Магистерский диплом на тему Дидактические игры как средство развития речи в условиях инклюзивного образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей развития фонематического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с помощью дидактических игр в инклюзивном образовании
1.1 Проблема развития фонематического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР в трудах отечественных и зарубежных ученых
1.2 Дидактическая игра как ведущий вид деятельности дошкольников и средство речевого развития в условиях инклюзивного образования
Выводы по главе 1
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития фонематического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях инклюзивного образования
2.1 Организация эксперимента по исследованию уровня фонематического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях инклюзивного образования
2.2 Программа «Речевое развитие старших дошкольников с использованием дидактических игр в условиях инклюзивного образования»
2.3 Анализ и интерпретация результатов эксперимента по уровню развития фонематического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием дидактических игр в условиях инклюзивного образования
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Введение:
Актуальность исследования. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.
Важное место среди различных задач специального обучения в дошкольном учреждении занимает обучение детей овладению фонетико-фонематическим строем речи. Овладения этим составом языка начинается с раннего возраста.
Однако с каждым годом увеличивается количество детей, которые страдают нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени прослеживается фонетико-фонематическое недоразвитие. Если такое нарушение не исправить вовремя, то в дальнейшем оно будет приводить к негативным изменениям в развитии личности ребенка, которые в свою очередь будут оказывать влияние на его обучение в школе и взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Помимо этого, своевременное овладение правильной речью является важным моментом в становлении полноценной личности ребенка. При этом усвоение фонетико-фонематического строя речи представляет собой одну из важных предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего эффективного обучения в школе.
Зная особенности формирования слухового восприятия и речевого слуха у дошкольников, а также проблемы, которые могут возникнуть в результате формирования фонематического восприятия, педагог должен грамотно организовать работу по формированию у детей фонематического восприятия и речевого слуха.
Важным моментом является то, что проблема речевого развития детей дошкольного возраста достаточно актуальна. Общая тенденция на усложнение структуры речевых отклонений в развитии у детей нацеливает педагогов дошкольной организации на овладение более широким арсеналом диагностических и коррекционных технологий. Включение детей с нарушениями речи в коммуникативное пространство группы сверстников обусловило проведение научного эксперимента с целью разработки эффективных форм работы по развитию речевой сферы дошкольников, воспитывающихся в условиях образовательной инклюзии.
Современные подходы речевого развития детей дошкольного возраста основываются на исследованиях отечественных и зарубежных психологов, педагогов и лингвистов.
Особенности становления и развития речи детей в дошкольном возрасте раскрываются в трудах таких исследователей как А.М. Бородич, Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова, М.М. Конина, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина и многих других. Развитие фонематического восприятия раскрывается в трудах З.Е. Агранович, Г.В. Бабиной, Н.Ю. Сафонкиной, Н.В. Курдвановской, Л.С. Ванюковой и Н.С. Четверушкиной.
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
В связи с этим, возникает противоречие между необходимостью фонематического развития старших дошкольников и недостаточным использованием в учебно-воспитательном процессе дошкольной образовательной организации (ДОО) дидактических игр в ходе работы над фонематическим развитием старших дошкольников в условиях инклюзивного образования.
Проблема исследования. Какова роль дидактических игр в развитии фонематической стороны речи старших дошкольников в инклюзивных группах ДОО и определение наиболее эффективных условий использования дидактических игр для детей, воспитывающихся в инклюзивных группах детского сада?
Все это определяет тему работы: «Дидактические игры как средство развития речи в условиях инклюзивного образования».
Объект исследования: процесс развития фонематического строя речи старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: педагогические условия использования дидактических игр как средства фонематического развития старших дошкольников с ОНР в условиях инклюзивного образования.
Цель исследования: определить условия развития фонематического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством использования дидактических игр.
В основу нашего исследования положена гипотеза, согласно которой процесс фонематического развития посредством дидактических игр со старшими дошкольниками с ОНР в инклюзивных группах ДОО будет более эффективным, если:
— развивающая работа с дошкольниками с ОНР будет направлена на их фонематическое развитие;
— разработать и внедрить в образовательно-воспитательный процесс ДОО программу фонематического развития старших дошкольников с ОНР посредством использования дидактических игр в условиях инклюзивного образования.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности развития фонематического строя дошкольников с ОНР в условиях инклюзивного образования в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
2. Охарактеризовать дидактическую игру как средство речевого развития в условиях инклюзивного образования.
3. Организовать эксперимент по исследованию уровня фонематического строя речи у старших дошкольников с ОНР
4. Разработать программу по речевому развитию старших дошкольников с ОНР с использованием дидактических игр в условиях инклюзивного образования.
5. Проанализировать результаты эксперимента по уровню развития фонематического строя речи старших дошкольников с ОНР с использованием дидактических игр в условиях инклюзивного образования
Методологическую основу исследования составляют следующие положения:
• Учение о зонах актуального и ближайшего развития Л.С. Выгодского.
• Учение Р.Е. Левиной о системном строении речи.
• Современные научные достижения в области психолингвистики (Н.И. Жинкин, Н.А. Гвоздев, Т.В. Ахутина, В.П. Глухов и т.д.).
Методы исследования:
— теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; изучение социального и педагогического опыта);
— эмпирические (наблюдение, беседа, анализ планов воспитательно-образовательной работы воспитателей, педагогический эксперимент; математические и статистические методы обработки данных).
Теоретическая значимость заключается в использовании материала для дальнейшего изучения вопросов речевого развития детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования, а также для выявления особенностей влияния дидактических игр на развитие фонематического строя речи старших дошкольников с ОНР.
Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенная программа развития речи может быть реализована в коррекционно-логопедической работе по формированию речи у дошкольников с ОНР старшей инклюзивной группы ДОО.
База исследования – Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с №61 «Мечта». Выборку составили дети дошкольного возраста с ОНР, воспитывающиеся в инклюзивной группе, в количестве 10 человек.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей развития фонематического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с помощью дидактических игр в инклюзивном образовании
1.1 Проблема развития фонематического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР в трудах отечественных и зарубежных ученых
Нарушения речи являются своего рода отклонениями в речи говорящего от принятой в данной языковой среде языковой нормы. Такие отклонения определяются расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности человека [18]. А беря во внимания коммуникативную теорию, то нарушение речи здесь будет представляться как нарушение вербальной коммуникации.
Следует заметить, что проблеме недоразвития речи и разным ее нарушениям посвящены работы многих исследователей. Среди них мы можем выделить исследования Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Л.Н. Ефименковой, Л.С. Волковой и др.
Таким образом, основываясь на определения разных исследователей, под общим недоразвитием речи мы будем понимать такую форму речевой аномалии, при которой вместе с сохранным интеллектом и нормальным слухом, происходит нарушение формирования всех компонентов речевой системы, в том числе фонетической, лексической и грамматической речи. При этом, такая форма нарушений может определяться как в смысловой, так и в произносительной стороне речи [23].
Детям с ОНР присущи некоторые признаки, среди которых общими можно назвать следующие:
— позднее начало речи, зачастую к 3-4 годам;
— ограниченность словаря и яркая выраженность аграмматизмов, которое проявляется в смешении падежных форм, отсутствии согласований, пропуске предлогов и т.п.;
— дефекты звукопроизношения и нарушения в ритмико-слоговой структуре слова;
— трудности в построении простых и сложных предложений [6].
Следует отметить, что для появления стойкой речевой и психологической патологии у детей имеется много причин. Особое место занимают причины, которые связаны с периодом внутриутробного развития, родовые или те, которые оказали влияние в первый год жизни детей. Среди исследователей по данной проблемы предлагается выделить следующие причины речевой патологии:
— наследственные причины, которые включают в себя умственную отсталость, психическое заболевание, резкое нарушение обмена веществ, либо же гормональное расстройство родителя;
— причины, вызванные осложнениями в процессе беременности, среди которых можно назвать вирусные заболевания, несовместимость крови матери и ребенка, угрозы выкидыша, разной степени ушиби живота, наличие продолжительного стресса у матери, или ее вредные привычки;
— особенность процесса родов, различные осложнения со стороны акушерского вмешательства, приводящие к травме мозга или асфиксии плода;
— послеродовой фактор в первые годы жизни ребенка, например, перенесение ребенком менингита или менингоэнцефалита, дизентирии, пневмонии и других заболеваний, ослабляющих детский организм;
— причины из среды обитания ребенка, которые могут быть представлены длительной психотравмирующей ситуацией, серьезными психическими травмами, двуязычием в семье, либо социально-бытовой запущенностью, неправильным воспитанием и т.п. [8].
При этом, указанные факторы не могут выступать как определяющие в возникновении патологии развития ребенка. Следует заметить, что перинатальные факторы считаются более травматичными, чем постнатальные, поскольку действуют на менее сформированные клетки мозга. Зачастую в практике можно встретить комбинирование нескольких признаков, которые вызывают не только речевое, но и психолого-педагогическое отклонение в развитии ребенка [21].
Классическая литература предлагает выделять три уровня, которые характеризуют речевой статус ребенка с ОНР, начиная от отсутствия общеупотребительной речи до наличия развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития [11].
Всем детям с ОНР характерно, что появление первых слов происходит позднее, чем у детей с нормой, зачастую это случается к 3-4 годам, а иногда и к 5 году жизни ребенка.
Рассмотрим подробнее характерные особенности каждого уровня речевого статуса детей с ОНР.
Так, дети, имеющие первый уровень, определяются не сформированной фразовой речью. Такие дети при общении используют лепетные слова или однословные предложения, дополняемые мимикой и жестами, смысл которых вне конкретной ситуации будет непонятен. При этом словарный запас детей этого уровня является резко ограниченным, состоящим в основном из отдельных звуковых комплексов, звукоподражаний и некоторых обиходных слов [23].
Отмечается, что дети 1 уровня ОНР имеют трудности в импрессивной речи, которые проявляются в непонимании значений многих слов и грамматических категорий. Характерным является грубые нарушения слоговой структуру слова, так как дети зачастую воспроизводят только звукокомплексы, которые состоят из одного или двух слогов.