Магистерский диплом на тему Быт и повседневность русского офицерства в конце 19 века- начало 20 века (период правления Александра 3 по 1904 год)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Русское офицерство в конце 19-нач. 20 вв.
1.1 Социальный портрет офицеров
1.3 Состав и численность офицерского корпуса в
к.19-н.20вв.
Глава 2. Быт и повседневность офицеров русской армии в
конце 19-нач. 20 вв.
2.2 Уровень доходов и качество жизни
Введение:
Корпус офицеров русской армии
является историческим предшественником современного офицерства,
основоположником и зачинателем его важнейших традиций, творцом уникальных
нравственных ценностей, доставшихся нам в наследство. Служение России —
путеводная звезда русского офицерства. Оно часто выходит далеко за рамки
военного дела, проявляясь в государственной и общественной сферах, в области
науки, культуры и искусства.
Актуальность темы исследования. В
настоящее время, в период серьезных геополитических вызовов, с которыми
сталкивается Россия, в период сложной внешнеполитической ситуации, российская
армия становится важным объектом реформ. Разработка новых принципов военного
развития невозможна без использования исторического опыта взаимоотношений
государства, общества и армии.
Кроме того, в отечественной
историографии в целом проблема изучения отдельных социальных слоев и социальных
областей Российской империи недостаточно развита. В советские годы историки
впервые обратили внимание на процесс формирования классов, оставив специфику поля
в тени. В российском обществе наиболее изученными являются владения дворян и
крестьян. В последние десятилетия купцы и филистимляне были предметом
углубленных исследований. В то же время, определенные большие слои населения на
протяжении многих лет были вне внимания исследователей.
Интерес к военным исследованиям,
возникший в последние годы, просто продиктован тем фактом, что историческая
наука до сих пор уделяла недостаточно внимания этой категории.
В постсоветские десятилетия была
проведена переоценка этих позиций, что проявилось как в переосмыслении
социально-экономических процессов, происходящих в российском обществе после
реформы, так и в изменении отношения к военным и их роль в обществе.
Изучение истории низших воинских
званий Западной Сибири, имевших «свое лицо», определялось спецификой региона и
сибирских городов 4 (поздний генезис, удаленность от центра, особенности
населения и т. д.), более широко раскроет общее и особенное в экономической и
социокультурной областях жизни русского провинциального общества во второй
половине XIX — начале XX в. Очевидно, что необходимо углубленное изучение
низших воинских званий как особой социальной группы, выявление ее роли и места
в социально-экономической системе общества.
Степень изученности темы. Существующая историография по проблеме формирования и
функционирования традиций офицеров русской армии довольно разнообразна.
Изучение литературы предполагает несколько этапов ее развития. Автор
устанавливает критерии оценки офицерских традиций как социально-политического
феномена военной организации государства, которая лежит в основе предлагаемой
периодизации. Эти критерии могут включать: их эффективность и действенность в
повышении боеготовности вооруженных сил, соответствие традиций политическим и
социальным процессам, происходящим в государстве и армии, а также задачам
столкнулись с офицерским корпусом и т. д.
Первый период — начало 19 века —
октябрь 1917 года — период становления и развития этой проблемы. У него есть
некоторые особенности. Во-первых, офицерские традиции описываются по частям в
контексте других вопросов военной истории России. Во-вторых, процесс понимания
и обобщения наиболее важных традиций происходит одновременно с практической
деятельностью по их осуществлению. В-третьих, большинство авторов этого периода
были свидетелями текущих событий в стране и вооруженных силах, а также
непосредственными участниками обучения, развития и изменения офицерских
традиций.
Объект исследования – русское офицерство в конце 19-нач. 20 вв.
Предмет исследования – быт и повседневность офицеров
русской армии в конце 19-нач. 20 вв.
Цель дипломной работы
– изучить быт и повседневность русского офицерства в конце 19 века — начало 20
века.
Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
1.
Изучить социальный портрет русских офицеров.
2. Рассмотреть особенности
комплектования офицерского корпуса и взаимоотношения между офицерами как
отражение нематериальной повседневности.
3. Определить состав и численность
офицерского корпуса в к.19-н.20вв.
4. Проанализировать жилищные условия
офицеров русской армии в конце 19-нач. 20 вв.
5. Исследовать уровень доходов и
качество жизни офицеров русской армии в конце 19-нач. 20 вв.
6. Изучить развлечения и досуг
офицеров русской армии в конце 19-нач. 20 вв.
Хронологические рамки исследования охватывают быт и
повседневность офицеров русской армии в конце 19-нач. 20 вв.
Географические рамки исследования охватывают губернии
европейской России, Сибири, Средней Азии.
Источниковая база исследования. Обширный материал, анализирующий офицерские традиции,
представлен работами по истории строительства русской армии, ее организации и
кадрового обеспечения, реформ и преобразований. Прежде всего, выделяется
многотомное юбилейное издание «Столетие военного министерства». В исторических
очерках о различных департаментах военного министерства многие официальные
документы цитируются почти полностью. Кроме того, как правило, к этим тестам
прилагаются многочисленные публикации других документов. Естественно, что такое
обилие фактов и сведений об истории русской армии делает это издание очень
ценным для изучения традиций офицерства.
Первый период историографии включает
в себя множество работ, посвященных военным действиям русской армии в XIX —
начале XX века. Большинство из них связаны с Отечественной войной 1812 года,
Крымской войной 1853-1856 годов, русско-турецкой войной 1877-1878 годов,
русско-японской войной 1904-1905 годов и Первой мировой войной 1914-1918 годов
и т.п. Помимо хронологии военных действий в этих работах описаны примеры быта и
повседневности русских офицеров в бою, хотя по большей части авторы не
анализируют содержание определенных традиций, не исследуют их преемственность,
не раскрывают причины мужества и героизма офицеров, а также причины, которые
поощряют их альтруизм и их жертву во славу Отечества.
Работа, посвященная быту и
повседневности офицерских кадров, представляет значительный интерес для
изучения механизма воспитания офицерских традиций. В течение почти трех
столетий национальная военная мысль была реконструирована с большим количеством
материалов на эту тему. Готовясь к профессиональной деятельности, будущие
офицеры присоединяются к традициям, которые впоследствии становятся сердцем их
повседневной военной жизни. Естественно, что этот опыт анализировался в трудах
военных педагогов и мыслителей, таких как Н.Д. Бутовский[1],
М.С. Галкин, H.A. Морозов, М.О. Меньшиков, B.JI. Райковский, A.A. Терехов, Д.Н.
Трескин, JI.JI. Толстой, Э.Ф. Свидзинский[2]
и многих др.
Особый интерес для
изучения офицерских традиций, связанных с повседневной жизнью русских офицеров,
их бытом, досугом, поведением на службе и вне ее, взаимоотношениям в офицерской
среде представляют работы и воспоминания большого количества авторов.
Достаточно обратиться к трудам К.И. Дружинина, В.М. Кульчицкого, Н.В.
Линстрома, Д. Подшивалова, А.Ф. Погосского, А.Ф. Редигера, П.А. Швейковского,
Я.В. Червинки и многих др.[3] Например, военный министр
России А.Ф. Редигер отмечал, что недостаточное финансирование армии
способствовало появлению некоторых офицерских традиций, в частности, офицерских
собраний, одной из задач которых стало удешевление офицерского стола4. П.А. Швейковский
всесторонне проанализировал традицию соблюдения офицерской чести, показал ее
внутреннюю и внешнюю стороны, дал авторскую оценку такому явлению в русской
армии как дуэль. В.М. Кульчицкий, А.Ф. Погосский и др. раскрыли традиции чести мундира, культуры
поведения в обществе, среди товарищей, с дамами и т.д.[4]
Повесть “Поединок”
дополняет и развивает тему о состоянии и положении русской армии, нашедшей свое
отражение в произведениях других наших классиков. Основная ее идея выражена
мыслями главного героя произведения Юрия Ромашова. “Каким образом может
существовать сословие, — спрашивал себя Ромашов, — которое в мирное время, не
принося ни одной крошки пользы, поедает чужой хлеб и чужое мясо, одевается в
чужие одежды, живет в чужих домах, а в военное время — идет бессмысленно
убивать и калечить таких же людей, как они сами?”
Одной из особенностей историографии
этого периода явилось появление большого количества научно-популярной
литературы. В годы войны советские издательства начали массовое издание серии
брошюр «Герои Отечественной войны 1812 года», «Великие борцы за русскую землю»,
«Великие люди русского народа», «Гениальные люди великой русской нации» и др.
72 книги были посвящены военно-патриотической и военно-исторической тематике.
Методологическую основу исследования составляют принципы историзма, системности и
объективности, обеспечивающие научный подход к анализу исторических процессов.
При его проведении автор руководствовался следующими требованиями: выявить
объективные закономерности, определявшие процесс формирования, развития и
изменения офицерских традиций, опираясь на конкретные исторические факты и
события в их истинном содержании, и не искажая и не подгоняя их по конъюктурным
соображениям под заранее разработанные схемы и концепции; рассматривать каждое
явление не в отдельности, а по возможности с другими, анализируя исторические
факты в их совокупности; показать актуальность исследуемой проблемы с учетом не
только прошлого, но и настоящего. Применение в ходе исследования принципа
историзма позволило последовательно раскрыть свойства, тенденции и изменение
офицерских традиций в. процессе их исторического развития. Метод классификации,
а также специально-исторические методы исследования (хронологический,
периодизации и актуализации) способствовали выделению сфер воинской
деятельности, которые определили основные виды офицерских быта и
повседневности, провести их систематизацию, выявить значимость офицерских
традиций для исследуемого периода и показать их актуальность для наших дней.
Принцип всеобщей связи и развития предопределил раскрытие механизма
формирования и закрепления быта и повседневности офицеров русской армии. Метод
системной связи позволил рассмотреть исследуемую проблему как сложную
многоуровневую систему отношений взаимосвязанных между собой элементов.
Апробация
изложенных в исследовании идей состоялась на следующих научных региональных и
всероссийских конференциях: Державинские
чтения 2019 г. (Тамбов), Межрегиональном конкурсе студенческих научных работ в
ТГУ им. Державина 2019 г. (Тамбов), Зимней школе по гуманитарной информатике
2019 г. (Калининград), IX
Всероссийской научной конференции «Тамбов в прошлом, настоящем и будущем» 2019
г. (Тамбов), Державинские чтения 2019 г. (Тамбов).
В рамках проведённого исследования
был опубликован ряд статей, в том числе в периодических изданиях, входящих в
список ВАК и индексируемых в базе данных РИНЦ.
Практическая значимость работы состоит в комплексном рассмотрении офицерских быта и
повседневности русской армии XIX — начала XX веков, при этом на первый план
выдвинуто исследование сущности офицерских традиций, механизма, факторов и
условий их формирования и развития. Данная проблема в таком аспекте впервые
становится самостоятельным объектом изучения. В работе делается попытка
систематизации офицерского быта и повседневности, показаны их место и роль в
системе воинских традиций русской армии, влияние на жизнедеятельность
вооруженных сил.
Структура работы
определена ее целью и задачами: введение, две главы и заключение.
[1]
Бутовский Н.Д. О способах обучения и воспитания.
СПб., 1886; Галкин М. Новый путь современного офицера. М., 1906; Бацов В.
Беседы о воинском воспитании и боевой подготовке: В 2 ч. Пг., 1917; Грулёв М.В.
Злобы дня в жизни армии. СПб., 1911 и др.
[2]
Свидзинский Э.Ф. Заметки об
общих военных принципах. — Военный сборник. 1Bl5. №10.
[3]
. Михайлов A.A. Руководство военным образованием в России во
второй половине XIX начале XX веков. — Псков: 1999.
[4]
Краснов П.Н. Душа армии // Душа армии. Русская
военная эмиграция о морально-психологических основах российской вооруженной
силы. М., 1997. С. 134.
Заключение:
Таким образом, подводя итоги нашего исследования, мы
можем сделать следующие выводы.
Военные всегда играли важную роль на
протяжении всей истории России в жизни государства и общества. За века
российской истории они сформировали особую социокультурную общность,
существенно отличающуюся от других социальных слоев, с особыми характеристиками
образа жизни, социальной роли, самосознания и корпоративизма.
Тело армии русских офицеров царской
России, более двух веков, вплоть до 1917 года, собирало всех лучших, которые
были в стране и служило столпом русского государства. Слава Отечества была
«завоевана» подвигами наших исконных героев, офицеров предыдущих поколений.
Ядро армии, основой ее существования
является ее офицерский состав, в котором сосредоточены и воплощены лучшие
национальные и военные традиции, и в нем развивается преемственность поколений
носителей воинской славы России.
Офицерские традиции не являются
отдельным явлением в системе военных традиций российских вооруженных сил, их
место и роль четко определены. Традиции офицеров являются частью военных
традиций России, которые, в свою очередь, являются частью национальных и
государственных традиций. Они понимаются как специфические формы устойчивых
социальных отношений, сложившиеся исторически, передаваемые из поколения в
поколение в среде офицеров армии в виде порядка, правил и норм поведения
офицеров, их духовных ценностей. их нравственные установки и обычаи, связанные
с выполнением задач боевой подготовки и организацией военных действий.
Специфика традиций офицеров
заключается в том, что на их содержание влияют различные факторы: исторические,
социальные, воспитательные, психологические, культурные, профессиональные и
другие, которые позволяют регулировать весь процесс обучения, развития и
воспроизведение духовных, нравственных и профессиональных ценностей офицеров.
Внешне содержание традиций офицеров проявляется в стабильном комплексе межличностных
и коллективных действий, направленных на удовлетворение конкретных потребностей
офицеров.
Традиции офицеров формируются по мере
накопления коллективного опыта жизни и работы офицеров. Механизм их обучения
включает в себя определенное количество компонентов и реализуется через
программу традиционного режима деятельности, которая включает в себя содержание
всей поведенческой части сложившейся традиции: примеры воинской обязанности,
знания и навыки, стереотипы, идеалы, убеждения и обычаи, мотивы, эмоции и интересы.
Обязательным элементом программы являются нормы и правила поведения, которые
закрепляются в ритуальных формах военной деятельности и служат началом
организации совместных действий.
Основными направлениями развития
традиций офицеров русской армии в XIX — начале XX века являются: сохранение и
развитие проверенных временем традиций; появление новых явлений, обычаев,
стандартов и правил, приобретение характера и формы традиций с течением
времени; исчезновение этих традиций, которые перестали соответствовать новым
реалиям или получили свое законодательное закрепление.
Традиции офицеров русской армии
разнообразны по сферам деятельности и многогранны по своему содержанию и формам
проявления, что позволяет их систематизировать и классифицировать, выделяя три
основные группы: военные, функциональные и нравственная.
Численность военных в течение
нескольких лет колебалась в зависимости от международной обстановки и масштабов
военных действий, и численность военных также изменилась соответствующим
образом. Однако общая тенденция заключалась в сокращении, как численности
армии, так и доли военного наследия среди населения.
Всеобщая обязательная военная служба,
введенная в 1874 году, отменила сословный порядок, в соответствии с которым
некоторые классы были освобождены от военной службы. Служба в армии была
признана личной обязанностью каждого гражданина, что исключало освобождение
последнего от денег, предоставляя российской армии большой резерв для
пополнения военного персонала более низкие оценки в военное время. Короткая
продолжительность жизни в течение длительного времени не препятствовала
возможности вывести значительную часть мужского населения из обычного
экономического образа жизни. В то же время были выявлены определенные проблемы,
связанные с военной подготовкой нижних чинов и укомплектованием армии
высококлассными унтер-офицерами.
Новый порядок означал, что отдельный
«военный домен», как иногда называли низшие звания армии, прекратил свое
существование. Однако до конца 19 в. многие категории военнослужащих в отставке
с членами семьи продолжают существовать, как указывается в реестрах населения.
Поскольку эти категории больше не были восстановлены, в конце 19-го века они
растворяются среди других групп населения.
Условия жизни различных категорий
низшего воинского звания в России в 1960-е гг. XIX — начало XX в. были довольно
сложными. Низшие звания действительной военной службы в то время составляли 168
специфических социальных общностей. В то же время в обществе постепенно
растворяются различные категории отставных и неопределенных военнослужащих, в
основном городские.
Подготовка, обучение и воспитание
военнослужащих всегда были трудной задачей в военном строительстве. Сержанты
(старшие солдаты) сыграли ключевую роль в этом отношении. С момента своего появления
играли важную роль в обучении военнослужащих низшего звена, поддержании порядка
и дисциплины, их воспитании, нравственном и культурном воспитании. На наш
взгляд, трудно переоценить важность корпуса унтер-офицеров русской армии в
середине XIX и начале XX веков, когда ей приходилось решать двойную задачу
заместителя офицера и роль ближайшего командира для нижних чинов, особенно в
годы тяжелых военных испытаний. И он столкнулся с этой задачей.
Одним из важнейших институтов военной
жизни была система санкций и дисциплинарных санкций, необходимых для
поддержания военной дисциплины и, в конечном итоге, готовности военных к боевым
действиям. Система санкций была построена в соответствии с общегражданским
законодательством (с учетом, конечно, специфики армии) с учетом тяжести военных
преступлений. Во второй половине 19 — начале 20 в. наиболее опасными и
распространенными военными преступлениями в армии для младших классов считались
посягательства, связанные с выполнением военных функций. Военно-пенитенциарная
политика характеризовалась в основных терминах — введением и развитием системы
военных пенитенциарных учреждений, в которых отбывались наказания, связанные с
военной службой. В целом состояние военной дисциплины в частях и подразделениях
русской армии было оценено как вполне удовлетворительное, а поддержание порядка
в армии было достаточно строгим. К концу 19 века наблюдается осуждение за
военные преступления, связанные с обвинениями. В то же время можно отметить
увеличение числа совершенных преступлений против 169 объектов недвижимости.
Ключом к поддержанию дисциплины в армии была работа офицеров и сержантов,
стремление офицеров служить честно и добросовестно Родине.
Итак, военная реформа Александра 2 была комплексным
преобразованием армии, начиная с рекрутов и заканчивая офицерским составом.
Здесь учитывалось все, включая образование и техническое оснащение. Преобразования
заняли тринадцать лет и завершились в 1874 году. Военная реформа Александра 2
год от года давала положительные результаты. Она позволила значительно
увеличить боеспособность вооруженных сил, поднять дух солдат и дисциплинировать
офицеров.
Суть и
результаты военной реформы Александра 2 свелись к тому, что благодаря новому
уставу о повинности в России была сформирована регулярная армия относительно
небольших размеров, а на случай необходимости было достаточное количество
запасников. Вооружение также претерпело изменения: в комплектации появилась
винтовка, активно шло строительство военного флота. И победа в русско-турецкой
войне 1877-1878 гг. ярко продемонстрировала все положительные моменты
преобразований.
Такая
важная для русской армии реформа, которая вернула Российской Империи престиж
после Русско-турецкой войны (1877 — 1878 гг.) имеет свои минусы.
Единственное положительное качество от службы по 20 лет —
это обученные солдаты. Тогда Россия
часто воевала и рекруты получали сильную военную школу. Они учились выживать в
бою, грамотно передвигаться и убивать противников и так далее.
После введения всеобщей повинности, служить стали меньше. Но
количество рекрутов выросло вчетверо. А их нужно заново учить офицерам. А на
войне, отправлять воевать.
Следствие необученности солдат простое: больше погибших.
Минус
второй: большие затраты. Экономить на важном нельзя. Особенно на армии.
Правительство и Александр II это понимали. Поэтому, вкладывали на новое
вооружение и развитие войск огромное количество денег. Этот факт стал одной из
причин экономического кризиса России середины XIX века, из-за которого
поднимались небольшие забастовки.
Военная реформа Александра Второго стала реализовываться,
когда откладывать уже было нельзя. Поражение в Крымской войне стало её началом.
За время проведения реформы сделано: перевооружение армии, обновление
оборудования на заводах, создание военных округов. введение общей повинности,
новая система подготовки офицеров.
Эти меры привели к: возвращению боеспособности войск.
улучшению условий службы, повышению дисциплины в армии за счёт военных судов и
прокуратуры, уменьшению срока службы, понижению квалификации солдат.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Русское офицерство в конце 19-нач. 20 вв.
1.1 Социальный
портрет офицеров
В длинной истории российского
государства офицер всегда был авторитетной и влиятельной фигурой. Как гражданин
России, ее мужественный и альтруистический защитник от иностранных нападений,
он, кажется, является глубоко патриотической личностью, образованной и
преданной Отечеству, и с большой ответственностью при исполнении своих военных
обязанностей. Гордость принадлежности к офицерскому корпусу была сформирована
богатой военной историей многих поколений предшественников, которые своими
подвигами и военными достоинствами подтверждали непоколебимую славу российского
оружия и блестящие победы наших армия. Приверженность военной профессии и
любовь к работе на всю жизнь основаны на мощном древе русской этики, высокой
моральной культуре офицерского круга.
История офицерских кадров в России
показывает, что на протяжении развития всех сфер жизни российского общества
требования к морально-нравственным, интеллектуальным и физическим качествам
офицеров неуклонно возрастали. Исключительный полководец А. В. Суворов блестяще
представлял «модель» русского офицера следующим образом: «…отвага, но без
запальчивости; расторопен с рассуждением; подчиненный без унижения; начальник
без излишней на себя надежды; победитель тщеславия, благороден без гордости»[1].
Командиры разных эпох также высоко
оценили роль и значение морального элемента в военном деле, морального
потенциала и этических качеств воинов. В одной из статей Военной энциклопедии
И. Д. Сытина отмечала, что влияние нравственных качеств особенно велико в ходе
боевых действий. Он также указывает, что лучшие технические средства теряют
свою силу, если люди морально потрясены[2].
Отважный герой Шипка, генерал М.Д. Скобелев в приказе 4-го корпуса подчеркнул:
«офицеров следует привлекать к поддержанию морального элемента в подразделении,
это трудно объяснимое понятие называется духом единства, как во время кампании,
так и в бою»[3].
Основными носителями этого
«морального элемента» в войсках были русские офицеры, которые на собственном
примере самоотверженной работы и героизма в бою постоянно обучали и
поддерживали высокий моральный дух своих подчиненных.
В контексте российской
общественности, известной своей оригинальной национальной моралью, мораль
офицера выступает как особая форма общественного сознания и тип общественных
отношений, представляющих систему его моральных убеждений, чувств и привычек,
норм правила, интересы и потребности, опыт этического поведения в обществе и
военной среде.
Труд военного теоретика и учителя
пехотного генерала очень помог в изучении нравов офицеров М.И. Драгомирова[4].
В своих многочисленных работах он демонстрирует традиции высоких нравственных
качеств российских военных, в том числе офицерских. Точка зрения М.И. глубоко
обоснована. Драгомирова о моральной роли офицерского корпуса в обучении и
воспитании подчиненных. «В наше время офицер должен усердно работать,
непрерывно и неутомимо, если он хочет быть достойным своего звания, — писал
генерал в «Армейских записках», — в наше время он не просто военный класс, но
кое-что еще: он общественный деятель в гражданском смысле, потому что он
призван играть, а не последнюю роль в государственном образовании»[5].
И далее он пояснил, что «армия — это не только вооруженная сила, но и школа для
просвещения людей, подготовки их к общественной жизни».
Большая заслуга М.И. Драгомирова —
возрождение и популяризация мнений А.В. в русской армии Суворова при обучении и
воспитании войск. Благодаря его усилиям работа великого полководца «Наука
побеждать» была переиздана в России.
Ряд основных работ посвящен истории
становления и развития регулярной русской армии, ее офицерского корпуса. Это
работы П. А. Гейсмана, Н. С. Голицыной, Н. Ф. Дубровиной, П. Дукмасовой, Г. А.
Леера, А. Н. Петровой[6].
Общей нитью этих работ является мысль о том, что военная история является
основой формирования патриотического сознания в армии и на флоте, основной
теоретической основой для усвоения их боевых традиций, развития моральные и
боевые качества русских офицеров.
Смелость, героизм, мужество, храбрость,
альтруизм, решительность, самоконтроль, инициативность, боевая активность,
упорство, нерушимое стремление к победе, взаимопомощь в бою — каждое из этих
качеств характеризует моральные аспекты проявления патриотических чувств в
конкретных ситуациях боевой ситуации. В мирных условиях патриотический принцип
был подорван интенсивной и трудной ежедневной военной работой офицеров по
подготовке младших офицеров в полках, организации жизни и жизни подчиненных и
совершенствованию их военных знаний.
[1]
Основные понятия о нравственности, праве и
общежитии. Курс законоведения для кадетских корпусов. СПб., 1BB9. ^26-2B.
[2]
Военная энциклопедия. Изд. тов. И. Сытина. Пг.,
1914. Т.17, вып.33. С.47-48.
[3]
Крылов И.П. Памятка 43 Сибирского стрелкового
полка (1711-1911). Омск, 1911; Иванов П.И. 42-ой Сибирский стрелковый полк (1711-1911
года) // Памятная книжка Томской губернии за 1912 г. Томск, 1912. Приложение.
С. 100-111.
[4]
Дневниковые записи и воспоминания A.K
Куропаткина хранятся в РГBИA (ф.165).
[5]
Драгомиров М.И. Учебник тактики, СПб., 1BB1; Он
же. Сборник оригинальных и переводных статей. СПб., 1B96; Он же. Одиннадцать
лет: Сб. оригинальных и переводных статей за 1B95-1905 гг. СПб., 1909. Кн.
1-2.; Он же. Избранные труды: Вопросы обучения и воспитания войск. M., 1956.
[6]
Гейсман П.А. Краткий курс истории военного
искусства в средние и новые века СПб., 1893-1896