Юриспруденция Магистерский диплом Юриспруденция

Магистерский диплом на тему Административно-правовой статус федеральной антимонопольной службы.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. «Историко-правовые аспекты формирования и развития Федеральной Антимонопольной службы» 6
1.1 История создания Федеральной Антимонопольной Службы РФ 6
1.1.1 Антимонопольная политика: основные категории. Формирование антимонопольного законодательства 6
1.1.2 Современная история отечественных антимонопольных органов 18
1.2 Система Федеральной Антимонопольной Службы РФ и особенности ее функционирования 24
1.2.1 Научные и практические подходы к государственным органам исполнительной власти 24
1.2.2 Правовое положение Федеральной Антимонопольной Службы РФ 33
Глава 2. Федеральная Антимонопольная Служба РФ, механизм функционирования и перспективы развитии 38
2.1 Полномочия Федеральной Антимонопольной Службы РФ в сфере соблюдения антимонопольного законодательства 38
2.2. Механизм реализации Федеральной Антимонопольной службы РФ функций по контролю соблюдения антимонопольного законодательства 42
2.3 Проблемы функционирования Федеральной Антимонопольной Службы РФ и пути их решения 49
Заключение 61
Библиографический список 64

  

Введение:

 

Монополизированная советская экономика являлась основой конституционного строя и исключала потребность в антимонопольной политике в связи с отсутствием конкуренции. Поэтому принятие закона, защищающего конкуренцию в конце XX века совместно с формированием федеральных государственных органов было своевременным, необходимым и чрезвычайно важным шагом. Следуя зарубежному опыту, данный закон не запрещал сам факт монополии (доминирующего положения), да и не мог запретить, поскольку отрасли народного хозяйства были представлены монополиями, а количество частных предприятий было чрезвычайно мало – тогда, и сейчас, когда определенная доля производимой продукции в силу различных факторов может быть произведена только монополиями, а препятствовал лишь злоупотреблениям со стороны монополий (монополистической деятельности). Вопросы пределов государственного участия в экономике, определения нарушений конкуренции, злоупотребления доминирующим положением, компетенции и процедур антимонопольных органов – вопросы исключительной сложности и нет таких их решений, которые будучи единожды принятыми оставались бы актуальными все время: меняющиеся экономика, государство, общество постоянно требуют их ревизии и ответов на новые вопросы. Поэтому постоянной будет актуальной тематика, связанная с организацией и деятельностью антимонопольных органов.
Целью данной работы являет рассмотрение устройства и деятельности антимонопольных органов в России, выявление современной проблематики и поиск необходимых решений. Объектом данного исследования служат органы государственной власти – отечественные антимонопольные органы. Предмет – законодательство, научные подходы к формированию и осуществлению ими деятельности. Для достижения поставленной цели работа преследует следующие задачи:
 определение применяемого и образующего полномочия антимонопольных органов законодательства, рассмотрение истории его формирования;
 исследование образования антимонопольных органов;
 рассмотрение требований, научных и практических подходов к органам исполнительной власти в современном отечественном государственном управлении;
 рассмотрение правового положения Федеральной антимонопольной службы;
 исследование её полномочий в сфере соблюдения антимонопольного законодательства;
 определение отдельных проблем и достоинств деятельности Федеральной Антимонопольной Службы и поиск путей их решения.
Основой исследования общенаучные методы (в том числе, логический, системный и функциональный методы), собственно юридические методы (в том числе формально-юридический (догматический) метод, метод сравнительного правоведения).
Степень изученности поставленных вопросов достаточно высокая и следует отметить, что среди авторов, чьи труды задействованы в данной работе (это Д.А. Алешин, И.Ю. Артемьев, И.В. Башлаков-Николаев, Е.Ю. Борзило, М. Вебер, Д.А. Гаврилов, И.В. Гагарина, И.В. Золотарев, Н.И. Клейн, С.В. Максимов, Морозова Н.А., Д.Н. Мухлынин, Е.В. Охотский, С. Н. Паркинсон, Н.Ф. Попова, С.А. Пузыревский, Т.А. Рабко, Е.В. Середина, А.Г. Сушкевич, А.А. Ширкин, М.В. Шишкин) большое число должностных лиц аппарата ФАС, что характеризует деятельность данного государственного органа, как научно обоснованную).
Источниками данной работы является отечественное антимонопольное законодательство, иное законодательство, применяемое антимонопольными органами, судебная практика, материалы ФАС.
Структуру данной работы составляют введение, две главы, разделенные на разделы, которые в свою очередь разделены на подразделы, заключение и библиографический список. Глава первая посвящена историческому аспекту деятельности антимонопольных органов в современной истории России и, поскольку содержание полномочий определяет антимонопольная политика и антимонопольное законодательство, подраздел 1.1.1 посвящен данной тематике без чего представляется затруднительным охарактеризовать деятельность рассматриваемых государственных органов. В подразделе 1.2.1 рассмотрены теоретические и закрепленные в законодательстве подходы к правовому и функциональному положению органов исполнительной власти, что также напрямую относится и к антимонопольным органам, тем более в силу имеющихся и обозначенных проблем статуса антимонопольной службы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Антимонопольное законодательство или, что будет точнее, законодательство, применяемое органами Федеральной антимонопольной службы, является комплексным, сложносоставным, основная часть которого посвящена регулированию деятельности монополий. Включение в 2015 году в состав полномочий ФАС функций по регулированию правоотношений в сфере своей компетенции, фактически выработки антимонопольной политики, (подготовка проектов нормативных актов) привело к изменению масштаба деятельности ФАС: она вышла за рамки контрольно-надзорной, присущей федеральной службе. С учетом закрепления за каждым видом федеральных государственных органов общих требований к ним изменение функционала позволяет сделать вывод об исполнении службой уже министерских полномочий.
Потребность в формировании отечественной экономической политики, начиная от стратегического планирования, национальных проектов, исполнения их мероприятий, оперативном мониторинге и контроле с участием компетентного эксперта – ФАС, с одной стороны, независимого от интересов различных групп влияния регулятора и контролера по отнесенным к его полномочиям вопросам, с другой обуславливают потребность в возращении антимонопольному органу статуса органа государственной власти – министерства, который он уже имел ранее. Тем более, что проблема, которую решал указ Президента РФ в 2014 году, разделяя функционал федеральных министерств и служб, преодолена: совмещение полномочий регулятора и контролера в рамках одного государственного органа возможно без нарушения принципов разделения властей и сдержек и противовесов, с учетом создания различных структурных подразделений с разной подчиненностью в одном органе.
С учетом изложенных выше аргументов и в качестве предложений в части изменения правового статуса ФАС возможно рассмотреть следующие:
– актуализация Указа № 314 в части об устранении запрета министерству осуществлять функции контроля и надзора (п. 3);
– внесение соответствующих изменений в Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»;
– принятии нового документа вместо постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе».
Актуальными для России и определяющими содержание деятельности антимонопольных органов, влияющими на ее качество являются вопросы кодификации законодательства РФ о тарифном регулировании, защите конкуренции; разделения сфер, где оправдана монополия и где она недопустима; введении правового регулирования процесса перехода из монопольного в рыночное состояние; повышения профессионализма должностных лиц региональных тарифных органов; принятия пятого антимонопольного пакета. Необходимость отдельного закрепления отдельного вида административной ответственности – ответственности за нарушение антимонопольного законодательства представляется неэффективным решением, также и потому, что создаст разные подходы в привлечении к ответственности по составам собственно антимонопольных правонарушений и иным (в сфере закупок, рекламы, торговли, тарифного, регулирования и др.), также направленным на защиту добросовестной конкуренции.
С целью эффективного регулирования, вводимого пятым антимонопольным пакетом, предлагается:
– ФАС России обеспечить одновременную разработку административного регламента, регулирующего работу антимонопольного органа с институтами и инструментами цифровой экономики;
– ФАС России и уполномоченным правоохранительным органам, Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, иными государственными органами, чья деятельность оказывает влияние на рассматриваемые вопросы, обеспечить подготовку ведомственных документов и документов о межведомственном взаимодействии, обеспечивающих реализацию нововведений;
– обеспечить подробный мониторинг правоприменительной практики для своевременного выявления неочевидных, но возможных проблемных вопросов реализации нововведений.
В целом можно отметить системность и стратегический характер изменений в антимонопольном законодательстве, во многом зависящие от деятельности Федеральной антимонопольной службы России и ее правоприменительной практики.
Несмотря на то, первый антимонопольный закон был слишком общим, в силу объективного отсутствия другого законодательства, чрезвычайно широкие полномочия антимонопольных органов включали оказание поддержки субъектам предпринимательской деятельности, осуществление мер по защите прав потребителей, контроль на финансовых рынках и др., а рынок существовал лишь фрагментарно – последующая последовательная внутренняя политика на основе подготавливаемых ими проектов и ведомственных нормативных актов и одновременное становление современных отраслей права и государственных институтов позволяют сделать общий вывод об актуальности сформулированных еще в 1991 году антимонопольных ценностей, об активной деятельности, осознанной и обоснованной позиции антимонопольных органов по регулированию и контролю и развитию антимонопольного регулирования, организации диалога с институтами гражданского общества, что в итоге положительно (в интересах государства и общества) влияет на востребованность, законность и обоснованность антимонопольного регулирования в Российской Федерации.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. «Историко-правовые аспекты формирования и развития Федеральной Антимонопольной службы»
1.1 История создания Федеральной Антимонопольной Службы РФ
1.1.1 Антимонопольная политика: основные категории. Формирование антимонопольного законодательства

Реализация мер антимонопольного регулирования и контроль соблюдения положений антимонопольного законодательства России осуществляется в рамках антимонопольной политики специализированными органами. Поэтому отсчет целенаправленного антимонопольного регулирования в современной России возможно предпочтительнее начать со времени создания уполномоченного государственного органа, а не с принятия в марте 1991 г. Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках[1] – первого закона, ограничивающего деятельность монополий и направленного на развитие конкуренции (позиция большинства авторов, например, М.В. Шишкина [2 С.85]).
С одной стороны, Закон должен был способствовать пресечению (недопущению) монополистической деятельности, а также недобросовестной конкуренции, а с другой стороны, помогал развивать конкурентную среду в экономике государства (ст. 1 Закона). Прогрессивная цель Закона состояла в защите интересов не только отдельных хозяйствующих субъектов, но и всего общества в целом.
В редакции 1991 г. сферой применения Закона являлись все товарные рынки, вся предпринимательская деятельность и государственное управление, за исключением отношений, связанных с двумя типами рынков. Из юрисдикции закона были исключены положения в части прав на интеллектуальную собственность, финансовых рынков, которые теперь подлежали урегулированию другими нормативными правовыми актами.
В разделе I (ст. 4) устанавливались основные понятия, используемые в Законе.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы