Курсовая теория на тему Журналы русского модернизма: характерные особенности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения
русского модернизма. 5
1.1. Зарождение русского модернизма. 5
1.2. Основные журналы периода русского
модернизма. 9
Глава 2. Характерные особенности журналов
русского модернизма на примере «Путь» и «Мир и искусство». 13
2.1. Деятельность журнала «Путь» и его
характерные особенности. 13
2.2. История возникновения и
функционирование журнала «Мир и искусство». 19
Заключение. 24
Список использованной литературы.. 26
Введение:
Актуальность
работы. Стиль
модерн как текст модернистской культуры привлекает все больше внимания
современных исследователей, и в нашей стране, и рубежом.
Проблема его экспансии в
область литературного творчества ставится на основе анализа поэзии раннего
русского модернизма и всего творчества символистов и акмеистов.
В настоящий период времени уже сложно отрицать влияние модерна на
культуру русского модернизма конца 19 – начала 20 столетия, хотя традиционно он
считается стилем архитектуры и изобразительного искусства.
Также, он осознавался на
рубеже веков именно текстом культуры, довольно ощутимой универсалией.
Исследователи полагают,
что это был большой исторический стиль эпохи, ставший довольно существенным
явлением для архитектуры, изобразительного искусства, театра, определивший
развитие журналов нового типа как произведений искусства.
Не случайно журналы «Мир
искусства», «Путь», «Весы», «Золотое руно», «Аполлон» и пр. объединили прозаиков,
поэтов, театральных и литературных критиков, музыкантов, архитекторов,
философов одной идеей — идеей создания новой классики.
Она являлась
основополагающей в стиле модерн и связывалась с эстетическим утопизмом проекта
модерна. На ней основывается проблема возрождения мировых культур, стилей,
поэтик и разнообразных художественных форм, воспринимающихся как «память
культуры».
Объект
исследования – журналы русского модернизма.
Предмет
исследования – влияние журналов русского модернизма на русскую культуру.
Цель
исследования – изучить характерные особенности журналов русского
модернизма.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда
взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть историю зарождения русского
модернизма;
2. изучить основные
журналы периода русского модернизма;
3. проанализировать деятельность
журнала «Путь» и его характерные особенности;
4. проанализировать историю
возникновения и функционирование журнала «Мир и искусство».
Методы
исследования.
Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой
для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных
исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и
список используемой
литературы.
При написании работы были
использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых
рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, модернистские издания являются самыми
изученными в современной науке. Пристальное внимание к русскому модерну вызывает
возникновение большого числа научных исследований, которые не могли обойти
публикации журналов, которые издавались разными группами и течениями.
Воссоздана история создания таких журналов, использовано большое количество
воспоминаний поэтов и писателей, стоящих у их истоков, введена в научный
оборот их переписка. И этот материал непрерывно пополняется исследователями.
Традиционно развитие русской литературы имело тесную связь с
журналистикой, в особенности с толстыми журналами. Михайловский Н.К.
утверждал, что история новейшей русской литературы может быть сведена на
историю журналистики. На журнальных страницах возникали новые произведения
писателей, обзоры ведущих критиков помогали понять не только особенности
развития литературы, однако, и своеобразие культурного и общественного развития
страны.
Феноменальная уникальность
Русского Зарубежья 1920-1930-х гг. заключалась в трансляционном сохранении
характерных социокультурных параметров российской интеллигенции. С одной
стороны, ее отличали нигилизм, идеализация народа, демагогический радикализм,
позитивизм и материализм, а, с другой – доктринерство, замкнутость,
индивидуализм, жизнь в своих литературно-художественных и
религиозно-философских схемах, духовный аристократизм.
Наиболее ярко это нашло
отражение в деятельности печатного органа русской религиозной мысли «Путь».
Оригинальность журналу
придавали регулярно публикуемые так называемые «открытые письма», с помощью
которых главный редактор актуализировал те или иные религиозные сюжеты, имевшие
полемический характер, становясь тем самым выразителем важнейших идей религиозно-философского
и богословского значения, возникавших в зарубежных православных кругах.
Особенно заметным событием в деятельности журнала стала полемическая переписка
с евразийцами, почти все материалы которой были опубликованы.
Одним из
самых передовых и прогрессивных литературно-художественных журналов «русской»
Франции был иллюстрированный журнал «Мир и искусство». Парижский
литературно-театрально-художественный журнал «Мир и искусство» явился
продолжателем традиций петербургского художественного журнала «Мир искусства»,
издаваемого с 1898 г. по 1904 г. по инициативе А. Н. Бенуа и С. П. Дягилева
княгиней М. К. Тенишевой, промышленником и меценатом С. И. Мамонтовым.
Каждый журнал имел
идейного лидера, вкусы которого в конечном итоге определяли общественное лицо
журнала и состав писателей и поэтов, допускавшихся на его страницы. В
результате при журналах складывался более либо менее постоянный круг авторов,
переход из одного издания в другое, даже при их одинаковой ориентации, не
поощрялся, поскольку это размывало границы существующих лагерей.
Каждое литературное
течение и группировки, которые имели связь с модернизмом, от символизма до
футуризма отказывались считать реальность предметом искусства, провозглашая его
задачей поиск новых форм и нового стиля. По мнению С. С. Хоружего, определяющими
чертами модернизма является «безграничная вера в стиль, культ стиля, мистика и
мифология стиля».
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения русского
модернизма
1.1. Зарождение русского модернизма Литературные объединения,
которые можно назвать аналогом направлений и течений в западноевропейской
культуре, в русской литературе сложились довольно поздно, на рубеже 19 и 20
столетий. Ранее, начиная с 60-х годов 19 века, русская литературно-общественная
жизнь делилась по общественно-политическому признаку на 2 враждующих лагеря:
либеральный (прогрессивный) и консервативный (реакционный). Основная форма
объединения внутри данных лагерей – это «толстые журналы», в которых осуществлялись
общественные дискуссии и собеседования. Троцкий Л. в статье «Судьба толстого
журнала» назвал журналы «лабораториями, в которых вырабатывались идейные
течения; отсюда они получали свое общественное движение»[1].
Основная черта изданий
той эпохи крылась во внутреннем единении их содержания, о котором писал Л.
Троцкий: «Когда мы говорим о “толстом журнале” как об общественно-литературном
типе, – то имеется в виду не просто периодически выходящие книги, в которых
критики критикуют, поэты слагают рифмованные строки, профессора рассказывают о
новых течениях в естествознании, – нет, мы имеется в виду журнал как своеобразный
духовный фокус известной общественной группировки, как своеобразный киот
завета, словом, наш русский толстый журнал»[2].
У каждого толстого журнала
был идейный лидер, вкусы которого определяли общественное лицо журнала и состав
писателей и поэтов, допускавшихся на его страницы в итоге. Так при журналах
складывался более или менее постоянный круг авторов, переход из одного издания
в другое, даже при их одинаковой ориентации, не поощрялся, так как это
размывало границы существующих лагерей.
Возникновение направлений
в европейском понимании данного слова в русской литературе возникло на рубеже
XIX и XX столетий, и имело связь с зарождением модернизма, если понимать данный
термин широко, как совокупность художественных течений и группировок, которые выступили
на рубеже XIX и XX столетий с идеей создания нового искусства, с новым
представлением о сущности и задачах литературы.
Основным достижением
русской литературы второй половины XIX века, которое принесло ей мировую славу,
стал реализм, искусство миметическое по своей природе. Мимесис – подражание
природе, реальности, со времен Аристотеля был объявлен главной задачей
литературы; эволюция приемов отражения реальности в западноевропейской
литературе подробно прослежена в книге Э. Ауэрбаха «Мимесис. Изображение
действительности в западноевропейской литературе»[3].
Русская литература не
была включена в исследование Ауэрбаха, однако, ее развитие вплоть до XX века
протекало по таким же законам; русский классический реализм был высшей точкой
развития и завершением миметического периода развития. При этом реализм не был
литературными направлением, который объединен какими-либо творческими
декларациями либо эстетическими установками, хотя все крупные русские писатели –
Достоевский, Чехов, Толстой, Короленко являлись художниками-реалистами. Реализм
стал совокупностью творческих методов, писателей объединяла задача отображения
реальности при огромном разнообразии ее творческих решений. С точки зрения
мимесиса реалистами называют и бытописательство в духе «натуральной школы», и
«реализм в высшем смысле» Достоевского, и реализм Чехова, и обличительный
реализм Толстого, и реализм русских натуралистов, последователей Э. Золя.
Модернизм, который
пришел на смену реализму, выдвигал во главу угла построение иных отношений
литературы и реальности, создание [1] Троцкий Л. Судьба толстого журнала
// Литература и революция. М.: Политиздат, 1991. 400 с. – С. 300. [2] Там же. – С. 301. [3] Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение
действительности в западноевропейской литературе / пер. Ал. В. Михайлова,
предисл. Г. М. Фридлендера. М.: Прогресс, 1976. — 556 с.