Социология Магистерский диплом Гуманитарные науки

Магистерский диплом на тему Доступность услуг в сфере дошкольного образования для неполных московских семей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 4

Глава 1 Теоретико-методологические аспекты
социологического анализа доступности услуг в сфере дошкольного образования для
неполных семей. 12

1.1 Концептуальные основы социологического анализа
доступности образовательных услуг в сфере дошкольного образования. 12

1.2 Доступность услуг в сфере дошкольного
образования для неполных семей как предмет социологического исследования. 23

1.3 Методология и методика социологического исследования
доступности дошкольного образования для неполных семей. 45

Выводы по главе 1. 51

Глава 2 Социологический анализ доступности дошкольного
образования для неполных московских семей. 52

2.1 Оценка доступности дошкольного образования для
неполных московских семей (по результатам онлайн-опроса) 52

2.2. Основные факторы повышения доступности дошкольного
образования для неполных семей в Москве (по результатам интервью с экспертами) 70

2.3 Визуализация проблем доступности дошкольного
образования для неполных семей в московских СМИ.. 79

Выводы по главе 2. 93

Заключение. 94

Список литературы.. 99

Приложения. 106

 

 

  

Введение:

 

 

Актуальность темы диссертации.
Обеспечение
доступности услуг дошкольного образования является одним из приоритетных направлений
образовательной политики РФ. Под доступностью образования понимается возможность
гражданина получить желательное для него качественное образование, причем доступность
подразумевает и равенство образовательных возможностей.

Дошкольное образование является
первой ступенью образовательной системы, при реализации которой закладываются основополагающие
качества личности, формируется интеллект, способности. Именно это определяет социокультурную
значимость системы дошкольного образования.

Обеспечение
равного доступа к качественному образованию как государственная гарантия является
приоритетным направлением государственной образовательной политики в РФ и выступает
одной из самых актуальных проблем государственного управления образованием. Суть
ее заключается в несоответствии действующего механизма государственного управления
образованием целям и заданиям государственной образовательной политики по обеспечению
равного доступа всех граждан к качественному образованию.

В
современном российском обществе проблема доступности дошкольного образования приобрела
сегодня особую актуальность: с одной стороны, значимо вырос спрос на дошкольное
обучение детей со стороны родителей, повысился уровень доверия к дошкольным учреждениям,
с другой — нехватка мест в детских садах до крайности обострила ситуацию, спровоцировала
негативные настроения.

При
этом, фокус общественного и экспертного внимания сместился в сторону обеспечения
доступности дошкольного образования. Особенно остро вопрос стоит в крупных городах,
где большинство дошкольных учреждений работают с перегрузкой.

В
России решить проблему доступности дошкольного образования сегодня мешает неразвитость
инфраструктуры дошкольного образования и отсутствие реальной поддержки организаций
негосударственного сектора, готовых участвовать в ее совершенствовании.

Основное
противоречие, лежащее в основе исследования, состоит в следующем: с одной стороны,
государство предпринимает усилия и реализует программу «Образование», где в
качестве одного из направлений присутствует обеспечение доступности образовательных
услуг ДОУ, с другой стороны эти программы имеют очень низкий охват, в них отсутствует
ориентация на неполные семьи. Что позволяет говорить о противоречии между целью
и средствами государственной политики в сфере обеспечения доступности образовательных
услуг ДОУ.

Степень научной разработанности
проблемы:

Разработка
теоретических концепций равенства, доступности и справедливости в сфере образования,
а также эмпирических исследований в данной сфере имеет достаточно давнюю историю.

Понятие
и функции образования как социального института отражены в работах М.И. Кадничанской,
В.К. Батурина, Е.Э Смирновой и др.

Теоретические
основы, современных представлений о доступности образования заложены в рамках исследований
социологии, экономики и политики образования и отражены в концепциях П. Сорокина,
К. Маннгейма и П. Бурдье, Дж.Дьюи и др.

Особое
понимание доступности образования отражено в трудах социологов М.Скилбека и Х.Коннелла[1], которыми отмечено, что такие
термины, как «доступность» (access), «равная возможность» (equal opportunity), «равенство
результатов» (equality of outcomes), «позитивное действие» (affirmative action)
и «справедливость» (equity), часто встречаются в области политики образования и
обозначают доступность программ образования и подготовки, позволяющих получить знания,
умения, навыки или способности.

Беляков
С.А. констатирует, что «…доступность образования, характеризующая возможность для
гражданина занять место в соответствующем образовательном учреждении, может быть
определена как отношение числа мест в образовательных учреждениях к числу лиц, желающих
и имеющих право эти места занять»[2].

Особое
понимание доступности образования отражено в трудах социологов. Коренные преобразования
российского общества способствовали активизации отечественных исследований в сфере
социологии и экономики образования. Социальные предпосылки доступности образования
нашли отражение в трудах Л.Н.Когана, В.Н.Турченко, Ф.Р.Филиппова, И.Я.Писаренко
и др.

Исследования
социального неравенства в системе российского образования и дифференциации условий
жизни населения содержатся в трудах Ш.М. Алиева, В.И. Загвязинского, Д. Л. Константиновского,
В. Г. Немировского, В. Я. Нечаева, JI. Я. Рубиной и др.

Вопросы
доступности образования для различных социальных групп рассматриваются в работах
социологов С.А. Белякова, В.Ж. Куклина, Е. В. Белозеровой, Е. В. Вашуриной, П. В.
Романова, Я. М. Рощиной и др. Анализ современных научных исследований и публикаций
свидетельствует об усилении внимания исследователей к проблеме обеспечения равного
доступа к качественному дошкольному образованию.

Указанная
проблема является многоаспектной и дает возможность авторам рассматривать ее с разных
позиций.

В
частности, в исследованиях И. В. Абанкиной, Л. М. Филатовой[3] представлен обзор современных
механизмов обеспечения доступности дошкольного образования и отмечается, что доступность
дошкольного образования определяется наличием мест в дошкольных организациях и возможностями
домохозяйств оплатить соответствующие услуги.

Анализ
работ подтвердил, что реализация права граждан на равный доступ к дошкольному образованию
в условиях реформирования системы образования вызывает необходимость пересмотра
устоявшихся процедур соблюдения государственных гарантий равного доступа к образованию,
совершенствования, а иногда и принципиальных изменений механизмов государственного
управления дошкольным образованием, в частности внедрения современных методик оценки
величины доступности образовательных уровней для различных слоев населения, постоянного
мониторинга и оценки достигнутого состояния развития образовательной системы и выработки
эффективной образовательной политики.



[1] Skilbeck M., Connell H. Access and Equity in Higher
Education: An International Perspective on Issues and Strategies. HEA
, Dublin. 2000.

[2] Беляков С. А.
Новые лекции по экономике образования / С. А. Беляков. — М.: Академия, 2018.. —
424 с.

[3] Абанкина И.В.
Доступность дошкольного образования И. В. Абанкина, Л. М. Филатова //Вопросы
образования/Educational Studies Moscow, 2018. — № 3 – С. 216-246.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

В
дипломной работе была рассмотрена проблема повышения доступности дошкольных
образовательных услуг в г. Москве.

Для
оценки эффективности деятельности органов государственной власти по повышению
доступности дошкольных образовательных услуг для неполных семей г. Москвы нами
было проведено массовое исследование, в котором приняли участие неполные семьи,
проживающие на территории Москвы, экспертный опрос, в котором, в роли экспертов
выступили психологи, занимающиеся семейным консультированием, сотрудники
органов государственной власти, обеспечивающих доступность дошкольного
образования по долгу своей службы, а так же был проведен контент – анализ
Интернет статей, опубликованных в информационных источниках Москвы, посвященных
доступности дошкольных образовательных услуг и визуальный анализ.

На
основе полученных диссертантом теоретических и эмпирических исследований можно сделать
следующие выводы:

1.               
Социологический анализ доступности
образовательных услуг в сфере дошкольного образования представляет собой
комплексную аналитическую обработку полученных при помощи социологических
методов информации относительно доступности услуг, которые предоставляются
дошкольными образовательными организациями.

2.               
В рамках исследования концептуальных основ
обеспечения доступности образовательных услуг в сфере дошкольного образования
были выделены следующие основные положения: концептуальные основы социологического
анализ доступности образовательных услуг в сфере дошкольного образования
включают в себя анализ понятия «образовательная услуга» и гарантия получения
дошкольного образования каждому гражданину России, закрепленная в Конституции
РФ.

3.               
Неполные семьи представляют особый интерес
для социологического исследования, поскольку находятся в зоне социального риска
по сравнению с полными семьями, по причине отсутствия дополнительной
психологической и социальной поддержки со стороны второго родителя.

4.               
Доступность дошкольных образовательных
услуг для неполных семей как предмет социологического исследования представляет
собой субъективную оценку взрослыми членами неполных семей собственной
возможности использовать закрепленное в законе и гарантированное Конституцией
РФ их детям право на получение дошкольных образовательных услуг

5.               
Методика и техника социологического
исследования доступности дошкольного образования для неполных семей должна
учитывать принцип комплексности и включать в себя массовый опрос, экспертное
интервью и визуальный анализ.

Итак, можно сказать, что под платными услугами
образовательного учреждения понимается сфера предпринимательской деятельности
образовательного учреждения, осуществляемая помимо государственного и муниципального
заказа. Нормативно-правовую основу оказания платных услуг дошкольного
образовательного учреждения составляют Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс
РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы «Об образовании в Российской
Федерации», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных
(муниципальных) учреждений,  закон «О
защите прав потребителей», приказы и письма Министерства образования РФ и иные
нормативно-правовые акты.

При
оценке целесообразности выхода предприятия на новый рынок маркетологами
осуществляется оценка потенциала компании, анализ конъюнктуры рынка, исследование
характеристик выпускаемой продукции, выявление специфических характеристик
покупателей, анализ конкурентной среды. На каждом из этих этапов существует
система показателей, нуждающихся в оценке, и методов их расчета и анализа.
Среди указанных показателей – объем рынка, его среднегодовые темпы роста, этап
жизненного цикла, потенциальная емкость рынка, прогноз и доходность рынка,
степень риска и барьеры входа, численность игроков, динамика продаж, степень
развития конкуренции и ее параметры, уровень развития каналов и динамика цен,
численность потребителей, их лояльность к старому поставщику и готовность к
принятию нового, возможность создания спроса, а также конкурентоспособность
продукции компании.

Основная задача
маркетинговых исследований связана с оценкой информационных потребностей и
предоставлением участникам рынка точной, надежной, обоснованной, своевременной
и относящейся к делу информации.
Говоря о задачах маркетингового исследования
по оценке целесообразности выхода предприятия на новый рынок, можно выделить
такие задачи, как прогноз потенциальных продаж компании на период 2–5 лет с
момента выхода на новый рынок, оценку уровня доходности рынка, определение
барьеров входа на рынок, оценку общих рисков, изучение маркетинговых стратегий
ведущих участников рынка

Сбор
информации при проведении маркетинговых исследований может осуществляться как
из первичных (непосредственно поставщики, потребители, посредники и импортеры),
так и из вторичных источников информации. Независимо от источников получения
информации выделяют количественные (опросы) и качественные (наблюдения, фокус-группы,
интервью и пр.) методы сбора маркетинговой информации. Анализ полученных в
результате маркетинговых исследований данных начинается с их преобразования и
завершается статистическим анализом, который классифицируют на пять основных
видов: дескриптивный, выводной, анализ связей, анализ временных рядов, анализ
различий.

При
оценке целесообразности внедрения новых услуг следует опираться на
эффективности мероприятий.
С точки зрения экономики предприятия
под эффективностью следует понимать результативность хозяйственной
деятельности, соотношение между достигнутыми результатами и затратами живого и
овеществленного труда.  Сущность
показателей экономической эффективности заключается в формировании
представлений о стоимости в виде затрат и ресурсов достижения экономического
эффекта.

Специфика проекта по
разработке и внедрению системы платных услуг в дошкольном учреждении должна
учитывать  психолого-педагогические
концепции развития ребенка.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретико-методологические аспекты
социологического анализа доступности услуг в сфере дошкольного образования для неполных
семей

 

1.1 Концептуальные основы социологического
анализа доступности образовательных услуг в сфере дошкольного образования

 

Значение,
которое сфера образования и рынок образовательных услуг имеют для развития национальной
экономики и нации в целом, предопределило повышение внимания государства и науки
к этой сфере за последние десятилетия во многих зарубежных странах.

 Понимая, что именно повышение качества образования
является одним из необходимых инструментов для обеспечения дальнейшего прогресса,
политики и ученые этих стран, а то и целых регионов, что имеет место быть, в частности,
в случае с Европейским Союзом, уже на протяжении ряда лет разрабатывают концепции
наиболее эффективного развития рынка образовательных услуг[1].

В
России же, в силу вполне очевидных причин, на протяжении долгих лет отсутствовало
само понятие образовательной услуги как категории рыночной, а развитие системы образования
в стране строилось на совершенно иных принципах, отличных от тех, которые присущи
рыночной экономике[2].

Одной
из главных задач для дальнейшего изучения сферы образования и рынка образовательных
услуг, обеспечивающей системность такого изучения, является выделение базовых понятий:
что понимается под образовательными услугами, чьи потребности они удовлетворяют,
что выступает в качестве товара на рассматриваемом рынке, как и в каких организационно-правовых
схемах складываются отношения между участниками общественных отношений на рынке
образовательных услуг и так далее.

Рассмотрим
трактовки понятия «образовательная услуга» различными авторами. См. Таблицу 1.1.

Таблица
1.1 – Авторские трактовки понятия «образовательная услуга»

Автор

Характеристика понятия

Примечание

Долятойский В.А. и Мазур О.А.

Неосязаемые действия,
направленные на сознание индивида, обеспечивающие реализацию потребности человека
в получении определенного вида знаний, умений, навыков, в приобретении профессии
или квалификации; обеспечивают удовлетворение спроса на рынке труда

Понятие рассматривается
в узком смысле, касающемся только сферы профессиональной подготовки

Валиев Ш.З.

Целенаправленный,
организованный учебным заведением творческий процесс передачи и накопления определенной
суммы знаний, умений и компетенций в рамках отдельной образовательной программы
потребителю, преобразующий самого потребителя

Понятие рассматривается
в узком смысле, касающемся только сферы профессиональной подготовки

Борисова С.Г.

Процесс предоставления
знаний и формирования умений и навыков в определенной профессиональной области

Понятие рассматривается
в узком смысле, касающемся только сферы профессиональной подготовки

Куров С.В.

Характеризует ее
как «организованную, целенаправленную, устойчивую деятельность (действия), осуществляемую
одним или несколькими субъектами (преподавателем, педагогом или коллективом педагогов)
посредством коммуникативных средств (личного, непосредственного взаимодействия
с другим субъектом – обучающимся) по передаче знаний, формированию умений, навыков,
оказанию воздействий, формирующих личность человека, гражданина путем организации
и управления его учебной деятельности (действий)»[3]

В понятии не определены
практические навыки

Шкарлупина Г.В.

Это гражданско-правовые
отношения, основанные на частном возмездном договоре между физическими лицами,
заключаемым между лицом, имеющим должный уровень образования, практических навыков,
имеющим сертификацию и прошедшего Рассмотрены только платное образование лицензирование
для данного вида деятельности по поводу услуг по обучению в виде целого комплекса
целенаправленно создаваемых и предлагаемых гражданам возможностей с одной стороны,
и, с другой стороны физического лица, желающего приобретения определенных знаний,
навыков и умений, для удовлетворения тех или иных образовательных потребностей
для себя или в пользу третьего лица (ученика)[4]

В определении не
совсем понятно о какой информации идет речь

Чекмарев В. В.

Продукт образовательного
производства; процесс, в котором создается человеческий капитал через индивидуальное
потребление трудового потенциала производителя и индивидуальное производство трудового
потенциала потребителя[5]

В определении четко
сказано только об освоении практических навыков

Щетинин В. П.

Система знаний, информации,
умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных
потребностей личности, общества, государства[6]

В определении не
указано кем осуществляется услуга

Белозеров А.В.

Услуги по обучению
и воспитанию, то есть действия по передаче обучающемуся информации, направленные
на усвоение ее обучающимся в виде знаний, навыков и умений[7]

В понятии говорится
только о непосредственном контакте преподавателя и обучаемого в части передачи
ЗУН, но не слова не сказано о самостоятельном обучении

 

На
наш взгляд, наиболее полное понятное определение дает В.П. Щетинин. Он предлагает
определение образовательной услуги, учитывающее следующие аспекты:

1.
с позиции личности – это процесс передачи системы знаний, умений и навыков личности
с целью удовлетворения различных образовательных потребностей;

2.
с позиции общества – это процесс формирования у личности общих и профессиональных
компетенций, необходимых для обеспечения его работоспособности, поддержания конкурентоспособности
и развития в постоянно изменяющихся рыночных условиях;

3.
с позиции государства — это процесс, обеспечивающий расширенное воспроизводство
совокупного личностного и интеллектуального потенциала общества.

Обобщая
выше приведенные понятия, нами предлагается уточненное определение.

По
нашему мнению, образовательная услуга – это экономическая и социально значимая категория,
представляющая собой непрерывную целенаправленную череду действий и деятельность,
осуществляемая государством (исполнитель, поставщик, продавец услуги) по средствам
образовательных структур (бюджетные и коммерческие образовательные учреждения),
СМИ (теле- и радиовещание, пресса, интернет ресурсы), направленная на передачу образовательной
информации в виде знаний, умений, навыков личности (заказчику, покупателю, потребителю
услуги), формирование ее интеллектуальных особенностей и способностей к саморазвитию,
воспитание духовно-нравственных качеств, необходимых для адаптации в обществе с
устоявшимися традициями и культурой, а также успешной трудовой деятельности, приносящей
пользу обществу и государству.

В
данном определении понятия «образовательная услуга» находит выражение специфика
деятельности образовательных структур и отражены особенности и характерные черты
предоставления образовательных услуг населению.

В
данном определении отражены все стороны взаимодействия «продавцов» и «покупателей»
по предоставлению и приобретению различной образовательной информации.

Таким
образом, сформулируем следующие выводы: сложность определения термина «образовательная
услуга» порождает неоднозначность в выявлении специфических свойств образовательных
услуг; включение образовательных услуг в рыночную экономику должно исходить из природы
смешанного характера общественных благ, к которым они относятся.

В Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» дается
следующее определение образования — «единый целенаправленный процесс воспитания
и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах
человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний,
умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных
объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого,
физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных
потребностей и интересов»[8].

Специфика образовательных услуг, представлена в таблице
1.2[9].

Таблица 1.2 – Специфика образовательных услуг

Характеристика

услуги

Описание
характеристики



[1] Попов Е. Н.
Услуги образования и рынок // Российский экономический журнал. 2017. № 6. С.5
-16.

Похожие работы