Курсовая теория на тему Журналист в социальных медиа: проблема самоидентификации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1.
Самоидентификация. Понятие, сущность.
1.2.
Эволюция самоидентификации. Самоидентификация в социальных медиа
1.3. Способы
и языковые средства самоидентификации.
Список
использованной литературы
Введение:
Актуальность
исследования. Сегодня каждый журналист с целью профессиональной
самореализации стремиться найти площадку для освещения важных социальных
проблем, найти заинтересованную аудиторию, оказать влияние на общественную и
социальную жизнь. Наиболее востребованной такой площадкой являются социальные
медиа.
Тенденции нынешнего времени таковы, что вся публицистика
перемещается в Интернет. Его особенностью является то, что создателем контента
может стать абсолютно каждый. Это накладывает определенные трудности на процесс
самоидентификации журналиста. Он должен найти себя, заинтересовать максимальное
число аудитории, качественно донести до нее информацию.
Проблема самоидентификации в социальных медиа стала объектом
исследований многих современных ученых. Понимание особенностей виртуальной
самоидентификации, знание ее возможностей поможет вывести интернет-журналистику
на качественно новый уровень. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Объект исследования
– профессиональная самоидентификация журналиста.
Предмет –
журналист в социальных медиа: проблема самоидентификации.
Цель исследования
– выявить проблемы и особенности самоидентификации журналистов в социальных
медиа.
Для достижения поставленной цели нами был сформулирован ряд задач:
1) раскрыть понятие и сущность самоидентификации;
2) изучить эволюция самоидентификации и самоидентификацию в
социальных медиа;
3) выделить способы и языковые средства самоидентификации.
Научная значимость работы. Несмотря на то, что
исследования проблем самоидентификации в социальных медиа проводится давно,
последовательное и всеохватное изучение именно самоидентификации журналистов
еще не проведено. Важно проследить специфику самоидентификации и выделить
проблемы профессиональной идентификации. К тому же, исследования подобного рода
позволяют данное направление в исследованиях СМИ сделать непрерывным.
Основой исследования являются методы
сравнительного анализа, контент-анализа, синтеза, сопоставительный метод,
логический вывод.
Методологическая и
теоретическая база данного исследования довольно обширная, поскольку интерес к
профессиональной самоидентификации в социальных медиа постоянно растет. К
данному исследованию были привлечены труды таких ученых как М.К. Карпова,
М.А. Монина, которые написали статью «Социальные сети как особый канал
самопрезентации индивида», Я. Логиновой, труды которой стали основой книги «Твиттер-элита
России: кто такие топовые блогеры и какие стратегии сделали их таковыми?», Д.Ю.
Кульчицкая и ее материал «Социальные сети как инструмент в работе российского
журналиста» и др.
Все
вышеперечисленные труды явились методологической базой данного исследования.
В соответствии с требованиями, курсовая работа
состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной
литературы, состоящего из 35 пунктов.
Заключение:
В рамках данного исследования мы рассмотрели трактование
понятия «самоидентификация» с точки зрения философии, психологии и социологии.
В нашем исследовании мы исходили из того, что самоидентификация представляет
собой процесс представления индивида о себе по отношению к рефренной группе.
Процесс самоидентификации идет рядом с социализацией личности, поэтому
постоянно совершается, находясь в состоянии совершенствования. Современный
журналист характеризуется многими идентификациями (сюда относится и
гражданская, и общественная, и культурная и т.д.), которые проявляются в разной
степени в зависимости от ситуации.
Самоидентификация претерпела различные изменения с течением
времени. Так, в ХІХ веке она
не имела особого значения, более личность не имела возможности найти
собственное «Я». Сегодня процесс самоидентификации занимает особое место в
жизни общества в целом и профессиональной деятельности журналиста, в частности.
Современное общество построено таким образом, что каждый человек и профессионал
имеет возможность развиваться, демонстрировать свою индивидуальность,
высказывать собственную точку зрения. Важную роль в этом процессе сыграло
интернет пространство, а именно активное развитие социальных медиа. Социальные
медиа играют важнейшую роль в социализации и социальной адаптации индивида.
Активность этого индивида в социальных медиа является фундаментом для его
виртуальной самоидентификации, однако такая самоидентификация влияет на
экзистенцию в реальном мире.
Структура субъекта Интернет-коммуникации включает в себя
компоненты реальной и виртуальной личности, соотношение которых непосредственно
влияет на идентификацию и процесс самопрезентации. Социальные медиа являются
результатом реконструкции в сетевом коммуникативном пространстве настоящего или
вымышленного образа, онтология которого задается реальным субъектом. Она имеет
большой деятельностный потенциал, который по многим параметрам превосходит
потенциал реальной личности в силу своей мобильности и разнообразия средств
самопрезентации. Становясь самостоятельным субъектом сетевого сообщества,
виртуальный журналист может служить мощным инструментом воздействия на реальную
личность и общество в целом: будь то «поиск себя» и самоидентификации, будь то
стремление быть принятым и оцененным в виртуальном мире, через поиск
оптимальных форм построения социальных контактов.
Социальные
медиа вошли практически во все сферы нашей жизни, в том числе и в
профессиональную деятельность журналистов. Их профессиональная
самоидентификация в современных условиях имеет свою специфику. Выражается она в
использовании специальных способов, в том числе языковых средств.
В
частности, к ним относятся стилевая гибридность, особая семантическая
структура, названия-навигаторы, наличие гипертекста, самопрезентация, речевое
взаимодействие, представляющее собой диалектическую противоположность, ценность
материального успеха.
Фрагмент текста работы:
1.1.
Самоидентификация. Понятие, сущность
Профессиональная самоидентификация журналиста имеет место
там, где речь идет о самоопределении его как профессионала, о его самосознании
самого себя как члена общества, жителя страны, субъекта профессиональных отношений.
Но перед тем, как анализировать проблему самоидентификации журналиста,
необходимо провести анализ определения «самоидентификация», которое имеет
различные понимания в отечественной науке. Понятие «самоидентификация»
употребляется в концептуальных подходах и теориях, но также имеет разное
значение в зависимости от конкретной парадигмы. В то же время взаимные ссылки
разных авторов дают основание говорить о том, что при всей многозначности
понятия оно имеет единственное ядро, которое сохраняется при любой
интерпретации. В рамках данного исследования мы будем рассматривать «самоидентификацию»
в плоскости таких наук, как психология, социология, философия и лингвистика.
Проблематику определения понятия идентификации и
самоидентификации активно разрабатывали представители различных школ зарубежной
социологии, это Ч. Тейлор, Ч. Кули, Дж. Мид, И. Гофман, П. Бергер, Т.
Лукман, Э. Смит, Э. Гидденс, Г. Тетджфел Дж. Тернер, А. Токвиль, Ж.
Липовецкий; представители философской науки Ж. Бодрийяр, Э. Лакло, Ш. Муфф,
З.Бауман, С. Жижек; психологи Э. Гиддэнс, Д. Жоделе, Г. Зиммель, В. Зливков, Д.
Кэмпбелл, Ж. П. Кодол, Дж. Марсия, А. Маслоу, С. Московичи, Дж. Тернер, Г.
Тажфель, С. Фрейд, Э. Фромм, М. Шериф, Э. Эриксон и др.
Самоидентификация – это комплексная деятельность человека по
самоопределению, результатом которой является тождество человека с самим собой.
Тождество предполагает соотнесение себя как «Я» с истинным «Образом Я».
Соответственно, самоидентификация, будучи процессом выработки «Образа Я»,
предполагает представление об истинном и ложном «Я». Это представление
рождается в процессе самоопределения, поиска самоидентичности [3, с. 46].
Самоидентификация как психологический механизм формирования
идентичности выполняет весьма важные функции, в частности:
— отбор новых личностных и социальных ценностей в структуру
идентичности;
— переструктурирование идентичности в соответствии с
особенностями новых элементов, вошедших в ее структуру;
— определение индивидом значения и ценности новых элементов
идентичности и сопоставление их с предыдущими социальными ценностями, также
входящими в структуру самоидентификации [7, с. 13].
Самоидентификация обеспечивает стабилизирующую и
одновременно стирает образующую функцию социализации, поскольку таким образом
меняется иерархия социальных приоритетов в структуре идентичности.
Различают несколько уровней самоидентификации, в частности:
социально-профессиональный, семейно-классовый, национально-территориальный,
религиозно-идеологический, эволюционно-видовой, половой, духовный и др.
Кроме того, выделяют три основные стадии, по которым
происходит самоидентификация:
1) актуализация привлечения к структуре идентичности новых
личностных и социальных ценностей;
2) переструктурирование идентичности в соответствии со
спецификой новых её структурных элементов;
3) определение иерархии приоритетности новых элементов и
сравнение их с предыдущим комплексом личностно ролевых ценностей [6; 15].
Понятие «самоидентификация» была взята из психологии. В
контексте психоанализа З. Фрейд первым ввёл термин «самоидентификация»,
определил «Эго» внутри человеческой психики между стихийным «Оно» и
социально-нормативным «Супер-Эго». Это обусловливает проблему, с которой
столкнулся философ П. Рикер – внутреннюю противоречивость индивидуальной
самоидентификации, потому что двойственность «Эго» предполагает его изменчивость,
динамику, а стихийное влияние «Оно» наоборот – статику, постоянство. Самоидентификация,
по З. Фрейду, – это представление человека о своем «Я», характеризующееся
субъективным чувством своей индивидуальной идентичности и целостности;
отождествление человеком самого себя (частично осознаваемое, частично
неосознаваемое) с теми или иными типологическими категориями (социальным
статусом, полом, возрастом, ролью, образцом, нормой, группой, культурой и т.д.)
[26, с. 36].
Согласно теории Ч. Кули, представление индивида о себе
зависят от того, каким его воспринимает окружение. Во внешние представления
индивид смотрит как в «зеркало», отражая их, создает собственные представления
о самом себе. Важную роль такой процесс играет на раннем этапе развития
человека, поскольку именно в этом возрасте из-за реакции других у человека
формируются идеи и суждения относительно своего «Я». Позже такие представления
трансформируются в стабильную концепцию личности или в индивидуальную
(социальную) идентичность. Самоидентификация, по Ч. Кули, – это просто
представление или система представлений, почерпнутая из общения с другими
людьми. Область, на которую главным образом распространяется чувство «я», лежит
в пределах общественной жизни, а не вне ее; те специфические индивидуальные
склонности или стремления, эмоциональным аспектом которых выступает чувство
«я», находят свое важнейшее проявление в сфере личных влияний, отражаются в
сознании человека как совокупность его взглядов на себя. Связанная с мнением о
других людях, идея «я» всегда является осознание человеком индивидуальности или
своеобразия своей жизни, потому что именно эту сторону жизни необходимо
поддерживать целенаправленными усилиями, и именно она агрессивно проявляет себя
всякий раз, когда, по мнению человека, его собственные устремления идут вразрез
с устремлениями других людей, с которыми он мысленно себя соотносит. Именно здесь
агрессивность особенно необходима для того, чтобы побудить человека к
характерной для него деятельности, способствовать развитию тех личных особенностей,
которых требует обеспечение общего хода жизни [16, с. 130-132].
Важно заметить, что в своих работах авторы не употребляли
понятие «самоидентификация», но разработанные ими теоретические положения в
дальнейшем стали важными компонентами его концептуализации. После этих
разработок в социологии пропало предположение о личностной самоидентификации как
сущности человеческой природы. Сама социальная обусловленность стала
теоретической основой трактовки понятия как социально-научной категории.
Основу современного понимания процесса самоидентификации
составляет концептуализация отношений «Я-другой», представленная в рамках
символического интеракционизма Дж. Г. Мида. В его работах «самость» (Self) по
содержанию совпадает с понятием самоидентификации, хотя самого этого термина он
не использовал (сегодня он переводится на другие языки именно как самоидентификация).
Дж. Мид трактовал самоидентификацию как социальное образование: идентификация и
интеракция постоянно переходят друг в друга. Коммуникативная природа самоидентификации
заключается в том, что каждый начинает воспринимать себя таким, каким его видят
другие, принимая роль другого, индивид оценивает себя с его точки зрения.
Нами были приведены трактовки понятия «самоидентификация» с
позиции психологии. Важно отметить, что данные интерпретации отличаются друг от
друга. Так, согласно Э. Эриксону, представителю психоаналитической традиции, самоидентификация
«размещается» в глубинных слоях психической структуры. И хотя она формируется и
изменяется в ходе взаимодействия индивида с другими, кризисы и их преодоление
происходят именно во внутреннем мире и представляют собой непрерывный процесс.
В работе «Идентичность: юность и кризис» Э. Эриксон объясняет, что понятие самоидентификации
обозначает твёрдо усвоенный образ себя во всём богатстве отношений личности к
окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью
собственным «я» независимо от изменений «я» и ситуации; способность личности к
полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития. Самоидентификацию
автор определяет, как показатель зрелой (взрослой) личности, истоки и тайны
организации которой скрыты на предыдущих стадиях развития [34, с. 12].
Социологи выражают другую точку зрения. Они склонны
рассматривать самоидентификацию как то, что формируется в результате
социального взаимодействия. Это своего рода знак (или – стигма, по терминологии
И. Гофмана), с которым связано определённое поведение. По П. Бергеру, самоидентификация
социальна не только по происхождению, но и по способу поддержки.
Соответственно, ее не следует рассматривать как устойчивое, данное человеку от
начала образования.
Ученый П. Бергер вместе с Т. Лукманом стали учредителями
конструктивистского подхода в социологии, согласно которому самоидентификация
является той составляющей личности, которую можно сконструировать, воспитать,
разработать и сформировать в период социализации человека. В совместной работе
«Социальное конструирование реальности», авторы предлагают рассматривать самоидентификацию
в контексте социальной структуры общества. Последняя определяется как сумма
типизаций, создающих повторяющиеся образцы взаимодействия. Т. Лукман и П.
Бергер пишут: «Отношения одного индивида с другими не сводятся к отношениям
только с партнерами и с современниками. Они вступают также и в отношения с
предшественниками и преемниками, теми другими, живших раньше и которые будут
жить после них в общей истории их общества. Кроме бывших партнеров, люди,
связанные с предшественниками с помощью крайне анонимных типизаций –
«прародители эмигранты» или «отцы-основатели». Преемники индивида будут типизироваться
еще более анонимно – «мои внуки» или «будущее поколение». Эти типизации, по
сути, пустые абстракции, совершенно лишены индивидуального содержания, тогда
как типизации предшественников, по крайней мере до некоторой степени, имеют
такой смысл, хотя и довольно мифического характера. Как бы там ни было,
анонимность обеих систем типизации не мешает тому, что они становятся
элементами реальности повседневной жизни, иногда достаточно важными. В конце
концов, я могу пожертвовать жизнью ради верности отцам-основателям или для
будущих поколений» [5, с. 60].
В рамках когнитивного подхода учёным И.В. Митиным была
разработана классическая теория самоидентификации. Авторы рассматривают самоидентификацию
как механизм регуляции поведения в соответствующих условиях. В основе изучения
феномена самоидентификации находится идея о том, что каждый индивид
характеризуется определенными социальными и индивидуальными характеристиками,
которые могут быть как общими, присущими большинству, так и уникальными,
индивидуальными. И.В. Митин так объясняет эту закономерность. Во-первых,
индивиду свойственно стремление к положительной «Я-концепции». Во-вторых,
достигается это через категоризацию социального мира и идентификацию себя с
определенными категориями, за счет которых индивид получает свою самоидентификацию,
как составляющую «Я-концепции». В-третьих, группы, к которым индивид себя
относит, должны обеспечивать положительный вклад в «Я-концепцию», и это будет
вызывать процесс дифференцировки категории членства от других категорий. Такое
дифференцирование происходит с помощью процесса сравнения собственной группы с
другими. Предыдущие процессы приводят к тому, что группы будут всегда искать
положительные отличия и стремиться увеличить их, проявляя приверженность группы
членства [23, с. 6-7].
Понятие самоидентификации является одним из ключевых в
философской мысли ХХ века. И.А. Латыпов утверждает, что современный
человек столкнулся с глубоким кризисом, который заставил задать себе вопрос
«Кто я?». Ответом на него является именно самоидентификация. По мнению
исследования, существует формальная и реальная самоидентификация. Основываясь
на концепцию В. Хессле, И.А. Латыпов утверждает, что формальная
самоидентификация присуща абсолютно каждому человеку любого возраста, а вот
реальная зависит от статуса личности и может меняться с течением времени [17,
с. 25]. Итак, в философии самоидентификация определяется как соотнесение себя с
собой, в результате чего формируется представление о себе как об уникальной
личности.
С точки зрения лингвистики самоидентификация означается
определение своего места в жизни, обществе, осознание общественных, классовых и
национальных интересов [23, с. 5].
Итак, мы рассмотрели различное трактование понятия
«самоидентификация». В рамках данной работы мы будет исходить из того, что
самоидентификация присуща каждому человеку, она может меняется в течении в
жизни под воздействием внешних обстоятельств, постоянно совершенствуясь, ее процесс
связан со становлением личности, осознанием своего «Я», своего места в жизни
общества. Современный журналист характеризуется многими идентификациями (сюда
относится и гражданская, и общественная, и культурная и т.д.), которые
проявляются в разной степени в зависимости от ситуации.