Лабораторная работа, РГР на тему Основные категории работников организации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 6
1. Теоретическая часть. 8
2. Практическая часть. 17
Заключение. 24
Список использованных
источников. 26
Приложения. 28
Введение:
В рамках современной концепции управления человеческими
ресурсами именно трудовой (человеческий) потенциал является основным производственным ресурсом каждой
организации. Поэтому вопросам управления персоналом сегодня уделяется важное
внимание.
В научной литературе достаточно детально изучены основные
направления кадровой политики – планирование, подбор и отбор персонала, его
адаптация и развитие, мотивация и стимулирование к труду и т.д. Но при
реализации каждого из этих направлений управления трудовыми ресурсами важно
учитывать структуру персонала, поскольку кадровый менеджмент имеет свою
специфику в отношении разных категорий работников.
Кроме того, важно учитывать также и отличия категорий
персонала в разных отраслях народного хозяйства, поскольку должности
руководителей, служащих, специалистов и рабочих будут разными в промышленности,
сельском хозяйстве, непроизводственной сфере (образование, система
здравоохранения, торговля и т.д.).
С учетом вышесказанного, актуальным является изучение
основных категорий персонала, определение их специфики по отдельным признакам
трудовых ресурсов, выделение характерных особенностей труда разных категорий
работников, а также изучение специфики их планирования, подбора, мотивации,
развития и т.п.
Актуальность указанной темы определила цель данного
исследования – охарактеризовать основные категории работников организации.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие
задачи исследования:
—
изучить теоретические основы выделения основных
категорий персонала;
—
рассмотреть особенности управления разными
категориями работников организации на практических примерах.
В ходе изучения данной темы были использованы разные научные
источники. Так, теоретические аспекты темы были описаны на основании
справочной, учебной и монографической литературы. При этом изучались научные
работы таких авторов как Е.П. Илясов [9], М.В. Варакулина [2], И.Ю. Ленская [7]
и др.
Практическая часть исследования была подготовлена на
основании изучения научных статей в периодических изданиях. В частности,
особенности систематизации персонала на категории и основные различия управления
работниками разных категорий описаны на основании научных работ таких авторов как О.П. Беньковская,
И.П. Черная, О.В. Горшкова [1], Т.В. Шендель [11].
Структура работы включает введение, два раздела, заключение,
список использованных источников и приложения.
Заключение:
В ходе изучения теоретических аспектов темы на основании
анализа справочной и учебной литературы предложено следующее определение
понятия «основные категории работников»: это группы персонала, которые выделены
на основании различных функций в процессе разделения труда и характеризуют
специфику должности отдельных сотрудников организации.
На основании изучения нормативных актов и научной литературы
установлено, что основными категориями работников можно считать: руководителей,
специалистов, служащих, рабочих. Каждая их этих категорий отличается
выполняемыми функциями, уровнем образования, квалификации, другими требованиями
к должности. В связи с характерными особенностями основных категорий
персонала управление работниками данных категорий также имеет свою специфику. В
ходе анализа научных источников установлены особенности главных направлений
кадрового менеджмента.
Так, при планировании рабочих учитывается, прежде всего,
объем планового задания, производственные мощности предприятия и нормы
выработки, установленные для каждой должности. При планировании численности
специалистов и служащих учитывается плановый объем соответствующей работы. При
планировании численности руководителей учитывается количество подразделений
организации, численность персонала в подчинении и т.д. При подборе рабочих основными критериями
выступает уровень квалификации претендента (разряд рабочего и т.п.),
соответствие требованиям производственных задач, а при подборе руководителей
учитываются не только образование, но и личностные качества (лидерство,
креативность, умение работать с людьми и т.д.). При обучении персонала рабочие
чаще обучаются в производственной сфере, особенно в вопросах охраны труда,
тогда как специалистам и служащим зачастую необходимо повышать квалификацию в
связи с изменением нормативных документов и т.д. Мотивация труда также
отличается для разных категорий: для рабочих индикаторами премирования могут
служить производственные показатели, а для специалистов – отсутствие или наличие жалоб клиентов, для руководителей –
соблюдение сроков работы всем подразделением и т.д.
Практическое исследование на основании опыта, описанного в
научных изданиях, позволило установить наличие проблемы выделения категорий
персонала отдельных отраслях, например, в сфере медицины.
Также анализ научных публикаций показал, что на предприятиях
недостаточно эффективно реализуются направления кадровой политики по отдельным
категориям персонала. «Мое открытие»:
несмотря на важность систематизации персонала, сегодня существуют существенные
пробелы в нормативных документах, в результате чего в ряде отраслей возникают
проблемы выделения групп персонала. Так, в медицинской сфере не решены вопросы
выделения категорий немедицинского (прочего, сопутствующего) персонала, что
усложняет процессы кадрового менеджмента.
Поэтому чрезвычайно важно в разрезе каждой организации правильно
выделять категории работников для обеспечения эффективной кадровой политики.
Фрагмент текста работы:
Теоретическая
часть Для определения сущности термина «категория работников»
важно отметить, что понятие «категория» является универсальным, поскольку
используется в различных научных дисциплинах. Так, согласно толковому словарю
Ожегова под категорией понимается «крупный, обычно строго не очерченный класс в
его сравнении с другими такими же классами» [6]. Таким образом, данный термин
используется для классификации различных объектов и разделения совокупностей по
определенным признакам.
Терминологический словарь карьеры под редакцией Е.П. Илясова
определяет понятие «категории персонала» как систематизацию работников согласно
Общероссийскому классификатору профессий по выполняемым ими функциям на рабочих
и служащих [9, с.36]. Такое определение недостаточно полное, если учитывать,
что систематизация персонала может проводиться не только на рабочих и служащих,
но и более глубоко. Кроме того, категории персонала не являются систематизацией
работников, а только ее результатом.
Поэтому более точным является определение категорий персонала,
представленное в словаре-справочнике терминов нормативно-технической
документации. В этом источнике категории персонала определены как «группы
персонала, критерием разделения на которые является принципиальный подход к
разделению труда между работниками предприятия, организации или
производственного объединения» [4].
Таким образом, основные категории работников – это группы
персонала, которые выделены на основании различных функций в процессе
разделения труда и характеризуют специфику должности отдельных сотрудников
организации.
Так, по признаку участия в производственном или
управленческом процессе, т. Е. по характеру трудовых функций, а следовательно,
занимаемой должности, персонал подразделяется на следующие категории:
1) руководители,
осуществляющие функции общего управления. Их условно подразделяют на три
уровня: высший (топ-менеджмент ‒ директор, генеральный директор, управляющий и
их заместители), средний (руководители основных структурных подразделений ‒
отделов, управлений, цехов, а также главные специалисты), низовой (работающие с
исполнителями ‒ руководители бюро, секторов; мастера). К числу руководителей
относятся лица, занимающие должности менеджеров, в том числе менеджера по
персоналу;