Магистерский диплом на тему Духовная безопасность в РФ: уголовно-правовой и криминологический аспект
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Понятие духовной безопасности в юридическом измерении 7
1.1. Духовная безопасность как криминологическая проблема 7
1.2. Духовная безопасность как уголовно-правовая проблема 23
Глава 2. Обеспечение духовной безопасности 41
2.1. Криминологические аспекты обеспечения духовной безопасности 41
2.2. Уголовно-правовые аспекты обеспечения духовной безопасности 65
Заключение 85
Список использованных источников и литературы 89
Введение:
Одной из важнейших функций государства является борьба с преступностью. Устойчивый рост тяжких и особо тяжких противоправных явлений, увеличение в структуре преступности доли преступлений экстремисткой направленности, разрастание ненависти и вражды стали насущной проблемой. Происходит сращивание экстремизма на фоне слияния сотрудничества нелегальных и легальных структур политических, националистических, религиозно-сектантских, фундаменталистских и других сообществ на основе взаимовыгодных интересов.
Актуальность данной темы в том, что одним из приоритетных направлений силовых ведомств, определенных Президентом России В.В. Путиным, является борьба с экстремистскими проявлениями. Выступая на ежегодной коллегии МВД России Президент России В.В. Путин заявил, что ни одна экстремистская выходка не должна оставаться безнаказанной. «Самым жестким образом пресекать деятельность экстремистских организаций, оперативно реагировать на любые экстремистские проявления, от кого бы они не исходили. Мы должны не только обеспечить соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Наша прямая обязанность — защитить всех граждан, поэтому ни одна экстремистская выходка не должна оставаться безнаказанной». Националистические, фашистские, политические, религиозные и подобные образования и структуры, якобы вступившие на защиту интересов населения, по сути, преследуют свои меркантильные интересы. Сторонники экстремизма — носители крайних взглядов и мер. В основе их идеологии — стремление умалить права и свободы граждан и общественных объединений, что недопустимо и противоречит принципам международного права и Конституции Российской Федерации.
Масштаб проблемы экстремизма показывает тот факт, что ей отводится отдельное место в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года . При этом данная стратегия исходит из того, что экстремистские настроения будут получать дальнейшее развитие в современном мире. В пункте 36 Стратегии национальной безопасности говорится: «Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждения, пресечению и раскрытию актов экстремизма». Тем самым совершенствование нормативно-правового регулирования предупреждения и борьбы с экстремизма относится к числу главных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу. В Стратегии отмечается и то обстоятельство, что проявления экстремизма представляют собой угрозу не только общественной и государственной безопасности, но и национальной безопасности в сфере культуры. Пункт 81 Стратегии открыто утверждает: «Негативное воздействие на состояние национальной безопасности в сфере культуры усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории, пропаганда образа жизни, в основе которого вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость».
Необходимой предпосылкой успешной борьбы с данным явлением необходимо ответить, что в чистом виде ни одна из форм экстремизма не существует. Всегда происходить смешение названных форм с преобладание той и иной окраски. Там, где в действие вовлекаются массы населения, где затрагиваются интересы многих людей, где нарушается общественный порядок, создается угроза жизни и здоровью людей, всегда политика переплетается с национализмом, религией и т.д. Поэтому выделение основных форм экстремизма основывается на выделении доминирующих целей и установок участников той или иной экстремистской организации, движения. В свою очередь проявления экстремизма разнообразны и выступают своего рода индикатором негативных общественных противоречий. Так, идеологический вакуум, образовавшийся в результате крушения советской идеологии, способствовал росту таких опасных явлений, как сепаратизм, экстремизм в различных его проявлениях, в том числе и в форме неонацизма. В последние десятилетия экстремизм начинает молодеть и приобретает черты повседневной реальности, причем отличительными чертами данного явления в молодежной среде являются пропаганда и использование насилия, поиск виновного в неудачах и иные попытки отдельных религиозных и националистически настроенных лидеров использовать крайние средства достижения определенных целей и вовлечения несовершеннолетних в движения экстремистской направленности. Все это обусловливает актуальность изучения экстремизма.
Отсутствие достоверной информации о экстремизме не позволяет более точно прогнозировать его развитие, планировать ресурсы, средства и приоритеты противодействия с ним. Определенную сложность в организации подготовки кадров по борьбе с экстремизмом, создании учебно-методических материалов по данной проблеме составляли изменения нормативно-правовой базы противодействия экстремизму. Дважды вносились изменения в юридическое определение экстремизма, значимую трансформацию претерпела уголовно-правовая и административно-правовая составляющие противодействия экстремизму.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о необходимости научной проработки форм и методов противодействия экстремизму.
Исследуемые проблемы определяют теоретически важный аспект в кругу фундаментальных проблем современной криминологии, их теоретическое осмысление. Вышеуказанные положения, определяющие актуальность и значение изучения проблем экстремизма, послужили основой для выбора темы исследования, определили его направление и характер.
Цель настоящей работы: исследование криминологических и уголовно-правовых аспектов духовной безопасности в РФ.
Для решения обозначенной цели необходимо решение следующих задач:
— исследование духовной безопасности как криминологической проблемы;
исследование духовной безопасности как уголовно-правовой проблемы;
— исследование криминологических аспектов обеспечения духовной безопасности;
— исследование уголовно-правовых аспекто обеспечения духовной безопасности.
Предметом данного исследования являются сущность и закономерности проявлений экстремизма: нарушение прав и свобод человека и гражданина в религиозной, национальной, молодежной, политической сфере, посягательство на безопасность общества и конституционный строй государства.
Объект исследования является феномен экстремизма и общественные отношения, складывающиеся в процессе создания организаций и групп экстремистской направленности.
Особая роль в решении поставленных задач принадлежит статистическим и социологическим методам, которые были использованы в настоящем исследовании:
Структура: данная работа состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Завершая исследование, посвященное рассмотрению вопросов, связанных с экстремизмом, как явления в целом, так и отдельных форм его проявления, следует отметить, что, в настоящее время, законодательство в сфере противодействия экстремистской деятельности, содержит множество недостатков и пробелов. Так, следует обратить внимание на имеющиеся коллизии и пробелы в нормативных актах, регулирующих отношения в сфере противодействия экстремизму и терроризму. Необходимо также отметить отсутствие законодательного толкования определенных терминов, форм осуществления экстремистской деятельности, остаются оставленными без ответа и некоторые вопросы, связанные с разграничением экстремистской и террористической деятельности, определением момента окончания и форм совершения некоторых преступлений экстремисткой направленности. К сожалению, и Постановление Пленума Верховного суда РФ «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» оставляет неразрешенными некоторые вопросы, связанные с квалификацией того или иного экстремистского преступления.
На основании вышесказанного, представляется возможным сделать вывод о том, что в законодательство в сфере противодействия экстремисткой деятельности, необходимо внести множество изменений, направленных на систематизацию законодательства, а также устранение недостатков затрудняющих квалификацию экстремистских преступлений.
До настоящего момента остается неразрешенным вопрос о разграничении экстремизма и экстремистской деятельности. Так, под экстремизмом, на наш взгляд, надлежит понимать явление, включающее в себя деятельность и идеологию, направленную на возбуждение в обществе ненависти и вражды в отношении представителей определенных социальных и религиозных групп. Под экстремистской деятельностью, как составным элементом экстремизма в целом, следует понимать определенные формы реализации экстремизма, выражающиеся в совершении уголовно и административно наказуемых противоправных деяний.
Преступления экстремистской направленности являются одной из форм проявления экстремистской деятельности, под которым надлежит понимать общественно опасные и противоправные деяния, совершаемые в целях возбуждения политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, а также в целях возникновения или обострения межнациональных, межконфессиональных и региональных конфликтов.
Одной из самых актуальных проблем Российского уголовного законодательства, в сфере противодействия экстремистской деятельности, заключается в наличии обширных пробелов, коллизий, отсутствие четко сформулированного понятийного аппарата, не согласованность терминологии соответствующих законов, которые существенно затрудняют толкование и применение данных нормативных правовых актов. На основании вышесказанного, представляется возможным провести комплекс мероприятий по исследованию экстремистской деятельности и экстремизма как явления, его правовой природы, уголовно-правовых признаков относящихся к нему преступных деяний, систематизации и выделению единых критериев для классификации преступлений экстремистской направленности, а также проведения мероприятий по совершенствованию уголовного законодательства в сфере противодействия экстремистской деятельности.
Эффективное противодействие экстремизму при помощи лишь мер уголовной репрессии невозможно, такая государственная политика в сфере противодействия экстремистской деятельности не принесет каких-либо значительных результатов. Следовательно, для успешного противодействия экстремистской деятельности, необходимо использовать, в совокупности, систему мер политического, социального, воспитательного и правового характера, направленных в первую очередь на профилактику экстремистских проявлений в обществе. Только при помощи таких комплексных мер, представляется возможной эффективная борьба с экстремизмом в России.
В последние два десятилетия в обществе происходят необратимые изменения, которые оказывают существенное влияние на молодое поколение. Нынешнее молодое поколение воспитывается в принципиально иных условиях, нежели прежнее. Социальное расслоение общества, отсутствие четких нравственных ориентиров, возрастающая роль религии – все это реальность, к которой надо приспосабливаться. Делают это подростки весьма мобильно — например, включаются в рыночные отношения.
Сегодня в российском праве создана целая правовая отрасль – антиэкстремистское законодательство. В него входят статьи УК РФ: 282 ст., 280 ст., Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», список экстремистских материалов Минюста, соответствующие статьи Кодекса об административных правонарушениях.
При этом, у правоохранительных и судебных органов отсутствует прозрачная практика независимого применения статьи 282 УК РФ, да и всего антиэкстремистского законодательства. Эти законы сегодня являются правовым арсеналом власти для оказания давления на политических активистов.
Можно сделать основные выводы по исследованию данной тематики:
1. Преступления экстремистской направленности в настоящее время набирают «обороты». Многие молодежные субкультуры совершают данный вид преступления в отношении иностранных граждан.
2. Юридическая ответственность за совершение деяний экстремистской направленности предусмотрена ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».
3. В дипломной работе рассмотрены виды влияния на молодежные субкультуры в республиках (Татарстан, Марий Эл, Чувашская республика). Молодежные субкультуры задействованы в проведении фестивалей, тем самым показывают положительный пример подрастающему поколению.
4. В настоящее время Президент РФ Путин В.В. планирует изменить Уголовный Кодекс по преступлениям экстремисткой направленности. Тем самым уменьшить число совершаемых преступлений
На мой взгляд, российское антиэкстремистское законодательство нужно подвергнуть реформированию. Предложения следующие:
1. Создание единой базы экспертов по экстремистским делам. Экспертные центры должны обладать высоким уровнем профессионализма, это должны быть опытные и авторитетные специалисты, которым будет не выгодно писать экспертизы под какую-либо конъюнктуру. Необходимы лицензированные общепризнанные экспертные центры.
2. Придание публичности решениям судов/экспертизам при помещении материалов в Список Минюста экстремистских материалов. Каждый гражданин РФ на сайте Минюста должен видеть основания, почему тот или иной материал был признан экстремистским. Тем самым эту теневую процедуру нужно поставить под гражданский контроль.
