Педагогика инклюзивного и интегрированного образования Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Дидактические игры как средство развития речи в условиях инклюзивного образования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей развития фонематического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с помощью дидактических игр в инклюзивном образовании
1.1 Проблема развития фонематического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР в трудах отечественных и зарубежных ученых
1.2 Дидактическая игра как ведущий вид деятельности дошкольников и средство речевого развития в условиях инклюзивного образования
Выводы по главе 1
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития фонематического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях инклюзивного образования
2.1 Организация эксперимента по исследованию уровня фонематического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях инклюзивного образования
2.2 Программа «Речевое развитие старших дошкольников с использованием дидактических игр в условиях инклюзивного образования»
2.3 Анализ и интерпретация результатов эксперимента по уровню развития фонематического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием дидактических игр в условиях инклюзивного образования
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.
Важное место среди различных задач специального обучения в дошкольном учреждении занимает обучение детей овладению фонетико-фонематическим строем речи. Овладения этим составом языка начинается с раннего возраста.
Однако с каждым годом увеличивается количество детей, которые страдают нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени прослеживается фонетико-фонематическое недоразвитие. Если такое нарушение не исправить вовремя, то в дальнейшем оно будет приводить к негативным изменениям в развитии личности ребенка, которые в свою очередь будут оказывать влияние на его обучение в школе и взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Помимо этого, своевременное овладение правильной речью является важным моментом в становлении полноценной личности ребенка. При этом усвоение фонетико-фонематического строя речи представляет собой одну из важных предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего эффективного обучения в школе.
Зная особенности формирования слухового восприятия и речевого слуха у дошкольников, а также проблемы, которые могут возникнуть в результате формирования фонематического восприятия, педагог должен грамотно организовать работу по формированию у детей фонематического восприятия и речевого слуха.
Важным моментом является то, что проблема речевого развития детей дошкольного возраста достаточно актуальна. Общая тенденция на усложнение структуры речевых отклонений в развитии у детей нацеливает педагогов дошкольной организации на овладение более широким арсеналом диагностических и коррекционных технологий. Включение детей с нарушениями речи в коммуникативное пространство группы сверстников обусловило проведение научного эксперимента с целью разработки эффективных форм работы по развитию речевой сферы дошкольников, воспитывающихся в условиях образовательной инклюзии.
Современные подходы речевого развития детей дошкольного возраста основываются на исследованиях отечественных и зарубежных психологов, педагогов и лингвистов.
Особенности становления и развития речи детей в дошкольном возрасте раскрываются в трудах таких исследователей как А.М. Бородич, Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова, М.М. Конина, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина и многих других. Развитие фонематического восприятия раскрывается в трудах З.Е. Агранович, Г.В. Бабиной, Н.Ю. Сафонкиной, Н.В. Курдвановской, Л.С. Ванюковой и Н.С. Четверушкиной.
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
В связи с этим, возникает противоречие между необходимостью фонематического развития старших дошкольников и недостаточным использованием в учебно-воспитательном процессе дошкольной образовательной организации (ДОО) дидактических игр в ходе работы над фонематическим развитием старших дошкольников в условиях инклюзивного образования.
Проблема исследования. Какова роль дидактических игр в развитии фонематической стороны речи старших дошкольников в инклюзивных группах ДОО и определение наиболее эффективных условий использования дидактических игр для детей, воспитывающихся в инклюзивных группах детского сада?
Все это определяет тему работы: «Дидактические игры как средство развития речи в условиях инклюзивного образования».
Объект исследования: процесс развития фонематического строя речи старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: педагогические условия использования дидактических игр как средства фонематического развития старших дошкольников с ОНР в условиях инклюзивного образования.
Цель исследования: определить условия развития фонематического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством использования дидактических игр.
В основу нашего исследования положена гипотеза, согласно которой процесс фонематического развития посредством дидактических игр со старшими дошкольниками с ОНР в инклюзивных группах ДОО будет более эффективным, если:
— развивающая работа с дошкольниками с ОНР будет направлена на их фонематическое развитие;
— разработать и внедрить в образовательно-воспитательный процесс ДОО программу фонематического развития старших дошкольников с ОНР посредством использования дидактических игр в условиях инклюзивного образования.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности развития фонематического строя дошкольников с ОНР в условиях инклюзивного образования в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
2. Охарактеризовать дидактическую игру как средство речевого развития в условиях инклюзивного образования.
3. Организовать эксперимент по исследованию уровня фонематического строя речи у старших дошкольников с ОНР
4. Разработать программу по речевому развитию старших дошкольников с ОНР с использованием дидактических игр в условиях инклюзивного образования.
5. Проанализировать результаты эксперимента по уровню развития фонематического строя речи старших дошкольников с ОНР с использованием дидактических игр в условиях инклюзивного образования
Методологическую основу исследования составляют следующие положения:
• Учение о зонах актуального и ближайшего развития Л.С. Выгодского.
• Учение Р.Е. Левиной о системном строении речи.
• Современные научные достижения в области психолингвистики (Н.И. Жинкин, Н.А. Гвоздев, Т.В. Ахутина, В.П. Глухов и т.д.).
Методы исследования:
— теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; изучение социального и педагогического опыта);
— эмпирические (наблюдение, беседа, анализ планов воспитательно-образовательной работы воспитателей, педагогический эксперимент; математические и статистические методы обработки данных).
Теоретическая значимость заключается в использовании материала для дальнейшего изучения вопросов речевого развития детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования, а также для выявления особенностей влияния дидактических игр на развитие фонематического строя речи старших дошкольников с ОНР.
Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенная программа развития речи может быть реализована в коррекционно-логопедической работе по формированию речи у дошкольников с ОНР старшей инклюзивной группы ДОО.
База исследования – Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с №61 «Мечта». Выборку составили дети дошкольного возраста с ОНР, воспитывающиеся в инклюзивной группе, в количестве 10 человек.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое изучение особенностей развития фонематического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с помощью дидактических игр в инклюзивном образовании
1.1 Проблема развития фонематического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР в трудах отечественных и зарубежных ученых
Нарушения речи являются своего рода отклонениями в речи говорящего от принятой в данной языковой среде языковой нормы. Такие отклонения определяются расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности человека [18]. А беря во внимания коммуникативную теорию, то нарушение речи здесь будет представляться как нарушение вербальной коммуникации.
Следует заметить, что проблеме недоразвития речи и разным ее нарушениям посвящены работы многих исследователей. Среди них мы можем выделить исследования Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Л.Н. Ефименковой, Л.С. Волковой и др.
Таким образом, основываясь на определения разных исследователей, под общим недоразвитием речи мы будем понимать такую форму речевой аномалии, при которой вместе с сохранным интеллектом и нормальным слухом, происходит нарушение формирования всех компонентов речевой системы, в том числе фонетической, лексической и грамматической речи. При этом, такая форма нарушений может определяться как в смысловой, так и в произносительной стороне речи [23].
Детям с ОНР присущи некоторые признаки, среди которых общими можно назвать следующие:
— позднее начало речи, зачастую к 3-4 годам;
— ограниченность словаря и яркая выраженность аграмматизмов, которое проявляется в смешении падежных форм, отсутствии согласований, пропуске предлогов и т.п.;
— дефекты звукопроизношения и нарушения в ритмико-слоговой структуре слова;
— трудности в построении простых и сложных предложений [6].
Следует отметить, что для появления стойкой речевой и психологической патологии у детей имеется много причин. Особое место занимают причины, которые связаны с периодом внутриутробного развития, родовые или те, которые оказали влияние в первый год жизни детей. Среди исследователей по данной проблемы предлагается выделить следующие причины речевой патологии:
— наследственные причины, которые включают в себя умственную отсталость, психическое заболевание, резкое нарушение обмена веществ, либо же гормональное расстройство родителя;
— причины, вызванные осложнениями в процессе беременности, среди которых можно назвать вирусные заболевания, несовместимость крови матери и ребенка, угрозы выкидыша, разной степени ушиби живота, наличие продолжительного стресса у матери, или ее вредные привычки;
— особенность процесса родов, различные осложнения со стороны акушерского вмешательства, приводящие к травме мозга или асфиксии плода;
— послеродовой фактор в первые годы жизни ребенка, например, перенесение ребенком менингита или менингоэнцефалита, дизентирии, пневмонии и других заболеваний, ослабляющих детский организм;
— причины из среды обитания ребенка, которые могут быть представлены длительной психотравмирующей ситуацией, серьезными психическими травмами, двуязычием в семье, либо социально-бытовой запущенностью, неправильным воспитанием и т.п. [8].
При этом, указанные факторы не могут выступать как определяющие в возникновении патологии развития ребенка. Следует заметить, что перинатальные факторы считаются более травматичными, чем постнатальные, поскольку действуют на менее сформированные клетки мозга. Зачастую в практике можно встретить комбинирование нескольких признаков, которые вызывают не только речевое, но и психолого-педагогическое отклонение в развитии ребенка [21].
Классическая литература предлагает выделять три уровня, которые характеризуют речевой статус ребенка с ОНР, начиная от отсутствия общеупотребительной речи до наличия развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития [11].
Всем детям с ОНР характерно, что появление первых слов происходит позднее, чем у детей с нормой, зачастую это случается к 3-4 годам, а иногда и к 5 году жизни ребенка.
Рассмотрим подробнее характерные особенности каждого уровня речевого статуса детей с ОНР.
Так, дети, имеющие первый уровень, определяются не сформированной фразовой речью. Такие дети при общении используют лепетные слова или однословные предложения, дополняемые мимикой и жестами, смысл которых вне конкретной ситуации будет непонятен. При этом словарный запас детей этого уровня является резко ограниченным, состоящим в основном из отдельных звуковых комплексов, звукоподражаний и некоторых обиходных слов [23].
Отмечается, что дети 1 уровня ОНР имеют трудности в импрессивной речи, которые проявляются в непонимании значений многих слов и грамматических категорий. Характерным является грубые нарушения слоговой структуру слова, так как дети зачастую воспроизводят только звукокомплексы, которые состоят из одного или двух слогов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы