Курсовая теория на тему Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩИМ ПОЛОЖЕНИЕМ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ 6
1.1 Подходы к определению злоупотребления доминирующим положением. Соотношение злоупотребления доминирующим положением и злоупотребления правом 6
1.2 Признаки злоупотребления доминирующим положением 16
2 ФОРМЫ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩИМ ПОЛОЖЕНИЕМ 23
2.1 Ценовые формы злоупотребления доминирующим положением 23
2.2 Договорные формы злоупотребления доминирующим положением 27
2.3 Формы злоупотребления доминирующим положением в производственной сфере 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Введение:
Институт злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке предполагает, прежде всего, соблюдение тех запретов, которые установлены антимонопольным законодательством с целью предотвратить возникновение нарушения хозяйствующими субъектами своей обязанности его соблюдать, даже занимая доминирующее положение на руке.
Актуальность научного исследования запретов на доминирующее положение на товарном рынке и последствий их нарушения определяется существенными пробелами в нормативном регулировании рассматриваемого круга отношений гражданского и конкурентного права, что приводит к появлению дискуссионных вопросов о правовой сущности злоупотребления доминирующим положением на рынке, к отсутствию единства в понимании применения на практике тех запретов на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, которые установлены антимонопольным законодательством.
Целью работы является исследование сложившегося в отечественной научно-исследовательской литературе и в правоприменительной практике понимания сущности злоупотребления доминирующим положением и его форм.
Объектом изучения стали гражданско-правовые по своей сущности отношения, связанные со злоупотреблением хозяйствующими субъектами доминирующим положением на рынке в том понимании, которое сложилось после разработки так называемого третьего пакета антимонопольного законодательства.
Предметом изучения стал институт злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на рынке, а также нормы, регулирующие указанные отношения.
Для достижения поставленной цели, опираясь на круг доступных источников и литературы, в работе были поставлены следующие задачи:
— выявить основные подходы к определению правовой сущности злоупотребления доминирующим положением;
— определить соотношение злоупотребления доминирующим положением и злоупотребления правом;
— проанализировать признаки злоупотребления доминирующим положением;
— изучить отдельные формы злоупотребления доминирующим положением: ценовые формы злоупотребления доминирующим положением, договорные формы злоупотребления доминирующим положением, формы злоупотребления доминирующим положением в производственной сфере;
— сформулировать выводы по исследуемой проблематике.
Источниками для написания работы стали Конституция РФ, федеральные законы, подзаконные и ведомственные нормативные акты, составляющие систему антимонопольного законодательства. Кроме того, в качестве источников правоприменительного характера были использованы материалы судебной практики, позволяющие выявить подходы высших органов судебной власти к проблемным вопросам законодательства, регулирующего отношения, связанные с применением запретов в отношении злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением.
Вопросы, рассматриваемые в настоящей работе в последние десятилетия в отечественной научно-исследовательской литературе, всегда были в центре внимания специалистов, занимающихся гражданско-правовой проблематикой и проблемами применения антимонопольного законодательства. В работах таких авторов, как М.А. Егорова, С.Д. Радченко, И.В. Башлаков-Николаев и ряда других, проблематика, связанная с анализом злоупотребления доминирующим положением, рассматривается как в рамках комплексных исследований, так и в рамках изучения отдельных проблемных вопросов. Отдельно следует отметить учебные пособия и учебники, поскольку в них находит отражение авторское понимание проблемных и дискуссионных вопросов. Оценивая те научно-исследовательские материалы, которые были изучены при подготовке настоящей работы, следует отметить, что по многим вопросам, которые рассматриваются в настоящей работе, отсутствует единство мнений, многие темы являются дискуссионные, что объясняется отсутствием дефинитивных норм в отношении даже самого института злоупотребления доминирующим положением, а также тем, что нормы гражданского и антимонопольного законодательства по-разному трактуются отечественными авторами, что также свидетельствует об актуальности дальнейшего изучения темы.
Методологической базой работы стал материалистический подход к изучению объектов объективной реальности, в качестве методов научного познания были использованы как общенаучные методы (методы анализа, синтеза информации, сравнительно-критический метод), так и специальные методы, например, общеюридический метод, метод сравнительно-правового анализа.
Структура работы включает введение, в котором определяются актуальность исследования темы, цель, объект и предмет изучения, дается анализ источников и литературы и ставятся задачи, требующие разрешения и обозначающие рамки работы; двух глав основной части, первая из которых состоит из двух параграфов, а вторая – из трех параграфов, заключения и списка используемой литературы.
Заключение:
Исходя из сущностных особенностей злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке как института конкурентного права, под злоупотреблением хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке можно понимать нарушение хозяйствующим субъектом прямо установленных антимонопольным законодательством запретов на совершение определенных действий (бездействия), являющихся разновидностью злоупотребления правом, за нарушение которых законодательством установлена административная ответственность.
Большинством отечественных авторов сущность злоупотребления доминирующим положением рассматривается в качестве вида злоупотребления правом, как оно устанавливается нормами п. 1 ст. 10 ГК РФ, хотя вопрос остается дискуссионным, несмотря на то, что законодателем и злоупотребление правом, и злоупотребление доминирующим положением рассматриваются в рамках одного вида пределов осуществления гражданских прав, если исходить из требований юридической техники: оба термина объединены в один пункт статьи закона. Хотя, следует отметить, что этот вопрос, несмотря на внесение изменений и дополнений в гражданское законодательство, остается дискуссионным.
Признаками злоупотребления доминирующим положением следует считать доминирующее положение хозяйствующего субъекта; совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия); наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей; наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.
К ценовым формам злоупотребления доминирующим положением следует относить установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги, создание дискриминационных условий, изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены на него, нарушение порядка ценообразования, установленного нормативными правовыми актами, а также манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).
К договорным формам злоупотребления доминирующим положением, установленных антимонопольным законодательством, следует относить навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные), а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования); экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара; создание дискриминационных условий, а также манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).
К формам злоупотребления доминирующим положением в производственной сфере следует относить экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства.
Фрагмент текста работы:
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩИМ ПОЛОЖЕНИЕМ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ
1.1 Подходы к определению злоупотребления доминирующим положением. Соотношение злоупотребления доминирующим положением и злоупотребления правом
Правовой основой понимания сущности института злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке следует считать нормативное положение, содержащееся в статье 19 Конституции РФ , устанавливающее, что при аналогичных условиях субъекты права должны находиться в одинаковом положении. Если же условия неравны, законодательством для них должен быть установлен различный юридический статус.
Отношения, связанные с борьбой со злоупотреблением доминирующего положения на товарных рынках регулируются нормами федерального законодательства в соответствии с требованиями пункта «о» ст. 71 Конституции РФ, относящей гражданское законодательство к ведению Российской Федерации.
Поскольку институт злоупотребления доминирующим положением на товарных рынках является институтом конкурентного права, но опирается на законодательство, регулирующее широкий круг правоотношений, в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольное законодательство РФ основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) и включает в себя Закон о защите конкуренции, иные федеральные законы, регулирующие отношения, указанные в ст. 3 Закона о защите конкуренции. Данные отношения, в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о защите конкуренции, могут регулироваться постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством. Часть 3 ст. 2 Закона о защите конкуренции закрепляет приоритет норм международных договоров над нормами Закона о защите конкуренции, при этом следует учитывать тот факт, что в настоящее время в результате проводимой конституционной реформы, отношение законодателя к приоритету норм международного права над национальным законодательством и соответствующий конституционный принцип, закрепленный в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ могут измениться.
В соответствии с нормой ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», действующего в настоящее время в редакции от 27.12.2019 г., под доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Дефиниция доминирующего положения конкретизируется в п. 12.2 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 , действующего в настоящее время в редакции от 20.07.2016 г. В указанном Порядке под доминирующим положением на товарном рынке признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, такой хозяйствующий субъект не обладает возможностью оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Рассматривая сущность доминирующего положения на товарном рынке, следует отметить, что основой его понимания является норма п. 1 ст.1 ГК РФ, определяющей принцип равенства субъектов гражданских правоотношений, однако само доминирующее положение хозяйствующего субъекта нельзя рассматривать в качестве нарушения закона, оно вполне допустимо, наказуемым является злоупотребление им в понимании антимонопольным законодательством.
Отношение отечественных специалистов, занимающихся проблематикой, связанной с применением антимонопольного законодательства весьма скептическое, поскольку, как отмечает, например, И.В. Башлаков-Николаев , Приказ ФАС № 220 нельзя рассматривать в качестве элемента антимонопольного законодательства. С указанной точкой зрения нельзя согласиться хотя бы потому, что ФАС России является органом государственной власти, наделенным соответствующими полномочиями для реализации государственной политики в сфере контроля за соблюдением антимонопольного законодательства участниками гражданских правоотношений в сфере предпринимательской деятельности, в том числе и полномочием издавать акты в пределах своей компетенции, обязательными для исполнения всеми участниками указанных отношений.
Злоупотребление же доминирующим положением закон понимает как одно из установленных нормами ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции действий доминирующего на рынке хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.