3. Перевод дел о признании экстремистскими из районных судов в суды более высокой инстанции – в суды субъектов РФ. Нужно строго подойти к вопросу территориальной подсудности данных дел. Не понятно, почему районные суды субъектов своими решениями признают какие-то материалы экстремистскими, а их решение как закон действует на всей территории России. С каких пор в России появилось прецедентное право? Этому нужно положить конец.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие духовной безопасности в юридическом измерении
1.1. Духовная безопасность как криминологическая проблема
Экстремизм является одной из самых актуальных мировых проблем в современном обществе, он перерос рамки отдельных стран, приняв глобальные масштабы, и представляет угрозу уже для всего мирового сообщества, а не для отдельной страны. Экстремистские движения и течения разобщают народности, нации, приводят к межнациональным и международным конфликтам, иногда выходя за рамки отдельных государств. Экстремистская деятельность приводит к переделу территории государства, изменению конституционного строя, смене власти, многочисленным жертвам и массовым беспорядкам среди населения под лозунгами расового, религиозного, национального или социального превосходства и исключительности.
Количество преступлений экстремистской направленности достаточно мало по сравнению с общей статистикой преступлений в Российской Федерации, однако такие деяния несут повышенную общественную опасность, вызывают больший общественный резонанс и потенциально способны привести к гораздо более губительным последствиям, нежели другие категории преступлений. Для России вопросы противодействия экстремизма стоят особенно остро, так как Российская Федерация в виду протяженности её территорий, является многонациональным государством, обладает этническим, религиозным и культурным многообразием, что открывает широкое поле возможностей для ведения экстремистской деятельности и разжигания межнациональной вражды.
В стратегии по противодействию экстремизму в Российской Федерации до 2025 года подчеркивается, что экстремистские угрозы подразделяются на внешние или внутренние: внешние экстремистские угрозы могут исходить от иностранных органов и организаций с целью решения геополитических вопросов и передела сфер экономического влияния, в то время как внутренние угрозы исходят от радикальных общественных, религиозных, неформальных объединений, некоммерческих организаций и отдельных лиц в целях утверждения расового, национального, религиозного или иного превосходства, с целью дестабилизации общественных настроений в стране .
На наш взгляд, изучение данного вопроса в настоящий момент является одной из важнейших юридических и политических задач, учитывая наблюдаемый рост числа преступлений экстремистской направленности. С развитием и созданием новых информационных технологий появляются все новые способы и средства ведения экстремистской деятельности, что затрудняет работу государственных органов по её предотвращению. Изучение международного опыта и применение его к российским реалиям, принимая во внимание отечественные наработки по данным вопросам и исторические особенности развития нашей страны (в том числе её революционное прошлое) позволит оптимизировать существующие способы противодействия экстремизму, внести ряд предложений по улучшению деятельности правоохранительных органов, а также внести актуальные изменения в существующие нормативно-правовые акты, что позволит эффективно бороться с экстремизмом, не ущемляя при этом конституционные права и свободы граждан Российской Федерации.
Понятие экстремизма, содержащееся в ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», включает широкий спектр запрещенных деяний, основная суть которых сводится, с одной стороны к нарушению прав и свобод по мотивам национальной, религиозной ненависти, а с другой с посягательствами на основы конституционного строя.
Все эти деяния сопряжены с насилием или с его угрозой. К примеру, это могут быть вооруженные выступления, массовые беспорядки, акции с политическими целями, направленные на захват власти.
Призывы к подобным действиям и их оправдание, помощь, содействие в организации экстремистской деятельности также запрещены и караются законом.
Президент РФ Владимир Путин назвал противодействие экстремизму приоритетной задачей органов внутренних дел. Выступая в 2018 году на ежегодном расширенном заседании коллегии МВД, глава государства указал на необходимость «решительно пресекать деятельность» экстремистских группировок . Глава государства подчеркнул, что одной из главных задач правоохранительных органов является обеспечение безопасности в общественных местах, прежде всего в школах, на транспорте, во время проведения спортивных и зрелищных мероприятий.
Как показывают исследования, рост экстремизма во всех его проявлениях тесно связан с повышением уровня преступности в обществе. Члены молодежных экстремистских организаций, прикрываясь идеологическими лозунгами, нередко занимаются криминальной деятельностью (убийства, разбойные нападения, грабежи, причинение телесных повреждений, хулиганство, вандализм и др.).
Сохраняется тенденция роста численности мусульманской молодежи, выезжающей на обучение за рубеж в религиозные учебные заведения. Поступающая информация свидетельствует о том, что по-прежнему студенческий канал активно используется идеологами международных террористических и экстремистских организаций для формирования в России новых национальных элит, ориентированных на страны Ближнего и Среднего Востока. Зачастую их эмиссары распространяют идеи нетрадиционного ислама и ведут активную вербовку сторонников.
Молодые люди, в том числе несовершеннолетние, целенаправленно вовлекаются в несанкционированные акции, флешмобы, из их числа создаются специальные боевые отряды и группы.
Молодежь составляет основной костяк экстремистских группировок — от 80 до 90%. Именно руками молодежи совершаются наиболее опасные насильственные преступления, в том числе убийства на почве ксенофобии. Основная часть экстремистских преступлений в 2017 году также совершена молодыми людьми, в том числе несовершеннолетними.
Отсутствие надлежащего контроля за процессом обучения и воспитания детей создает предпосылки для установления в подростковой, молодежной среде фанатичных моделей поведения, основанных на деструктивной религиозной идеологии, влияние которой расширяется.
Кроме того, при помощи сети «Интернет» реализуются сценарии «цветных революций», направленных на насильственное изменение конституционного строя, дезорганизацию деятельности органов государственной власти, зачастую привлекая при этом молодежь.
Так, размещение 2 марта 2017 года в сети «Интернет» фильма- расследования «Фонда борьбы с коррупцией» Алексея Навального «Он вам не Димон» вызвало большой общественный резонанс, который был незамедлительно использован для организации серии антиправительственных протестных акций.
Отличительной чертой прошедших мероприятий стало участие в них большого количества несовершеннолетних пользователей Рунета.
Кроме того, лидеры радикальной оппозиции используют молодежь в так называемых акциях прямого действия. Так, лидер националистического движения «Артподготовка» В. Мальцев (в настоящее время скрывается от уголовной ответственности по ч. 1 ст. 280 УК РФ во Франции) призывал молодежь к свержению действующей власти .
Вместе с тем, противодействие экстремизму в России становится более успешным. Об этом свидетельствует уменьшение числа проявлений радикальных настроений в сфере межнационального взаимодействия, сокращение количества публикаций в СМИ, которые довольно свободно использовали национальные обобщения, а ведь СМИ в этом плане самостоятельны в выборе тем и способов донесения информации до общества, значит нам удалось привить им в этом плане достаточный такт.
Роль средств массовой информации в жизни современного общества сложно переоценить. Ежедневно каждый из нас получает определенную долю новостной информации из разных источников, даже, если не преследует такую цель.
В последнее время публикуемый в СМИ контент значительно изменился, позитивные новости стали скорее исключением, чем нормой, все чаще публикуются новости негативного характера: убийства, изнасилования, хулиганство и т.д.
Такие негативные новости способны вызвать негативную реакцию в обществе и усугубить сложившееся положение, усилить аномию. После просмотра агрессивных роликов, люди и сами начинают проявлять агрессию, порой даже неосознанно, а иногда, сознательно – полагая, что такое поведение является допустимым. Вместе с тем, многие публикуют провокационные ролики с целью получения быстрой популярности и самопиара, так, например, недавно в СМИ активно обсуждалась акция Менспрединга, проходившая в Санкт-Петербурге, — девушки обливали раствором мужчин, сидящих в метро, по их мнению, неприемлемым образом. Данная акция получила широкий общественный резонанс, придав ее организатору большую популярность, а также негативную реакцию со стороны мужчин, которые в будущем будут проявлять агрессию в отношении женщин (по половому признаку).