История вокального искусства Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Значение творчества Глинки в развитии русской национальной оперы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 М. И. Глинка как основоположник развития нового этапа русской музыки 4
1.1 Новаторство М. И. Глинки в создании русской национальной оперы 4
1.2 Эстетика и особый стиль М. И. Глинки 6
Глава 2. Творчество М. И. Глинки в контексте дальнейшего развития оперного искусства в истории 13
2.1 Опера «Иван Сусанин» 13
2.2 «Руслан и Людмила» 17
Заключение 23
Список используемой литературы 26

 

  

Введение:

 

Введение
Творчество М. И. Глинки (1804-1857) – это новый этап классического развития русской культуры музыки России. Композитору было присуще умение сочетать лучшие качества европейской музыки с национальными традициями музыкальной культуры России.
Национальная музыкально-исполнительская школа России характеризуется глубокими и давними традициями, которые были основаны классиками русской музыки, к которым относится и М. И. Глинка. Отражение убеждений композитора в музыке помогает раскрыть основы музыкальной теории, что является актуальным и сегодня. Это также помогает и развитию теории музыки и педагогики искусства.
В 30-е годы XIX века музыка Глинки была не так популярна, но слава пришла к нему позже.
Как правило, анализируя стиль Михаила Ивановича Глинки, все исследователи выделяют, с одной стороны, комбинацию романтических музыкально-языковых средств выразительности и форм классики, а с другой – базу его творчества составляют мелодия как носитель интегрированного смыслообраза.
М. И. Глинка не проявляет интереса к конкретным элементам, декламации, как это будет характерно в творчестве А. Даргомыжского и М. Мусоргского.
Целью данной работы является рассмотрение значения творчества Глинки в развитии русской национальной оперы.
Задачи:
1) Характеристика творчества М. И Глинки как основоположника нового этапа русской музыки;
2) Анализ вклада Глинки в развитие оперного искусства в истории.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Данная работа посвящена рассмотрению значения творчества М. И. Глинки в развитии русской национальной оперы.
На основании проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы:
Долгое время под влиянием условий жизни общества, мировоззрения, религии, взаимодействия культуры России с западной, трансформировались формы музыкально-эстетического сознания, формировались новые виды музицирования, музыкально-профессиональной, театральной, концертной деятельности.
Но только именно с творчеством М. И. Глинки можно связать начало нового этапа развития русской музыки. Как отме¬чал В. Одоевский, «Глинка открыл «новый период» в истории искусства: период русской музыки» [9, с. 15].
М. А. Глинка соединяет опыт его предшественников и современников и предвосхищает многое из того, что будет нормой далее. Поэтому так часто говорят о роли М. И. Глинки в развитии музыки Запада [5, с. 5].
Иногда композитор опережает и своих современников в Европе. Например, это гармонические «открытия» Глинки фантастических сцен (целотонная гамма, «аккорды оцепене¬ния» из «Руслана и Людмилы» и др.).
Также композитор предугадал русскую «колокольность» Бородина, Мусоргского, Рахманинова, особенно ярко это проявило себя в коде «Каприччио на русские темы».
Для творчества М. И. Глинки характерно отсутствие грузности, тяжелого характера, массивности. Одновременно с этим, полнозвучность произведений достигается в полной мере.
В музыковедении нашей страны существует аналогия творческого отражения действительности М. И. Глинки с композиторами классического периода, в частности, с Моцартом. В работе «Слух Глинки» Б. Асафьев пишет, что «Глинка обладал исключитель¬ным по чуткости слухом. Римский- Корсаков приравнивал его в данном отношении к Моцарту и был глубо¬ко прав» [2, с. 41].
М. И. Глинка же применяет не просто народно-песенные структуры, цитируя и оформляя их. Творчество М. И. Глинки напрямую питается таинственным источником или «первоисточником», трансформирующим музыкальную интонацию, придающим национальный колорит, «русский дух» каждому обороту мелодии, который формируется автором.
Музыка М. И. Глинки формируется на основе закономерностей, которые традиционны русским народным и песенным образцам. Слушатель слышит квартовые и квинтовые «шаги», скачки по октавам, попевки трихордного типа, плагальность функционального развития. Глинка соединяет в своем творчестве интонации не только народной песни, но и городского фольклора.
Итак, эстетика М. И. Глинки берет свое начало их трех источников:
1) Русской народной крестьянской и городской песни;
2) Музыки русских предшественников и современников композитора;
3) Мировой классической и романтической культуры.
В истории культуры России и музыкальной эпохи есть события, которые формируют судьбу на несколько десятилетий вперед. Таким этапом было создание М. И. Глинкой оперы «Иван Сусанин». Данная опера была подготовлена историческими событиями и являлась подтверждением новой истории в русском музыкальном искусстве. Опера входит в историю как первая глубоко реалистическая народная музыкальная драма, характеризующаяся глубиной смысла, содержащая проблемы соотношения героя и народа.
Оперы М. И. Глинки характеризовали собой путь расширения границ жанра русской оперы. Также народный, национальный характер оперы Глинки определил развитие принципов музыкальной драматургии, в строе образов и методах формирования народно-национального тематизма.
Первая опера М. И. Глинки – «Иван Сусанин» — это ценный вклад не только в русскую музыкальную культуру, но и в мировую. Пример Глинки заимствовали Мусоргский в операх «Борис Годунов» и «Хованщина», Римский-Корсаков в операх на темы русской истории «Псковитянка», «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже» и Бородин в опере «Князь Игорь».
Постепенно русская национальная опера стала проходить следующие этапы развития, но фундаментальным всегда оставалось глубокое понимание темы истории с позиций ведущей роли народа, сквозного проведения ведущей мысли и базовой полемики, что выражалось способами развития симфонии, реалистическим воплощением основных характеров и творческого применения народно-национальных инициаций.
Принципы ансамблевого творчества, которые были сформированы Глинкой, пластичность и ясность отдельных линий в мелодии, нашли свое продолжение в операх Римского-Корсакова, Чайковского, Бородина.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 М. И. Глинка как основоположник развития нового этапа русской музыки
1.1 Новаторство М. И. Глинки в создании русской национальной оперы
Долгое время под влиянием условий жизни общества, мировоззрения, религии, взаимодействия культуры России с западной, трансформировались формы музыкально-эстетического сознания, формировались новые виды музицирования, музыкально-профессиональной, театральной, концертной деятельности.
Но только именно с творчеством М. И. Глинки можно связать начало нового этапа развития русской музыки. Как отме¬чал В. Одоевский, «Глинка открыл «новый период» в истории искусства: период русской музыки» [9, с. 15].
Г. Ларош также говорит о взаимосвязи между творчеством Глинки и Пушкина. Оба автора являются предвестниками «нового русского искусства»: «Как Пушкин создал русский стих, – пишет он, – так Глинка создал русское голосоведение, являя народ¬ность не только в общем духе своих творений, но и в их технической по¬стройке» [7, с. 22].
Глинка – это основатель, предвестник русской музыкальной школы [4, с. 164]. Композитор смог найти ей место в одном ряду с ведущими музыкальными школами Европы, найти цели дальнейшего становления русской музыкальной школы.
Определение русской музыкальной школы как школы искусства включает в себя широкий круг тем. Это темы художественного мировоззрения, традиций, эстетики музыкального содержания, исполнительства и педагогики. Но анализ педагогики применительно к творчеству Глинки вне других тем музыки не представляется возможным.
М. И. Глинка сформировал «новый демократический язык музыки», который инициирован комбинацией национальной народной музыкальной речи и традиций и норм. Прежде всего, это отражено в создании М. И. Глинкой русской национальной оперы, утверждении подлинно реалистической музыкально-исполнительской культуры.
Одновременно с этим, новый подход М. И. Глинки прочно основан на традициях. Творчество М. И. Глинки больше содержит элементов прошлого, а также элементы современной русской культуры. Творчество М. И. Глинки связано с творчеством Фомина, Давыдова, Козловского, Бортнянского, Алябьева, Верстовского, Варламова и Гурилева.
М. А. Глинка соединяет опыт его предшественников и современников и предвосхищает многое из того, что будет нормой далее. Поэтому так часто говорят о роли М. И. Глинки в развитии музыки Запада [8, с. 5].
Иногда композитор опережает и своих современников в Европе. Например, это гармонические «открытия» Глинки фантастических сцен (целотонная гамма, «аккорды оцепене¬ния» из «Руслана и Людмилы» и др.).
Также композитор предугадал русскую «колокольность» Бородина, Мусоргского, Рахманинова, особенно ярко это проявило себя в коде «Каприччио на русские темы».
Образ ликования русского народа, когда слушатель видит и слышит перезвоны колоколен, являет собой классику русской музыки. Поэтому В. Стасов говорит о связи М. И. Глинки с судьбами «могучей кучки», поскольку продолжателям идей композитора были Балакирев, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков [12, с. 4].
В жанре инструментальных пьес лирического и психологического плана предсказания Глинки явственны в произведениях Чайковского. Данная связь отражается не только в образной структуре, но и многообразии тембров, которые присущи фортепианному стилю обоих композиторов. А. Д. Алексеев, в анализе вариаций Глинки на тему «Соловей» Алябьева, отражает его как произведение, похожее на лучшие фортепианные произведения Чайковского [1, с. 90].

1.2 Эстетика и особый стиль М. И. Глинки
Эстетика М. И. Глинки основывается на восприятии и соприкосновении с гармонией звуков, легкостью, уравновешенностью, соразмерностью целого и частей. М. И. Глинке свойственны сдержанность выражения, отсутствие внешних эффектов, глубокий уровень искренности в способе отражении состояний психики при помощи лаконичных способов при изысканности фактуры.
Для творчества М. И. Глинки характерно отсутствие грузности, тяжелого характера, массивности. Одновременно с этим, полнозвучность произведений достигается в полной мере.
В музыковедении нашей страны существует аналогия творческого отражения действительности М. И. Глинки с композиторами классического периода, в частности, с Моцартом. В работе «Слух Глинки» Б. Асафьев пишет, что «Глинка обладал исключитель¬ным по чуткости слухом. Римский- Корсаков приравнивал его в данном отношении к Моцарту и был глубо¬ко прав» [2, с. 41].
Данная точка зрения поддерживается и В. Берковым, когда эстетика Моцарта похода на стремления Глинки к индивидуализации, освещению любой детали [12, с. 14].
Эстетика М. И. Глинки также создавалась под влиянием романтических тенденций, причем самое тесное воздействие на него было на него осуществлено представителем раннего романтизма Дж. Фильдом, у которого он брал фортепианные уроки.
Приверженность фортепианному стилю Фильда и Гуммеля сближает Глинку сфортепианным стилем Шопена.
В песенно-романсовой области многое сближает Глинку с Шубертом. Общее в воплощении музыки находим и в фантастических образах, полных волшебства и грации в творчестве Глинки и Вебера.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы