Актуальные проблемы акмеологии Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Значение первых периодов жизни человека для всех последующих.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

ГЛАВА 1. Теоретический
анализ возрастного развития человека. 6

1.1. Периодизация возрастного развития. 6

1.2 Период раннего детства. 16

1.3 Период дошкольного детства. 20

1.5 Акмеологический период развития. Период взрослости. 30

ГЛАВА 2. Роль первых периодов
жизни человека для дальнейшего развития личности. 37

Заключение. 42

Использованная литература: 43

  

Введение:

 

Введение.

Актуальность исследования:

Начать нам бы хотелось со слов
Ибука Масару: «Ключ к развитию умственных способностей ребенка – это его личный
опыт познания в первые три года жизни, то есть в период развития мозговых
клеток. Ни один ребенок не рождается гением, и ни один – дураком. Все зависит
от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка.
Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже
поздно» [9].

Хотя Ибука Масару не является
психологом и педагогом, и его книга «После трех уже поздно» всего лишь
результат его личных наблюдений и опыта, в ней содержится много интересных
взглядов на период раннего детства, нашедших подтверждение в трудах многих
исследователей.

Действительно, в теоретической и
методической литературе возраст раннего детства рассматривается, как период
интенсивного формирования всех психофизиологических процессов. Педагоги-практики
подчеркивают необходимость своевременного начала воспитания и обучения, как
условия полноценного развития ребенка.

Понятие «сензитивный период», как
время максимальной чувствительности к влиянию позитивных или негативных
воздействий на развитие организма впервые было введено Х. Де Фризом. М. Монтессори выделила важные
периоды детского развития, когда ребёнок может очень легко приобретать
определённые способности (речь, различение сенсорных стимулов, моделирование
окружающей среды и т.п.). Л.С. Выготский так же связывал сензитивные периоды с вопросами
оптимальных сроков обучения и развития. Ранний возраст является сензитивным для
начала овладения речью, «восприятием порядка» (термин М. Монтессори), для
сенсорного развития, развития движения и действий. В конце раннего детства
начинается сенсорный период для формирования социальных навыков [15].

У
Алис Миллер читаем: «Многие не хотят знать
историю своего детства и не догадываются, что именно то, что было заложено в
детстве, предопределяет их поступки. Они не догадываются, что стараются
избегать опасностей, которые действительно когда-то были реальными, но уже
давно не являются таковыми…Люди, не имевшие в детстве условий для осознания
собственного Я и самовыражения, стремятся к этому всю жизнь». Автор считала,
что психологические травмы, полученные человеком в детстве, дают знать о себе
на протяжении всей жизни [14]. Великий чешский педагог Я. А.
Коменский категорично отмечал: «Формирование человека легче всего происходит в
раннем возрасте. Оно даже только в этом возрасте и может происходить» [5]. В книге «Материнская школа» Я.А. Коменский пишет о дошкольном воспитание
в семье, где главным воспитателем и учителем ребенка является мать, ее основная
задача – научить малыша правильно действовать с предметами, то есть развивать
его восприятие, способствовать накоплению представлений о предметах и явлениях,
развивать мышление. Это поможет ребенку впоследствии в обучении в школе.

Джин Маганья в своей книге
«Наблюдение за младенцами в семьях» очень точно подметила: «Ни в какой другой
области теории не обсуждались так горячо, как в сфере развития ребенка и
вскармливания младенца — будь то психоанализ, педиатрия или педагогика. Все
эксперты всё знают и о том, что происходит, и о том, что надо делать; но мало
кто готов взять на себя трудности достаточно долгого пребывания с младенцем,
чтобы видеть, как советы и предписания экспертов воздействуют на него на
практике» [13]. И действительно
воспитание и уход за младенцем такая область, в которой практически каждый
может сказать, как надо делать, но мало кто сможет сказать, почему так.

Цель исследования: выявить
влияние первых периодов жизни человека на все последующие.

Задачи исследования:

1. Изучить специализированную
литературу по психологии, акмеологии, педагогике на темы возрастных
периодизаций и взаимного влияния различных возрастных периодов друг на друга.

2. Определить содержание понятия
«раннее детство», «дошкольное детство», «подростковый возраст», «юношеский
возраст», «зрелость».

3. Проанализировать возрастные
периодизации, психологические особенности различных возрастных периодов, их
взаимное влияние.

4. Обобщить и систематизировать
результаты теоретического исследования.

5. Подвести итог результатов
выполненной работы.

Объект исследования: психологическое
развитие человека.

Предмет исследования: влияние ранних периодов жизни человека на
последующие.

Теоретические основы исследования: в данной курсовой работе мы базировались на трудах отечественных
психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, П.П. Блонского, А.Н. Леонтьева,
В.С. Мухиной, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.С.
Кона, А.А. Деркач, А.А. Бодалева, а так же на работах зарубежных авторов К.
Бюлера, З. Фрейда, Ж. Пиаже, А. Маслоу, В. Франкла, К. Холла, Ф. Перлза, Г.
Олпорта, Э. Эриксона, К. Юнга, и других.

Структура
работы. Данная курсовая работа
состоит из введения, двух глав, первая из которых включает в себя пять
параграфов, вторая – один, выводов, заключения и списка использованной
литературы. Общий объем курсовой работы составляет 44 страниц.

Список
использованной литературы содержит 25 источника.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение.

Исходя из проведенного анализа
теоретической и методической литературы можно сделать вывод, что большинство
исследователей выделяют примерно одни и те же возрастные этапы, хотя при этом
называют их несколько по-разному. Так, в усредненном варианте выделяют период
от 0 до3, от 3 до 6-7, от 7-8 до 12-14 и от 13 до 16
лет.

Период до года, считают временем формирования базового
доверия к миру, фонового настроения. (Э. Эрисон, Д.Б. Эльконин и др.). В период
раннего возраста определяющим развитие можно считать формирование речи. (Л.С.
Выготский, М. Монтессори и др.).

Правильное формирование аффективных блоков в первые три
месяца позволяет человеку всю последующую жизнь воспринимать как приносящую
удовольствие и радость либо как серую, скучную дорогу от одной неприятности к
другой.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности становится
игра, в которой дети моделируют деятельность взрослого, осваивают модели поведения,
этические нормы, развивается умение понимать другого. (Д.Б. Эльконин, В.С.
Мухина и др.).

Подростковый и юношеский возраст время самоопределения
профессионального и личностного, активного полового созревания. В это время
обостряются, заостряются характерологические черты, проявляются акцентуации
характера [11, 12].

Трудно переоценить влияние раннего возраста на последующие
жизненные периоды. Об этом писали и Ж. Пиаже, и Э. Эриксон, и З.Фрейд, и Л.С.
Выготский, и А.Н. Леонтьев, и Д.Б. Эльконин и многие другие исследователи.

В результате выполнения данной курсовой работы мы
достигли поставленной цели путем решения исходящих из нее задач.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретический анализ возрастного развития человека.

1.1. Периодизация
возрастного развития.

Жизнь человека принято
делить на качественно разные отрезки — возрасты. Рассмотрим какие есть
определения данного понятия в науке.

Выготский Л.С.
дает следующее определение возраста — это ступень, эпоха, замкнутый цикл
развития, его значение определяется местом в общем процессе развития [5].

Р.С. Немов определяет
возраст как качественно своеобразный период психологического, физического,
поведенческого развития, определяющийся присущими только ему особенностями [16].

Интересно определение понятия «возраст», данное Д.Б. Элькониным, как
совокупности социальных задач освоения действительности, которые решает индивид
на каждом этапе развития [24].

Используя различные
признаки (морфологические, физиологические, биохимические, психологические и
др.), с давних времен ученые пытаются разделить жизненный путь человека на
периоды или этапы. Между ними нет жестких границ, они условны, но все же это
разграничение имеет огромное практическое значение в работе педагогов, врачей,
социальных работников и пр.

Л.С.
Выготский обобщил и систематизировал существующие на тот момент периодизации и
разделил их на 3 группы:

— построены на основе внешнего критерия, не связанного с процессом
развития. К этой группе относятся следующие периодизации: К. Гетчинсона и Р.
Заззо.

— построены на
основании одного фактора развития.
Ко второй группе относятся периодизации: П.П. Блонского, А. Гезелла, З. Фрейда,
Э. Эриксона, Ж. Пиаже.


построены на основе нескольких существенных особенностей развития. К ним
относятся периодизации Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина [7].

Для
лучшего понимания предмета нашего исследования бегло рассмотрим эти
периодизации.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы