Курсовая теория на тему Журналистика первого послевоенного десятилетия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Послевоенная перестройка журналистики. 5
1.1
Государственное регулирование печатных СМИ.. 5
1.2
Проблематика печатных СМИ.. 9
Глава 2.
Тематика послевоенной журналистики. 13
2.1
Международная тематика послевоенной журналистики. 13
2.2
Внутренняя тематика послевоенной журналистики. 16
Заключение. 21
Список источников и литературы 23
Введение:
Общеизвестные положения о
том, что в Советском Союзе средства массовой информации использовались для
манипулирования массами, навязывания им определенной точки зрения, требуют
конкретизации на основе изучения документов конкретных партийных организаций и
их печатных органов. В историографии эти положения развиваются главным образом
на общероссийском материале Печать всегда имела большое значение для власти.
Партийные органы
использовали ее для «мобилизации массы на решение важнейших задач
коммунистического строительства». Особенно заметным это стало в послевоенные
годы, когда страна восстанавливалась в экономическом и культурном плане. В это
время можно заметить широкую пропаганду патриотизма, воспитание любви к
социалистической отчизне и труду. Именно поэтому передовики производства
возводились в абсолют посредством печати.
Следует отметить, что в
послевоенный период, когда вся страна перестраивалась под новые условия и новые
реалии, в период, когда война осталась позади, и требовалось восстановить
страну, работа СМИ также претерпела изменения. Статьи, посвященные теме войны,
сменяются статьями, содержащими информацию о мирной жизни.
Функции газеты, как и до
этого, были прописаны «наверху», не могли противоречить общей политике партии и
правительства, не допускали проявления «либеральности» в управлении редакцией.
Как и в других организациях ВКП(б), у СМИ был свой партийный актив, и
собирались партийные собрания, на которых принимались различные решения.
Под непосредственным
контролем партийных органов журналисты первого военного десятилетия выступали в
роли своего рода политизированной интеллигенции и печатали свои статьи только
согласно партийным заданиям.
Особенно важно проследить
то, как власть оказывала непосредственное влияние на средства массовых
информаций. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что это
взаимодействие мало изучено на местном уровне. Доказано, что газета, являющаяся
основным средством пропаганды, мобилизовала массы на трудовые свершения в
период первой послевоенной пятилетки. Кроме того, газета была посредником
диалога с власть имущими посредством писем, которые поступали регулярно на
адрес редакции.
Обосновано, что
существовал контроль за деятельностью СМИ, и любое отступление от неких правил
каралось и осуждалось. Порой тот или иной материал становился предметом
обсуждения на заседаниях обкома ВКП(б). Помимо всего прочего, большое внимание
уделялось идейно-политическому воспитанию работников журналистской сферы.
Цель работы: рассмотреть
развитие журналистики в первое послевоенное десятилетие.
Задачи работы:
– рассмотреть
государственное регулирование печатных СМИ;
– рассмотреть
проблематику печатных СМИ;
– рассмотреть
международную тематику послевоенной журналистики;
– рассмотреть внутреннюю
тематику послевоенной журналистики.
Заключение:
Комплекс документов
свидетельствовал о важности создания эффективного механизма государственного
регулирования сферы внешнеполитической пропаганды в печатных СМИ для советского
руководства и о завершении этапа формирования единого пропагандистского
комплекса к началу 1960-х гг. Все эти преобразования в сфере управления
печатными СМИ привели к изменениям и в области внешнеполитической пропаганды.
Газета в этом случае
должна была «строго и высококачественно выполнить разработанный редакционный
план освещения вопросов подготовки к весеннему севу». Было также отмечено, что
год назад подобный материал носил больше информационный характер. Материал «не
трогал и не вдохновлял». То есть не выполнял свою основную функцию –
мобилизацию масс.
Итогом усилий журналистов
являлась убежденность читателя в достоверности и объективности информации,
представление о масштабах объединения всех демократических и социалистических
сил против попыток создания Атлантического пакта, особая роль Советского Союза
в борьбе за предотвращение возможных вооруженных конфликтов.
Среди новых тенденций
советской политики в условиях послевоенной неопределенности, нашедших отражение
в печати, можно, пожалуй, выделить две – критику капиталистического, в первую
очередь, американского строя, противопоставление ему социалистических «достижений»
и активное противодействие созданию политических межгосударственных блоков.
Именно на фоне таких идеологических установок, получивших широкое
распространение в прессе, происходила выработка сталинским руководством
долговременной внешнеполитической концепции.
Таким образом, показаны
имевшиеся трудности в печати, на радио, и меры, которые принимались местными
партийно-советскими органами по улучшению материально-технической и кадровой
базы предприятий радио и печатных органов, по ликвидации проблем «обратной
связи с населением», участия населения в подготовке передач и публикаций.
Проводилась политика
советского государства по поддержке печатных органов, расширению сети радиовещания
– в частности, выделению бюджетных средств на строительство новых релейных
линий, ремонту действующих линий, улучшению сети сервисных организаций и др.
Это способствовало выполнению важной задачи – полному покрытию сетью средств
массовой информации территории страны, а значит – широкой пропаганде и
агитации, быстрому информированию населения о переменах общегосударственного и
республиканского уровня, созданию иллюзии демократичности этих источников
информации.
Реформирование СМИ
показывает введение новых программ в сетку вещания, изменения в политической
цензуре. Активную помощь в подготовке передач и публикаций оказывало население:
ученые, общественные и партийные деятели, писатели, поэты. Это способствовало
наполняемости и распространяемости масс-медиа. Традиционной оставалась оглядка
на политику партии, государства, цензура, поэтому участие жителей в работе
средств массовой информации носило несколько иллюзорный характер, хотя и
содействовало успешному расширению содержания всех связей человека с городом
или предприятием, на котором он работал.
В процессе развития СМИ в
указанные годы большое внимание уделялось обсуждению технических новинок в
производстве, новым методам работы, обеспеченности населения социальными
объектами и жильем, обмену опытом. Поэтому в эти годы в стране увеличилось
количество радиопередач «с полей» и «с производства», увеличился тираж газет,
открылись новые фабрично-заводские и совхозные печатные органы. Несмотря на
сложности развития средств массовой информации, наибольшей широты и охвата
жизни общества они добились именно в это время.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Послевоенная перестройка журналистики 1.1 Государственное регулирование печатных СМИ Регулирование советской
внешнеполитической пропаганды в печатных СМИ изначально предполагало «ручное
управление» как наиболее эффективное. Это связано, прежде всего, с природой
советского режима как тоталитарного, одной из характеристик которого, согласно
типологии режимов российского и американского политолога А.П. Цыганкова,
является «технологически обусловленный и почти всеобъемлющий контроль партии и
ее преданных кадров над всеми средствами массовой коммуникации и информации –
прессой, радио, кино»[1].
Можно выделить несколько уровней
нормативных актов, регулирующих сферу печатных СМИ:
– общегосударственный –
Конституция СССР, Декреты и Постановления Президиума ВЦИК, Декреты СНК,
Постановления и решения ЦК КПСС и СНК СССР, инструкции и директивы министерств
и ведомств (включая Отдел пропаганды и агитации при ЦК КПСС (Агитпроп) и
Главное управление по охране военных и государственных тайн в печати при Совете
Министров СССР (Главлит);
– региональный –
постановления и директивы республиканских органов управления (областных и
краевых комитетов, ЦК компартий союзных республик);
– документы местного
уровня;
–
производственно-распорядительные документы – локальные нормативные акты,
принятые на уровне учреждения или организации для установления внутреннего
распорядка работы (уставы и положения газет, журналов и информационных
агентств).
Некоторые отечественные
авторы, в частности О.Д. Минаева, выделяют также в качестве документов,
регулирующих область СМИ, выпуски «руководящих» партийных изданий по общим
вопросам деятельности средств массовой информации и по конкретным направлениям
пропаганды; информационные бюллетени Пресс-бюро СССР для информирования
журналистов и отраслевых специалистов о выпуске необходимых материалов, а также
публичные выступления руководителей партии, которые часто являлись для
журналистов прямыми указаниями для их работы[2].
На наш взгляд, эти
источники нельзя отнести к какой-либо категории нормативно-правовых актов,
регламентирующих деятельность СМИ, однако можно согласится в том, что они
служили сигналом к определенным действиям и изменениям редакционной политики
для печатных СМИ. Приведенная выше классификация нормативно-правовых актов
позволяет представить примерную структуру законодательной базы, регулирующей
сферу внешнеполитической пропаганды в печатных СМИ, и подойти к рассмотрению
изменений в правовом поле, которые касались органов государственной власти,
осуществляющих политику в сфере внешнеполитической пропаганды.
После окончания Великой
Отечественной войны происходит логичное переустройство системы всех органов
управления на мирный лад. Отечественные специалисты послевоенного времени
используют разные подходы к изучению данного периода с точки зрения перестройки
пропагандистского аппарата и в целом системы СМИ. Одни рассматривают этот
период целостно, обозначая его как развитие журналистики в послевоенное
десятилетие с 1945 по 1956 гг.[3], другие выделяют несколько
этапов в реорганизации советской пропаганды – период кризиса антигитлеровской
коалиции (1943 1947 гг.), переходный период перестройки пропагандистского
аппарата в условиях холодной войны (1947 1951 гг.) и становление нового образа
врага в лице США (с 1951 г.)[4].
Как нам представляется,
вопрос с внутренней периодизацией эволюции системы пропаганды в рамках
послевоенного десятилетия может быть дискуссионным, однако бесспорным рубежом
для нового этапа развития печатных СМИ является XX съезд КПСС в 1956 г. В
послевоенное десятилетие нормативно-правовая база в целом не претерпела
каких-либо серьезных изменений, кардинальным образом повлиявших на ранее принятый
курс партии в отношении печатных СМИ и журналистики. Что касается созданного в
начале войны Совинформбюро, которое к ее концу снабжало материалами 32
телеграфных и газетных агентства, а также 18 радиостанций разных стран, включая
США, Великобританию, Канаду, Австралию, Индию, Китай и др., то после завершения
войны оно было реорганизовано и передано сначала напрямую в ведение Совета
Министров СССР, а затем под управление Государственного комитета по культурным
связям с зарубежными странами до 1961 г.[5]
В составе этого Комитета
Совинформбюро вплоть до его ликвидации и создания на его базе Агентства печати
«Новости» занималось подготовкой и распространением за рубежом статей, очерков
и иллюстраций о внутреннем преобразовании Советского Союза и его внешней политике,
то есть по сути выполнял функцию канала внешнеполитической пропаганды и
распространения «мягкой силы» СССР на страны Запада.
Некоторые историки
отдельно обособляют период с 1953 по 1956 г., до XX съезда, отмечая признаки
«сокращения количества упоминаний о Сталине в сравнении с предыдущим годами» и
обращая внимание на «очищение» идеологической пропаганды в СССР от «чрезмерных
проявлений сталинского культа в периодических изданиях…»[6]. С утверждением того, что
данный период является своего рода переходным, трудно спорить, поскольку со
сменой руководства партии и приходом к власти Н.С. Хрущева появляются новые
изменения в идеологии пропаганды, а культ личности Сталина постепенно исчезает
из общественного информационного поля.
Выступление Н.С. Хрущева
на XX съезде КПСС, состоявшимся в Москве с 14 по 25 февраля 1956 г.[7], стало определенным
водоразделом для всей системы СМИ. Решения XX съезда КПСС придали импульс к
созданию новых газет и журналов, главной целью которых являлась помощь
специалистам, работающим в сфере пропаганды и агитации.
В феврале 1954 г. был
одобрен курс на усиление справочно-информационной поддержки органов пропаганды
в связи с созданием журнала «Партийная жизнь», целью которого являлось
улучшение «партийно-организационной и партийно-политической работы, освещение
положительного опыта … агитационно-пропагандистской работы», а также
размещение «консультаций для партийных организаций, пропагандистов и
агитаторов».
28 августа 1956 г. было
принято Постановление ЦК КПСС «Об издании журнала «Агитатор», впоследствии
ставшего основным периодическим изданием для специалистов в сфере пропаганды.
Одной из главных задач журнала являлось освещение центральных проблем
внутренней и внешней политики КПСС и Советского правительства.
Таким образом, комплекс
вышеперечисленных документов свидетельствовал о важности создания эффективного
механизма государственного регулирования сферы внешнеполитической пропаганды в
печатных СМИ для советского руководства и о завершении этапа формирования
единого пропагандистского комплекса к началу 1960-х гг. Все эти преобразования
в сфере управления печатными СМИ привели к изменениям и в области
внешнеполитической пропаганды. [1] Цыганков А.П.
Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М.:
Интерпракс, 1995. С. 185. [2] Минаева О.Д.
История отечественной журналистики. 1917-1945. М.: Издательство «Аспект Пресс»,
2018. С. 119. [3] Овсепян Р.П.
История новейшей отечественной журналистики (Февраль 1917 – начало 90-х годов).
М.: Издательство Московского университета, 1996. С. 40. [4] Фатеев А.В. Образ
врага в советской пропаганде. 1945-1954 гг. М.: Институт российской истории РАН
в сотрудничестве с институтом им. Меллена, 1999. С. 41. [5] Беглов С.И.
Внешнеполитическая пропаганда. Очерк теории и практики. М.: Высш. шк., 1984. С.
198. [6] Куропаткин А.П.
Новые направления в идеологической пропаганде СССР после смерти И.В. Сталина //
Известия Самарского научного центра РАН. 2011. № 3-1. С. 168. [7] Постановление ЦК
КПСС о преодолении культа личности и его последствий. 30 июня 1956 г. // Коммунистическая
Партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов
ЦК (1898-1986). Т. 9. 1956-1960. С. 111.