодня учебный процесс по физике весьма напряжён. Это обусловлено сложной программой, большим числом дидактических задач каждого урока. Тем не менее, можно выкроить время для ознакомления учащихся с экологическими сведениями при условии:
1) вопросы экологии должны быть органически связаны с содержанием изучаемого материала;
2) они должны излагаться в информативном плане;
3) их следует использовать для возбуждения интереса учащихся к изучаемому материалу;
4) при ознакомлении школьников с вопросами экологии необходимо привлекать их знания, приобретённые на других уроках.
Но есть уроки, которые можно целиком посветить изучению проблем экологии:
— использование энергетических ресурсов;
— применение изотопов в народном хозяйстве;
— тепловые двигатели и охрана окружающей среды;
— воздушная оболочка.
Одной из наиболее очевидных причин возникновения экологических проблем является технократическое мышление. Древний культ природы заменился культом техники. Самое широкое распространение получила идеология покорения природы, предельно высокой её эксплуатации.
Природные системы Земли подошли к определённому критическому состоянию, при котором дальнейшее нарушение антропогенных нагрузок может подорвать естественную основу жизни на планете, привести к гибели человека как биологического вида.
Но возможно ли исправить ситуацию? Чтобы ответить на этот вопрос следует, прежде всего, понять причины и особенности проявления глобальных проблем экологии. Для учителей физики средней школы это означает изучение физических явлений с точки зрения гармонических отношений человека и природы.
На уроках и во внеурочное время необходимо прививать учащимся вкус к исследованию и вооружаю их методами научно-исследовательской работы. Актуальность использования исследовательской и проектной деятельности в современном образовании определяется их многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит разностороннее развитие личности.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. В настоящее время нужны люди оригинально мыслящие, самостоятельные, умеющие принять инициативные решения. Мы понимаем, вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией. Чтобы воспитать такую личность учителям необходимо искать нестандартные пути.
Цель своей деятельности в этом направлении в качестве учителя-предметника педагог должен видеть в том, чтобы проработать вопросы организации работы с одаренными детьми на всех этапах обучения экологии с целью создания эффективной системы деятельности.
Экология – предмет довольно сложный и от учителя требуется немалое мастерство, чтобы овладение экологическими знаниями школьниками было успешным.
Заключение:
Анализ литературных источников позволил выявить, экологическая культура — это знания, касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-ценностное и деятельностно-практическое отношение к природе, обществу, к действительности. Она формируется в интеграции трех направлений: экологического сознания, нравственно-эстетического и деятельностно-практического отношения. Триединство этой категории отражено в следующем определении. Экологическая культура — это экологическая образованность, сознательное отношение к природе и практическое участие в улучшении природопользования.
Интеграция физики с предметами биологии, географии, истории, экологии и др. призвана формировать у учащихся любовь к природе, обогащать образное мышление, развивать фантазию, что является необходимым фактором успешного усвоения учебного предмета.
Таким образом, суть работы по экологическому образованию обучающихся в процессе преподавания экологии, заключается в том, чтобы:
— помочь ученикам глубоко и прочно усвоить основы учебного материала;
-способствовать развитию познавательного интереса, творческой направленности личности обучающихся;
-обеспечить профориентационную направленность уроков;
-включить обучающихся в систему практико-ориентированной деятельности: проектную, исследовательскую, трудовую, где можно воспользоваться приобретенными знаниями для решения различных практических задач.
В практической части исследования было выявлено:
В соответствии с полученными данными основное количество «экологов» имеет более высокий уровень экологической культуры, по сравнению с «неэкологами».
Для повышения уровня экологической культуры учащихся, нами был разработан комплекс интегрированных уроков физики и экологии с применением ИКТ. После его внедрения была проведена повторная диагностика, позволившая выявить положительную динамику в формировании у учащихся экологической культуры.
Сравнительный анализ диагностических данных, полученных в ходе мониторингового исследования свидетельствует о достигнутой положительной динамике роста образовательных потребностей в получении экологического образования на уроках физики.
Таким образом, проводимая экспериментальная работа продемонстрировала результативность и по объективным показателям (количество участников и призёров проектов, конкурсов различных уровней и др.), и по субъективным показателям (удовлетворенность педагогов, учащихся участием в эксперименте).
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы экологического образования и воспитания детей на уроках физики с применением информатики
1.1. Психолого-педагогические подходы к понятиям: «экологическая культура», «экологическое образование», «экологическое воспитание»
Начиная еще с 60-х гг. ХХ века люди почувствовали на себе проблему, так называемый «глобальный экологический кризис», который возник в следствии взаимодействия людей с природой.
Подростковый возраст является одним из сложных возрастных групп. В подростковом возрасте формируется самосознание, самооценка, возрастает потребность в самореализации и общении со сверстниками, и эта сфера приобретает доминирующее значение в развитии личности подростка.
По мнению многих исследователей (А.Д. Жарков, Г.А. Аванесова и др.), творческие интересы различных возрастных групп существенно отличаются друг от друга . Рассмотрим психологические особенности детей старшего школьного возраста.
Исследуя проблемы творческой способности ребенка подросткового возраста, сначала необходимо раскрыть феномен «активность личности», который является предметом рассмотрения многих педагогов и психологов. Творческая активность – это самое важное условие реализации старшего подростка как активного деятеля общества. Вся его деятельность становится общественной. При этом можно говорить о том, что общественные отношения и общественная деятельность являются доминирующими. Особенно это проявляется в старшем подростковом возрасте. Об этом свидетельствует то, что старший подросток становится общественным деятелем, который способен преобразовывать как окружающую среду, так и самого себя.
Нужно отметить, что возраст подростков – самый противоречивый во всех своих проявлениях. Огромное влияние на детей подросткового возраста имеют их ближайшее окружение. В жизни подростка важным является общение с ровесниками. Именно благодаря ему, у ребенка подросткового возраста формируются все составляющие личности, в том числе — творческие способности.
В формировании личности немаловажная роль принадлежит фактору самовоспитания. Ребенок подросткового возраста осознанно ставит и реализует жизненные задачи, иными словами, у детей старшего школьного возраста происходит формирование индивидуальных качеств. Подросток хочет иметь собственные взгляды и суждения, показать, что он повзрослел.
В подростковом возрасте у детей старшего школьного возраста проявляется потребность в познании самого себя. В этом возрасте происходит оценка своих возможностей и поступков, сопоставление себя со сверстниками. Наступает психологическое отдаление подростка от семьи и школы. Психологи разграничивают подростковый и юношеский возраст, но хронологические границы этих периодов частично пересекаются.
Наиболее устойчивые особенности свойств личности, как известно, выражаются в характере. Характер личности выражается в определенном складе ее потребностей и интересов, стремлений и целей, чувств и воли, проявляющихся в избирательности деятельности и поведения, в отношениях и манере поведения.
Психологи (В.А. Аверин, С.Н. Костромина, Д.И. Фельдштейн и др.) отмечают, что приблизительно с 12 лет у детей старшего школьного возраста возникает способность к абстрактному, понятийному мышлению, что открывает возможности для серьезной работы в студии (или кружках). В этом возрасте подросток может думать и рассуждать о таких понятиях как свобода, любовь, справедливость и.т.д. .
Исходя из вышесказанного, выделим основные особенности развития детей старшего школьного возраста:
— подростковая сензитивность к социальным феноменам (повышенная эмоциональная подвижность, динамическая смена настроений, впечатлительность и т. д.);
— готовность к изменениям, проба себя, экспериментирование, поисковая активность;
— психологические и социальные аспекты взросления в различных проявлениях их жизнедеятельности, эмоциональная и интеллектуальная восприимчивость;
— способность к абстрактному, понятийному мышлению;
— становление избирательности, целенаправленности восприятия;
— повышенная потребность в общении со сверстниками.
Таким образом, подростковый возраст является наиболее трудным и характеризуется переходом от детства к юности.
У детей старшего школьного возраста проявляется потребность в познании самого себя. «Умственная деятельность, связанная с учебой в школе, неизбежно вызывает утомляемость подросткового организма. Лучшим средством отдыха является смена обстановки и переход от одного вида занятий к другому, что способствует чередованию процессов возбуждения и торможения нервной деятельности и восстанавливает работоспособность».
«Ведущим центральным психическим новообразованием подростка становится чувство взрослости и становящееся самосознание, потребность осознать себя как личность. У подростка возникает интерес к своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми.
Формирование личности – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним — биологические, наследственные факторы».
В наше время спектр для развития экологических способностей детей старшего школьного возраста не очень разнообразен. Очень важно знать, чем можно увлечь, удивить и заинтриговать подростка. Это предугадать сложно, но можно.
С точки зрения Э. Эриксона в работе «Детство и общество»: «главной задачей подросткового периода является поиск ответа на вопросы «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?». Опасность, которую должен избежать подросток – это размывание чувства «Я». При этом он может избегать слишком тесных межличностных контактов, оказаться неспособным строить планы на будущее или найти в себе силы и сосредоточиться на чем-либо, а может с головой уйти в работу, пренебрегая всем остальным».