Курсовая теория на тему Зрительное восприятие детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Зрительное восприятие как психический процесс 6
1.2 Особенности развития зрительного восприятия в детстве 14
2. ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
2.1 Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста 20
2.2 Упражнения для развития зрительного восприятия 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Введение:
Актуальность исследования хорошо известно, что зрение считается самым результативным анализатором, который обеспечивает взаимосвязь человека с окружающей средой. Полагается, что зрение дает человеку до 90% всей информации об окружающем мире. Уже с четырех-пяти месяцев (у многих людей) зрение делается основным в познании действительности. На сегодняшний день не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным считается рост числа детей, обладающих различными нарушениями формирования. Нарушение зрения у ребенка определяет нарушение зрительного восприятия, формирование которого неразделимо от познания мира, трудовыми навыками, овладения речью [5, 186]. Зрительное восприятие расценивается не только как реакция на стимуляцию, но и как акт получения сведений об объектах и событиях внешнего мира. Оно обладает огромным познавательным значением для ребёнка, регулирует и ориентирует его поведение.
Современными научными изучениями доказано, что понижение функции зрения, неминуемо приводящее к понижению точности и скорости восприятия, определяет фрагментарность, ошибочность восприятия групповых композиций и единичных предметов, усложняет определение причинно-следственных взаимосвязей между явлениями и предметами, нечеткость и замедленность их опознания, нарушает дистантность, одновременность восприятия.
Так, избирательность восприятия проявляется в сужении области интересов, понижении активности отражательной деятельности, что в свою очередь может привести к понижению качества и количества представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Зрительное восприятие является одним из базовых психических процессов, уровень и качество развития которого во многом определяет качество развития познавательной сферы ребенка в целом. Именно поэтому проблема развития и совершенствования зрительных форм восприятия в дошкольном возрасте, особенно у детей с задержкой психического развития, является одной из наиболее значимых психолого-педагогических проблем.
Исследование научных сведений и итогов наблюдений за практической деятельностью детей данной категории дает возможность заявлять, что дети с нарушениями зрения испытывают существенные проблемы в установлении формы, цвета, пространственного положения и величины предметов, в исполнении практических действий, в овладении практическими навыками, в ориентирование на собственном теле, в пространстве, рабочей поверхности. Для формирования зрительного восприятия следует применять все виды детской деятельности: труд, игру, бытовую деятельность и занятия. Данное гарантирует детям развитие практических умений и навыков использовать неполноценное зрение для удовлетворения разных жизненно необходимых надобностей. Однако, в практике работы есть мнение, что занятия по обучению методам зрительного обследования нужно осуществлять фронтально в отведённое в режиме дня время [14, 71]. Достаточно часто подобные упражнения носят малоподвижный и малоинтересный характер, что понижает их результативность. Актуальность выбранной темы разъясняется необходимостью введения в практическую деятельность специальных дошкольных учреждений комплекса мер, которые позволили бы гарантировать требуемые условия для полноценного формирования личности ребёнка. В особенности данное интересно для развития условий, гарантирующих адекватное формирование зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (О. Декорли, Ф. Фребель, М. Монтессори), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Н.П. Сакулина, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова и другие) справедливо полагали, что сенсорное воспитание, ориентированное на обеспечение полноценного сенсорного формирования, считается одной из ключевых сторон дошкольного воспитания. Исследованиям формирования зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения посвятили собственные труды А.П. Григорьева, Л.В. Фомичева, А.М. Витковская, Л.И. Плаксина, Л.А. Дружинина и др.
Цель исследования: изучить зрительное восприятие детей дошкольного возраста.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: зрительное восприятие детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Изучить зрительное восприятие как психический процесс;
2. Рассмотреть особенности развития зрительного восприятия в детстве;
3. Изучить развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста;
4. Проанализировать упражнения для развития зрительного восприятия.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав теоретического анализа, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 35 страниц. Количество литературных источников – 23.
Заключение:
В последнее время вопросы здоровья людей приобретают все большую актуальность. Здоровье населения является ключевым компонентом устойчивого положения страны. Без этого компонента не удастся достичь полноценного развития ни экономической, ни социальной, никакой-либо другой отрасли государства. Как правило, здоровье и основы нормального развития человека имеют начатки еще во внутриутробном периоде. К огромному сожалению, с каждым годом все больше и больше детей приобретают отклонения в развитии. Людей с недостатками в развитии изучает область знания, которая называется специальная психология.
Зрительное восприятие в момент дошкольного детства становится ведущим при ознакомлении ребенка с окружающим пространством, потому как в большей степени именно с помощью него происходит усвоение системы сенсорных эталонов. На его основе формируются представления об окружающем мире, оно объединяет определенные свойства и качества предмета в единое целое, формируя его образ, становление таких психических функций, как внимание, память, речь, интеллект во многом зависят от успешности развития зрительного восприятия. Все это, в свою очередь, способствует формированию целостной картины мира и, как следствие, успешной социальной адаптации ребенка.
Опираясь на анализ и обобщение современной философской и психолого – педагогической литературы нами было выделено, что зрительное восприятие – важнейший вид перцепции, обеспечивающий наиболее продуктивное обучение и широкие возможности привлечения человека к общественно полезному труду. Восприятие требует не только готовности анализаторов, но и некоторого опыта: знаний о вещах и умениях их воспринимать. Поэтому развитие восприятия есть переход от слитного, фрагментарного восприятия ребенком предметов к расчлененному, осмысленному и категориальному отражению вещей, событий, явлений в их пространственных, временных причинных связях. В соответствии с этим выделяют особенности восприятия детьми пространства и восприятия движения.
Особую роль в этом играет опосредующая развитие зрительного восприятия речь взрослого. Именно взрослый способствует социализации основных свойств восприятия: предметности, целостности, структурности, константности, осмысленности, апперцепции. При помощи представленных методик можно оценить различные стороны зрительного восприятия ребенка дошкольного возраста. Выявленные трудности зрительного восприятия необходимо корректировать еще до начала школьного обучения.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Зрительное восприятие как психический процесс
Восприятие окружающего нас мира – это начальный момент психических процессов, поэтому его изучение принадлежит к числу важнейших задач психологии. Значение восприятия в структуре познавательных процессов определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, – непосредственное, чувственное отражение действительности играет огромную роль в организации практической деятельности субъекта. Во-вторых, – перцептивные процессы служат основой для формирования мышления.
Источником знаний ребенка об окружающем являются ощущения и восприятие, возникающие от соприкосновения органов чувств с различными признаками и свойствами предметов. Чувственное познание особенно важно для ребенка, так как в отличие от процесса познания у взрослого оно является пока единственным средством осмысления мира. Из всех способностей первыми формируются и совершенствуются чувства.
Для успешного освоения знаний об окружающем мире необходимо, чтобы органы чувств ребенка функционировали нормально [9, 234]. При отсутствии или частичном поражении органа чувств ребенок может не получать или получает неполную информацию, поэтому мир его впечатлений становится уже и беднее.Недостатки в зрительной ориентации затрудняют накопление непосредственного чувственного опыта и обедняют представления ребенка об окружающем мире, что нередко предопределяет и весь ход психофизического развития ребенка с нарушением зрения.
Важным этапом в развитии психики ребенка является дошкольный возраст. На данном возрастном этапе создается фундамент для формирования новых психических образований, которые дальше будут развиваться уже в процессе учебной деятельности. Данный период не какой-то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития.
Кроме, того нужно отметить, что для развития любого психического процесса существует «свой» сенситивный период [4, 52]. И очень важно не пропустить благоприятный момент развития у ребенка того или иного психического процесса. Таким периодом для развития восприятия является период дошкольного детства.
Отдельные аспекты проблемы развития восприятия дошкольников с нарушениями зрения уже рассматривались исследователями.
Восприятие как один из познавательных процессов человека, виды, свойства восприятия изучали М. Вертхаймер, В. Вундт, Г. Гельмгольц, Э. Геринг, В. Келлер, К. Коффка, Э. Мах, И. Мюллер, Г. Э. Мюллер, Э. Б. Титченер, Б.Г. Ананьев, В.И. Белопольский, Б.М. Величковский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и другие.
Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте рассматривали Н. Г. Агеносова, З.М. Богуславская, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Е.О. Смирнова, Г.А. Урунтаева и другие.
Зрительное восприятие как психический процесс является достаточно изученным отечественными и зарубежными исследователями. Можно выделить следующие теории, на которых базируется зрительное восприятие:
— теория функциональных систем (П. К. Анохин);
— теория психофизиологии психических процессов (Б. М. Теплов, Е. Н. Соколов);
— теория развития высших психических функций (Л. С. Выготский);
— теория единства психического развития и обучения ребенка (П. П. Блонский, В. В. Давыдов);
— теория деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн);
— теория системной организации психических процессов (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов).
При изучении перечисленных теорий, зрительное восприятие можно рассмотреть в виде процесса, включающего в себя внимание (аттенционные характеристики), память (мнемонические характеристики), мышление, эмоции и другие компоненты [14, с. 97].