Курсовая теория на тему Значение натюрморта в формировании визуальной культуры ребенка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ 5
1.1. Визуальная культура: понятие, анализ и пути формирования 5
1.2.Визуальная культура как средство социализации личности ребенка 9
Вывод к главе 1 16
ГЛАВА 2.ЗНАЧЕНИЕ НАТЮРМОРТА В ФОРМИРОВАНИИ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА 17
2.1.Натюрморт, как средство развития художественно-изобразительных умений ребенка 17
2.2. Формирование визуальной культуры ребенка в процессе выполнения натюрморта 22
Вывод к главе 2 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение:
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.
Характерная особенность искусства — отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Душа ребенка предрасположена к восприятию прекрасного, ребенок способен тонко чувствовать живопись.
Произведения живописи, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. Средствами живописи воссоздается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом.
Таким образом, актуальность темы данной работы заключается в необходимости включения различных современных методик преподавания живописного натюрморта в учебный процесс, поскольку в результате их применения развиваются навыки изображения живописного натюрморта, что подготавливает ребенка для формирования визуальной культуры.
Объект исследования – визуальная культура ребенка.
Предмет исследования – формирование визуальной культуры ребенка по средствам натюрморта.
Цель работы – теоретически рассмотреть значение натюрморта в формировании визуальной культуры ребенка.
Задачи:
— рассмотреть визуальную культуру: понятие, анализ и пути формирования;
— проанализировать визуальную культуру как средство социализации личности ребенка;
— изучить натюрморт, как средство развития художественно-изобразительных умений ребенка;
— проанализировать формирование визуальной культуры ребенка в процессе выполнения натюрморта.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, организационные, эмпирические методы, а также методы обработки данных и интерпретационные методы:
● Теоретические методы (анализ, сравнение, обобщение);
● Организационные методы (сравнительный, комплексный методы);
● Интерпретационный метод.
Теоретическая основа. Педагогическую ценность представляют труды отечественных педагогов: П.П. Чистякова Д.Н. Кардовского, H.H. Ростовцева, Г.В. Беды, B.C. Кузина, Е.В. Шорохова, С.Е. Игнатьева, A.A. Унковского, H.H. Волкова, Л.Г. Медведева, С.П. Ломова, В.В. Корешкова, В.К. Лебедко, В.И. Козлова, А.Е. Терентьева, Н.К. Шабанова, раскрывающие механизмы развития художественного восприятия, построенные на принципах целенаправленного и систематичного подхода в обучении.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы могут быть использованы студентами и преподавателями на лекциях, семинарах и практических занятия.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводы к главам, заключения, списка использованной литературы. Полный объем работы — 30 страниц, список использованной литературы включает 24 наименования.
Заключение:
Натюрморт – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению окружающих человека вещей, размещенных, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу. Специальная организация мотива (постановка) – один из основных компонентов образной системы жанра натюрморта. Натюрморт может выступать как один из жанров станковой живописи, как самостоятельное произведение искусства, но может являться и составной частью композиции жанровой картины, портрета-картины, и, следовательно, играет значительную роль в раскрытии смыслового содержания произведения, являющегося важным средством характеристики художественного образа.
Традиции натюрморта как источника красоты, а также символического повествования сохранились и в 21 веке. Композиции натюрморта были средством визуального повествования и выражения почти во всех исторических и художественных движениях в западном искусстве. Все, от импрессионизма до ранней современной абстракции, использовало предметы натюрморта. Он использовался как средство для изучения новых методов и идей рисования.
Как самостоятельный жанр искусства натюрморт оказывает существенное влияние на зрителя, так как вызывает ассоциативные представления при восприятии неодушевленных предметов, за которыми видятся люди определенных профессий, характеров и т.д. Особенность образов натюрмортов, передающих через неодушевленные предметы черты и характеры людей, а также определенной эпохи, времени является основой композиционной деятельности художника.
Роль натюрморта в качестве обучающего задания – трудно переоценить. Он дает возможность изучить основные положения реалистического рисунка, способствовал развитию творческих способностей рисующего. Рисование натюрморта предполагает более сложные задачи, чем изображение на рисунке отдельных предметов, и дело здесь не в количестве предметов, из которых состоит натюрморт, но и в целом комплексе задач, которые нужно решать по-разному.
При рисовании натюрморта не следует изображать все его элементы в равной степени. Каждый предмет натурной постановки требует особого внимания и отношения. Рисуя натюрморт по разным предметам, мы глубже усваиваем принцип линейно-конструктивного строения формы, лучше понимаем законы перспективы, получаем возможность творчески реализовать полученные знания и навыки. Усложнение задач в рисовании натюрморта связано с введением в натюрморт фона.
Основная цель художественного образования — вдохновлять, обучать и поддерживать знания и интерес к искусству, а не препятствовать этому. Творчество детей в области искусства приводит к «воодушевляющему и вдохновленному обучению, которое, в свою очередь, побуждает учащихся учиться». Это поощряет педагогов в их роли во время творческого пути ребенка. Таким образом, управляемое участие и строительные леса являются важными факторами, обеспечивающими сохранение интереса детей к изучению искусства. Если возможности искусства слишком сложны для младенцев, малышей или детей младшего возраста, они потеряют интерес, что может повлиять на их отношение к участию в будущих проектах, особенно в изобразительном искусстве.
Культура влияет на мысли и поведение, рассматриваемые не только с точки зрения этнического или расового разнообразия, но и других аспектов, таких как религия, географическое положение и социально-экономический статус.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Визуальная культура: понятие, анализ и пути формирования
Визуальная культура является частью понятия «общая культура» человека. Понятие «общая культура» человека необыкновенно многогранно. Культуру можно рассматривать как эстетическую образованность личности, как этический уровень поведения человека, как область социальных взаимодействий, а также как множество иных смыслов, дающих возможность уточнить термин «визуальная культура». Сегодня этим термином определяется все современное жизненное пространство, включающее в себя и различные средства визуальной коммуникации, и визуальную грамотность, и визуальное восприятие, и визуальное мышление.
Термин «визуальная культура» далеко не однозначно трактуется различными учеными, но позволяет осмыслить стиль жизни общества с позиций восприятия мира, рассмотреть новые качества личности в контексте современных реалий, что важно для развития педагогической науки. Визуальная культура сегодня определяет жизненную среду человека, окруженного пространством визуальных образов, которые он создает и потребляет в повседневной и профессиональной жизни [3].
Визуальная культура заставляет по-иному оценивать окружающее пространство, изменяет образ жизни и мышление человека, влияя на его сознание через визуальные образы. И несомненно, что культура общества в целом будет зависеть от уровня визуальной культуры каждого индивидуума. Визуальность сегодня является повседневной жизнью любого современного человека. Целое поколение воспитано на культуре телевидения, компьютеров и различных гаджетов. Это поколение приобрело привычку видеть окружающее пространство через посредство различной техники, позволяющей сегодня зрительно воспринимать многое из того, что раньше постигалось умом. При этом зачастую взгляд лишь «скользит» по рассматриваемому объекту, не включая осознание происходящего. Воспитание высокого уровня визуальной культуры в современном информационно и технически насыщенном обществе является одной из необходимых составляющих формирования общей культуры человека, и начинать этот процесс желательно со студенческой, а еще лучше со школьной скамьи.
Основой «визуальной культуры» личности является умение видеть – не смотреть, а именно видеть. И визуальная культура человека, который воспринимает мир и творит его с помощью архитектуры, живописи, графики, фотографии, дизайна во всех его видах является важнейшим условием совершенствования его творческих способностей и формирования профессиональных качеств.
Содержание подготовки в области различных творческих направлений основано на постепенном приобретении навыков и умений в художественной деятельности. При этом достижение необходимого образовательного результата невозможно без развития его общей и профессиональной культуры. Формирование профессиональной культуры происходит в процессе освоения различных учебных дисциплин. Одной из наиболее важных ее составляющих и является визуальная культура, что обосновано самой спецификой будущей специальности [5, c. 13].
Особенности процесса формирования визуальной культуры человека привлекают сегодня повышенное внимание, подчеркивая обучающую и развивающую силу визуальных образов. Художник может выразить любую мысль без слов, только лишь одним изображением, используя язык своего искусства, имеющий определенные правила, строение, особенности. Визуальное восприятие произведения искусства основано во многом на внутреннем чувственном отклике человека, в процессе рассматривания художественный объект всегда оценивается через призму имеющихся ценностей. В итоге часто оказывается, что полученное впечатление от изображения является более значимым, чем само изображение. Таким образом, целью формирования визуальной культуры студентов является обогащение внутреннего мира личности зрительными образами и развитие способностей к созданию собственных визуальных объектов, и этот процесс должен начинаться с самого детства.
Начало XXI века должно войти в историю под знаком визуальной культуры. Дети, родившиеся в начале двухтысячных, не могут даже представить, что когда-то у людей не было ни компьютеров, ни телевизоров. Люди больше общались друг с другом, проводили время за чтением книг, за рукоделием, мастеря что-либо, что предполагало зрительное сосредоточение на отдельных объектах, эстетическое наслаждение авторским мастерством. Визуальная культура была при этом более развитой.
Освоение наследия визуальной культуры способствует развитию зрительного опыта и внесловесной, визуальной памяти. Визуальная память является важнейшим элементом визуальной культуры. Хранилищем визуальной памяти становятся образы мировой художественной культуры, факты изобразительного искусства, театра, архитектуры, кино и объекты современной художественной практики.
Визуальная память это форма передачи и актуализации визуальных образов, переживаний и представлений. Визуальная память позволяет актуализировать опыт прошлого в интересах настоящего, что обеспечивает непрерывное развитие визуальной культуры. Визуальная память базируется на индивидуальной памяти субъектов и поддерживается специальными институтами, в том числе и образованием.
Трудности характеристики визуальной культуры современного общества заключаются, прежде всего, в том, визуальное восприятие как таковое в чистом виде существует лишь в виде научной абстракции. В действительности визуальные формы освоения действительности тесно переплетены с другими способами восприятия мира. В этом собственно и особенность современного этапа развития культуры, где визуальное, тактильное, слуховое, обонятельное, понятийное попеременно выходят на авансцену в зависимости от расставляемых акцентов. Именно поэтому говорить о тотальности визуальности несколько преждевременно. В придачу к этому, изменились не только аудитория и контингент людей, но изменились и формы приобщения к визуальной культуре [11].
Сегодня человек встречается с визуальным текстом не только в среде специально организованной, проникнутой эстетической атмосферой и, главное, изолированной от других форм жизни, но и в среде, где ознакомление с визуальными произведениями тесно переплетается с другими формами практической и интеллектуальной деятельности. Очень часто восприятие произведений визуальной культуры настолько сливаются с другими формами жизнедеятельности человека, что возникает вопрос — продолжает ли человек иметь дело с визуальными фактами или он уже имеет дело с другими знаковыми системами, требующими иной формы своего распредмечивания.