Психология служебной деятельности Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Значение и специфика межгрупповых конфликтов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты межгрупповых конфликтов 5
1.1. Межгрупповые конфликты: понятие, особенности, характерные черты 5
1.2. Стратегии разрешения межгрупповых конфликтов 11
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Исследование межгрупповых конфликтов в спортивных коллективах 20
2.1.Основные виды и причины конфликтов в залах единоборств, на соревнования (бокс / кикбоксинг) 20
2.2. Методы разрешения межгрупповых конфликтов 26
Выводы по второй главе 29
Заключение 30
Список литературы 32

 

  

Введение:

 

В настоящее время, в современной научно-методической литературе, единого понятия определению «конфликт в сфере физической культуры и спорта» – не существует. Но, также – конфликты в области спорта не являются редким явлением в нашей современности [14].
Актуальность работы заключается в том, что в наше время, конфликты среди спортивных игровых команд (было разобрано на примере хоккея), очень обострились и увеличились. В спорте, стали очень часто возникать конфликты, из-за которых падает командный дух и настрой, от этого и меняются результаты команды на площадке, ведь как мы знаем, результаты команды напрямую зависят от атмосферы в раздевалке команды, на тренировочном процессе и т.д.
Главной причиной конфликтов в спорте является то, что занятия профессиональным спортом, сегодня, являются массовым и общественным феноменом. Так же, постоянно возрастает уровень профессионализма любой спортивной команды, возрастает коммерция, тем самым, чем больше спорт становится частью экономики, тем более конфликтным он становится. Сегодня спорт – это не просто спортивная деятельность, а составная часть бизнеса, в развитие которого вкладывают огромные денежные средства [4]. Профессиональный спорт не может существовать без конфликтных ситуаций: конфликты могут возникать между спортсменами, спортивными организациями, тренерами, а также болельщиками.
Цель исследования: анализ специфики межгрупповых конфликтов.
Объект – конфликты в социальных группах.
Предмет – межгрупповые конфликты в залах единоборств, на соревнования (бокс / кикбоксинг)
Задачи:
1.Проанализировать межгрупповые конфликты: понятие, особенности, характерные черты
2. Раскрыть сущность стратегии разрешения межгрупповых конфликтов
3.Раскрыть основные виды и причины конфликтов в залах единоборств, на соревнования (бокс / кикбоксинг)
4. Выявить пути и способы предупреждения межгрупповых конфликтов.
Теоретико-методологическая основа исследования составляют работы психологов и теоретиков в области психологии конфликта, классические концепции анализа конфликта.
Метологическую базу исследования составили труды Виханского О.С., Наумова А. И.,Ворониной Э.М., Воронковой Л.П.,Герчиковой И.Н.,Денисенко А.В.,Сенинй B.C. Джанджугазовой, Е.А. Донцова,А.И. Дураковой И.Б., Родина О.А., Талтынова С.М.,Ефимовой О.П., Журавлева, П. В.Зинченко, В. П. и др.
Теоретические методы:
• сравнительно-сопоставительный анализ;
• обобщение; классификацию; систематизацию материала;
• моделирование и др.
Практическая значимость изучения спортивных конфликтов в спортивных командах и способы их разрешения заключается в практическом применении результатов исследования специалистами для своевременного обнаружения и устранения проблем, которые связаны с конфликтами в спортивных командах.
Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Теоретические знания и практический опыт изучения вопроса конфликтности констатируют достаточно логичные причины этого явления, укладывающиеся в цельную картину. Агрессии, как и заложено природой, выступает адаптивным инструментом влияния на внешнюю среду. Причём применяется она в тех случаях, когда человек не умеет по-другому реагировать или добиваться необходимого или желаемого.
Соответственно, все методики диагностики построены на необходимости своевременного выявления таких умений и проблемных адаптивных ситуаций, а методики профилактики в целом направлены на развитие соответствующих навыков, научение анализировать ситуацию и подбирать социально приемлемый инструментарий для её разрешения [20, с. 71].
Под профилактикой понимают комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и устранение условий, вызывающих рост конфликтности людей. Необходимо обеспечить нормальные социально-бытовые условия подросткам, научить давать выход своей энергии и добиваться желаемого социально приемлемыми способами.
Конечно же, профилактика должна быть направлена на устранение причин, вызывающих рост конфликтности. Для этого необходимо установить доверительные отношения и эмоциональный контакт, аккуратно собирать информацию и лишь после этого применять те или иные методики.
Работа с подростками должна строиться на научении осознавать и контролировать свои эмоции, уметь их сдерживать и демонстрировать, говорить о своих проблемах и желаниях; развитии волевых качеств и целеполагания, навыков критического мышления и анализа.
Одними из эффективных способов профилактики конфликтности являются интеллектуальные, спортивные, творческие и другие увлечения. Кроме выхода энергии они дают возможность созидательно тратить своё время и силы, способствуют расширению круга общения, социализации людей, принятию ими себя.
В то же время к профилактике можно отнести и своевременное обнаружение патологий биологического характера, требующих уже квалифицированного психологического и медикаментозного вмешательства.
Методами профилактики разрешения конфликтных ситуаций людей могут
быть тренинги, игровые упражнения, интерактивные игры, дискуссии, арт-
терапия и т.д. [27, с. 26].
Комплексное воздействие должно быть направлено на снижение тревожности людей, повышение их самооценки и самопринятие, осознание эмоциональных состояний и переживаний, обучение адекватным способам отреагирования эмоций, обучение стратегиям преодоления конфликтных ситуаций, создание оптимальных условий развития оптимизацию социальной ситуации [1, с. 78].

 

Фрагмент текста работы:

 

Психолого-педагогические аспекты межгрупповых конфликтов

1.1. Межгрупповые конфликты: понятие, особенности, характерные черты

Межгрупповые конфликты – это выделяемая в специальной литературе самостоятельная разновидность социальных конфликтов, особенностью которых выступает то, что они представляют собой столкновение интересов малых или больших социальных групп (трудовых коллективов, социальных общностей), например, по поводу борьбы за сферы влияния, обладание ограниченными ресурсами, и т.д. При этом необходимо отметить, что под описание межгрупповых конфликтов в равной степени подпадают конфликты как между формальными, так и неформальными социальными группами [4,с.43].
Помимо этого, следует учитывать, что межгрупповые конфликты на начальной стадии могут зарождаться и между отдельными личностями, при условии, что они транслируют не индивидуальные, а коллективные интересы.
Говоря об особенностях межгрупповых конфликтов отметим, что характер межгрупповой конфронтации обуславливается содержание его основных элементов, включая индивидуальное содержание предмета конфликта, т.е. внутригрупповые взгляды, мотивы и ценности. Так, например, межгрупповой конфликт может порождаться неадекватной самооценкой группы, ставя себя выше других схожих социальных общностей;
Кроме того, определенные особенности сопряжены и с тем, о каком типе межгрупповых конфликтов идет речь – чаще всего таковыми выступают противоборство администрации организации и подчиненных, профсоюзов, конфликты конкурирующих организаций, неформальных социальных групп, и т.д.
По форме межгрупповые конфликты могут выражаться в виде: Соперничество социальных групп, деятельность которых направлена на достижение одной и той же цели, обладание теми или иными благами, и т.д. При этом в процессе соответствующего стремление обостряются противоречия между такими социальными группами; Прямое столкновение социальных групп – совершение группой или отдельными индивидами, действующими от имени соответствующей группы действий, прямо направленных на нанесение урона противостоящей социальной группе; Конфликт в форме господства одной группы индивидов над другой, которое выражается в обладании определенным преимуществом в чем-либо; Уклонение (избегание) – стремление одной или обеих социальных групп отстраниться от другой, с целью предотвращение эскалации конфликта и нарастания напряженности в их взаимодействии между собой;
Аккомодация – попытка одной социальной группы приспособиться к натиску противостоящей социальной группы, например, путем ассимиляции, то есть выяснения и усвоения сущностных характеристик и правил поведения в противостоящей социальной группе.
В процессе проведения характеристики причин межгрупповых конфликтов следует отметить, что к конфронтации между различными социальными группами могут приводить самые разнообразные факторы, вытекающие, например, из межгруппового взаимодействия [14,с.76].
Так, например, межгрупповые конфликты в организации могут обуславливаться последовательной зависимостью производства, в связи с которой работа одного отдела не может быть начата ранее завершения другим подразделением их части производственного процесса. В результате, в случае несвоевременного или ненадлежащего исполнения первым отделом своих трудовых обязанностей под угрозой оказывается результат работы нескольких групп.
Помимо прочего, как и в других разновидностях социальных конфликтов, межгрупповые конфликты могут порождаться в связи с ограниченностью полезных ресурсов, из-за которой наблюдается ситуация ущемления возможностей одной группы в связи с реализацией другой группой собственных интересов и удовлетворением соответствующих потребностей. Нередки во взаимоотношениях социальных групп и конфликты, обуславливаемые различиями в социальных статусах малых групп – так, отдельные коллективы могут негативно воспринимать членов групп с низшим статусом.
Причем на практике, обозначенное различие в статусе может быть не объективным, а лишь субъективно оцениваемым со стороны представителей отдельной группы. Важной особенностью межгрупповых конфликтов, складывающихся в организациях, выступает то, что они таят в себе значительный деструктивный потенциал, в связи с чем, остро стоит проблема оперативного и адекватного реагирования на соответствующие конфликты, поскольку они, практически всегда приводят к снижению производительности труда, а также явным или неявным имущественным потерям.

 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы межгрупповых конфликтов 4
1.1 Исторические исследования в области межгрупповых конфликтов 4
1.2 Межгрупповой конфликт как предмет исследования 11
Глава 2. Исследования значения межгрупповых конфликтов 15
2.1 Особенности межгрупповых конфликтов 15
2.2 Анализ современных социально-психологических исследований межгрупповых конфликтов 24
Заключение 30
Список используемой литературы 33

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Конфликт на современном этапе развития общества является неотъемлемой частью человеческих отношений, поэтому проблеме конфликтов уделяли достаточно большое внимание как зарубежные, так и отечественные психологи.
Общество состоит из многих формальных и неформальных групп, между какими могут возникать конфликты. Межгрупповые конфликты обусловлены несовместимостью целей в борьбе за ограниченные ресурсы (власть, материальные ресурсы и т. д), то есть наличием реальной конкуренции, а также возникновения социальной конкуренции.
Актуальность курсовой работы заключается в освещении психологических факторов межгрупповых конфликтов, значение межгрупповых конфликтов в развитии общественных отношений.
Целесообразным становится определение психологических аспектов группового конфликта и его видов. Однако это рассмотрение невозможно, поскольку внутригрупповые феномены являются составляющей межгруппового взаимодействия.
Рассматривая специфику межгруппового конфликта, следует отметить, что основной момент этой специфики заключается в самом понятии группы. Кроме очевидных критериальных признаков малой группы — непосредственного общения и взаимодействия для достижения общей цели, важно, что достижение групповой цели является условием для достижения индивидуальной цели членов группы, которые могут быть разными. Это есть основой для переживания членами группы идентификации с ней. Она проявляется, в частности, в таком реагировании на действие, совершенную в отношении других членов группы, как на действие в отношении самого субъекта.
Наконец, межгрупповой конфликт не может быть понятен без представления о структуре группы, то есть о распределении функций, или ролей в обще-групповой деятельности. Как показывают исследования отечественных психологов, среди причин возникновения конфликтов приоритет принадлежит не индивидуально-психическим, а социально-психическим факторам.
Предмет нашего изучения: Значение и специфика межгрупповых конфликтов.
Объект исследования: межгрупповой конфликт.
Целью исследования является: изучение специфики и значения межгрупповых конфликтов.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Проанализировать исторические исследования в области межгрупповых конфликтов;
2. Рассмотреть межгрупповой конфликт как предмет исследования;
3. Изучить особенности межгрупповых конфликтов;
4 Провести анализ современных социально-психологических исследований межгрупповых конфликтов.
Для решения поставленных задач нами использовался комплекс методов:
· теоретический анализ литературы;
· сопоставление, сравнение, классификация основных понятий по проблеме;
Теоретическая значимость работы заключается в возможности ее использования преподавателями и студентами входе преподавания и изучения курса.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, мы пришли в выводам о том, что:
1. История изучения конфликтов достаточно продолжительна. Миф предлагает образно-символическую картину развития конфликта. Греческая философская мысль в лице Гераклита, Платона, Аристотеля обращалась к этой теме. Новоевропейская мысль также исследовала природу конфликтов. По мнению Гоббса, неравенство, искажающее изначальную природу людей, — исходная причина конфликтов, она порождает взаимное недоверие, жажду славы, соперничество. В трудах Ж.-Ж. Руссо, в отличие от Гоббса, конфликты и войны связываются с развитием цивилизации. Онтологическое обоснование неизбежности и необходимости социальных противоречий и конфликтов дается в философии Г.В.Ф. Гегеля. Конфликт и борьба являются основными понятиями историзма Маркса.
2.Межгрупповой конфликт – это «тип конфликтов, в котором в качестве субъектов взаимодействия выступают не отдельные индивиды, а группы. Можно говорить о конфликтах между малыми, большими (в частности, религиозными, классовыми, этническими и др.), формальными, неформальными и тому подобными группами. В строгом смысле к межгрупповым конфликтам относятся и те конфликты между отдельными людьми (например, лидерами, руководителями), в которых они выступают как представители и выразители позиций своих групп».
Там, где имеет место межгрупповое взаимодействие, могут возникать и реально возникают межгрупповые конфликты. Но межгрупповое взаимодействие присутствует во всех сферах общественной жизни – экономической, социальной, политической, духовной, во всех социальных институтах и в большинстве организаций, – следовательно, и межгрупповые конфликты могут возникать повсюду.
Диапазон таких конфликтов почти безграничен: от стычек между спортсменами (болельщиками) соперничающих команд до кровавых межнациональных баталий. Можно с полным правом утверждать, что все масштабные изменения на протяжении своей истории человечество испытывало в результате развертывания именно межгрупповых конфликтов: это политические перевороты, войны, революции, религиозные расколы, это экономические блокады и кризисы, идеологическое противоборство, психологические войны и т. д. Разумеется, межгрупповые конфликты могут быть и не столь масштабными: это и ссоры между группами сослуживцев, родственников, соседей, и соперничество за власть между различными группировками внутри руководства (предприятия, региона, страны), и вражда соперничающих групп в театральном коллективе, приводящая к его расколу на два театра, и борьба структурных подразделений за ограниченные ресурсы, и т. д. и т. п.
3. Межгрупповой конфликт выражается в столкновении интересов различных групп: малых, средних, больших.
Структура межгруппового конфликта в производственных группах включает три уровня (межличностный, микро-групповой и групповой) и на каждом из них — два типа (деятельностно-ориентированный и субъектно-ориентированный) конфликта. Ключевую роль в образовании структурных компонентов конфликта играют его уровни.
Структура конфликта не является однородным образованием и зависит от численности группы. В малочисленных группах она представлена тремя относительно автономными уровнями, каждый из которых включает два типа конфликта. В многочисленных группах в структуре конфликта отдельно выделяется микро-групповой конфликт по двум типам и отдельно — межличностный и групповой конфликты, которые образуют одно целое. В обоих случаях в структуре межгруппового конфликта присутствуют все его выделенные уровни и типы. В каждой структурной модели на межличностном уровне более значимым является субъектно-ориентированный конфликт, а на микро-групповом и групповом уровнях — деятельностно-ориентированный.

4. В исследовании 2015 года, опубликованном в Европейском журнале социальной психологии, исследователи Гуннар Леммер и Ульрих Вагнер (Philipps-University Marburg, Германия) исследовали эффективность межгруппового конфликта в снижении этнических предрассудков.
Теория межгрупповых конфликтов основана на идее о том, что взаимодействие между членами различных групп помогает улучшить межгрупповые отношения и уменьшить межгрупповую напряженность и предрассудки.
Перспектива дальнейшего исследования заключается в изучении связи каждого компонента конфликта с размером группы. Кроме того, необходимо рассмотреть иные (помимо численности группы) факторы, такие как содержание и форма организации совместной деятельности, композиция группы, которые могут обусловливать структуру межгруппового конфликта. Надо расширить анализ структуры межгруппового конфликта за счёт включения в него ещё двух уровней конфликта — между подгруппами и между подгруппами и группой. Это позволит одновременно изучать не три, а пять уровней конфликта по двум типам.
Важным направлением является исследование влияния разных структур конфликта и отдельных его компонентов (уровней и типов) на социально-психологические явления, процессы и результаты жизнедеятельности групп.
Особый интерес представляет изучение промежуточных переменных в связи между компонентами конфликта и формально-количественными характеристиками группы (численностью, композицией, коммуникативной сетью), между компонентами конфликта и социально-психологическими характеристиками группы.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы межгрупповых конфликтов
1.1 Исторические исследования в области межгрупповых конфликтов

Вся человеческая история есть история межгрупповых конфликтов: политических, национальных, религиозных и пр. Даже представить себе бесконфликтную историю невозможно. Отсюда наш здравый смысл делает вывод, что конфликты неизбежны. Они есть способ развития человечества. Но вот любопытный вопрос: когда конфликтов было больше — в варварскую и жестокую старину или в современном цивилизованном мире? По логике вещей ответ может быть только один: разумеется, в сегодняшнем мире конфликтов должно быть больше. Во-первых, потому, что практически любое нынешнее общество гораздо более разнородно, дифференцирование, чем прошлое. Социальная структура на основе разделения труда усложняется, различных социальных групп образуется много больше и, значит, вероятность конфликтов между ними чисто математически должна возрастать. Во-вторых, и, наверное, это — главное, неуклонно растет население Земли, а количество биоресурсов, потребных для нашего существования, ограничено — биосфера не резиновая. Поэтому конкуренция за дефицитные ресурсы неизбежно увеличивается, множа количество конфликтов [18,c.90].
С другой стороны, раз человечество в целом прогрессирует, то вместе с нарастанием количества конфликтов должны отлаживаться, технологизироваться и способы их регуляции. Им, по идее, следует становиться более цивилизованными, рациональными. О степени совершенства методов разрешения конфликтов можно судить по их последствиям. Но странная вещь — если взять наиболее острые межгрупповые конфликты (военные), то по количеству жертв последнее столетие просто не имеет себе равных в истории. Люди с невиданным доселе энтузиазмом истребляют друг друга и никак не могут остановиться. И что более всего озадачивает — в этом не видно никакого рационального смысла. Человек ведь существо вроде бы разумное.
История изучения конфликтов достаточно продолжительна. Миф предлагает образно-символическую картину развития конфликта. Греческая философская мысль в лице Гераклита, Платона, Аристотеля обращалась к этой теме. Новоевропейская мысль также исследовала природу конфликтов. По мнению Гоббса, неравенство, искажающее изначальную природу людей, — исходная причина конфликтов, она порождает взаимное недоверие, жажду славы, соперничество. В трудах Ж.-Ж. Руссо, в отличие от Гоббса, конфликты и войны связываются с развитием цивилизации. Онтологическое обоснование неизбежности и необходимости социальных противоречий и конфликтов дается в философии Г.В.Ф. Гегеля. Конфликт и борьба являются основными понятиями историзма Маркса. Формирование противоречий между производительными силами и производственными отношениями ведет к социальным революциям и смене общественно — экономических формаций. В социальном плане это противоречие выражается в деятельности больших масс людей, а именно, в борьбе классов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы