Магистерский диплом на тему Доверие в юношеском возрасте как социально-психологический феномен
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1
Теоретические основы изучения феномена доверия в юношеском возрасте
1.1 Теоретический аспект
феномена доверия
1.2 Доверие как
социально-психологическое явление
1.3 Самоотношение в юношеском возрасте
2
Экспериментальное исследование показателей феномена доверия в юношеском возрасте
2.1 Организация и методы
исследования
2.2 Анализ результатов
исследования
Список
использованных источников
Приложение
……………………………………………………………………….105
Введение:
Актуальность темы
исследования. Проблема потребностной сферы в природе человека
имеет многогранный характер и пристально рассматривается в современной
психологии и социологии. К числу значимых потребностей следует отнести
потребность в эмоциональных контактах, дружбе и продуктивном общении, что в
настоящее время принято обозначать через термин «аффилиация». Исследование
аффилиации углубляет понимание природы данного феномена и позволяет
использовать результаты исследований в этой сфере для задач диагностики,
мониторинга, а так же формирования и коррекции, успешных форм
отношений человека с окружающими людьми.
Цель исследования: изучить
доверие
в юношеском возрасте как социально-психологический феномен.
Объект исследования:
потребность в доверии в подростковом
возрасте.
Предмет исследования: доверие
в юношеском возрасте как социально-психологический феномен.
Гипотеза: Мы предполагаем то, что подростки с низким уровнем выраженности эмоционального
выгорания и уровня доверия отличаются более высоким уровнем сформированности
когнитивного и эмоционального компонентов
Для
достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблематике
юношеского периода, межличностного общения и доверительных отношений.
2. Провести эмпирические исследования с учетом цели и задач
работы.
3. Изучить особенности уровня доверия в подростковом
возрасте.
4. На основе интерпретации литературных и эмпирических данных
сформулировать выводы и заключение.
Доверие – отношение субъекта к объекту в прямой зависимости
от обладания этим объектом качеством направленной к субъекту позитивности или
негативности.
В обществе существует социальный заказ на изучение доверия и
потребностей отечественной психологии в анализе данного феномена, до последнего
времени доверию не только было отведено второстепенное место, но и его
психологический смысл был упрощен и сведен к некоторому одномерному
представлению о нем. Анализ работ как отечественных, так и зарубежных авторов
показывает, что в различных направлениях психологической
науки речь идет о трех самостоятельных областях, где доверие чаще всего называлось
в качестве условия существования какого-либо другого
явления: это доверие к миру, доверие к другому и доверие к себе .
Особое внимание изучению доверия к себе у подростков и юношей
уделяется в связи с тем, что эта возрастная группа наиболее чувствительна к
неблагоприятным тенденциям в период кризиса и потому склонна реагировать на них
развитием различных форм девиантного поведения. Доверие к себе может
рассматриваться как ресурс формирования у подростка самостоятельной, аутентичной,
подлинно субъектной позиции в жизни.
Доверие к себе является феноменом
психического, которое осуществляет функцию связи человека с миром в единую
систему (то есть позволяет человеку «вынести» часть себя в мир без опасения не
соответствовать самому себе ) и выступает как одно из условий социализации личности. Оптимальный
уровень доверия выступает средством гармонизации отношений человека с миром и с
самим собой .
Опираясь на описание доверия к себе, предложенное Т.П.
Скрипкиной, и соглашаясь с мнением Н.Б. Астаниной, в рамках нашего исследования
мы определяем доверие к себе как отношение к своей жизни и себе как автору этой
жизни, как к субъективной и объективной ценности; доверие к себе является
важнейшим условием субъектности личности, включает ценностные, эмоциональные,
когнитивные, поведенческие составляющие и определяет содержание всего
человеческого бытия.
На основе результатов
своего исследования Т.П. Скрипкина заключает, что внутриличностными коррелятами
доверия к себе являются локус контроля, уровень самореализации личности,
самоотношение, через которые возможно косвенное изучение доверия к себе.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования,
эксперимент.
Психолог Э. Эриксон считает: доверие это не только надежда на
других, это еще и вера в самого себя, в способность самостоятельно справляться
с собственными побуждениями и нуждами. Чувство базового доверия младенца к миру
это начало его личности и основа гармонического общения с людьми, истоки его
умения присоединяться к людям и так же выделять себя как личность.
Темой психологии общения и доверия в межличностных отношениях
занимались множество авторов, таких как: Е.П. Ильин, А. Е. Войскунский, 1982;
И. Н. Горелов, 1980; Р. Л. Кричевский, 2000; А. А. Кроник и
многие др.
Структура работы: работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и
приложения. Во введении обозначен основной аппарат исследования. 1 глава
представляет собой теоретические аспекты исследования проблемы доверия в подростковом
возрасте, во 2 главе представлено исследование
особенностей уровня доверия в подростковом возрасте. В заключении
представлены выводы по результатам работы.
Заключение:
Все
обследованные респонденты не имеют
сформировавшихся стадий эмоционального выгорания. В то же время, при анализе
компонентов эмоционального выгорания и уровня доверия установлено, что 97,7 %
респондентов имеют низкий уровень выраженности эмоционального истощения и
деперсонализации, а 52,3 % обследованных – высокий уровень редукции личных
достижений, 34,1 % — средний и 13,6 % — низкий. В связи, с чем данный критерий
был взят за основу деления выборки на группы по уровню выраженности
эмоционального выгорания;
Выявлена статистически значимая связь выраженности редукции личных
достижений респондентов юношеского возраста
от стажа: высокий уровень характерен для респондентов со стажем до 10
лет и после 15 лет, средний уровень – от 10-15 лет, что может быть связано с
прохождением кризисов становления;
Респонденты с низким уровнем редукции личных достижений
отличаются следующими особенностями эмоционально-оценочного компонента самосознания: более высокие самооценки выраженности личностных качеств, необходимых для
должности, соблюдения техники безопасности на рабочем месте, знаний техники
безопасности на рабочем месте; считают своими профессионально важными
качествами коммуникативные способности, аналитический склад ума, воображение,
адекватная самооценка и ответственность; не испытывают таких эмоций по
отношению к работе, как злость, скука, слабость, разочарование и удивление;
характеризуются самоуверенностью и отсутствием внутри личностной конфликтности;
глорической и праксической эмоциональными направленностями.
Т.е. респонденты с низким уровнем
редукции личных достижений отличаются более сформированным
эмоционально-оценочным компонентом
самосознания, который выражается в позитивном отношении к себе как
профессионале, а также выполняемой работе, наличии интереса к профессиональной
деятельности;
Респонденты с низким уровнем редукции личных достижений
отличаются следующими особенностями когнитивного компонента самосознания: высокая ценность образования;
высокая важность должностного продвижения и низкая – режима работы, что
свидетельствует о его сформированности;
Респонденты с низким уровнем редукции личных достижений
отличаются следующими особенностями поведенческого компонента самосознания: удовлетворены своим трудом, не
ощущают в качестве значительно трудности испытание физических и эмоционально-психических
перегрузок на работе, т.е. данные респонденты
знают, как действовать в различных стандартных и нестандартных
ситуациях, что свидетельствует о сформированности настоящего компонента;
Тогда выдвинутая нами гипотеза: «подростки с
низким уровнем выраженности эмоционального выгорания и уровня доверия
отличаются более высоким уровнем сформированности когнитивного и эмоционального
компонентов самосознания» подтверждается частично, т.к. у данных респондентов
все три компонента самосознания больше
сформированы.
Фрагмент текста работы:
В условиях стремительно меняющегося социально-культурного
бытия общество нуждается в самостоятельных, активных, свободных гражданах, 6способных
отвечать за свои действия и поступки перед самими собой и обществом. Такое
положение требует от системы образования новых подходов к организации
духовно-нравственного воспитания, базовым компонентом которого является процесс
формирования ответственности обучающихся юношеского возраста.
В федеральном государственном образовательном стандарте общего
образования описаны возрастные особенности школьников и определены
соответствующие возрасту виды деятельности, которые направлены на формирование
ответственности обучающихся [6, c.81].
Анализ образовательной области, определенной стандартом,
показал, что обучающиеся получают право выбора вариативного компонента: модулей
внутрипредметных и межпредметных, практикумов и практик, учебных элективных
курсов. Предоставленная свобода выбора позволяет обучающемуся проявлять
самостоятельность в построении индивидуальной образовательной траектории по
освоению учебной программы и наделяет его обязательствами за сделанный выбор,
ответственностью за него перед самим собой, педагогами, родителями.
Результат образовательной деятельности российской школы
фиксируется в портрете выпускника – гражданина России, обладающего социально
значимыми личностными качествами, «осознающего себя
личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них
ответственность перед самим собой и другими людьми » [7,
с. 11].
Концепция также ориентирована на формирование ответственности
школьников. Цель современного отечественного образования и одна из приоритетных
задач общества и государства определяется ею как «воспитание,
социально-педагогическая поддержка становления им развития, высоконравственного,
ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина »
[32].
Данную цель предлагается реализовывать в сфере личностного
развития обучающихся, в сфере общественных и государственных отношений. В сфере
личностного развития, воспитание школьников должно обеспечить «готовность
и способность к индивидуально-ответственному поведению»
[32]. В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание
призвано реализовать «понимание и поддержание таких нравственных
устоев, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и
старших, ответственность за другого человека» [32]. В сфере
государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание направлено
на «формирование мотивации к активному и ответственному участию в
общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах »
[32].
Ответственность базируется на
принятии «гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и
следования им в личной и общественной жизни » [32]. В концепции важное место
отведено характеристике ценностей, на основе которых должен строить
ответственную деятельность современный школьник. Среди основных принципов
организации духовно-нравственного развития и воспитания концепция выделяет: нравственный
пример педагога, социально-педагогическое партнерство,
индивидуально-личностное развитие, интегративность программ
духовно-нравственного воспитания, социальная востребованность воспитания.
Перечисленные принципы требуют от педагога высокой нравственности и
ориентированы на воспитание ответственности школьников и создание условий для
их свободного развития и взросления.