Методы научного исследования Лабораторная работа, РГР Экономические науки

Лабораторная работа, РГР на тему Выбор тестов для оценки компетенции «Интеллект»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 5

1 ОСОБЕННОСТИ
ИССЛЕДОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ «ИНТЕЛЛЕКТ». 7

1.1 Методологический раздел
исследования. 7

1.2 Методический раздел
программы.. 11

2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
ИССЛЕДОВАНИЯ.. 16

2.1 Анализ
полученных данных. 16

2.2 Общие
выводы по исследованию.. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 27

Приложение А.. 29

Приложение Б. 31

  

Введение:

 

Проблема исследования интеллекта,
интеллектуальных способностей, интеллектуального (умственного) развития
является одной из старейших и одновременно самых актуальных проблем
психолого-педагогического исследования. Ведь успешное выполнение любой деятельности,
особенно учебно-познавательной, интеллектуально-творческой зависит, прежде
всего, от наличия и участия в этой деятельности интеллектуальной составляющей
субъектов учебного процесса.

Интеллект опосредует успешность деятельности
человека. По нашему мнению, от него зависит: разумность поведения в
межличностных отношениях; решение комплекса учебных, жизненных и
профессиональных проблем; социальный статус и самореализация в жизни.
Следовательно, интеллект является показателем не только когнитивного, но и
целостного личностного развития.

Знание педагогом структуры и содержания
интеллектуальной составляющей субъектов учебного процесса является неотъемлемым
условием его эффективной педагогической деятельности. В связи с этим, возникает
необходимость уточнения понятия «интеллект», раскрытие его сути, определение
структуры.

Для углубленного изучения эффективности
методик исследования компетенции «Интеллект» необходимо составить программу и план исследования.

Нами
будет проведено исследование на базе факультета УП студентов 1 курса.

Гипотеза исследования состоит в том,
что наиболее эффективным способом исследования компетенции «Интеллект» являются
тесты.

Цель исследования: выяснение
эффективных методик исследования компетенции «Интеллект».

Задачи исследования:

1. Разработать
гипотезу данного исследования;

2. Проанализировать методы и способы
исследования сформированности компетенции «Интеллект»;

3. Провести исследование;

4. Проанализировать полученные данные;

5. Сделать
вывод.

Несмотря на то, что в психологии
присутствует много исследований особенностей развития интеллекта, в настоящее
время недостаточно работ, посвященных эффективности различных методик
исследования компетенции «Интеллект».

Объект исследования – методики
исследования компетенции «Интеллект».

Предмет исследования – эффективность
методик исследования сформированности компетенции «Интеллект».

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Рассмотрев
основные подходы к определению интеллекта и определение его структуры, стоит
отметить разнообразие теорий, концепций, взглядов, связанных со сложностью
объекта изучения. Следует подчеркнуть, что все исследователи интеллекта делали
акцент на особенностях структурных компонентов интеллекта и зависимости от них
успешности обучения, применения знаний и опыта на практике, решения различного
типа проблем.

Проведенная
диагностика исходного уровня сформированности компетенции «Интеллект» позволила
нам сделать вывод о необходимости целостного развития компонентов
интеллектуальной сферы студентов в процессе реализации специальной
разработанной технологии, включающей совокупность средств, как созданных
внешними субъектами образовательного процесса, так и конструируемыми для себя
самими обучающимися. Реализация данной технологии должна строиться таким
образом, чтобы формирование и повышение уровня интеллектуальной культуры
проходило на основе предоставления студентам максимальной самостоятельности и
возможности быть субъектами учебной деятельности.

 

Фрагмент текста работы:

 

1
ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ
КОМПЕТЕНЦИИ «ИНТЕЛЛЕКТ» 1.1 Методологический раздел исследования Согласно с философским словарем: «Интеллект
(лат. Intellectus – познание, понимание, рассудок) – субъективная способность
живых существ осуществлять социально-ориентированную
деятельность, выражающаяся в приспособлении к среде, ее творческой смене.
<…>. Обеспечивает организму прогрессирующий жизненный стимул. <…>.
Противопоставляется инстинктам и шаблонам. <…> как способность,
позволяющая живым существам активно достигать поставленной цели» [3].

В
социолого-педагогическом словаре под редакцией В.В.Радула [2] интеллект
рассматривается как способность к мышлению, рационального познания.

В
психологическом словаре наблюдаем «Интеллект (от лат. Intellect – понимание,
познание) — это:

1) общая
способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой
деятельности и являющаяся основой других способностей;

2) система
всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти,
мышления, воображения;

3) способность
к решению проблем без проб и ошибок «в уме» [1].

Понятие
«интеллект» (англ. Intelligence) как объект научного познания было введено в
психологию английским антропологом Ф. Гальтоном в конце XIX в.

Следующие исторические этапы исследования
интеллекта связаны с попытками структуризации этого психологического понятия и
выделения в его содержании личностного фактора. Согласно с большим количеством
научных исследований в области интеллекта и теории интеллекта, существует
большое количество подходов к раскрытию этого понятия. На основе анализа
научных источников по проблеме интеллекта человека, выделим следующие подходы к
пониманию сущности понятия «интеллект», которые на протяжении ХХ – начала XXI
века подлежали научному анализу:

феноменологический подход (интеллект
объясняется в контексте проблемы организации феноменального поля сознания
(М.Вертгеймер)

У представителей каждого подхода выработались
свои представления о понятии «интеллект». Рассмотрим их подробнее.

Б. Г. Ананьев [2] считает, что интеллект
является сложной умственной деятельностью, которая характеризуется единством
межфункциональных связей познавательных функций разного уровня (в частности,
психомоторики, памяти, внимания, мышления).

В.М. Дружинин [1] отмечает, что интеллект
выражает свойство, способность, способность к мышлению.

В.Ю. Крамаренко, В.Е.Никитин, Г.Г.Андреев [3]
рассматривают интеллект как совокупность умственных способностей человека, как
интегральную и высоко дифференциальную способность к мышлению, как
универсальную тренированность мозга.

Ж. Пиаже [2] рассматривает понятие «интеллект»
как гибкое, одновременно устойчивое структурное равновесие поведения, как адаптацию
к окружающему миру, что выражается в поддержании равновесия между ассимиляцией
(усвоение и воспроизведение элементов среды в психике субъекта в виде
когнитивных схем) и аккомодацией (изменение этих когнитивных схем в зависимости
от требований объективного мира).

М.Л. Смульсон толкует понятие интеллект как
целостное интегрированное психическое образование, которое обеспечивает
порождение, конструирование и перестройку личностных ментальных моделей мира [1].

Р.Стернберг [3] рассматривает интеллект как вид
умственной саморегуляции (самоуправления) своей жизнью конструктивным, метакогнитивным способом,
метакогнитивным адаптивным поведением.

По мнению
М.О.Холодной «Интеллект – форма организации индивидуального ментального опыта в
виде имеющихся ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства
отражения и ментальных репрезентаций явлений, которые строятся в рамках этого
пространства» [2].

Как видим, прежде всего, интеллект ученые
характеризуют как общую способность, метакогнитивные структурную организацию,
систему психических механизмов, как информационную, адаптивную и регулятивную
деятельность, заключающаяся в способности эффективно решать задачи, учиться,
использовать приобретенный опыт для решения проблем, адаптироваться в обществе.

В психологических исследованиях зарубежных и
отечественных исследователей ХХ в. в области интеллекта пытались определить его
структуру: когнитивные модели (многофакторные, иерархические модели Ч.Спирмена,
Л.Л.Терстоуна, Р.Б.Кеттелла, Ф.Вернона, Дж.Гилфорда) способности, связанные с
межличностным общением и решением ежедневных проблем (триархическая теория
Р.Стернберга), выделены особые виды интеллекта (теория множественности форм
интеллекта Г.Гарднера) операционная теория интеллекта Ж. Пиаже. Отечественные
ученые разделяют природу интеллекта: с одной стороны — «целостность»
образования (Б. Г. Ананьев), с другой стороны, — его «многоструктурность»
(Б.М.Величковский) и «интегрированность» его структур (М.О.Холодная,
М.Л.Смульсон, В.Ю.Крамаренко).

На основе анализа указанных структур мы
выделяем три основные группы теорий, объясняющих структуру интеллекта:

1. Теории, связанные с понятием
«многоструктурности» интеллекта.

2. Теории, связанные с понятием «целостности»
интеллекта.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы