Психология личности Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Адаптационные возможности человека в кризисных ситуациях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания исследования адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях 12
1.1 Научные подходы к изучению проблемы кризиса в психологии 12
1.2 Адаптационные возможности человека, как предмет психологического исследования 24
1.3 Проблема оптимизации адаптационных возможностей человека в кризисе 38
Глава 2 Эмпирическое исследование адаптационных возможностей человека в кризисе 55
2.1 Организация и методы исследования 55
2.2 Анализ полученных результатов исследования 58
2.2.1 Этап диагностики до психокоррекционного воздействия (констатирующий этап) 58
2.2.2 Результаты исследования адаптационных возможностей после реализации программы «Кризис: как обрести опору и стойкость» (контрольный этап) 74
Заключение 94
Список использованной литературы 97
Приложения 113

 

 

  

Введение:

 

Актуальность проблемы исследования.
События, происходящие в жизни современного человека, состоят не только из периодов относительно спокойного развития, но и включают критические ситуации, которые могут привести к переживанию тяжелых психологических кризисов. Социальная действительность, как политическая, так и экономическая, нередко становится для личности мощным стрессогенным фактором, а долговременный стресс обычно выступает провокатором кризиса. Жизненные кризисы детерминируются социальными ситуациями и внутриличностным конфликтом человека. Поэтому, большинство нервно-психических и психосоматических расстройств, возникающих в условиях кризиса – результат нарушения процесса адаптации людей и неустойчивость их адаптационных механизмов в длительных и кратковременных экстремальных ситуациях.
В этой связи кризисная психологическая помощь решает задачи развития адаптационных возможностей человека – его личностных ресурсов и организации мероприятий по психологической оптимизации данных возможностей в кризисных ситуациях, установлении причин и преодоления последствий кризисных явлений. Развитые адаптационные возможности позволяют человеку проживать боле качественный уровень жизнедеятельности, повышая ее эффективность, сохраняя и укрепляя психосоматическое здоровье.
Философский аспект кризиса в жизни человека, связанный с резким развитием цивилизации был представлен западными и отечественными философами Р. Генон, П. Тилих, А. Швейцер, П. Сорокин и др.
Во многих работах, посвященных методологии исследования, раскрываются различные подходы к феномену кризиса в психологическом аспекте. З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, и др. рассматривали кризис как состояние, сопровождающее развитие, становление личности. Для психологов экзистенциально-гуманистического и трансперсонального направления Р. Ассаджиоли, С. Гроф, А. Маслоу, К. Юнг и др. характерно понимание кризиса как органической части процесса развития личности. В аспекте духовного роста человека термин «кризис» раскрывали С. Гроф, Дж. Хэлифакс.
Зарубежные психологи Р. Ассаджиоли, Д. Тайарст, К. Юнг, Дж. Якобсон и др. и отечественные ученые К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Р.А. Ахмеров, О.Е. Баксанский, Ф.Е. Василюк, Л.С. Выготский. С.Л. Рубинштейн, Л.Н. Юрьева и др. кризис характеризуют как предпосылку важнейших личностных изменений, как положительных, так и негативных.
Психологами выделяются виды кризисов: кризисы развития (В.Г. Ромек, Э. Эриксон, Н.О. Зиновьева, Е.А. Ипполитова, Е.И. Крукович, И.Г. Малкина-Пых, К.Н. Поливанова, Р.Р. Попова, И.А. Ральникова, Д.Б. Эльконин, О.В. Хухлаева и др.), кризисы утраты (В.Г. Ромек, А.А. Осипова, Н.Г. Осухова и др.), травматические кризисы (Л.Д. Демина, А.В. Полетаева, В.Г. Ромек, В.А. Конторович, Е.И. Крукович, В. Ленс, И.А. Ральникова и др.). Психологами В.В. Антиповым, Е.И. Крукович, И.Г. Малкиной-Пых, А.А. Осиповой, В.Г. Ромек и др. предложены направления психологической практики и терапии по нормализации состояния людей, перенесших экстремальные ситуации техногенного и др. плана.
В психологии вместе с понятием «кризис» используются термины «ситуация», «кризисная ситуация» (П. Бергер, К. Левин, Т. Лукман, Я.Дж. Мид, Г.У. Олпорт, З.Н. Панфиленко, Х. Хекхаузен, Н.Г. Осухова и др.); «критические жизненные ситуации» (Л.И. Анциферова, Ф.Е. Василюк и др.), «кризисный процесс» (Е.А. Ипполитова и др.); «кризисное событие» (Ш. Бюлер, Б.Г. Ананьев, Н.А. Логинова, С.Л. Рубинштейн, Л.А. Пергаменщик и др.); «жизненная ситуация» (Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. Н.Г. Осухова и др.); «кризисное состояние» (С.Н. Петросьян и др.), которое исследуется через понятия травма, стресс, посттравматическое стрессовое расстройство (Вундт, У. Джемс, Р. Йеркс, Дж. Додсон, У. Кеннон, Т. Кокс, Р. Лезарус и др., В.В. Абаков, В.В. Бодров, А.В. Вальдман, А.А. Виру, Н.Е. Водопьянова, Т.С. Кабанченко, М.М. Козловская, О.С. Медведев, Г.И. Косицкий, Л.А. Китаев-Смык, А.А. Криулина, А.Б. Леонова, И.Г. Малкина-Пых, В.Л. Марищук, К.И. Погодаев, В.М. Смирнов, Ю.В. Щербатых и др.).
Адаптационные возможности человека в психологии изучаются через дефиницию понятий «адаптация», «адаптивность». Философский, психолого-социологический анализ адаптационных процессов представлен в работах Р. Даймонда, Ж. Пиаже, К. Роджерса, Т.Г. Дичева, Д.Н. Дубровина, В.З. Когана, Н.Г. Колызаевой, В.И. Лебедева, А.Г. Маклакова, А.А. Суханова, К.Е. Тарасовой, А.В. Фурмана, С.В. Чермянина и др.; вопросы социальной адаптации и социализации представлены в работах К.А. Абульхановой-Славской, Л.В. Бура, О.А. Воскрекасенко, А.Н. Жмырикова, О.И. Зотовой, И.К. Кряжевой, И.С. Кона, А.А. Началджана, А.В. Петровского, Л.М. Растовой, А.А. Реана, Т.В. Середы, А.В. Сиомичева, Т. Шибутани и др.; социальной активности личности и ее роли в социальной адаптации посвящены работы Н.Б. Березанской, Б.З. Вульфова, Л.С. Выготского, А.В. Мудрика, В.В. Нурковой, А.В. Петровского, А.А. Реана и др.
Эффективность адаптации человека в психологии связывается с понятиями «адаптивность», как способность человека к адаптации и «адаптационные возможности», как свойства, обеспечивающие данную возможность. В психологии личности проблеме адаптивности посвящены исследования А. Адлера, Г. Айзенка, Дж. Келли, Г. Кэттелла, А. Маслоу, Г. Олпорта, Ж. Пиаже, К. Роджерса, Дж. Роттера, Б.Ф. Скиннера, Л. Филипса, З. Фрейда, Э. Фромма, Х. Хартманна, К. Хорни, К.Г. Юнга, Г.Н. Александрова, Ю.А. Александровского, Б.Г. Ананьева, И.А. Аршавского, Ф.Б. Березина, М.И. Бобневой, С.Ю. Головина, П.С. Гуревич, И.В. Давыдовского, В.К. Калиненко, Л.М. Колпаковой, И.Ю. Кулагиной, Г.П. Левковской, А.Г. Маклакова, А.В. Петровского, В.И. Розова, В.Г. Селятицкой, A.M. Столяренко, А.В. Фурмана, В.М. Ямницкого, М.Г. Ярошевский и др.
Методологической основой оптимизации адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях в данном исследовании стал комплекс психологических методов, используемых в психологической коррекции с клиентами в кризисных ситуациях.
Метод кризисной интервенции или психотерапии кризисных состояний Б.Д. Карвасарского, Е.И. Крукович, В.Г. Ромек и др., основанный на принципах логики, анализа состояния, разъяснения причин, симптоматики и течения, прогноза, которые в терапии ликвидируют неопределенность в представлениях клиента, способствует уменьшению психического напряжения и тревоги.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования теоретических аспектов формирования адаптационных возможностей человека к кризисным ситуациям нами была получена возможность для формулирования выводов:
1 Проблеме кризиса и развития кризисных состояний уделялось достаточно внимания в психологической науке. При этом кризисное состояние человека в большинстве литературных источниках характеризуется как состояние эмоционально-поведенческого реагирования в ситуации кризиса, заключающееся в общей дезорганизации личности и нарушении эмоционального баланса.
2 Адаптационные возможности, посредством формирования приспособительных реакций на неблагоприятные факторы среды, являются потенциалом успешной адаптации личности в кризисе. При помощи адаптации сглаживаются многие неприятные последствия кризисных явлений.
3 Психокоррекционные программы помогают снять негативное психоэмоциональное напряжение, вызванное кризисной ситуацией, способствуют преодолению стресса, вызванного кризисом и повышению адаптационных возможностей человека, формируют новые способы проактивного совладающего поведения в период кризиса.
В результате эмпирического исследования адаптационных возможностей человека в кризисе нами была получена возможность для формулировки следующих выводов:
1 Результаты пилотного исследования свидетельствуют о низких адаптационных возможностях человека в кризисе, которые выражаются в высоком уровне тревожности и депрессии, низкой стрессоустойчивости, низком уровне поведенческой регуляции и личностного адаптационного потенциала, наличии посттравматического стресса, а также о формировании дезадаптивных копинг стратегий в преодолении кризисных ситуаций (конфронтация, дистанцирование, избегание), что негативно влияет на качество жизни испытуемых и нарушает повседневную деятельность.
2 Низкий уровень поведенческой регуляции и коммуникативных способностей испытуемых из обоих подгрупп свидетельствует об склонности людей в кризисном состоянии к нервно-психическим срывам, отсутствии адекватности самооценки и реального восприятия действительности, затруднении в построении контактов с окружающими.
3 Результаты исследования особенностей копинг-стратегий показали, что лица в кризисном состоянии для преодоления проблемных ситуаций активно используют защитный копинг. В результате математической обработки данных выявлено, что у испытуемых, не желающих прибегать к психологической помощи более значимо выражены, чем в группе лиц, участвующих в психокоррекции, деструктивные копинг-стратегии (конфронтативный копинг, дистанцирование, избегание).
4. С целью активизация адаптационных возможностей человека в кризисе нами была разработана и апробирована психокоррекционная программа «Я в кризисе», которая была реализована в работе с группой испытуемых, прибегнувших к психологической помощи по преодолению кризиса.
5. Последующая диагностика и сравнение результатов тестирования свидетельствует о положительной динамике всех показателей развития адаптационных возможностей в подгруппе испытуемых, участвующих в психокоррекции, а именно: снижении уровней тревожности и депрессии, значимому усилению стрессоустойчивости, повышению уровней нервно-психической устойчивости, поведенческой регуляции и личностного адаптационного потенциала, снижению показателя ПТСР — посттравматического стресса, а также показывает изменение копинг-стратегий и формирование конструктивных форм поведения в кризисных ситуациях.
При этом, у испытуемых, не желающих прибегать к психологической помощи значимых изменений в развитии адаптационных возможностей и формировании способов совладающего поведения в кризисе не произошло.
Таким образом, нами была подтверждена гипотеза о том, что усиление нервно-психической устойчивости, и саморегуляции снижение показателей тревоги, депрессии, улучшение когнитивных функций, расширение диапозона коппинг стратегий, могут выступать в качестве предикаторов расширения адаптационных возможностей человека, переживающего критическую ситуацию в результате участия в психокоррекционной программе по повышению уровня адаптации.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования адаптационных возможностей человека в кризисных ситуациях

1.1. Научные подходы к изучению проблемы кризиса в психологии

В современном обществе возрастает число трудных жизненных ситуаций, спровоцированных социальными и экономическими аспектами жизни, связанными с увеличением техногенных катастроф, стихийных бедствий, террористических актов, сект, случаев морального, физического и сексуального насилия в обыденной жизни. Любое кризисное переживание является сложным, вызывающим у человека состояние нестабильности, неопределенности и незащищенности, поэтому в психологической науке и практике необходима постоянная актуализация данного феномена и обоснование актуальных способов психологической помощи в кризисных ситуациях.
Философский аспект кризиса в жизни человека был представлен уже в 19 в. Р. Генон, П. Тилих, А. Швейцер, П. Сорокиным и др. [42, 145] и обозначен резким развитием цивилизации, которое сопровождалось снижением защищенности человека от его последствий. Немецкая классическая философия в работах П. Тилих и др. раскрывала «отчуждение человека от продуктов своего труда, но более травмирующим становилось отчуждение человека от человека и, как следствие отчуждение от самого себя, от своей сущности» [114].
Понятие «кризис» происходит от греческого слова krisis и буквально означает «разделение дорог», решение, поворотный пункт, результат. В китайском языке кризис определяется как «полный опасности шанс», как возможность развития человека [116, с. 104].
Китайская пиктограмма слова кризис отражает идею кризиса. Она состоит из двух основных радикалов: «…один изображает возможность, другой – опасность» [119, с.86].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы