Игровая деятельность дошкольников Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Значение игрушки в развитии личности дошкольника

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения игрушки в психолого-педагогических исследованиях 5

1.1. Игрушка как атрибут детской игры 5

1.2. История происхождения народных игрушек 9

1.3. Современные классификации игрушек 13

Глава 2. Возможности игрушки как средства развития и воспитания в период дошкольного детства 19

2.1. Воспитательный и развивающий потенциал игрушек 19

2.2. Роль игрушки в контексте личностного развития дошкольников 26

2.3. Анализ использования игрушек в дошкольном учреждении в рамках образовательных программ 30

Заключение 35

Список литературы 37

  

Введение:

 

Введение

Актуальность исследования. С момента рождения ребенка его окружает огромное количество игрушек, которые являются неотъемлемой частью жизнедеятельности ребенка, способствуют развитию в нем положительных качеств, обогащают представлениями об окружающей действительности, приобщают к культурным народным традициям, способствуют социализации и передают социокультурный исторический опыт, накопленный десятилетиями. Игрушки также оказывают огромное влияние на личность ребенка, на его психическое развитие.

Игрушка как действенное средство психического развития ребенка широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения детей к миру взрослых. В качестве предмета специального изучения игрушка становится в 19-20 веке, что ярко отражено в исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых — М. Манасеиной, Е.А. Покровского, К. Ланге, М. Эндерлин, Л.Г. Оршанского.

Среди современных психолого-педагогических исследований, посвященных изучению воспитательного значения игрушки для ребенка, можно назвать работы Н.С. Александровой, П.Г. Саморуковой, В.С. Мухиной, С.Л. Новоселовой, Е.О. Смирновой, Е.А. Флериной, Е.Г. Шеиной и др. А.Г. Лэндрет, В.С. Мухиной игрушка рассматривается как средство психотерапевтического воздействия на личность ребенка.

Существуют различные классификационные группы игрушек: сюжетные и моторно-спортивные (Е.А. Флёрина); игрушки, влияющие на нравственное развитие (В. С. Мухина); сюжетно-образные (С. Л. Новосёлова). Значимость народных игрушек как этнопедагогического феномена для всестороннего развития детей подчеркивается в исследованиях Н.С. Александровой, Г.Л. Дайн, Д. Ефимовой, Е.А. Ковычевой, А.Г. Кулешова, И.А. Морозова, и др.

Однако игрушка в исследованиях ученых редко рассматривается в качестве предмета научного исследования, поскольку в основном воспринимается как составная часть игровой деятельности ребенка.

В связи с этим возникает проблема исследования: каковы возможности игрушки в контексте личностного развития ребенка дошкольного возраста?

Цель исследования: изучить значение игрушки в развитии личности дошкольника.

Объект исследования: игрушка и ее развивающий потенциал.

Предмет исследования: игрушка как средство развития личности ребенка.

Для реализации поставленной в исследовании цели были определены основные задачи:

1. Изучить научную литературу по проблеме исследования.

2. Охарактеризовать игрушку как атрибут детской игры.

3. Рассмотреть историю происхождения народных игрушек.

4. Представить современные психолого-педагогические классификации игрушек.

5. Описать педагогический потенциал игрушек.

6. Показать возможности игрушки в контексте личностного развития дошкольников.

7. Проанализировать особенности использования игрушек в дошкольном учреждении в рамках образовательных программ.

В данной работе использовались следующие методы исследования: анализ; синтез, обобщение; систематизация.

Структура исследования. Курсовая работа включает введение, две главы, шесть параграфов заключение, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исследованием теории и практики игры занимались представители классических концепций детского развития. Игра служит ведущим типом деятельности дошкольников, а игрушка является предметом, предназначенным для игры. Игрушка позволяет ребенку моделировать и отображать в игре реальные взаимоотношения и поступки взрослых. Игра и игрушка неотделимы друг от друга, игрушка вызывает игру, а при развитии игры требуются новые игрушки. Игрушка, таким образом, как обобщенный эталон материальной действительности, обеспечивает возможности игры.

Русская народная игрушка как часть духовной культуры народа описывается в научной литературе с исторической, социальной, педагогической, этнической и других точек зрения. Народные игрушки выполняют развивающие, игровые, развлекательные, компенсаторные, коммуникативные, информационные, коммуникативные, познавательные, социокультурные функции, способствуют формированию у детей национального самосознания, приобщают к семейно-бытовым традициям, к миру человеческих взаимоотношений, развивают представления об окружающей действительности. Среди основных видов народной игрушки можно назвать дымковские, филимоновские, каргопольские, богородские, гжельские, и т.д.

В настоящее время существуют различные классификации игрушек, которые сгруппированы в соответствии с психофизиологическими аспектами возрастного развития (Е.А. Флерина); воздействием на социально-эмоциональное, познавательное и интеллектуальное развитие (В.С. Мухина); с принципом удовлетворения потребностей ребенка (А.В. Локтионова); и т.д Ассортимент современных игрушек представлен как позитивными игрушками с ориентацией на ценности культуры и духовные образцы, так и антиигрушками, ориентированными на насилие, агрессию.

Неоценим воспитательный и развивающий потенциал игрушек. Благодаря игрушке дети познают окружающий мир, получают математические представления, обучают навыкам социального взаимодействия; способствуют развитию детского самосознания, учат контролировать эмоции и поведение. Игрушка важна для художественно-эстетического, трудового, умственного, сенсорного, нравственного, речевого коммуникативного и творческого развития. В игре дети приобретают первоначальные знания об окружающем мире, вырабатываются правила поведения, формируется характер. Игры способствуют развитию психических качеств, личностных особенностей дошкольников, активизируют познавательную сферу, развивают умственную деятельность.

Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития ребенка, поскольку именно в этот период прогрессивные изменения, затрагивающие все сферы жизнедеятельности ребенка, способствуют совершенствованию многих психических процессов и личностных качеств. В рамках личностного развития игрушки способствуют развитию произвольности, самосознания, идентификации, потребностно-мотивационной сферы. Благодаря игрушкам более успешно проходит адаптация ребенка к группе сверстников, в играх дети усваивают модели социального поведения.

В контексте формирования у дошкольников представлений об игрушках реализуются такие программы, как «От рождения до школы», «Успех»; в программах «Детство» Т.И. Бабаевой; «Из детства — в отрочество»; «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева; и т.д. Знакомство детей с русскими народными игрушками осуществляется в процессе работы с Дымковской, Филимоновской, Каргопольской игрушкой, хохломской росписью, гжелью и т.д., посредством изучения росписей, участия в мастер-классах, в выставках.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения игрушки в психолого-педагогических исследованиях

1.1. Игрушка как атрибут детской игры

Детская игра является одним из самых интересных психологических феноменов. К.Д. Ушинским игра рассматривалась во взаимосвязи с работой воображения, он высоко оценивал значение игры для развития ребенка «в игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни… » (46; с. 162).

А.И. Сикорским игра рассматривалась с точки зрения умственного развития — «игра составляет главнейшую сторону детской жизни…сложность и разнообразие игр и интерес, который обнаруживают к ним дети, увеличиваются по мере умственного развития ребенка…» (11, с. 16).

Психология детской игры разрабатывалась такими учеными, как М.Я. Басовым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, Д.Н. Узнадзе и др. Так, ранее проблема игры сводилась к отношениям, существующим в самой личности – «избыток сил» (Шиллер-Спенсер); «недостаток сил» (теория игры Лазаруса); «биологическая целесообразность игры как средства подготовки к будущей неигровой деятельности» (теория Грооса); эмоциональный фактор получения удовольствия от игровой деятельности (Бюллер) (2; 37; 40). П.П. Блонским приводится описательный анализ видов детской деятельности, объединяемых термином «игра» — это мнимые игры, строительные игры, подражательные игры, игры-драматизации, подвижные игры и интеллектуальные игры (40).

Огромный вклад в разработку теории игры внес Л.С. Выготский, интерес которого к психологии игры подкреплялся в ходе изучения проблемы развития высших психических функций. Игру ученый изучает в рамках использования в ней одних предметов как символов для обозначения других предметов. Согласно Л.С. Выготскому, смысл игры заключается в возможности

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы