Магистерский диплом на тему 5. Государственная политика Российской Федерации В сфере обеспечения информационной безопасности: основные направления и механизмы реализации в регионе (на материала федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические и практические аспекты обеспечения информационной безопасности 12
1.1. Понятие и генезис концепции информационной безопасности 12
1.2. Правовые основы обеспечения информационной безопасности, роль и место информационной безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации 19
2. Практические аспекты обеспечения информационной безопасности в регионе (на материалах Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации) 28
2.1. Общая характеристика Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации 28
2.2. Механизмы обеспечения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в сфере информационной безопасности на примере Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации 33
3. Проблемы обеспечения информационной безопасности на примере Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и пути их решения 49
3.1. Проблемные аспекты обеспечения информационной безопасности на примере Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации 49
3.2. Направления оптимизации и развития системы обеспечения информационной безопасности на примере Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации 64
Заключение 71
Библиографический список 75
Введение:
Актуальность исследования. В современных условиях цифровой экономики существует большое количе¬ство вызовов и угроз экономической безопасности, преодоление и противодей¬ствие которым является важнейшим направлением национальной безопасности государства. Однако нарушители, посягающие на экономическую безопасность государства, организаций и граждан, все чаще находят новые и более совершен¬ные способы осуществления своих злонамеренных действий с использованием цифровых технологий. Задача государственных органов, обеспечивающих эко¬номическую и информационную безопасность — выявить такие способы, мини-мизировать их влияние в случае возможной реализации и создать условия, на¬правленные на повышение информационной безопасности в условиях цифровой экономики.
Информатизация всех сфер жизнедеятельности общества предопределила развитие личности, общества и государства. При информатизации общества, в значительной степени, внимание уделяется мерам, ориентированным на обеспечение надежных и достоверных источников знаний во всех видах человеческой деятельности. Следовательно, роль и значимость информационной безопасности в жизни людей и государства очень сильно возрастает.
В эпоху развития информационных технологий интернет является неким проводником в мир безграничной информации и зачастую простому пользова¬телю затруднительно оценить степень достоверности информации, которую ему преподносят различные сайты и ресурсы. С другой стороны, мошенники, исполь¬зующие возможности информационных технологий, имеют все возможности для обмана своих потенциальных жертв. Если в реальной жизни им зачастую прихо¬диться коммуницировать со своими жертвами, то в сети Интернет их личность остается в тени, тем самым создавая иллюзию невозможности идентификации преступника.
Обеспечение экономической и информационной безопасности в условиях циф¬ровой трансформации связано с рядом проблем. Быстро и активно развивающие¬ся информационные технологии, которые активно используются мошенниками и злоумышленниками, заставляют государство и хозяйствующих субъектов совер¬шенствовать системы защиты и противодействия возможным угрозам и повышать уровень информационной безопасности в целом. Однако, на сегодняшний день, это происходит медленно, и нарушители все чаще находят все более новые и изощ¬ренные способы совершения своих преступлений, которые труднее обнаружить и выявить. Исходя из этого, разработка возможных мер противодействия таким угрозам и повышения информационной безопасности становится все сложнее.
Научная проблема диссертационного исследования. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.12.2016 г. Президент РФ В.В. Путин подчеркнул, что IT-индустрия стала одной из самых быстроразвивающихся отраслей, объем экспорта которой составляет 7 миллиардов долларов .
В связи со становлением информационного общества перед государством появляются новые задачи. Одна из таких задач – обеспечение информационной безопасности.
Поэтому видится необходимой разработка механизмов реализации государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности, в первую очередь, в органах исполнительной власти Российской Федерации. На современном этапе к правовым средствам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации следует отнести необходимость подготовки и принятия новых нормативных правовых актов, а также уточнение существующих концептуальных и доктринальных документов, которые адекватно отражали бы национальные интересы России, в том числе в информационной сфере, и способствовали бы реализации задач обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, исходя из динамики современных угроз информационной безопасности Российской Федерации.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретические аспекты информационной безопасности рассматривались в работах И. Л. Бачило, М. А. Лапиной, В.Д. Анасова, В.Е. Ленского и др.
Вопросы правового обеспечения информационной безопасности нашли отражение в трудах таких ученых, как И.Л. Бачило, Г.Г. Горшенков, В.Н. Лопатин, В.А. Копылов, П.У. Кузнецов, Н.Н. Куняев, Т.А. Полякова, А.А. Стрельцов и других.
Проблемы уголовно-правовой охраны информационной безопасности отражены в работах М.А. Ефремовой, Т.М. Заниной, К.Д. Рыдченко, Д.А. Ковлагиной и других.
Отдельные вопросы охраны информационных отношений поднимались в исследованиях, В.Н. Додонова, А.Ф. Жигалова, Р.В. Жубрина, У.В. Зининой, О.С. Капинус, Л.Р. Клебанова, В.А. Мазурова, Н.И. Пикурова, А.А. Рожнова, И.В. Смольковой, А.А. Тер-Акопова, А.А. Фатьянова, В.Ф. Цепелева, С.П. Щербы, И.А. Юрченко и других.
Объектом научного исследования являются общественные отношения в сфере обеспечения информационной безопасности.
Предмет исследования – нормы права, устанавливающие основы обеспечения информационной безопасности.
Целью магистерской диссертации является исследование государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения информационной безопасности: основных направлений и механизмов реализации в регионе (на материалах Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации).
Задачи выпускной квалификационной работы:
— раскрыть понятие и генезис концепции информационной безопасности;
— рассмотреть правовые основы обеспечения информационной безопасности, роль и место информационной безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации;
— исследовать практические аспекты обеспечения информационной безопасности в регионе (на материалах Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации);
— выявить проблемы обеспечения информационной безопасности на примере Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и пути их решения.
Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляют общетеоретические положения об обеспечении информационной безопасности, научные труды отечественных ученых по вопросам государственного и муниципального управления.
Методологическую основу исследования составляет совокупность философских, общенаучных и частнонаучных методов научного познания. В процессе исследования применялись методы экономической логики, анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстрактно-логический и монографический методы изучения социально-экономических явлений и процессов.
Информационную базу диссертации составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Указы Президента, Послание Президента РФ Федеральному Собранию, Постановления Правительства России, ведомственные, региональные правовые акты в сфере обеспечения информационной безопасности, а также материалы научно-практических конференций и социологических исследований, статистические знания по обозначенной проблематике.
Научная новизна исследования заключается в том, что в процессе исследования реализации государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности на материалах Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации выявлены особенности и направления управления информационными процессами в органах исполнительной власти и разработаны современные механизмы повышения эффективности системы обеспечения информационной безопасности.
Практическая значимость заключается в том, что материалы исследования могут служить базой для дальнейшего изучения теоретических и научно-практических проблем, связанных с улучшением реализации государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности. Сформулированные в работе практические положения могут быть использованы в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Положения, выносимые на защиту:
1. Развитие информационных и коммуникационных технологий в последнее время является приоритетным направлением на государственном уровне. Однако существует немало проблем в качественном применении информационных технологий, в частности, в территориальных органах Росгвардии.
Первая из них связана с подключением автоматизированных рабочих мест должностных лиц территориальных органов к информационно-коммуникационной инфраструктуре единого информационного пространства войск национальной гвардии
Во-вторых, будут продолжены работы по развертыванию системы централизованного учета оружия Росгвардии, и организовано функционирование специального программного обеспечения на технологических мощностях войск в интересах должностных лиц территориальных органов. В решении данной проблемы немаловажную роль играет финансирование, направленное на развертывание каналов связи, в том числе с отдаленными населенными пунктами.
В-третьих, одним из острых вопросов остается обеспечение информационной безопасности в сегменте территориальных органов. Последствия использования вредоносных программ киберпреступниками разных стран мира – глобальная проблема.
Данный вопрос следует решать комплексно, применяя организационные мероприятия по обеспечению информационной безопасности и защите информации со стороны руководителей территориальных органов и технические возможности средств информатизации.
Четвертый проблемный вопрос, который отчасти решает предыдущий, но на первых своих этапах создаст новые трудности (как для специалистов информационных технологий, так и для обычных пользователей компьютеров), – это переход на отечественное программное обеспечение.
Пятым, достаточно сложным, проблемным вопросом остается обеспечение межведомственного электронного взаимодействия и межведомственного электронного документооборота, который позволяет сократить время прохождения документов между участниками процесса, минимизировать затраты на обработку и отправку документов, осуществлять мониторинг хода рассмотрения и исполнения документов, а также технологическое обеспечение предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронной форме в интересах граждан. Для осуществления санкционированного удаленного доступа к информационным системам (ресурсам) участников межведомственного электронного взаимодействия требуется немало усилий при поиске решений как в техническом, так и в организационном аспекте.
Шестым проблемным вопросом является профессионально-должностная подготовка (профессионально-служебная подготовка) специалистов информационных технологий. В связи с непрерывным развитием средств информационного взаимодействия и использованием новых отечественных программных продуктов появляется необходимость получения новых знаний и навыков в работе. Поэтому основой профессионально-должностной (профессионально-служебной) подготовки должна стать практическая направленность совершенствования навыков работы со средствами информатизации.
2. Приоритетное значение приобретают вопросы организации оперативной переподготовки принимаемых на службу в органы Росгвардии кандидатов и специалистов, перешедших из иных организаций и слабо знакомых со спецификой обеспечения работы органов управления войск. Оптимальным в таких обстоятельствах является организации курсов повышения квалификации (переподготовки) специалистов в сфере информатизации и информационной безопасности на базе факультета связи и курсов повышения квалификации офицерского состава Пермского военного института ФС ВНГ России. Такой подход позволит в краткосрочной перспективе переподготовить значительное количество офицеров и прапорщиков для комплектования должностей подразделений информатизации и защиты информации. В связи с высокой динамичностью развития системы информатизации войск, практическим опытом работы в должностях преподавательского состава факультета связи, целесообразно привлечение к процессу преподавания и обмену опытом специалистов подразделений информатизации округов.
Таким образом, на современном этапе строительства войск, всѐ большее значение приобретает эффективность процессов управления и обеспечения информационного взаимодействия с другими ФОИВ в применении по предназначению. Огромное влияние на эффективность процессов управления территориальных органов Росгвардии по обеспечению общественной безопасности и выполнения задач по предназначению оказывает работа подразделений информатизации.
3. Широкое применение информационно-телекоммуникационных технологий, применение элементов дистанционных методик обучения, позволит повысить качество образования и оптимизировать процесс по временным и финансовым показателям. Также, значительную роль в этом сыграют появление качественного конкурентоспособного отечественного телекоммуникационного оборудования и средств вычислительной техники и программного обеспечения, преодоление зависимости сферы информатизации России от поставок извне. Первые шаги в этом направлении уже делаются.
С учетом существующего кадрового дефицита данных специалистов, постоянно растущих потребностей ведомственного «рынка труда» одним из важных факторов повышения качества подготовки специалистов в области информационных технологий и информационной безопасности должны быть меры по ужесточению режима отбора по специальностям, связанным информационными технологиями и информационной защитой.
Только таким образом, несмотря на все трудности периода развития войск, недостатка финансирования и кадрового голода, социальных и экономических угроз безопасности государства, Росгвардии удастся создать эффективную систему подготовки специалистов информатизации и защиты информации, способных обеспечить ее бесперебойное функционирование в интересах системы управления войск.
Структура и объем магистерской диссертации. Цель, задачи и логика научного исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического списка.
Основные положения диссертационного исследования. Во введении обосновывается актуальность темы, приводится оценка современного состояния научной проблемы, степень ее разработанности, формулируется цель, задачи, научная проблема исследования, определяются объект и предмет, новизна, практическая значимость проведенного исследования.
В первой главе рассматриваются понятие и генезис концепции информационной безопасности, раскрываются правовые основы обеспечения информационной безопасности, роль и место информационной безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации.
Во второй главе дается общая характеристика Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а также исследуются механизмы обеспечения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в сфере информационной безопасности на примере Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Третья глава посвящена проблемам обеспечения информационной безопасности на примере Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а также направлениям оптимизации и развития системы обеспечения информационной безопасности.
В заключении изложены основные выводы и предложения, к которым автор пришел в результате проведенного исследования.
Заключение:
По результатам проведенного исследования мы можем подвести следующие итоги.
Развитие информационных и коммуникационных технологий в последнее время является приоритетным направлением на государственном уровне. Однако существует немало проблем в качественном применении информационных технологий, в частности, в территориальных органах Росгвардии.
Первая из них связана с подключением автоматизированных рабочих мест должностных лиц территориальных органов к информационно-коммуникационной инфраструктуре единого информационного пространства войск национальной гвардии. Специалисты информационных технологий продолжат работы по обеспечению функционирования локальной вычислительной сети в подразделениях территориальных органов и подключению рабочих станций к единому информационно-коммуникационному пространству войск.
Во-вторых, будут продолжены работы по развертыванию системы централизованного учета оружия Росгвардии, и организовано функционирование специального программного обеспечения на технологических мощностях войск в интересах должностных лиц территориальных органов. В решении данной проблемы немаловажную роль играет финансирование, направленное на развертывание каналов связи, в том числе с отдаленными населенными пунктами.
В-третьих, одним из острых вопросов остается обеспечение информационной безопасности в сегменте территориальных органов. Последствия использования вредоносных программ киберпреступниками разных стран мира – глобальная проблема. Сегодня информация рассматривается как товар, который можно украсть, уничтожить или модифицировать. В информационном поле модификация информации является серьезным преступлением, которое может повлечь нарушение стандартной процедуры работы аппаратных комплексов.
Данный вопрос следует решать комплексно, применяя организационные мероприятия по обеспечению информационной безопасности и защите информации со стороны руководителей территориальных органов и технические возможности средств информатизации. Важно активизировать работу по проведению аттестационных испытаний на объектах информатизации, совершенствовать систему защиты информации от технических разведок, своевременно выявлять и ликвидировать компьютерные инциденты, осуществлять управление средствами антивирусной защиты. Продолжить тесную работу с представителями Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации в направлении информационной безопасности при проведении организационных и технических мероприятий в территориальных органах Росгвардии.
Четвертый проблемный вопрос, который отчасти решает предыдущий, но на первых своих этапах создаст новые трудности (как для специалистов информационных технологий, так и для обычных пользователей компьютеров), – это переход на отечественное программное обеспечение.
Пятым, достаточно сложным, проблемным вопросом остается обеспечение межведомственного электронного взаимодействия и межведомственного электронного документооборота, который позволяет сократить время прохождения документов между участниками процесса, минимизировать затраты на обработку и отправку документов, осуществлять мониторинг хода рассмотрения и исполнения документов, а также технологическое обеспечение предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронной форме в интересах граждан. Для осуществления санкционированного удаленного доступа к информационным системам (ресурсам) участников межведомственного электронного взаимодействия требуется немало усилий при поиске решений как в техническом, так и в организационном аспекте.
Шестым проблемным вопросом является профессионально-должностная подготовка (профессионально-служебная подготовка) специалистов информационных технологий. В связи с непрерывным развитием средств информационного взаимодействия и использованием новых отечественных программных продуктов появляется необходимость получения новых знаний и навыков в работе. Поэтому основой профессионально-должностной (профессионально-служебной) подготовки должна стать практическая направленность совершенствования навыков работы со средствами информатизации.
Приоритетное значение приобретают вопросы организации оперативной переподготовки принимаемых на службу в органы Росгвардии кандидатов и специалистов, перешедших из иных организаций и слабо знакомых со спецификой обеспечения работы органов управления войск. Оптимальным в таких обстоятельствах является организации курсов повышения квалификации (переподготовки) специалистов в сфере информатизации и информационной безопасности на базе факультета связи и курсов повышения квалификации офицерского состава Пермского военного института ФС ВНГ России. Такой подход позволит в краткосрочной перспективе переподготовить значительное количество офицеров и прапорщиков для комплектования должностей подразделений информатизации и защиты информации. В связи с высокой динамичностью развития системы информатизации войск, практическим опытом работы в должностях преподавательского состава факультета связи, целесообразно привлечение к процессу преподавания и обмену опытом специалистов подразделений информатизации округов.
Таким образом, на современном этапе строительства войск, всѐ большее значение приобретает эффективность процессов управления и обеспечения информационного взаимодействия с другими ФОИВ в применении по предназначению. Огромное влияние на эффективность процессов управления территориальных органов Росгвардии по обеспечению общественной безопасности и выполнения задач по предназначению оказывает работа подразделений информатизации.
Широкое применение информационно-телекоммуникационных технологий, применение элементов дистанционных методик обучения, позволит повысить качество образования и оптимизировать процесс по временным и финансовым показателям. Также, значительную роль в этом сыграют появление качественного конкурентоспособного отечественного телекоммуникационного оборудования и средств вычислительной техники и программного обеспечения, преодоление зависимости сферы информатизации России от поставок извне. Первые шаги в этом направлении уже делаются.
С учетом существующего кадрового дефицита данных специалистов, постоянно растущих потребностей ведомственного «рынка труда» одним из важных факторов повышения качества подготовки специалистов в области информационных технологий и информационной безопасности должны быть меры по ужесточению режима отбора по специальностям, связанным информационными технологиями и информационной защитой.
Только таким образом, несмотря на все трудности периода развития войск, недостатка финансирования и кадрового голода, социальных и экономических угроз безопасности государства, Росгвардии удастся создать эффективную систему подготовки специалистов информатизации и защиты информации, способных обеспечить ее бесперебойное функционирование в интересах системы управления войск.
Фрагмент текста работы:
. Теоретические и практические аспекты обеспечения информационной безопасности
1.1. Понятие и генезис концепции информационной безопасности
Сложно представить современное общество без использования информационных технологий. Массовый характер внедрения достижений цифровой революции обусловил увеличение их роли в развитии экономики страны и мира в целом. О возникновении понятия «цифровая экономика» впервые на мировой арене услышали в конце XX века. Принято полагать, что именно с этого момента формируется новая информационная эпоха — эпоха «цифровой экономики» .
В связи с этим необходимо постоянно совершенствовать деятельность по обеспечению национальной информационной безопасности. Создание надежной информационной безопасности сегодня является сложной и многогранной проблемой во всем мире и обязательно всем носителям информации – обществу, государству, предприятиям и организациям и т.д. Поэтому те, кто заинтересован в обеспечении информационной безопасности, должны решить необходимые задачи и обеспечить необходимые уровни информационной безопасности. Выделяют следующие уровни: государственные, в которые входят концептуально-политический, законодательный и нормативно-технический; организационные, включающие в себя административный, процедурный, программно-технический, экономический; гражданские.
Последняя четверть двадцатого столетия, не говоря уже о начале нынешнего, на наш взгляд, в области управления как обществом, так и производственными процессами, характеризовалась стремлением ученых, разработчиков, политиков и бизнесменов ограничить влияние человеческого фактора. Поэтому в этот период так активно развиваются информационно-коммуникативные технологии, а гуманитарные направления стагнируют или теряют свой авторитет. Собственно, убрать человека, ограничить его несовершенное вмешательство в текущие процессы, в лучшем случае улучшить результат за счет использования искусственного интеллекта – это те задачи, которые в середине ХХ столетия решали главные мировые политические и научные центры. Если рассмотреть с этой точки зрения ведущие технологические компании мира, то Facebook и Google – это не что иное, как воплощение подтверждающего предубеждения (confirmationbias) в технологиях. Вместо того, чтобы бороться с проблемой однобокого восприятия, они его усиливают из-за того, что пользователи видят (в основном в медиасфере – наиболее коммуникационно-ориентированной) только то, что соответствует их психологическому профилю. Таким образом, постепенно разрушается основа научного общества – способность населения критически мыслить и сомневаться.
Современная ситуация, которая демонстрирует сопротивление «всего человеческого» в нынешнем, еще информационном типе общества, побуждает говорить о необходимости различать технологическую, информационную безопасность и безопасность человека в информационной эпохе – коммуникативную.
Исследователи информационного пространства и сопредельных с ним сфер человеческой деятельности последовательно и настойчиво рекомендуют различать коммуникативную безопасность в противовес безопасности информационной, ядром которой по праву есть кибербезопасность. Об этом пишут в разных контекстах исследовательские центры и известные ученые. Но человеческое в человечестве сопротивляется тем подходам в политике, образовании, потреблении и развлечениях, где человека вынуждают двигаться по определенному алгоритму, упрощающие его когнитивные усилия. В июле 2018 года французский парламент проголосовал за законопроект о запрете использования гаджетов в младшей и средней школе, за исключением тех случаев, если эти устройства нужно будет использовать в образовательных целях. Такое нововведение было предвыборным обещанием президента Эммануэля Макрона, и уже с сентября 2018 года оно вступило в силу. Такая инициатива французских чиновников связана с новым мировым трендом, который получил название «цифровой детокс» (Digital detox). Это означает сознательный отказ от гаджетов на определенный промежуток времени, чтобы окунуться в какое-то дело или отдохнуть от внешнего мира, сконцентрировавшись на себе. А все потому, что все больше пользователей высоких технологий признают свою зависимость от гаджетов, а исследователи говорят об угрозе депрессии и других негативных последствиях из-за их чрезмерного использования.
В качестве примера приводится история одной семьи, описанная американским изданием New York Post под заголовком «Цифровой героин»: как гаджеты превращают детей в психотических наркоманов». Это рассказ о том, как мать приобрела шестилетнему сыну iPad, чтобы тот пользовался им в школе. Но потом ребенок активно увлекся игрой «Minecraft», и одной ночью мать зашла в его комнату и с ужасом увидела, как он сидел не шевелясь, упав в кататонический ступор, в то время как рядом лежал iPad. Специалист, описавший этот типичный случай, доктор Николас Кардарас – исполнительный директор одной из крупнейших в США реабилитационных клиник – Dunes, рассказывает, что процесс выздоровления от такой зависимости занял много усилий и времени, но через четыре года состояние пациента улучшилось и теперь он научился пользоваться гаджетами в меру.
Таким образом, мы указали одно из наиболее узнаваемых проявлений проблемы коммуникационной безопасности, состоящей в том, что она приводит к пассивности, уходу от действительности, «выпаданию» человека из реального мира, общественной жизни, где он может реализоваться, виртуализации восприятия происходящего вокруг тебя и с тобой (хотя сообщается и о новой тенденции).
Крайняя форма такого поведения – суицидальные случаи. Известная история – деятельность сообщества «Синий кит», связанная с самоубийствами несовершеннолетних. В процессе давления на психику, подросток практически полностью погружается в «игру» и теряет ощущение реальности. Сейчас дети быстро выполняют свои минимальные обязанности и возвращаются обратно в киберпространство, требуя оставить их в покое. Именно таким образом ребенок отвлекается от реальности, и «в реальном мире остается лишь оболочка, тело, а душа ребенка, его интеллект – уже там».
В последнее время широкую огласку получила смертельно опасная игра под названием «Момо». Несмотря на то, что первоначальную версию уже удалили, на данный момент существует множество клонов, которые считывают персональную информацию пользователей с гаджетов, и используют ее для шантажа. Принцип действия следующий: человек (чаще всего, это подросток) получает запрос на переписку в одной из социальный сетей. После добавления в список контактов и начала переписки, «Момо» начинает терроризировать пользователей ночными сообщениями пугающего содержания, с изображением сцен насилия и звонками. Также,
«Момо» раздает различные задания, которые нужно обязательно выполнить. В случае невыполнения, «Момо» переходит к шантажу и угрозам. Не секрет, что все это приводил к суицидальным случаям.
Гораздо опаснее для человека, общества и государства нам представляется проблема, когда деструктивное коммуникативное влияние принуждает индивида, другими словами – пользователя, к активным действиям, опасным как для него самого, так и для окружающих. На наш взгляд, как раз в этом должно состоять ключевое направление в изучении коммуникативной безопасности. Это феномен мы наблюдали еще во время Арабской весны.
Определений информационной безопасности имеется очень много, одни специалисты выделяют определение, исходя из того, что информационная безопасность является множеством, состоящим из конкретных программных, аппаратных средств и мер для защиты информации, вторые определяют информационную безопасность как защиту интересов граждан, отдельных групп и социальных слоев населения .
Анализ подходов различных авторов позволяет сформулировать определение информационной безопасности следующим образом: информационная безопасность — это защищенность информации, которая выражается в противостоянии случайным или намеренным влияниям внутренних и внешних опасностей, приводящих к причинению ущерба обладателям информационного ресурса, и обеспечивающего стабильное функционирование системы.
В области использования информационных технологий в последнее время произошли существенные изменения, которые принесли пользователям значительную выгоду, но также потребовали уделить больше внимания к сфере безопасности со стороны правительства, коммерческих компаний и организаций, частных пользователей.
Государственная политика РФ в сфере информационной безопасности осуществляется согласованными действиями всех участников системы обеспечения государственной безопасности, которую координирует Совет Безопасности РФ благодаря реализации организационных, нормативно-правовых и информационных мероприятий .
Информационная безопасность государства состоит из большого количества факторов. Информация – это важный ресурс, поддерживающий в политической, общественной, экономической и военной сферах жизнеспособность страны. Поэтому государство ставит себе в приоритет повышение роли и значимости информационной безопасности в качестве основного элемента управления .
В некоторых монографиях исследуются уголовно-правовые проблемы обеспечения информационной безопасности. Можно отметить работы профессора кафедры основ организации и управления в органах прокуратуры Казанского юридического института (филиала) Академии генеральной прокуратуры РФ, канд. юрид. наук М.А. Ефремовой и ст. преподавателя кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права, канд. юрид. Наук Д.А. Ковлагиной .
Не информационную безопасность личности как объект уголовно-правовой охраны, а в целом информационную безопасность как объект уголовно-правовой охраны М.А. Ефремова определяет следующим образом: открытая динамичная система общественных отношений, обеспечивающих реализацию интересов личности, общества и государства в информационной сфере .
В зарубежных государствах часто упоминается про фильтрацию DNS–трафика, что позволяет конечному пользователю знать, что определенный сайт содержит вредоносную информацию. Национальный центр продолжает тесно сотрудничать с производителями программного и аппаратного обеспечения в области защиты и криптографии. По итогам года было выявлено двадцать уязвимостей в продуктах .
В Италии согласно отчету Microsoft Security Intelligence Report в Италии во втором квартале 2015 года уровень уязвимостей составил 15,3% по сравнению с общемировым 14,8%, что на десять процентов выше, чем в США, Великобритании и Франции.
После атаки в Париже, в ноябре 2015 г. правительство Италии выделило сто шестьдесят шесть миллионов долларов на кибербезопасность. В феврале 2016 года был впервые представлен Национальный стандарт кибербезопасности.
По данным киберразведки и безопасности Информационного центра университета Sapienza в Риме, городские власти, местные подразделения национальной системы здравоохранения, и государственные больницы являются наиболее уязвимыми для угроз кибербезопасности.
В марте 2016 года была введена в эксплуатацию Система управления публичной цифровой идентификацией (Public System for Digital Identi-ty Management). Данная система позволяет получить государственные услуги по здравоохранению, образованию, пенсионной системы .
Многие инциденты информационной безопасности могут быть вызваны случайными или преднамеренными действиями пользователей информационных систем. Одной из наиболее эффективных мер защиты является разграничение прав доступа к объектам.
В современных информационных системах, отвечающих требованиям безопасности, могут быть реализованы дискреционный, ролевой и мандатный методы разграничения доступа, а также их комбинация. Выбор метода определяется спецификой области применения.
Таким образом, для того, чтобы Российская Федерация могла улучшить ситуацию с защитой информации, необходимо проанализировать те прогнозы развития информационной безопасности, так как для государства всегда важна нормативная составляющая защиты информации — всегда важно быть в курсе этих тенденций и их долгосрочных последствий в ближайшие и будущие годы.
Вопрос о защите информации раньше появлялся лишь после преступления, от которого пострадали человек, структура или организация, но сегодня потребители требуют обеспечения информационной безопасности. Для полной защиты данных потребителей защита информации должна быть приоритетом номер один во всем мире.