Государственное и муниципальное управление Магистерский диплом Экономические науки

Магистерский диплом на тему 4. «Формирование современной системы противодействия экстремизму в Российской Федерации: социальные и правовые основы (на материалах)»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретико-правовые основы противодействия экстремизму в Российской Федерации 8
1.1. История становления и развития системы противодействия экстремизму 8
1.2. Понятие и признаки экстремизма в России 17
1.3. Организационно-правовая система противодействия экстремизму 29
2. Особенности противодействия экстремизму (на материалах Управы района Перово города Москвы) 38
2.1. Формы и методы профилактики экстремизма (на материалах Управы района Перово города Москвы) 38
2.2. Борьба с экстремизмом (на материалах Управы района Перово города Москвы) 58
2.3. Минимизация и ликвидация последствий экстремизма (на материалах Управы района Перово города Москвы) 69
Заключение 77
Библиографический список 83

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Экстремизм является одной из самых актуальных мировых проблем в современном обществе, он перерос рамки отдельных стран, приняв глобальные масштабы, и представляет угрозу уже для всего мирового сообщества, а не для отдельной страны. Экстремистские движения и течения разобщают народности, нации, приводят к межнациональным и международным конфликтам, иногда выходя за рамки отдельных государств. Экстремистская деятельность приводит к переделу территории государства, изменению конституционного строя, смене власти, многочисленным жертвам и массовым беспорядкам среди населения под лозунгами расового, религиозного, национального или социального превосходства и исключительности.
Совет Безопасности РФ отмечает рост числа преступлений экстремистской направленности в 2020 году на фоне ситуации с коронавирусом по сравнению с прошлогодними показателями. В условиях непростой социально-экономической обстановки, вызванной, в том числе, эпидемией коронавируса, фиксируется рост преступлений экстремистской направленности. Так, в январе — апреле 2020 года зарегистрировано 263 преступления, что почти на треть больше, чем за аналогичный период 2019 года. Около половины этих преступлений связаны с призывами к экстремизму в интернете. Вместе с тем почти 10% составляют насильственные преступления — хулиганство, угроза убийством и побои, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды . Кроме того, увеличение количества иностранных трудовых мигрантов и несовершенство действующей системы их адаптации в России способствует формированию замкнутых этнических анклавов и возникновению межнациональной напряженности.
В период с января по март 2020 года в России выросло количество экстремистских и террористических преступлений. Об этом также свидетельствует статистика МВД. Преступлений террористического характера зарегистрировано 548. Это на 13,7% выше показателя за тот же период 2019 года. Экстремистских преступлений зафиксировано 210. Это на 40,9% больше прошлогоднего показателя .
Президент РФ Владимир Путин заявил, что система противодействия экстремизму в России должна стать более гибкой и современной, важно в этом плане опираться на поддержку общества .
Для России вопросы противодействия экстремизма стоят особенно остро, так как Российская Федерация обладает этническим, религиозным и культурным многообразием, что открывает широкое поле возможностей для ведения экстремистской деятельности и разжигания межнациональной вражды.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с проявлениями экстремизма в Российской Федерации и за рубежом.
Предметом исследования являются организационно-правовые основы политики в сфере противодействия экстремизму, а также практика их реализации, в том числе в Управе района Перово города Москвы.
Целью работы является исследование организационно-правовых основ противодействия экстремизму и особенностей их реализации в органах государственном и местной власти, в том числе на материалах Управы района Перово города Москвы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть историю становления и развития системы противодействия экстремизму;
— раскрыть понятие и признаки экстремизма в России
— охарактеризовать организационно-правовую систему противодействия экстремизму;
— определить формы и методы профилактики экстремизма (на материалах Управы района Перово города Москвы)
— рассмотреть борьбу с экстремизмом (на материалах Управы района Перово города Москвы);
— исследовать проблемы минимизации и ликвидации последствий экстремизма (на материалах Управы района Перово города Москвы).
Научную основу работы составляют труды таких авторов, как Т.А. Аристархова, П.А. Данилов, П.А. Кабанов, Р.Р. Газимзянов, Ю.В. Маркова, В.Э. Мозговой, Х.А. Аккаева, Е.А. Апанасенко, Л. А. Апанасюк, Е. И. Аринин, Н. М. Маркова, Т.А. Аристархова, И.В. Белашева, Д.А. Ершова, М.Л. Есаян, И.Н. Бочкарёв, Т.Э. Яковлева и др.
Методологической основой исследования является диалектический метод познания, а также основанные на нем общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, системно-структурный подход), специальные (статистический, лингвистический) и частноправовые (историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический, конкретно-социологический) методы исследования.
Нормативной основной работы послужили нормативные правовые акты, основными из которых являются Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ и другие нормативные правовые акты федерального, регионального и локального характера, связанные с противодействием экстремизму.
Эмпирическую основу результаты исследования официальной статистической информации МВД России, результаты обобщения материалов, представленных в средствах массовой информации, результаты изучения практики деятельности Управы района Перово города Москвы в сфере профилактики экстремизма.
Научная новизна работы заключается в проведении комплексного исследования основ противодействия экстремизму и особенностей их реализации в органах государственном и местной власти на материалах Управы района Перово города Москвы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Сформулирован авторская позиция, согласно которой эффективность реализации социально-культурного партнерства в сфере профилактики экстремизма может быть достигнута с помощью разработки нормативно-правовой базы по применению принципов и механизмов социально-культурного партнерства в решении вопросов профилактики молодежного экстремизма; подготовки высокого профессионального кадрового состава для решения превентивных задач.
2. Сформулированы предложения о необходимости разработки на региональном уровне программ профилактики молодежного экстремизма для интеграции и адаптации молодых людей в антиэкстремистское созидательное поле социального взаимодействия с определением круга субъектов, указанием цели, задач, основных критериев эффективности, учитывающих социально-культурные региональные особенности; а также развивать практику социально-культурного партнерства: проводить мероприятия, направленные на инициирование антиэкстремистской деятельности. Органам местного самоуправления нужно активизировать практику обмена антиэкстремистским опытом в области социально-культурного партнерства между администрациями муниципальных образовании, проводить научные мероприятия с привлечением СМИ для дальнейшего обсуждения вопросов взаимодействия субъектов профилактики.
3. Предложение о разработке и утверждения ОМСУ района Перово долгосрочной (свыше одного года) программы по профилактике терроризма и экстремизма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории района Перово, и формирования ежегодного плана основных мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма на территории района Перово.
Эта Программа может быть включена в качестве структурного раздела (подпрограммы) в муниципальную программу по профилактике правонарушений на территории района Перово или в долгосрочную районную антитеррористическую Программу.
Научная значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для подготовки специалистов в сфере государственного и муниципального управления, а также для дальнейшего научного исследования проблемы.
Практическая значимость состоит в том, что результаты могут быть использованы в практическое деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере профилактики экстремизма.
Апробация исследования. В рамках подготовки данной работы были написаны и опубликованы следующие статьи:
— «Формирование современной системы противодействия экстремизму в Российской Федерации: социальные и правовые основы»;
— «Проблемы противодействия экстремизму в Российской Федерации».
Структура исследования включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и библиографический список.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:
Проанализировав существующие формы социально-культурного партнерства, мы пришли к выводу, что в основном в рамках сотрудничества выступают только два субъекта профилактики экстремизма (органы государственной власти — общественные молодежные организации; вузы — молодежные общественные объединения; учреждения культуры — социально активная молодежь; общеобразовательные учреждения — высшие учебные заведения, государственные правоохранительные органы — НКО; государственные правоохранительные органы — общеобразовательные учреждения; государственные правоохранительные органы — высшие учебные заведения). Как мы видим, отсутствует триадная модель социально-культурного партнерства, соединяющая общественные институты, значительно нивелирующие проявления экстремизма в молодежной среде (вузы — общественные организации — государственные структуры: органы государственного управления, охраны правопорядка и др.), и способствующие реализации социально-культурных личностных потребностей (в самоидентификации, саморазвитии, самообразовании, самовоспитании, самоуправлении).
На наш взгляд, эффективность реализации социально-культурного партнерства в сфере профилактики экстремизма может быть достигнута при соблюдении следующих мер:
— обоснования теоретико-методологических основ развития социально-культурного партнерства вузов — общественных организаций — государственных структур в рамках адаптационных и интеграционных процессов личности в общество, предотвращающих попадание молодых людей в экстремистские группировки;
— разработки нормативно-правовой базы по применению принципов и механизмов социально-культурного партнерства в решении вопросов профилактики молодежного экстремизма;
— утверждении модели созидательного социального взаимодействия субъектов профилактики;
— создании общественных пространств, инициирующих социально-культурные инициативы самоорганизованных досуговых общностей;
— высокой степени заинтересованности партнерских сторон в реализации антиэкстремистских проектов;
— подготовке высокого профессионального кадрового состава для решения превентивных задач.
При этом, государственным органам власти на региональном уровне необходимо:
а) использовать модель социально-культурного партнерства на основе следующих принципов:
— доверия, обуславливающего определенную степень добровольности участия со стороны каждого из субъектов;
— ригоризма (соблюдение стабильности отношений, позволяющей вести поиск источников взаимного развития при различных социальных контактах на основе общности нравственно-ценностных установок);
— соблюдении субъектности в личностных позициях молодых людей во взаимоотношениях с другими субъектами профилактики;
— событийности (продуцировании социально-культурных практик досуговых общностей просоциального типа);
— рефлексивного партнёрства (конструктивного взаимодействия, основанного на рефлексивном управлении своим поведением и соуправлении ситуацией на основе выработки норм);
б) разработать программу профилактики молодежного экстремизма для интеграции и адаптации молодых людей в антиэкстремистское созидательное поле социального взаимодействия с определением круга субъектов, указанием цели, задач, основных критериев эффективности, учитывающих социально-культурные региональные особенности;
в) развивать практику социально-культурного партнерства: проводить мероприятия, направленные на инициирование антиэкстремистской деятельности.
Органам местного самоуправления нужно активизировать практику обмена антиэкстремистским опытом в области социально-культурного партнерства между администрациями муниципальных образовании, проводить научные мероприятия с привлечением СМИ для дальнейшего обсуждения вопросов взаимодействия субъектов профилактики.
Планирование мероприятий целесообразно осуществлять путем разработки и утверждения ОМСУ района Перово долгосрочной (свыше одного года) программы по профилактике терроризма и экстремизма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории района Перово (далее – Программа), и формирования ежегодного плана основных мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма на территории района Перово (далее – План).
Эта Программа может быть включена в качестве структурного раздела (подпрограммы) в муниципальную программу по профилактике правонарушений на территории района Перово или в долгосрочную районную антитеррористическую Программу.
До планирования и осуществления работы должностному лицу муниципального образования, ответственному за организацию деятельности в указанной сфере, рекомендуется ознакомиться с основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы противодействия и профилактики экстремизма и терроризма на территории Российской Федерации.
Основными этапами планирования профилактической деятельности ОМСУ района Перово, с учетом основных задач по профилактике терроризма и экстремизма, могут быть:
а) Определение состава и создание Рабочей группы по разработке проектов долгосрочной Программы по профилактике терроризма и экстремизма и ежегодного Плана участия органов местного самоуправления в профилактических мероприятиях. Целесообразно определить состав и полномочия специалистов, занимающихся вопросами профилактики терроризма и экстремизма, и из их числа создать рабочую группу.
б) Установление участников деятельности по профилактике терроризма и экстремизма – потенциальных исполнителей Программы и Плана профилактики терроризма и экстремизма, а также перечня решаемых ими задач и полномочий.
в) Мониторинг террористической и экстремисткой ситуации в районе Перово.
г) Сбор, обобщение и распределение по разделам проектов Программы и Плана предложений о мероприятиях участников антитеррористической деятельности, рекомендаций районных и городской Антитеррористических комиссий, Государственного антитеррористического комитета. Предложения должны быть:
— основанными на требованиях федерального и регионального законодательства в сфере противодействия терроризму и экстремизму;
— обоснованными, т.е. с аргументами необходимости организации и проведения мероприятий, их актуальной потребности, с учетом изменений и перспектив развития ситуации, связанной с экстремизмом и терроризмом на территории конкретного района Перово, а также обеспечения финансовыми, материально-техническими и кадровыми ресурсами;
— конкретными, т.е. содержать реально выполнимые мероприятия антитеррористической направленности с указанием ответственных исполнителей и установленных сроков их выполнения;
— согласованными, т.е. ранее обсужденными с другими соисполнителями, если исполнение мероприятия требует объединенных усилий.
д) Подготовка и согласование проектов Программы/Плана осуществляются в установленном порядке путем распределения предложенных мероприятий по разделам Программы и Плана с указанием конкретных исполнителей и сроков, при наличии – объемов финансирования. В отдельном разделе целесообразно отметить меры по осуществлению контроля за ходом и результатами выполнения мероприятий, а также по подготовке отчетных материалов.
е) Подготовленные и согласованные Рабочей группой проекты Программы/Плана в установленном порядке направляются в коллегиальный орган ОМСУ района Перово на рассмотрение и утверждение. После утверждения копии Программы/Плана ОМСУ района Перово рассылаются в установленном порядке их ответственным исполнителям, в органы прокуратуры и правоохранительные органы.
Системный подход к мерам, направленным на предупреждение, выявление, устранение причин и условий, способствующих экстремизму, терроризму, совершению правонарушений, является одним из важнейших условий улучшения социально-экономической ситуации в районе.
Для реализации такого подхода необходима муниципальная программа по профилактике терроризма и экстремизма.
Мероприятия по реализации Программы послужат снижению возможности совершения террористических актов на территории Урюпинского муниципального района, проведению разъяснительной работы среди населения, молодежи в целях профилактики терроризма и экстремизма.
Цель Программы — противодействие возможным фактам проявления терроризма и экстремизма, уменьшение проявлений экстремизма и негативного отношения к лицам других национальностей и религиозных конфессий, формирование толерантности и межэтнической культуры в молодежной среде, профилактика агрессивного поведения.
Основные задачи Программы:
— своевременное предупреждение, выявление и пресечение террористической и экстремистской деятельности на территории муниципального района;
— повышение уровня межведомственного взаимодействия по профилактике терроризма и экстремизма;
— совершенствование системы профилактических мер, направленных на противодействие терроризму, устранение предпосылок и условий возникновения террористических и экстремистских проявлений;
— вовлечение граждан, организаций, средств массовой информации, общественных и религиозных объединений в процесс участия в противодействии террористическим и экстремистским проявлениям;
— формирование у граждан активной позиции в противодействии терроризму и повышение их готовности к действиям при возникновении террористической угрозы;
— воспитание культуры толерантности и межнационального согласия;
— проведение профилактических мероприятий и мероприятий по информационно-пропагандистскому обеспечению, направленных на предупреждение террористической и экстремистской деятельности.

   

Фрагмент текста работы:

 

Теоретико-правовые основы противодействия экстремизму в Российской Федерации
1.1. История становления и развития системы противодействия экстремизму
Антиэкстремистское законодательство как комплексное законодательство в сфере, касающейся государственной и общественной безопасности, возникло в России в 2002 году. С одной стороны, в него входят элементы, в том или ином виде существующие или существовавшие ранее в законодательстве России и других стран, с другой стороны, оно представляет собой амбициозную попытку комплексного решения проблем, обычно связанных на уровне социальных наук, но не на уровне права. Вместе с тем, история борьбы с проявлениями экстремизма включает в себя не одно столетие.
Слово «экстремизм» (от лат. extremus – крайний, чрезмерный) означает приверженность крайним взглядам, методам действий (обычно в политике). Идеология экстремизма опасна и разрушительна. Аргументация экстремизма обращена не к разуму, а к предрассудкам и чувствам людей . Свое идеологическое обоснование экстремизм получил в XIX веке.
Во многих трудах исследователей, мы можем встретить сведения о развитии преступлений экстремисткой направленности, датированные 1866 годом, а именно: с момента покушения на императора Александра II силами революционной организации, требующей свержения действующей на тот момент царской власти .
Однако истории известны факты совершения преступных деяний, содержащих признаки экстремизма, имевшие место в период становления государства российского. Владимир Мономах в 1113 году объединил основные земли, но противостояния между князьями и иными феодалами за власть послужило причиной для распада древнерусского государства. Отметим, что объединение представлялось необходимым как для предупреждения массовых беспорядков и восстаний, так и для возможной борьбы с внешнеполитическими врагами.
Вместе с тем, законодательство данной нами эпохи, предусматривало наказание за преступные деяния, совершаемые в отношении государства или государственного аппарата в целом, а именно: восстание против князя, измена, переход во вражеский лагерь. Указанные посягательства признавались тяжкими, и за их совершение предусматривалось единственно справедливое наказание – смертная казнь .
Так, первым кодифицированным актом и памятником российского права является Судебник, датированный 1497 годом, в котором закреплялись основные положения, направленные на противодействие экстремизму, а именно: ведомые лихие люди, под которыми законодатель понимал лиц, несогласных с существующим феодальным гнетом, привлекались к уголовной ответственности с назначением наказания в виде смертной казни.
Ответственность за преступления экстремистской направленности в Уложении 1497 г. находит свое отражение в ст. 9: «крамольнику, ведомому лихому человеку… живота не дати, казнити его смертной казнью» .
Затем, взяв за основу Судебник 1497 г., законодатели усилили ответственность за преступления, содержащие в себе признаки экстремизма .
Например, п. 61 Судебника 1550 года предусматривал суровое наказание за убийство государственного служащего: «государьскому убойце, коромольнику…живота не дати, казнити смертною казнею».
С установлением единой централизованной власти потребовалось создание нового правового акта, соответствующего реалиям общественной жизни, а именно: Соборное Уложение 1649 года более подробно урегулировало преступные деяния, связанные с экстремизмом. Так, в нем предусматривалась ответственность за создание и руководство бунтом с целью свержения существующей власти в виде смертной казни: «…хотя Московским государством завладеть и Государем быть…».
Вместе с тем, для привлечения к ответственности и применению наказания в виде смертной казни, представлялось достаточным быть уличенным в приготовлении к совершению такого деяния: «…начнет рать собирать» , при этом после вынесения приговора конфискации подлежало все имущество виновного лица. Ключевой особенностью привлечения лица к ответственности за совершение указанного деяния выступал тот факт, что негативные последствия распространялись и на родственников виновного, а именно: в зависимости от того, знали ли они о противоправной деятельности или не были осведомлены .
Рассматриваемый правовой акт регламентировал: «лица, знавшие об измене, наказывались наравне с изменником, а незнавшие ответственности не подлежали» .
Следующий период массовых волнений и недовольства действующей властью приходится на XIX век, который характеризовался следующими отличительными чертами: экстремизм выступал в качестве средства свержения царского правления; его субъектами являлась дворянская молодежь; характерным способом проявления рассматриваемого явления выступал терроризм.
На возникновение и распространение радикальных, экстремистских политических идей во многом повлияла отмена крепостного права (1861 г.). Основными детерминантами экстремистской и террористической активности того периода явились разочарование радикально настроенной интеллигенции в решимости народных масс к восстанию, пассивность большей части общества и отсутствие рычагов воздействия на власть, а также желание отомстить за гонения со стороны государственных структур.
Первым призывом к террористическим акциям в XIX веке стала антиправительственная прокламация «Молодая Россия», написанная студентом П. Заичневским в 1862 г., появление которой совпало с грандиозными пожарами в Петербурге, в результате которых сотни жителей остались без крова.
Первым актом терроризма в России в XIX веке считается преступление, совершенное 4 апреля 1866 г. Каракозовым, стрелявшего в Александра II в защиту крестьян. К 1879 г. самой сильной и разветвленной революционной организацией стала «Народная воля», имеющая своих сподвижников даже во властных структурах. Основной целью террора продолжал оставаться Александр II, и 26 августа 1879 года Исполнительный комитет «Народной воли» вынес царю «смертный приговор», о чем сообщил публично, незамедлительно перейдя к действиям: только в ноябре 1879 года радикалы трижды устраивали на него покушения, хоть и безрезультатные.
В Российской империи относительно быстро осознали вновь возникшую угрозу обществу, о чем нам говорит оперативное изменение законодательства. Уличенные в терроризме злоумышленники должны были привлекаться к уголовной ответственности, о чем нам говорит уголовно-процессуальное законодательство того периода. Юридическими источниками по данному виду преступления являлись: «Устав уголовного производства» 1864 г.; «Военно-судебный устав» 1867 г.; «Военно-морской судебный устав» 1867 г.; «Правила о порядке действий чинов Корпуса жандармов по исследованию преступлений» 1871 г. Наличие обширной правовой базы, которая предусматривала всевозможные трактовки и наказания за деяния, которые попадали под понятие «терроризм», приводило к тому, что к судебные слушания могли происходить в судах разных инстанций. Обвиняемые в «терроре» могли быть привлечены к ответственности инстанциями: судебными палатами; судебными палатами в усиленном составе с участием сословных представителей; особым присутствием Правительствующего сената (с 1872 г.) с участием сословных представителей; военно-окружными или военно-морскими судами.
Следующий период экстремистской и террористической активности в России связан с деятельностью «Боевой организации» – партией социал-революционеров (эсеров), образовавшейся в 1900 г. Террор рассматривался эсерами как способ самообороны общества от произвола властей (в частности, расстрелов мирных демонстраций).
В начале XX века как самостоятельное общественно-политическое движение в России оформился анархизм. Активных анархистов насчитывалось около 7 тысяч человек, и к 1907 году их деятельность охватывала не менее 75 % территории Российской империи. Надо полагать, среди 17 тысяч жертв терактов 1905-1907 гг. больше половины приходится именно на анархистов.
Третий период всплеска экстремизма и терроризма был обусловлен революцией 1917 года и продолжался до 20-х гг. прошлого столетия. В 1918 г. «левыми эсерами» были застрелены посол Германской империи при правительстве РСФСР граф Мирбах и председатель Петроградской чрезвычайной комиссии М.С. Урицкий. В этом же году Ф. Каплан было совершено покушение на вождя революции В.И. Ленина, в результате которого он получил тяжелые пулевые ранения.
Эти террористические акции спровоцировали начало ответных действий, так называемого «красного террора». В период проведения «новой экономической политики» 1921–1928 гг. экстремистская и террористическая активность постепенно пошла на спад, однако с началом ускоренной индустриализации страны, а также укрепления авторитарности И.В. Сталина, политический экстремизм и терроризм начали набирать новые обороты. В декабре 1934 года было совершено убийство С.М. Кирова. В 1937-1938 гг., в годы «большого террора», миллионы граждан были отправлены в Главное управление лагерями (ГУЛаг) по обвинениям в совершении политических преступлений.
Четвертый период террористических и экстремистских проявлений пришелся на годы Великой Отечественной войны, когда немецкими оккупантами применялся полномасштабный террор в отношении граждан захваченных территорий, партизан, подпольных активистов. На территориях многих союзных республик, таких, как Латвия, Литва, Эстония, Западная Украина, вспыхивали очаги экстремистской и террористической активности, в последствии, по окончании войны, ликвидированные органами МВД и МГБ.
В СССР до второй половины 1950-х термин «экстремизм» мало применялся в прессе и литературе. В первую очередь это было связано с позитивным отношением советского руководства и общества к революционным и радикальным идеологиям левого направления. Радикальные правые идеологии с 1920-х, как правило, обозначались собирательным концептом «фашизм».
Толковый словарь Дмитрия Ушакова, изданный в 1935-1940 годах дает такое определение термина: «Экстремизм (от лат. extremus — «крайний») — склонность, приверженность к крайним взглядам и мерам, преимущественно в политике».
Понятие «экстремизм» постепенно входило в публицистический оборот в связи с официальным негативным отношением правящих кругов СССР к левым террористическим организациям типа «Красных бригад», а также в гораздо большей степени для обозначения наиболее радикальных правых военизированных организаций. Советская публицистика вплоть до 1991 года четко связывала понятие «экстремизм» с вооруженным насилием террористического характера. Отразилось такое представление и в официальных документах.
Структуры по борьбе с организованной преступностью и терроризмом появились в России сравнительно недавно – основой для его формирования стало образованное 15 ноября 1988 года было 6-е управление МВД СССР, управление по борьбе с организованной преступностью. Сегодня эта дата считается днём создания подразделений по борьбе с организованной преступностью в России. До середины 80-х годов проблема организованной преступности в СССР не только не исследовалась, но и не ставилась, что привело к полному общественному невежеству в области распространенности организованной преступности в стране и слабому уровню подготовки органов внутренних дел к борьбе с крупными преступными структурами. Говоря о противодействии террористической деятельности до конца 1980-х годов XX века, необходимо отметить из разрозненный и индивидуалистический характер, большое количество ложных сообщений о планируемых или потенциальных террористических актах, а также отсутствие мотивов для такого рода преступлений.
Но ближе к концу СССР в документах государственной власти стало появляться и другое понимание термина «экстремизм». Так, в Указе Президиума Верховного Совета СССР «Об объявлении чрезвычайного положения в Нагорно-Карабахской автономной и некоторых других районах» от 15.01.1990 г. постулировалось: «экстремистски настроенные группировки организуют массовые беспорядки, провоцируют забастовки, разжигают национальную рознь и вражду».
Как видно из приведенной цитаты, горбачевское руководство считало экстремизмом уже не только вооруженное насилие, но и стачки и радикальную националистическую пропаганду.
Тем не менее, в общественном сознании россиян понятие «экстремизм» еще очень долго связывалось только с понятиями «терроризм» и «фашизм».
В 1999 году Фондом «Общественное мнение» (ФОМ) был проведен соцопрос с целью выяснения массовых представлений об экстремистских организациях России. Респондентам был задан открытый (предполагающий ответ в свободной форме) вопрос: «Какие экстремистские организации Вы знаете?». Ответили на него только 20 % опрошенных, остальные затруднились с ответом. При этом ответы распределились следующим образом (в % от числа опрошенных): РНЕ и другие националисты и фашисты — 14%, чеченские и иные исламские террористы — 8%, остальные набрали не более 1%.
«Террористическая» составляющая в 1990-х была закреплена массированной пропагандой в СМИ против чеченских сепаратистов и их террористической практики. Постоянное именование Басаева и прочих экстремистами прочно установило в массовом сознании негативное отношение к «экстремистам», отождествляемым с террористами.
В современной структуре МВД подразделения по противодействию экстремистской деятельности, как и функции, возложенные на полицию по осуществлению этих задач, появились относительно недавно. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года №1316. В нём выносится постановление об образовании в органах внутренних дел, на базе подразделений по борьбе с организованной преступностью, подразделений по противодействию экстремистской деятельности.
С конца прошлого века распространение экстремизма в России стало одной из острейших социальных проблем. Увеличилось количество преступлений на национальной, идеологической и религиозной почве. Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин, «Ксенофобия, национальная и религиозная нетерпимость угрожают единству нашего многонационального народа и целостности Российского государства» .
Начало XXI века ознаменовалось беспрецедентным всплеском террористической активности по всему земному шару, а значит – и интенсификацией террористического трафика. С распространением глобальных террористических сетей, состоящих преимущественно из исламских джихадистов и экстремистов, в условиях бурного технологического развития (в частности, самой сети Интернет) нарастает угроза радикализации всё больших слоёв населения. Особый интерес для привлечения в свои ряды новых сторонников у террористов вызывает молодёжь как наиболее уязвимая для психоидеологических манипуляций возрастная группа.
Наиболее активная из современных террористических организаций – «Исламское государство» – прибегает ко всё более изощренным технологиям вербовки молодых людей, пользуясь возможностями Всемирной паутины. Данная проблема особенно актуальна для России, поскольку, только по официальным данным, в рядах боевиков «ИГ» находится до 1,5 тысяч граждан Российской Федерации . Русский язык является третьим по популярности языком у вербовщиков, работающих на террористов. Для успешной борьбы с распространением экстремистской идеологии необходимо блокировать информационные каналы «ИГ» в сети Интернет, вести активную пропагандистскую работу с молодежью.
Таким образом, история развития преступлений экстремисткой направленности достаточно многогранна и имеет глубоко уходящие корни. Так, проявление их признаков мы можем отметить в процессе становления российского государства, когда борьба за власть между наследственными князьями и царями обострялась, в связи с желанием получить материальные богатства и могущество. Однако само возникновение рассматриваемого нами явления обуславливается разделением общества на классы, нежеланием большинства подчиняться меньшинству. Основываясь на исторических фактах, считаем необходимым к лицам, признанным виновными в совершении преступных деяний экстремисткой направленности, применять дополнительное наказание в виде конфискации имущества в пользу государства, при этом с возложением определенных негативных последствий на их родственников и близких лиц. Это необходимо с тем, чтобы виновный, совершая такое преступление, осознавал, что создает опасность не только для тех, на кого направлены его действия, но и на близких ему лиц.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы